Решение тригонометрических уравнений
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме

Яковлева Татьяна Викторовна Барвихинская сош

Краткий теоретический материал для обучающихся 10-11 классов. Содержит понятие тригонометрического уравнения, формулы корней простейших тригонометрических уравнений. Обучающая презентация рассматривает примеры решения простейших тригонометрических уравнений .  Вторая подборка позволяет познакомится с семью основными методами решения более сложных тригонометрических уравнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Простейшие тригонометрические уравнения

Простейшими тригонометрическими уравнениями называются уравнения вида .

  Уравнение  может иметь решение только при          (-1≤  а ≤ 1 ) . Решение этого уравнения находят по общей формуле

.

Пример.  1. Решить уравнение .

Решение. По кругу находим . Следовательно, .


Частные случаи:



1.      ;



2.      ;



3.      .


  Уравнение  может иметь решение только при . Решение этого уравнения находят по общей формуле

.

Пример. 2.6.2. Решить уравнение .

Решение. По кругу находим Следовательно, .

Частные случаи:

1.      ;

2.      ;

3.      .

 

  Уравнение  имеет решение при всех значениях a. Решение может быть найдено по формуле

Пример 2.6.3. Решить уравнение .

Решение. По кругу находим . Следовательно, .

 

  Уравнение  имеет решение при всех значениях a. Решение может быть найдено по формуле

Пример 2.6.4. Решить уравнение .

Решение. Следовательно, .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тригонометрические уравнения. Основные методы решений

 

 

 

Методы решения тригонометрических уравнений.

 Решение тригонометрического уравнения состоит из двух этапов: 

 преобразование уравнения для получения его простейшего вида   

и  решение полученного простейшего тригонометрического уравнения.

 Существует семь основных методов решения  тригонометрических уравнений.

 

1. Алгебраический метод.  Этот метод нам хорошо известен из алгебры

   ( метод замены переменной и подстановки ).

  

2. Разложение на множители.  Этот метод рассмотрим на примерах.

 

    П р и м е р  1.  Решить уравнение:  sin x + cos x = 1 .

 

    Р е ш е н и е .   Перенесём все члены уравнения влево:

 

                                                               sin x + cos x – 1 = 0 ,

 

 преобразуем и разложим на множители выражение в    левой части уравнения:

                              

    П р и м е р   2.   Решить уравнение:  cos 2 x + sin x · cos x = 1.

 

    Р е ш е н и е .     cos 2 x + sin x · cos x  sin 2 x  cos 2 x = 0 ,

 

                                            sin x · cos x  sin 2 x = 0 ,

 

                                            sin x · ( cos x  sin x ) = 0 ,

                               

    П р и м е р   3.   Решить уравнение:  cos 2x  cos 8x + cos 6x = 1. 

     Р е ш е н и е .    cos 2x + cos 6x = 1 + cos 8x ,

 

                               2 cos 4x cos 2x = 2 cos ² 4x ,

 

                               cos 4x · ( cos 2x –  cos 4x ) = 0 ,

    

                               cos 4x · 2 sin 3x · sin x = 0 ,

                              1).  cos 4x = 0 ,               2).  sin 3x = 0 ,          3). sin x = 0 ,

                            

3.

Приведение к однородному уравнению. Уравнение называется однородным относительно  sin  и  cosесли все его члены одной и той же степени относительно sin  и cos  одного и того же угла. Чтобы решить однородное уравнение, надо:

 

   а)  перенести все его члены в левую часть;

   б)  вынести все общие множители за скобки;

   в)  приравнять все множители и скобки нулю;

   г)  скобки, приравненные нулю, дают однородное уравнение меньшей степени, которое следует разделить на 

        cos ( или sin ) в старшей степени; 

   д)  решить полученное алгебраическое уравнение относительно tan . 

 

    П р и м е р .   Решить уравнение:  3sin 2 x + 4 sin x · cos x + 5 cos 2 x = 2.

 

    Р е ш е н и е .  3sin 2 x + 4 sin x · cos x + 5 cos 2 x = 2sin 2 x + 2cos 2 x ,

 

                             sin 2 x + 4 sin x · cos x + 3 cos 2 x = 0 ,

 

                             tan 2 x + 4 tan x + 3 = 0 ,  отсюда  y 2 + 4y +3 = 0 ,

 

                             корни этого уравнения:  y1 = 1,  y2 = 3,  отсюда

                             1)   tan x = –1,                  2)   tan x = –3,

                              

 

4. Переход к половинному углу. Рассмотрим этот метод на примере:

 

    П р и м е р .  Решить уравнение:  3 sin x – 5 cos x = 7. 

    Р е ш е н и е .  6 sin ( x / 2 ) · cos ( x / 2 ) – 5 cos ² ( x / 2 ) + 5 sin ² ( x / 2 ) =

                                                                         = 7 sin ² ( x / 2 ) + 7 cos ² ( x / 2 ) ,

                             2 sin ² ( x / 2 ) – 6 sin ( x / 2 ) · cos ( x / 2 ) + 12 cos ² ( x / 2 ) = 0 ,

                             tan ² ( x / 2 ) – 3 tan ( x / 2 ) + 6 = 0 ,

                                     .   .   .   .   .   .   .   .   .   .

5. Введение вспомогательного угла. Рассмотрим уравнение вида:

 

                                           a sin x + b cos x = c ,

 

    где  a, b, c – коэффициенты;  x – неизвестное.

Теперь коэффициенты уравнения обладают свойствами синуса и косинуса, а именно: модуль ( абсолютное значение ) каждого из них не больше 1, а сумма их квадратов равна 1Тогда можно обозначить их соответственно как cos  и sin  ( здесь - так называемый вспомогательный угол ), и наше уравнение принимает вид:

 

 

6. Преобразование произведения в сумму. Здесь используются соответствующие формулы.

    

    П р и м е р  Решить уравнение:  2 sin x · sin 3x = cos 4x.

 

    Р е ш е н и е .  Преобразуем левую часть в сумму:

 

                                        cos 4x – cos 8x = cos 4x ,

 

                                                 cos 8x = 0 ,

 

                                                 8x = / 2 + k ,

 

                                                 x = / 16 + k / 8 .

 

7. Универсальная подстановка. Рассмотрим этот метод на примере.

                                                                                                                                             

      П р и м е р .   Решить уравнение:  3 sin x – 4 cos x = 3 .

  

                               

                             Таким образом, решение даёт только первый случай.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иррациональные уравнения. Показательные уравнения.Логарифмические уравнения.

Тип урока: Урок повторения. Форма урока – мастерская (групповая работа)Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и сущест...

Итоговый контроль по темам № 1, 2, 3, 4: «Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена»

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к  единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступител...

Тема 18. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Уравнения, решаемые понижением степени. Однородные уравнения и приводимые к ним. Универсальная подстановка.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени

Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах,  Решение иррациональных,  показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений  часто сводится к решени...

Учебный модуль по теме " Уравнение. Решение уравнений.Решение текстовых задач с помощью уравнений."

Данный учебный модуль разработан   в рамках персонализированного обучения .Модуль расчитан на 12 часов. Содержитз адания для прохождения уровней  цели 2.0,,3.0 и 4.0.В модуле представле...

Презентации по теме "Системы двух линейных уравнений", "Метод подстановки для решения систем уравнений", "Метод сложения для решения систем уравнений" .

Презентации проедполагает использование при проведении онлайн урока по теме "Системы двух линейных уравнений", "Метод подстановки для решения систем уравнений", "Метод сложени...