Главные вкладки

    Урок математики в 5 классе «Деление десятичных дробей на натуральное число и история правил дорожного движения»
    методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

    Артамонова Алифтина Евгеньевна

    Урок способстует формированию навыков решения задач прикладного характера, обеспечивающих безопасность движения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл delenie_desyatichnyh_drobey_na_naturalnoe_chislo_i_pdd.rar1.87 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Богатищевская средняя общеобразовательная школа»

    Урок математики в 5 классе по теме:

                                     Учитель математики высшей квалификационной категории

                                           Артамонова А.Е.    

    2013

     «Деление  десятичных дробей на натуральное число

     и история правил дорожного движения»

    Цели урока:

    образовательная: закрепить умения делить десятичные дроби на натуральное число; формировать навыка решения задач прикладного характера, обеспечивающих безопасность движения.

            воспитательная: воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие;  воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать другого, уважение к мнению товарища;  формировать умения организовывать свою деятельность.

    развивающая: развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, познавательный интерес к изучению математики,  акцентировать внимания на вопросах правил дорожного движения.

    Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку.

    Ход урока.     

    1. Организационный момент.

     « Здравствуйте, ребята!»,
               Хочу пожелать вам

    Удач, успехов на уроке!

    Итак, мы отправляемся в путь по дороге знаний.

     2. Мотивация урока. Каждый день мы приобретаем новые  знания по математике, русскому языку и другим предмета. Как вы думаете, нужны ли знания по математике при  организации движения транспортных и пешеходных потоков,  работе светофоров?  Нужны! Ведь все движение транспорта основано на математических законах: это и вычисление тормозного пути, и  выяснение причин ДТП. Сегодня мы с вами убедимся в этом.

    3. Актуализация опорных знаний.

    Ребята,  давайте вспомним правила, с помощью которых нам предстоит  выполнять математические расчеты:

    1. Сформулируйте правила сложения и вычитания десятичных дробей.
    2. Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число.
    3. Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000?
    4. Как разделить десятичную дробь на натуральное число?
    5. Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000?

    Задание №2 «Расшифруй слово». Перед нами - упражнения. Рядом с каждым упражнением – буква-код. Ниже – таблица. Выполняя упражнения, учащиеся должны соотнести букву-код с числом в таблице.

    Х     5,2 ∙ 2 =                    Е     0,12 ∙ 10 =              

    Д    0,15 ∙ 2 =                   Е       32,5 ∙ 2 =          

    К    1,5 ∙ 4=                      Н      31,25 :10

    Ш   0,13 ∙ 10 =                 Ы    0,004 ∙ 100 =

    О    12,6 :  2 =                  З      8 : 10 =

    П     8,36 : 4 =                 В    10,5 ∙ 4 =

    2,09

    1,2

    1,3

    65

    10,4

    6,3

    0,3

    0, 4

    п

    е

    ш

    е

    х

    о

    д

    ы

    В результате выполнения упражнений, получилось слово «Пешеходы».

    Кто это? Это участники  дорожного движения.   Да, это мы. Каждый из нас несколько раз в день переходит дорогу и может подвергаться опасности.

    Задание №3 «Потерялась запятая». Известно, что запятая имеет важное значение в русском языке, в математике и в обыденной жизни.  Так и в математике от положения запятой зависит верность или неверность ответа. Расставьте в следующих  равенствах запятые:

    а)  51,27 × 10 =5127

    б)  34,51: 100 =  3451

    в)  102,17 × 0,1 = 10217

    г)  55,27 : 10 = 5527

    д) 18 : 100 =   18

    4. Решение упражнений на умножение десятичных дробей.

    1.  Работа в парах.

    Первые правила дорожного движения в мире были приняты во Франции 16 августа 1893 г. Префект полиции Парижа решил навести порядок c уличным движением недавно появившихся автомобилей. В стране уже насчитывалось 600 автомобилей. Запрещалось ездить по городу cо cкороcтью более 12 км/ч, а за городом более 20 км/ч.
    Когда появились автомобильные правила дорожного движения в России?

    Вычислите значение  выражения  18,64×100 + 24  ×  (40,6 : 29), ответ округлите до целых и ответьте на поставленный вопрос.  (1898 г)

    Учитель:  9(21) сентября 1898 г. появились автомобильные правила дорожного движения в России. Тогда Петербургский градоначальник подписал правила "О порядке паccажирcкого и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях".

    Движение машин и людей помогают организовывать дорожные знаки, они  помогают всем правильно ориентироваться в сложной обстановке на дорогах. Вот почему надо знать эту азбуку улиц и дорог, как водителям, так и пешеходам.

    2. Групповая  работа . (дифференцированная работа)

     Математическое лото. Каждой  команде вручается разрезанный на небольшие куски дорожный знак. Учащиеся должны собрать знак и ответить на вопросы.

    1 команда: 

    Какие первые дорожные знаки появились в России?

    2 команда: 

    Как назывались первые указатели расстояния?

    3 команда.

    Кто в России получил первое водительское удостоверение?

    Вычислите

    1. 261,6 : 8
    2. 53,76 : 48
    3. 6,786 : 29
    4. 27 : 5
    5. 3 : 12
    6. 84,57 : 10

    Вычислите

    1. 415,8 : 54
    2. 144,96 : 48
    3. 5,964 : 71
    4. 32 : 50
    5. 5 : 16
    6. 39 : 100

    Вычислите

    1. 243,2 : 8;  
    2. 88,298 : 7;
    3. 0,644 : 92;
    4. 0,909 : 45;  
    5. 3 : 32;
    6. 32: 100.                  

    ОТВЕТЫ

    ОТВЕТЫ

     1)  32,7;     2) 1,12;

     3) 0,234;    4) 5,4;

     5) 0,25;      6) 8,457

    1)  7,7;         2) 3,02;  

    3) 0,084;      4) 0,64;  

    5) 0,3125;   6) 0,39

    1)  3,04;        2) 12,614  

    3) 0,007;     4) 0,0202;  

    5) 0,09375;   6) 0,39

    1 вариант  собирает карточку,  на которой изображены верстовые столбы (верста).   (Еще при царе Алексее Михайловиче в 1629 г. начали ставить верстовые столбы от Москвы до села Коломенское, окрашивали  их полосами в цвета русского национального флага. «Полосатые версты» были хорошо видны. Верста́ — русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяча пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1 066,8 метрам).

    2 вариант  собирает карточку,  на которой изображены каменные столбы на римских дорогах, на которых были указаны расстояния.

    Самые первые дорожные знаки появились на римских дорогах. Они выглядели как каменные столбы, на которых были указаны расстояния и были установлены по указанию Гая Гракха (12- г. до н.э). На дорогах через каждые 10 стадий (1800 м) устанавливали указатели, на которых указывалось расстояние до Рима и ближайшего населенного пункта. Помимо этого на столбах фиксировались имя правителя, который построил дорогу и год, в котором это произошло.

     

    В России указ 1817 г. Александра I гласил: "При въезде в каждое селение иметь столб с доской, показывающей как селение называется и какое имеет число душ".

    3 вариант  собирает карточку,  на которой изображен извозчик  (1874 г., первый официальный документ на право управления транспортным средством получил извозчик).

    5. Физкультминутка.

    В положении сидя:

    -  руки заведите за спину, соедините пальцы замком, распрямите плечи и прогнитесь, расслабьтесь;  

    - ноги согнуты в коленях под углом приблизительно 100 градусов, согните стопу, опираясь на пятку, свободно отпустите, вместе и попеременно.

    -встаньте, ходьба на месте.

    Присаживайтесь, продолжим урок.

      Мы – участники  дорожного движения, и иногда можем быть виновниками ДТП, если не будем внимательным.

    1. Задача: Ученик переходит дорогу по зеленому сигналу светофора. двигаясь со скоростью 1,2 м/с. Ширина дороги 15м, с  двух сторон к переходу, не снижая скорости. Приближаются два автомобиля со скоростью 36км/ч. Светофор горит 10 с. В момент включения светофора расстояние от автомобилей до перехода составляло 100 м. Оцените ситуацию. Как должен поступить ученик?

    Решение:

    36 км/ч = 36000м : 3600с = 10м/с

    100 : 10= 10(с) потребуется автомобилям, чтобы поравняться с пешеходным переходом.

    1,2 × 10= 12(м) пройдет ученик.

    15 > 12

     Ответ: ученик не успеет пересечь дорогу. Он должен переждать на осевой линии или на островке безопасности.

    4. Самостоятельная работа. Задание по номерам парт. Решите уравнение   и  назвав букву, соответствующую ответу,  вместе составить  слово. (каждому правильному ответу соответствует буква, когда все буквы будут расставлены, то читаем слово “ шофер ”.)

    1) 134,4 : х = 24                      5,6-   ш

    2)  10 × х + 6,53 = 8,75           0,222  - о

    3)  х × 100 – 0,35 = 14,76       0,1511 – ф        

    4)  5,43 – 12: х = 4,194          0,103   - е,        

    5)  13х – 9х – 0,28 = 3,5        0,945  -  р        


    5,6

    1,511

    0,222


    0,13

    0,1511

    9,45

    0,103  

    0,945  

    ш

    к

    о

    у

    ф

    ч

    е

    р









    Итак, поучили слово «шофер»

    Оказывается,  так раньше называли  кочегара.

    ШОФЕР (франц. chauffeur, которое в свою очередь происходит от слова chauffer - натапливать, делать горячим) - водитель автомобиля. Во Франции шоферами называли людей, профессия которых заставляла иметь дело с огнем. Так как автомобили в первый период своего существования представляли собою паровые самодвижущиеся экипажи, то всех водителей, управлявших этими паровыми автомобилями, и называли шоферами. Это название сохранилось и тогда, и когда паровые автомобили были заменены бензиновыми.

       7. Домашнее задние. №

    Творческое задание. Зашифровать слово, связанное с дорожным движением.

    8. Итоги урока. Рефлексия.

    - Что нового вы узнали на уроке?

    - Какие правила использовались на уроке при решении задач?

    Чтобы путь стал безопасным каждому из нас правопослушным пешеходом:

     Оцените свою работу. 

     Где находится каждый из вас сегодня :

    - у подножья горы;

    - поднимается в гору;

     - на вершине горы?

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Как появились правила дорожного движения

    В мире нет ни одного большого города, который не сталкивался бы с транспортной проблемой. Однако вопреки широко распространенному мнению возникла она вовсе не с началом массового производства автомобилей. Например, проблемы уличных пробок и мест для стоянки остро давали себя знать еще... в Древнем Риме. И первым, кто взялся за их решение, был Юлий Цезарь. Это было около 2000 лет назад.

    Традиционно Юлий Цезарь считается лишь выдающимся полководцем, государственным деятелем и писателем. Но мало кто знает, что именно он ввел в действие древнеримские правила дорожного движения. При всем своем несовершенстве они уже тогда включали ряд положений, которые используются и сейчас, чтобы обуздать транспортное половодье, затопляющее современные города. Так, для предотвращения заторов были введены улицы с односторонним движением. Кроме того, проезд частных колесниц, повозок и экипажей по Риму был запрещен с восхода солнца до конца «рабочего дня», что приблизительно соответствовало двум часам до его захода. Еще более строгие ограничения действовали в отношении иногородних владельцев транспортных средств любого вида, которые были обязаны оставлять их за чертой города и могли передвигаться по улицам только пешком или на «такси», то есть в наемных паланкинах.

    Поскольку светофоры в Древнем Риме еще не были изобретены, а немногочисленные «инспектора ГАИ» с ростом транспортных потоков оказались не в силах обеспечить повсеместный порядок, знатные вельможи нашли собственный способ решения проблемы нерегулируемых перекрестков: они высылали впереди себя скороходов, которые на перекрестках перекрывали движение, обеспечивая беспрепятственный проезд колесниц хозяев

    В России первые правила дорожного движения устанавливались согласно царским указам. Первые упоминания таких указов относятся к 17 веку. Правила тех времен состояли из нескольких строк и говорили как вести себя на дорогах.

    После появления первых самодвижущихся повозок, примерно в 18 веке, и для них были установлены правила. Проблема состояла в том, что такие автомобили были очень медленными и поэтому правила, например в Англии, предписывали впереди самодвижущейся повозки идти человеку с красными флажками и предупреждать пешеходов об опасности попасть под колеса.

    Со времен массового введения правил в каждой стране были свои предписания и нормы для движения по дорогам, что было большой проблемой для путешественников. На международной конференции в 1909 году было принято решение о международном стандарте правил. Также на этой конференции были введены первые дорожные знаки в истории.

     Все дорожные знаки делятся на семь групп. Они различаются как по форме, так и по окраске. На знаки нанесены различные рисунки, для того, чтобы быстрее определить их назначение.

       Знаки первой группы – предупреждающие: они предупреждают водителей и пешеходов о возможной опасности. Их устанавливают на определенном расстоянии от места опасности так, чтобы они были хорошо видны. Форма большинства знаков – треугольник белого цвета с красной каймой.

       Знаки второй группы – знаки приоритета: они устанавливают очередность проезда перекрестков, а также узких участков улиц.

       Знаки третьей группы запрещают какие-либо действия водителей и пешеходов, поэтому их называют запрещающими. Эти знаки имеют форму круга белого цвета с красной каймой. Но бывают также запрещающие знаки, окрашенные в красный или голубой цвет.

       В четвертую группу входят предписывающие знаки. Они предписывают, разрешают водителям двигаться в определенном направлении, выполнять те или иные предписания, указанные на них. Эти знаки круглые, голубого цвета.

       Знаки пятой группы называются информационно-указательными. Они сообщают водителям о различной дорожной обстановке. Эти знаки имеют форму квадрата или прямоугольника с рисунками и надписями на зеленом, голубом или желтом фоне.

       В знаках шестой группы содержится различная информация, объяснение. Они помогают водителям и пешеходам ориентироваться в пути, например оповещают о местах отдыха, заправочных станциях, медицинских пунктах, местах движения и т.д. Эти знаки называют знаки сервиса. Они имеют форму прямоугольника и окрашены в голубой цвет.

       К знакам седьмой группы относятся знаки дополнительной информации (таблички), которые помогают упорядочить движение потоков транспортных средств или уточнить, усилить действие знаков.

    Самоанализ урока по теме

     «Деление десятичной дроби на натуральное число»

    Урок математики по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число»

     проходил в  5 классе, где обучаются  7 мальчиков и 6 девочек,  качество знаний по математике составляет 77 %.

    При подготовке урока были учтены программные требования, образовательные стандарты, особенности детей.

    По типу урок закрепление изученного материала.

    Цели урока:

    образовательная: закрепить умения делить десятичные дроби на натуральное число; формировать навыка решения задач прикладного характера, обеспечивающих безопасность движения.

            воспитательная: воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие;  воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать другого, уважение к мнению товарища;  формировать умения организовывать свою деятельность.

          развивающая: развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, познавательный интерес к изучению математики,  акцентировать внимания на вопросах правил дорожного движения.

    Структура урока содержит:

    1. Организационный момент включает в себя предварительную организацию класса, мобилизирующее начало урока, мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности и подготовку учащихся к активному и сознательному закреплению материала.

    2. Актуализация опорных знаний. Задачей этого урока является возбуждение интереса к материалу, пробуждение творческой мысли, использование интереса к предмету через создание игровой  ситуации. 

    3. Этап  закрепления знаний 

    На данном этапе создаю условия, которые бы обеспечили бы процесс самостоятельного применения знаний и способов действий. Они состоят:

    1. практики под руководством учителя, коррекции;
    2. самопроверки, самооценки с помощью готовых решений;
    3. индивидуальной работы, результаты которой проверяются.

    Обучающиеся на этом этапе работают практически самостоятельно. Роль учителя заключается в координации и консультации, учитель занимает позицию: «Я рядом. Я с вами».

    4. Физминутка  (передача положительных эмоций, тактильный контакт, снятие напряжения)

    5.Итоги урока . Рефлексия. Проявление заинтересованности обучающихся в работе, стимулирование к личным достижениям.  Определение уровня комфортности на уроке.

     6.Домашнее задание.  Согласно уровню учебных достижений, творческое.

    Старалась соблюдать следующие дидактические принципы обучения:

    - принцип научности осуществлялся через  взаимосвязанные и логически последовательные этапы урока с постепенным усложнением заданий; старалась спровоцировать учащихся на активное решение задач, поставив перед ними проблему.

    - принцип наглядности и доступности через работу учащихся при решении задач и примеров;

    - систематичности и последовательности закрепления ЗУН;

                        Содержание урока соответствует основной цели и уровню знаний учащихся. Средствами содержания учебного материла,  старалась сформировать самостоятельное мышление и познавательные интересы учащихся. Использовала методы обучения:

    - Объяснительно - иллюстративный  на всех этапах урока.

    -Репродуктивный ( при повторении определений и правил)

    - Частично – поисковый ( при проведении с/р и решении задач)

    - Проблемный (при объяснении нового материала)

    Деятельность учащихся была организована на критическое мышление, анализ, синтез, классификацию и отбор материала, выбор правильного решения, умения взять ответственность на себя ( прослеживалась рефлексия – оценка своей работы, ответственность перед коллективом, самоконтроль)

                При подборе заданий к уроку старалась учесть объем и сложность учебного материала с учетом возрастных особенностей и учебными возможностями данного класса.

               Задания выстраивала по принципу от простого к сложному.

              На уроке постаралась задействовать всех учащихся в различных видах учебной деятельности:

    - фронтальный опрос учащихся;

    - индивидуальная работа;

    - групповая  работа;

    - самостоятельная работа;

    - самопроверка и взаимопроверка.

                Контроль осуществляла на всех этапах урока, часть контрольных функций была отдана детям. Визуально проконтролировала усвоение знаний при с/р, просмотрев диаграмму ответов вместе с детьми,  требуется последующая отработка правила деления десятичной дроби на натуральное число.

                 Считаю, что цели и задачи  урока были реализованы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Немного фактов из истории правил дорожного движения

    Презентация для любого возраста, которую целесообразно показать перед обсуждением правил дорожного движения со школьниками....

    урок по теме: Деление десятичных дробей на натуральные числа

    Тема:  Деление десятичных  дробей на натуральные числа.1.     Будаакай  Надежда  Дуктуговна  МБОУ  ООШ  с. Усть-Хадын  Тандинского...

    Урок по теме "Деление десятичной дроби на натуральное число"

    Урок "Деление десятичной дроби на натуральное число" является уроком объяснения нового материала. Урок является интегрированным с уроком географии по теме "Озеро Байкал". На нем поднимаются вопросы эк...

    Конспект урока по теме "Умножение десятичной дроби на натуральное число" 5класс

    Конспект урока по теме "Умножение десятичной дроби на натуральное число" 5класс. Данный материал рекомендуется использовать при изучении данной темы.Такая форма проведения  урока способствует фор...

    Презентация к уроку по теме: "Деление десятичных дробей на натуральное число" (Математика, 5 класс)

    В помощь учителю к проведению урока на тему "Деление десятичных дробей на натуральное число" (математика, 5 класс)...