Урок "Задачи на движение"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Градусова Ольга Михайловна

 

Урок в 5 классе по теме «Задачи на движение».

 

Изучение данной темы направлено на развитие познавательной компетенции учащихся: сравнение, сопоставление, определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Одна из целей решения текстовых задач - развитие речи, поэтому важно при работе с задачей учить учащихся анализировать условие, ставить вопросы и давать на них ответы. Важно убедиться, что учащиеся понимают все термины, используемые в тексте задачи, понимают саму ситуацию. Иногда эту ситуацию полезно разыграть. Особое внимание следует обратить на использование схематических рисунков, моделей – это поможет осознать и запомнить условие задачи.

Первую задачу полезно записать в тетради  и оформить ее как образец для дальнейшего использования.

В дальнейшем решая задачи следует обращаться к здравому смыслу, рассуждать, а в случае необходимости обращаться с образцу.

При решении задач на движение важен не столько результат, сколько сам процесс решения задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_na_dvizhenie.docx57.31 КБ
Office presentation icon urok_zadachi_na_dvizhenie.ppt882.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Задачи на движение».

Цель:

- ввести термины «скорость удаления» и «скорость сближения»;

- формировать способность к построению алгоритма

решения задач на движение, используя данные понятия;

- тренировать способность решать задачи на одновременное движение.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

1) №246 (задачи проверяем по готовому решению на доске)

а) Поезд проехал 240 км за 3 ч. Сколько километров проедет поезд за 5 ч, если будет ехать с такой же скоростью?

б) Автомобиль поехал 140 км со скоростью 70 км/ч. С какой скоростью ему надо ехать, чтобы проехать 150 км за такое же время?

в) Велосипедист ехал 4 ч со скоростью 15 км/ч. За какое время прошел бы он это расстояние пешком, если бы шел со скоростью 4 км/ч?

2) Дополнительные вопросы

- Какой формулой пользовались при решении задачи?

( формулой пути S=Vt)

- Какие величины используются в формуле?

(S - расстояние, V - скорость, t - время)

- Какие задачи мы умеем решать пользуясь формулой пути?

( находить путь, зная скорость и время;

находить время, зная путь и скорость;

находить скорость, зная путь и время)

3) Объясните смысл предложений:

а) Самолет летит со скоростью 800 км/ч.

( самолет пролетает 800 км за 1 час)

б) Человек идет со скоростью 4 км/ч.

в) Меч-рыба развивает скорость 100км/ч.

г) Скорость теплохода 45 км/ч.

д) Земля движется по орбите со скоростью 30 км/ч.

е) Черепаха ползет со скоростью 3 м/мин.

ж) Поезд идет со скоростью а км/ч.

  1. Изучение нового материала.

Мы начали урок с разговора о задачах на движение. Но мы уже много раз решали задачами на движение.

- Как вы думаете, что нового может быть сегодня на уроке?

( до сих пор в задачах речь шла о движении одного объекта,

сегодня мы будем учиться решать задачи, в которых

два участника движения)

- Каким может быть движение с участием двух объектов?

( одновременно в противоположных направлениях;

одновременно навстречу друг другу;

движение вдогонку;

движение с отставанием)

- Сегодня на уроке мы рассмотрим движение одновременное: в противоположных направлениях и навстречу друг другу.

№ 342(а)

Из одного пункта в противоположных направлениях выехали два автомобиля со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. Какое расстояние будет между ними: а) через 2 ч; б) через 3ч? Решите задачу двумя способами.

                   60 км/ч    80 км/ч

I способ.

  1. 60∙2=120(км) - проехал первый автомобиль за 2 ч
  2. 80∙2=160 (км) – проехал второй автомобиль за 2 ч
  3. 120+160=280 (км)

Ответ: 280 км будет между ними через 2ч.

II способ.

Решим задачу, используя определение скорости (о нем шла речь в начале урока).

- Что значит скорость автомобиля 60 км/ч?

 -Что значит скорость автомобиля 80 км/ч?

- Что можем найти?

   (какое расстояние будет между автомобилями через 1 час)

- Эта величина имеет особое название: скорость удаления.

Скорость удаления – расстояние, на которое удаляются объекты за единицу времени.

Решим задачу, используя это понятие.

  1. 60+80=140(км/ч)  - скорость удаления
  2. 140∙2=280 (км)

Ответ: 280 км будет между ними через 2ч.

        

        № 345(а)

        Из двух сел, расстояние между которыми 28 км, одновременно

навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого 4 км/ч, скорость второго 5 км/ч. Какое расстояние будет между ними: а) через 2 ч; б) через 3 ч? Решите задачу двумя способами.

       4 км/ч                 5 км/ч

                   28 км

I способ.

  1. 4∙2=8(км) – прошел первый пешеход за 2 ч
  2. 5∙2=10(км) – прошел второй пешеход за 3 ч
  3. 8+10=18 (км) – пройдут оба пешехода за 2 ч
  4. 28-18=10 (км)

Ответ: 10 км будет между пешеходами через 2 ч.

        II способ.

Решим задачу, используя определение скорости (о нем шла речь в начале урока).

- Что значит скорость пешехода 4 км/ч?

 -Что значит скорость пешехода 5 км/ч?

- Что можем найти?

   (на какое расстояние сблизятся пешеходы за 1 час)

- Эта величина имеет особое название: скорость сближения.

Скорость сближения – расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени.

Решим задачу, используя это понятие.

  1. 4+5=9 (км/ч) – скорость сближения пешеходов
  2. 9∙2=18 (км) – пройдут оба пешехода за 2 ч
  3. 28-18=10 (км)

Ответ: 10 км будет между пешеходами через 2 ч.

  1. Самостоятельная работа с проверкой на уроке.

Мы узнали два новых понятия: скорость сближения и скорость удаления.

№ 341 ( учащиеся выполняют задание самостоятельно, проверяют по образцу, записанному на доске; можно вызвать двух учеников сделать записи на доске)

Используя рисунок, вычислите для каждого случая скорость сближения или скорость удаления. Как вы думаете, кто мог двигаться в каждом из этих случаев?

а)     4км/ч                6км/ч

б)      15км/ч                       5км/ч

в)     40 км/ч                  70 км/ч

г)         10 км/ч               12 км/ч

Записи на доске:

а) Vсбл = 4+6 = 10  (км/ч)

б) Vудал = 15+5 = 20 (км/ч)

в) Vудал = 40+70 = 110 (км/ч)

г) Vсбл = 10+12 = 22 (км/ч)

  1. Решение задач на отработку новых понятий.

№343 (а)

Два поезда отошли от одной станции в противоположных направлениях. Их скорости 60 км/ч и 70 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет равно: а) 260 км;             б) 520 км?

№347 (а)

Таня и Алеша идут навстречу друг другу, чтобы встретиться. Сейчас расстояние между ними 800 м. Таня идет со скоростью 70 м/мин, а Алеша -  со скоростью 80 м/мин. Через сколько минут расстояние между ними будет равно: а) 350 м; б) 50 м.

№346

Два поезда движутся из двух городов навстречу друг другу со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут поезда: а) за 1 час до встречи; б) за два часа до встречи.

  1. Повторение.

№322 (в,г)

Вычислите:

а) 231 + 122;     в) 312 – 172;        д) (113 – 108)2;      ж) 182 + 122;

б) (9 + 17)2;      г) (914 – 896)2;    е) 113 + 79;             з) 103 + 102.

  1. Итог урока.

- Какой была тема урока?

  (решение задач на движение)

- Что нового вы узнали на уроке?

   (узнали новы понятия: скорость удаления и скорость     сближения;

  решали задачи, применяя эти понятия)

- Что называется скоростью сближения?

- Что называется скоростью удаления?

- Оцените свою работу на уроке.

 7. Домашнее задание.

п. 3.5, №348 (б), №349 (б), №350 (б), №351 (б), №352 (б).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по правилам дорожного движения в 5-м классе на тему "Движение пешеходов, их права и обязанности"

Цели:1) формировать представления школьников о безопасности дорожного движения;2)повторить правила движения пешеходов по улице и дороге;3) развивать у детей умение находить наиболее безопасный п...

Движение, как свойство живых организмов. Виды движений

Открытый урок Учителя биологии МБОУ СОШ пос.ЖилиноДля муниципального конкурса «Учитель года 2006»...

ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ "ДВИЖЕНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ" 6 КЛАСС

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПДД ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 6 КЛАССА...

Колебательное движение.Величины характеризующие колебательное движение.

Урок разработан с использованием ЭОР, даны ссылки видео и интерактивных моделей  ,...

Механическое движение в основе движения населения России

Интегрированый урок: география + физика, с использованием ИКТ. 9 класс....

ПРОГРАММА изучения правил дорожного движения «ДЕТИ - участники дорожного движения »

Программу «Дети-участники дорожного движения» создана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироват...