«Задачи на движение» урок в 5 классе
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Константинова Татьяна Михайловна

Урок можно сделать интереснее, если включать в него практическую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon урок математики в 5 классе246.5 КБ
Microsoft Office document icon описание урока124 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи на движение

Слайд 2

Задача 1 : Нахождение пути

Слайд 3

Задача 1 : Нахождение пути Найти путь волка с зайцем, если они двигались вдоль аллеи на юг со скоростью 1 м/с в течение 40 секунд, а затем на запад вдоль другой аллеи с прежней скоростью еще 30 секунд. Проверка S 1= 1 м/с х 40 с =40 м S 2= 1 м/с х 30 с = 30 м S= 40 м +30 м = 70 м Ответ: 70 м.

Слайд 4

Задача 2: Нахождение скорости

Слайд 5

Задача 2: Нахождение скорости На соревнованиях по горным лыжам волк-победитель показал следующие результаты: специальный слалом – длина 600 м, время 60 с; скоростной спуск – длина 3200 м, время 160 с. Сравните средние скорости волка на соревнованиях Проверка V 1 = 600м : 60 с = 10 м/с V 2 = 3200м: 160 с = 20 м/с V 1< V 2

Слайд 6

Задача 3. Нахождение времени движения С 12 по 26 февраля 2010 года в канадском городе Ванкувер состоялись зимние Олимпийские игры. Олимпийский огонь по традиции зажигается на горе Олимп в Греции от солнечных лучей и доставляется к месту соревнований. По заявлениям организаторов Олимпиады, эстафета олимпийского огня составила около 45 000 км. В ней участвовало примерно 12 000 факелоносцев.

Слайд 7

Задача 3. Нахождение времени движения Маршрут эстафеты олимпийского огня был самым протяженным в истории Олимпийских игр и проложен по воде (1000 км), по воздуху (18 тыс. км) и по земле (26 тыс. км). Сколько времени Олимпийский огонь путешествовал по воздуху, если скорость самолета приблизительно 300 км/ч? Проверка t = 18000 км : 300 км/ч = 60 ч Ответ: 60 часов

Слайд 8

t=S:v с t определение V=S:t м/с v определение м определение S S=v*t ПУТЬ СКОРОСТЬ ВРЕМЯ метр часы Спидометр Итог урока



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗЕНЗЕВАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ОЛЬХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Задачи на движение»

Урок математики в 5 классе

Автор: Константинова Татьяна Михайловна, учитель математики

Зензеватка 2012

Тема урока: «Задачи на движение»

Тип урока: Урок-открытие

Задачи урока:

Предметные: 

Ученики должны:

  1. понимать смысл параметров движения;
  2. знать: формулу пути
  3. уметь выражать из формулы пути скорость и время.

Личностные:

  1. развитие логического мышления при решении задач и критического мышления для осознания необходимости выполнять правила дорожного движения

Метапредметные:

  1. создание условий для приобретения опыта практического моделирования

.

  Ход урока:

  1. Орг. момент:

1.1. Приветствие учителя

1.2. Класс разбивается на 3 группы (по усмотрению учителя. На сдвинутых заранее столах стоят таблички с именами и фамилиями учеников. )

2. Разминка: Именованные числа

На магнитной  доске  в произвольном порядке расположены таблички

(верхние три даются по одной капитанам команд.  Им необходимо собрать таблички согласно заданию и расположить столбиком на доске)

3. Физкультминутка

4.  Ребята, при помощи каких инструментов можно измерить расстояние?

-линейка; рулетка, сантиметр портного…

Я недавно была в Волгограде. А как измерить расстояние до этого славного города? Вряд ли нам поможет рулетка. Какие вы назовете способы?

- посмотреть на панель спидометра в начале и в конце пути и найти разность показаний.

А если я пассажир автобуса, то вряд ли это у меня получится. Я предлагаю вам другой способ – при помощи карты.

 Посмотрите, у вас  на партах лежат карты;  красной линией показан  маршрут из Волгограда до Зензеватки. Как же мне найти длину пути? (на партах есть нитка и ножницы, у детей – линейки)

1.При помощи чего мы можем найти длину линии?

  1. В каких единицах у нас получится результат?
  2. Какие сведения на карте нам помогут? (Масштаб карты. На карте написано: в 1 см на карте  6 км на местности)
  1. Так какое же расстояние от Волгограда до Зензеватки?

(Работа в группах)

  1. На доску:

S – расстояние, путь          S= 180 км

  t- время                             t=3 часа

  v- скорость                        v-?

S=vt                                       Решение: 180 : 3 = 60 (км/ч)

V=S:t

 t=S:v                                  

7.   А знакомый водитель говорил, что он доезжает за 2 часа. С какой скоростью едет он?

180:2=90 (км/ч)

Если предположить, что этот водитель все время ехал со скоростью 90 км/ч, то не будет ли к нему претензии со стороны инспектора ГАИ?

- будут

Нарушал ли водитель маршрутки правила дорожного движения?  

- нет

8.  А если бы я ехала из Волгограда на велосипеде, то, сколько бы мне потребовалось времени?   Скорость велосипедиста приблизительно 20 км/ч.

180:20=9 (ч)  

  1. У вас на партах  есть таблички, где указаны некоторые скорости движения: улитки, мухи, самолета и т.д.

Средние скорости движения некоторых тел

Улитка              0,15 см/с

«Москвич-2141»                    155 км/ч

Муха                  18 км/ч

Самолет Ил-62М                    870 км/ч

Воробей             35 км/ч

Истребитель МиГ-21             7830 км/ч

Заяц                    60 км/ч

Луна вокруг Земли                 1000 м/с

Лев                      65 км/ч

Земля вокруг Солнца              30 км/ч

«Волга2 ГАЗ-24           142 км/ч

Свет                  300 000 000 м/с

10. В каких единицах может измеряться скорость?

11.  Используя какие – либо из них, составьте задачу на движение:

1-я группа: найти время движения  

2-я группа : найти путь

3-я группа: найти скорость движения    

12. Домашнее задание: составить по 3 задачи различных видов на движение

13. Физкультминутка

14. И еще задача на пятерку: Расстояние от деревни до города было 24 км. Из деревни в город выехал колхозник на лошади, скорость которой 8 км/ч. Собака, которая сопровождала колхозника, постоянно то забегала вперед, то вправо, то влево от дороги и опять возвращалась бегом к подводе. Какое расстояние пробежала собака к моменту въезда в город, если она все время бегала со скоростью 12 км/ч?

  24:8=3 (ч) – собака была в пути

  12*3 =36 (км) – пробежала собака  \

Ответ: 36 км

15. Давайте еще раз повторим, какие виды задач мы решали сегодня на уроке, а помогут нам это сделать мультяшные герои. (Видеофрагмент 1)

Задача 1 : Нахождение пути  (((((( ((

    Найти путь волка с зайцем, если они двигались вдоль аллеи на юг со скоростью 1 м/с в течение 40 секунд, а затем на запад вдоль другой аллеи с прежней скоростью еще 30 секунд.

S1= 1 м/с х 40 с =40 м

S2= 1 м/с х 30 с = 30 м

S= 40 м +30 м = 70 м

Ответ: 70 м.

Задача 2: Нахождение скорости (Видеофрагмент №2)

    В

На  соревнованиях  по  горным лыжам волк-победитель показал следующие  результаты: специальный слалом – длина 600 м,  время 60 с;    скоростной  спуск – длина 3200 м, время 160 с.  Сравните средние  скорости волка на соревнованиях

V1 = 600м : 60 с = 10 м/с

V2 = 3200м: 160 с = 20 м/с

V1< V2

Задача 3. Нахождение времени движения (Текст на экране)

  1. С 12 по 26 февраля 2010 года в канадском городе Ванкувер состоятся зимние Олимпийские игры.  Олимпийский огонь по традиции зажигается на горе Олимп в Греции от солнечных лучей и доставляется к месту соревнований. По заявлениям организаторов Олимпиады, эстафета олимпийского огня составит около 45 000 км, пройдёт с 30 октября 2009 года по 12 февраля 2010 года и в ней будут участвовать примерно 12 000 факелоносцев. Она завершится зажжением огня на стадионе Би-Си Плэйс.
  2. Маршрут эстафеты олимпийского огня будет самым протяженным в истории Олимпийских игр и проложен по воде (1000 км), по воздуху (18 тыс. км) и по земле (26 тыс. км).

Сколько времени Олимпийский огонь будет путешествовать по воздуху, если скорость самолета приблизительно 300 км/ч?

t= 18000 км : 300 км/ч = 60 ч

 Ответ: 60 часов  

16. Итог урока:

Ребята, мы много сегодня узнали на уроке. И это праздник. Давайте устроим цветочную церемонию, как на спортивных соревнованиях. Только букеты надо подготовить. Для математики важны более всего формулы и величины.  У вас есть карточки, которые вы должны поместить на тот цветок, который характеризует эти величины. Какая команда справится быстрее и правильнее?


Итак, что же мы узнали сегодня на уроке?
-Как найти путь, скорость, время. И еще, что нельзя  нарушать правила движения и надо бороться до последнего, как на Олимпийских играх.

Оценки вы получите на следующий урок, после подведения итогов по вашим протоколам (оценку на этапах выставляет командир группы, а итоговую – учитель)

Список используемой литературы

  1. Никольский С.М, Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Арифметика 5 класс , М. Просвещение, 2008
  2. Перышкин А.В. Физика, 7 класс.: Учебное пособие для общеобразоват. Учеб. заведений. -4-е издание., М. Дрофа, 2001
  3. http://kroxa.com.ua/Soft/Video/nu-pogodi.html
  4. http://news.sportbox.ru
  5. http://1000zadach.info

Протокол команды (группы)                                    Приложение №1.

Фамилия и имя

Разминка

Практическая задача

Составление  задачи на движение

Задача на пятерку

Мультяшки

Цветок

Оценка за урок

№1

№2

Олимпиада

Время

       t

Путь, расстояние

     S, l

Cкорость

         v

м

км

см

ч

с

мин

км/ч

м/с

км/с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Задачи на движение" урок 1

Презентация "Задачи а движение" урок 1...

Презентация "Задачи а движение" урок 2

Презентация "Задачи а движение" урок 2...

Презентация "Задачи а движение" урок 3

Презентация "Задачи а движение" урок 3...

Презентация "Задачи на движение" урок 4

Презентация "Задачи на движение" урок 4...

Урок решения задач на движения в 11 классе

Данный урок предназначен для отработки навыков решения задач на движение при подготовке к ЕГЭ....

Урок «Задачи на движение» в 5 классе

Урок «Задачи на движение» в 5 классеЦель урока: сформировать у учащихся умение решать различные типы задач на движение.Место урока: первый урок по данной теме. Тип: уро...

Задачи на движение. Урок с презентацией

Цель урока: сформировать у  учащихся  умение  решать различные типы задач на движение.Место урока: первый урок   по  данной  теме.Тип: урок изучения  и  пе...


 

Комментарии

Татьяна Михайловна!Голосую!Отличная работа!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/499316