"Проектная деятельность как один из ведущих факторов в подготовке специалистов".
статья по алгебре по теме

Крышталева Марина Михайловна

Статья о проектный технологии в современном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx49.31 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Армавирский техникум технологии и сервиса

Краснодарского края

«Проектная деятельность как один из ведущих факторов в подготовке специалистов».

Выполнила

преподаватель математики

ГБОУ СПО АТТС КК

Крышталева М. М.

2013

Содержание.

  1. Введение.
  2. Теоретическое обоснование основ проектного обучения.
  1. Цели и задачиметода проектов.
  2. История вопроса.
  3. Типы проектов.
  4. Этапы проектной деятельности.
  5. Роль педагога.
  1. Опыт организации проектной деятельности в ГБОУ СПО АТТС КК.
  1. Учебный проект.
  2. Проектная технология на примере внеклассного мероприятия.
  1. Вывод.

Литература и источники.

Приложения.

  1. Введение.

Актуальность вопроса.

В Концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества профессионального образования, отражающих современные международные тенденции в области образования. Названные обстоятельства делают весьма актуальной проблему поиска эффективных и доступных для массовой практики педагогических технологий, позволяющих обеспечить новое качество образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно-ориентированной направленности.Педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно наиболее успешно позволяет сформировать профессиональные компетенции.  Проектная деятельность побуждает учащихся проявлять способностьк осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода, к целеполаганию, самообразованию и самоорганизации, синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников, к умению делать выбор и принимать решения.Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного профессионального образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс.

Цель данной работы – опираясь на теоретические основы проектной технологии, изложить опыт её применения в процессе обучения математике в Армавирском техникуме технологии и сервиса.

Задачи работы:

- выделить и рассмотреть наиболее существенные для практической деятельности вопросы теории;

- показать на примерах применение проектной технологии на уроках математики в образовательном учреждении.

Данная тема является достаточно изученной на уровне теории, но тем не менее, анализ педагогической действительности показывает, что потенциал метода проектов используется преподавателями в урочной и внеурочной деятельности не в полной мере.

  1. Теоретическое обоснование основ проектного обучения.
  1. Цели и задачи метода проектов.

По словам одного из разработчиков общей теории и методологии проектирования Л.Б.Переверзева, раньше можно было более или менее сносно прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам, повторяя действия, уже принесшие успех ранее, опираясь на опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями. Нужно было только заранее хорошо выучить, в чем состоят эти решения и нормы и как их применять на практике.

Несмотря на то что сегодня ситуация изменилась кардинально, преподаватели и учащиеся по-прежнему тратят львиную долю времени и усилий именно на то, чтобы заучить готовые рецепты решения давно решенных проблем. Очевидно, что нашеобразование в этом смысле отстает от жизни, и учиться студентам становится неинтересно. Может быть, здесь кроется причина известной проблемы снижения учебного мотива? А между тем будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности претендента, готовность открыть себя миру является основой социальной успешности – вот чему должно уделять внимание профессиональное образование.В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняяпедагогика к деятельностным технологиям обучения.

Целью же проектного обучения является не столько вооружение учащихся знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Человек лучше усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях , применил к решению каких-то реальных задач. Знания - составная часть умений, они не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне деятельности учащегося.        Как видно, проектное обучение — это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии.

  1. История вопроса.

Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической

педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик

и последователь В.Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «отдуши выполняемый замысел».Основоположники метода проектов предлагали строить обучение наактивной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании для достижения именно этой цели.

В России метод проектов был известен еще в 1905 году.Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.  Но сначала они использовались восновном ввузовском обучении.  Более полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в школьной педагогической практике А.С. Макаренко. Наркомпрос утвердил программы для школы и для школ ФЭС, которые работали на основе комплексов-проектов. В их числе проеков были такие, как: «Поможем фабрике или заводу выполнить промфинплан» или «Научимся разводить кур». После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжениюН.К. Крупской, а с 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т.Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века, когда в учебных заведениях начала оформляться педагогика сотрудничества.

Родившись из идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования. Но суть этого метода остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

  1. Типы проектов.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей деятельности учащихся. (Приложение 1)Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят исследовательские проекты. Целью учащегосяв данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Такимобразом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность.

Часто возникает необходимость совершенствовать практические предметные умения и навыки учащихся. Скажем, умение строить графики функций,уместно использовать различные речевые обороты, понимать математическиезакономерности. Для этого применяется практико-ориентированный проект, в ходе работы над ним учащиеся освоят необходимыеим предметные знания, умения и навыки, разовьют у себя деятельностнуюкомпетентность.

Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Как известно, любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией, поэтому развивающее воздействие будет оказано,в том числе накоммуникативную компетентность.

Впрочем, развитие коммуникативных навыков также осуществляется в ходе игровых или ролевых проектов. Целью автора такого проекта является вовлечение публики в решение проблемы проекта. Чтобыдобиться этого, придется не просто искать информацию или создавать произведение искусства, нужно будет организовывать деятельность других людей,вовлекать их в работу, делать ее интересной для всех.

Чтобы развить навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения изразличных источников, лучше всего подойдет информационный проект, его цель - сбор, оформление и представление информации. Значит, доминирующей стороной деятельности учащегося будет работа с информациейи соответственно развиваться и совершенствоваться у него будет в основноминформационная компетентность.

Но независимо от типа проекта, все они в определенной степени неповторимы и уникальны, направлены на достижение конкретных целей, ограничены во времени, предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

  1. Этапы работы над проектом.

Основные этапы работы над проектом – это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. (Приложение 2) Однако, внутри каждого этапа очень важные шаги, на которые необходимо обратить особое внимание. Так, формулируя цель работы, автор проекта должен создать мысленный образ желаемого результата работы – проектногопродукта, который является непременным условием работы. А в ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы – то есть разработать график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном продукте. Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта.

Есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать, организуяпроектную деятельность учащихся. Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, при том что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.Разработанный план обязательно должен вести к цели проекта. При этом в ходе работы могут возникнуть обстоятельства, которые внесут коррективыв первоначальный план работы, тогда его придется изменить (автор проекта должен своевременно это заметить и сделать). Возможно, также изменится ипроектный продукт.Неизменной всегда должна оставаться цель проекта – она в любом случае направлена на решение исходной проблемы. При этом очень важно, чтобы этацель была достижимой для его автора. В этом следует убедиться в самом начале работы,так как в противном случае автор, проделав часть работы и увидев, что целиему достичь не удастся, окончательно утратит мотив, и в дальнейшем будетизбегать участия в проектной деятельности.

  1. Роль педагога.

Для того чтобы максимально использовать воспитательный потенциал проектной деятельности, преподавателю необходимо не только учесть возрастные и индивидуальные особенности учащегося. Поэтому преподавательв профессиональном образованиидолженбыть чаще всегоэкспертом–знатоком, который является источником информации по проблеме проекта, предоставляет необходимые сведения и дает советы, когдаавтор проекта обращается за ними; супервизором, который лишь вдохновляет автора на работу. Так постепенно, приобретая опыт, учащийсябудет нести все большую ответственность за свою работу и иметь большую свободу в ее осуществлении. Приэтом грамотно выбранная позиция преподавателя – тонкий инструмент развитиястудента, возможность оказывать на него воспитательное воздействие вненавязчивой форме.

  1. Опыт организации проектной деятельности в ГБОУ СПО АТТС КК.
  1. Учебный проект.

Применение проектной технологии давно стало традицией в нашем техникуме. Но в 2011 году у нас появилась возможностьповысить профессиональный уровень с помощью дистанционных курсов Педагогического Университета «Первое сентября» Тема «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» весьмаспособствовала активному применению данной технологии на уроках и внеклассных мероприятиях.

Я считаю, что именно метод проектов, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет преподавателю математики уникальную возможность развить мотивацию студентов.Безусловно, создание банка презентаций для уроков – занятие трудоёмкое, поэтому последовало предложение об участии в нём. Это предложение, воспринятое с большим воодушевлением, стимулировало интерес участников к их самостоятельной деятельности,  а решение ими поставленныхпроблем, - к появлению новых знаний и умений.Все необходимые этапы работы, конечно, были обсуждены и выработаны основные требования к созданию презентации. (Приложение 3) В ходе работы над созданием проектного продукта учащиеся освоили необходимые им математические знания, умения и навыки, то есть развивалидеятельностную компетентность. Задача текущего учебного года – создание студентами методического пособия для решения производственных задач по профессии «Технология продукции общественного питания». И это первостепенно важно и с точки зрения формирования профессиональных компетенций, и с точки зрения активизации познавательного интереса на уроках.

  1. Проектная технология на примере внеклассного мероприятия.

Лучший пример развития заинтересованности математикой во внеурочное время - одна из форм проектной деятельности практико-ориентированного характера.Систему работы над проектом «Проведение вечера математики» мы посчитали нужным свести в таблицу, позволяющую чётко сформулировать поэтапность действий и наглядно её продемонстрировать. (Приложение 4)

  1. Вывод.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. Реализация проектного метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учащихся. Меняется и психологический климат на уроке, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество. Но главное, проектная деятельность весьма способствует развитию математических компетенций, крайне необходимых в профессиональной деятельности.

Литература и источники

  1. Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
  3. Переверзев Л. Б. Проектный подход к образовательным проблемам. Материалы городского семинара «Методология учебного проекта». – М., 2001.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2003.
  5. Ступницкая М. А. Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно – исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Сборник статей/ Под общей редакцией Н. Г. Минько – М.: Учебно – методический центр ЮАУЮ, 2005.
  6. http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm

Приложение 1. Типы проектов.

Тип проекта.

Цель проекта.

Проектный продукт.

Тип деятельности учащегося.

Формируемая компетентность

Практико-ориентированный

Решение прак-

тических задач

заказчика проекта

Учебные пособия, макеты

и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность

в определенной учебно-предметной области

Деятельностная

Исследовательский

Доказательство

или опровержение какой-либо гипотезы.

Результат исследования,

оформленный установленным способом

Деятельность, связанная с

экспериментированием,

логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный

Сбор информации

о каком-либо

объекте или

явлении.

Статистические данные, результаты опросов

общественного мнения,

обобщение высказываний

различных авторов по

какому-либо вопросу.

Деятельность, связанная

со сбором, проверкой, ранжированием информации

из различных источников;

общение с людьми как источниками информации.

Информационная

Творческий

Привлечение

интереса публики

к проблеме

проекта.

Литературные произведения, произведения

изобразительного или

декоративно-прикладного

искусства, видеофильмы.

Творческая деятельность,

связанная с получением обратной связи от публики.

Коммуникативная

Игровой или ролевой

Предоставление публике опыта участия в решении

проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина,

экскурсия и тому подобное).

Деятельность, связанная

с групповой коммуникацией

Коммуникативная

Приложение 2. Этапы работы над проектом.

Проблематизация.

Необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему – задачу, содержащую противоречие, не имеющую однозначного ответа и требующую поиска решений. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» учеником проблемы, наделение ее личностным смыслом.

Целеполагание.

На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

Планирование.

Перечисление основных этапов работы и всех более мелких шагов на пути от проблемы проекта к его цели.

Реализация.

Практическое осуществление всех запланированных шагов по пути от проблемы и цели проекта. Главным итогом этого этапа становится создание проектного продукта.

Рефлексия.

Это этап осмысления и анализа возможно допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы и оценить свои достижения; этап, когда автору необходимо понять, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел.

Приложение 3. Работа над презентацией.

Приступая к созданию презентации, необходимо составить себе следующий конспект.

1. Аудитория:

- кто является целевой аудиторией, на которую рассчитана ваша презентация, аудитория слушателей, перед которыми вы будете выступать;

- какова мотивация вашей аудитории к тому, чтобы Вас слушать.

2. Ваша мотивация

- зачем нужна презентация вам, почему вы хотите её сделать?

3. Объект презентации

- что собой представляет объект презентации (то есть - о чем ваша презентация);

- какова конечная цель презентации, то есть что предполагается определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее; цели, которых вы хотите достичь в результате данной презентации; задачи, которые вам надо решить в ходе вашего выступления

- к каким особенностям объекта презентации необходимо привлечь внимание целевой аудитории?

4. Способ использования

- каков способ использования презентации – на большом экране в аудитории, на компьютерах слушателей в группе.

Ответы на эти вопросы должны стать критерием, определяющим содержание презентации.

Требования к оформлению презентации в целом:

1. Презентация должна быть разумно объёмной.

2. Слайды презентации должны содержать не только текстовую информацию, но и возможные иллюстрации по заданной теме.

3. Слайды должны быть разумно яркими.

4. При использовании форм и линий нежелательны «рваные», изломанные линии (желательны плавные линии, отсутствие прямых углов).

5. Звуковое оформление (если оно необходимо) не должно быть громким.

Приложение 4. Вечер математики.

Содержание этапа работы над проектом.

Результат работы автора проекта на данном этапе.

1.Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» автором проблемы.

(В чем заключается для учащегося личностный смысл проблемы данного проекта. Ответ на вопрос: «Зачем?»).

Занятие математикой интересно не всем студентам нашего техникума, так как это наиболее один из самых сложных предметов. Поэтому чтобы поднять интерес к предмету нужно организовать такую деятельность, которая стимулировала бы и дополняла учебный процесс, а так же повышала бы познавательную активность. Значит, вечер математики поможет проявить себя даже самым неважно успевающим студентам.

2.Целеполагание

а) формулирование цели проекта (докажите, что достижение этой цели позволит решить проблему проекта)

а) повысить уровень математического развития учащихся и расширить их кругозор.

б) создание образа ожидаемого результата – проектного продукта (докажите, что данный проектный продукт позволит достичь цели проекта)

б) проектный продукт – вечер математики. Его проведение поможет заинтересовать и привлечь  массу студентов, в какой-то степени будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей. Каждый учащийся сможет проявить себя.

в) формулирование название (темы) проекта (оно должно в краткой форме выражать проблему проекта, формулировка темы должна иметь проблемный характер)

в) «Строгая наука? Нет, интересное приключение!».

3.Планирование

а) постановка задач, исходящих из цели (это ответ на вопрос: «Что делать?»)

1)изучение дополнительной литературы;

2)обсуждение найденных материалов;

3)написание сценария;

4)подбор участников;

5)репетиционный процесс;

6)создание декорации;

7)украшение актового зала;

8)приглашение членов жюри;

9)проведение вечера.

б) выбор способов работы (технологии) (это ответ на вопрос: «Как делать?»)

1)работа в библиотеке с книгами и интернетом;

2)заседание математического кружка;

3)работа творческой группы;

4)размещение объявления на сайте техникума и на доске объявлений;

5)проведение репетиций в актовом зале;

6)организация швейной мастерской с привлечением родителей;

7)работа творческой группы декораторов;

8)оформление пригласительных билетов членам жюри;

9)выступление всех участников проекта.

в) определение последовательности предстоящих шагов и сроков (это ответы на вопросы: «В какой последовательности делать?» и «Когда делать?»)

1)изучение дополнительной литературы(14-15 ноября);

2)обсуждение найденных материалов(16 ноября);

3)написание сценария(17 -18 ноября);

4)подбор участников(17 ноября);

5)репетиционный процесс(21 -23 ноября);

6)создание декорации(17-24 ноября);

7)украшение актового зала(24 ноября);

8)приглашение членов жюри(23 ноября);

9)проведение вечера(25 ноября).

4.Реализация.

(какие предположительно проблемы могут возникнуть у учащегося, как он сможет их преодолеть, какая помощь с Вашей стороны ему потребуется)

1)большой объем материала может вызвать панику у студентов, преподаватель должен рекомендовать литературу и интернет-сайты;

2)преподаватель во избежание споров должен четко определить рамки темы мероприятия;

3)преподаватель может помочь с выстраиванием алгоритма написания сценария;

4)стимулировать участие студентов в мероприятии;

5)помочь в поиске репетиционного помещения и оборудования, контроль дисциплины;

6)поиск средств для создания декораций и костюмов;

7)этот этап может вызвать только технические трудности;

8)преподаватель может помочь в выборе кандидатур;

9)преподаватель контролирует дисциплину.

5.Рефлексия.

(опишите, какую пользу принесла эта работа учащимся и «потребителям» проектного продукта; какие выявлены ошибки, каковы перспективы работы. С какими трудностями учащийся столкнулся в ходе работы и как он их преодолел).

Самым интересным для автора проекта было создание самого проектного продукта: поиск интересной информации, вовлечение студентов в реализацию проекта. Для всех участников вечера математика раскрылась не только в виде «сухих формул и теорем», но и как необходимый инструмент для других наук. Возникли трудности создании декораций и костюмов, так как это занимает много времени и определенных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность – как один из факторов изменений в управлении воспитательным процессом

 Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а наша   с вами задача, дорогие коллеги, - м...

«Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность как один из путей повышения учебной мотивации»

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение –средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Степное...

Развитие творческих способностей как один из ведущих факторов социализации личности учащихся с нарушением интеллекта.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека «не шаб...

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...