Урок-игра "Турнир знатоков" 9 класс
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Бекшаева Мария Николаевна

Материал предназначен для проведения нетрадиционного урока по алгебре  "Турнир знатоков" в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turnir_znatokov.doc764.5 КБ
Office presentation icon turnir_znatokov.ppt1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Бекшаева Мария Николаевна

Тема: «Великие математики»

9 класс

Вид урока: игра «Турнир знатоков»

Цели:   а) закрепить знания биографий великих математиков, усовершенствовать навыки по основным понятиям курса математики 5-9 кл.

            б) развитие интереса к математическим задачам, навыка поиска логических решений задач, кругозора в математическом пространстве;

            в) воспитание работы в команде, логического мышления, целеустремленности.

Оборудование: презентация, оценочные жетоны, карточки с заданиями, листы в клетку.

Ход урока:

  1. Организационный момент, учащиеся делятся на три команды, выбираются капитаны, команды рассаживаются за столы с номерами 1, 2, 3.
  2. Учитель объясняет правила игры – ответы на вопросы команды готовят вместе, а оглашает ответ команды капитан, за недисциплинированность у команд будут взиматься штрафы,  за правильные ответы командам будут выдаваться жетоны, по окончанию игры жетоны подсчитываются, и объявляется победитель.
  3. 1 задание: оценивание Д/з (выданного на предыдущем уроке)

1 задача

Найдите все натуральные числа, которые в 7 раз больше своей последней цифры. (5 баллов)

2 задача

Сколько существует трехзначных чисел, цифры в которых расположены по убыванию слева направо?

3 задача

Сколько существует трехзначных чисел, цифры в которых расположены по возрастанию слева направо?

  1. 2 задание (общие на слайдах):

1 слайд: Сколько всего треугольников на каждом из рис. А, Б.

А)Б)

Ответы: 18 и 28 (5 баллов за каждый).

2 слайд (и на карточках): Расположите в кружках на рисунке все цифры от 1 до 9 так, чтобы для каждого отрезка, имеющего кружки на концах и посередине, сумма чисел, записанных в этих трех кружках, равнялась 18.(5 б)

     Ответ:

3 слайд: Задача: У мальчика столько же сестер, сколько и братьев; а у сестры его вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько всего братьев и сестер? Ответ: 4 брата и 3 сестры (5 б).

4 слайд: Этот ученый больше знаменит своими открытиями в физике. Но благодаря его занятиям математикой появилась высшая математика, элементы которой изучаются и в школе в старших классах? Ответ: Ньютон.(3 б).

5 слайд: Этот ученый увлекался не только математикой, но и астрономией, геодезией, физикой. Умер он в середине XIX века, завещав начертить на своей надгробной плите правильный семнадцатиугольник, вписанный в круг. Это была первая решенная им задача, которой он гордился больше всего. О каком ученом идет речь? Ответ: Карл Фридрих Гаусс (6 б).

5) Блиц-опрос (быстро читаются 10 вопросов для каждой команды, за каждый правильный ответ дается 1 балл).

Вопросы для первой команды

1. Хорда, проходящая через центр окружности. (Диаметр)

2. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. (Медиана)

3. Математическое предложение, требующее доказательства. (Теорема)

4. График квадратичной функции. (Парабола)

5. Прямоугольник с равными сторонами. (Квадрат)

6. Направленный отрезок. (Вектор)

7. Угол, меньший прямого. (Острый)

8. Угол, равный 180°. (Развернутый)

9. Прибор для измерения углов. (Транспортир)

10. Чему равен радиус окружности, если ее диаметр равен 6 см? (3 см)

Вопросы для второй команды

1. Какую часть суток составляют 6 часов? (одна четвертая)

2. Чему равен корень уравнения х2 = -4? (Не существует)

3. Прибор для построения окружности. (Циркуль)

4. Треугольник, у которого все стороны равны. (Равносторонний)

5. График обратной пропорциональности. (Гипербола)

6. Параллелограмм с равными сторонами. (Ромб)

7. Отрезок, соединяющий любые 2 точки окружности. (Хорда)

8. Угол, больший прямого. (Тупой)

9. Математическое предложение, принимаемое на веру без доказательства. (Аксиома)

10. Сумма сторон треугольника. (Периметр)

Вопросы для третьей команды

1. Самая большая хорда в круге. (Диаметр)

2. Величина прямого угла. (90°)

3. Чему равен диаметр окружности, если радиус ее 8 см? (16 см)

4. Какую часть суток составляют 8 часов? (одна третья)

5. Чему равен корень уравнения |х| = -1? (Не существует)

6. Треугольник, в котором есть два равных угла. (Равнобедренный)

7. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром. (Радиус)

8. Часть прямой, ограниченная с одной стороны. (Луч)

9. Чертежный  инструмент  для   построения  прямой.   (Линейка)

10. Сумма углов треугольника. (180º).

  1. Практическое задание: на клетчатой бумаге нарисован квадрат размером 5х5. Как разрезать его по сторонам клеток на 7 различных прямоугольников? (4 б)

Ответ:

  1. Вопросы для каждой команды на листах (за каждый ответ 4 балла).
  2. Математический фокус (проводится учителем):

     Учитель предлагает учащимся умножить номер месяца своего рождения на 100, к полученному произведению прибавить число месяца, на которое приходится день рождения. Затем полученную сумму умножить на 2 и к результату прибавить 8. Полученный результат умножить на 5, к произведению прибавить 4 и получившуюся сумму умножить на 10. К полученному результату прибавить полное число лет и еще 4, назвать число.

Разгадка. Для угадывания дня, месяца рождения и возраста учитель вычитает из полученного результата 444. А оставшиеся цифры в числе разбивает на группы по 2, начиная слева. Тогда цифры первой группы дают возраст ученика, цифры второй – дату рождения, а третьей – номер месяца дня рождения.

(((100х + у) *2 +8) *5 + 4) * 10 + а + 4 = 10000х + 100у + а + 444.

9) Подведение итогов: подсчет жетонов и награждение команд.


1 карточка

1. Портреты, каких математиков вы видите в карточке?

2. Как имя математика Лейбница? Ответ:  Готфрид

3. Труды этого математика были почти единственным руководством по геометрии в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил «в математике нет царской дороги».

   В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик? Ответ: Евклид


                        2  карточка

1. Портреты, каких математиков вы видите в карточке?

2. Как имя математика д'Аламбера? Ответ:  Жан

3. Этот ученый любил делать пометки на полях читаемой книги. Однажды на полях одной из них написал теорему и приписал: «Нашел удивительной доказательство этой теоремы, но недостаток места не позволяет мне его привести». В бумагах этого ученого доказательства теоремы не нашли и до последних лет эту теорему считали «вызовом прогрессивному человечеству».

   Данная теорема была доказана лишь в 1994 г. Как фамилия этого математика? Ответ: Пьер Ферма

                             3  карточка

1. Портреты, каких математиков вы видите в карточке?

2. Как имя математика ДЕКАРТ? Ответ: РЕНЕ

3. Этот ученый родился, жил и работал в Казани. Считается одним из великих российских математиков. Он одним из первых создал отличную от евклидовой геометрию. С помощью его достижений в геометрии стали возможны дальнейшие исследования космоса.


1 карточка

1. Портреты, каких математиков вы видите в карточке?

2. Как имя математика Лейбница?

3. Труды этого математика были почти единственным руководством по геометрии в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил «в математике нет царской дороги».

   В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик


                        2  карточка

1. Портреты, каких математиков вы видите в карточке?

2. Как имя математика д'Аламбера?

3. Этот ученый любил делать пометки на полях читаемой книги. Однажды на полях одной из них написал теорему и приписал: «Нашел удивительной доказательство этой теоремы, но недостаток места не позволяет мне его привести». В бумагах этого ученого доказательства теоремы не нашли и до последних лет эту теорему считали «вызовом прогрессивному человечеству».

   Данная теорема была доказана лишь в 1994 г. Как фамилия этого математика?

                   

         3  карточка

1. Портреты, каких математиков вы видите в карточке?

2. Как имя математика ДЕКАРТ?

3. Этот ученый родился, жил и работал в Казани. Считается одним из великих российских математиков. Он одним из первых создал отличную от евклидовой геометрию. С помощью его достижений в геометрии стали возможны дальнейшие исследования космоса.

        

Карточки для домашнего задания первого конкурса

1 задача

Найдите все натуральные числа, которые в 7 раз больше своей последней цифры.

2 задача

Сколько существует трехзначных чисел, цифры в которых расположены по убыванию слева направо?

3 задача

Сколько существует трехзначных чисел, цифры в которых расположены по возрастанию слева направо?

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Турнир знатоков Великие математики

Слайд 2

Цели: Закрепить знания биографий великих математиков; Усовершенствовать навыки по основным понятиям курса математики;

Слайд 3

Правила игры: ответы на вопросы команды готовят вместе, а оглашает ответ команды капитан, за недисциплинированность у команд будут взиматься штрафы, за правильные ответы командам будут выдаваться жетоны, по окончанию игры жетоны подсчитываются, и объявляется победитель

Слайд 4

1 задание: оценивание Д/з 1 задача Найдите все натуральные числа, которые в 7 раз больше своей последней цифры. 2 задача Сколько существует трехзначных чисел, цифры в которых расположены по убыванию слева направо? 3 задача Сколько существует трехзначных чисел, цифры в которых расположены по возрастанию слева направо? Ответ: число одно -35 Ответ: 84 Ответ: 120

Слайд 5

2 задание Сколько всего треугольников на каждом из рис. А, Б. А) Б) Ответ: 18 Ответ: 28

Слайд 6

Расположите в кружках на рисунке все цифры от 1 до 9 так, чтобы для каждого отрезка, имеющего кружки на концах и посередине, сумма чисел, записанных в этих трех кружках, равнялась 18. Ответ:

Слайд 7

Задача: У мальчика столько же сестер, сколько и братьев; а у сестры его вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько всего братьев и сестер? Ответ: 4 брата и 3 сестры

Слайд 8

Вопрос Этот ученый увлекался не только математикой, но и астрономией, геодезией, физикой. Умер он в середине XIX века, завещав начертить на своей надгробной плите правильный семнадцатиугольник, вписанный в круг. Это была первая решенная им задача, которой он гордился больше всего. О каком ученом идет речь? Ответ: Карл Фридрих Гаусс

Слайд 9

3 задание: блиц-опрос за каждый правильный ответ дается 1 балл

Слайд 10

4 задание: практическое задание На клетчатой бумаге нарисован квадрат размером 5х5. Как разрезать его по сторонам клеток на 7 различных прямоугольников? Ответ:

Слайд 11

5 задание: вопросы для каждой команды на листках. за каждый правильный ответ 4 балла

Слайд 12

Математический фокус (((100х + у) *2 +8) *5 + 4) * 10 + а + 4

Слайд 13

Подведение итогов Спасибо за участие! Поздравляем победителей! ЕСШ №1 С. Еткуль турнир знатоков 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.

Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010...