рабочая программа по математике 7 класс
рабочая программа по алгебре (7 класс) по теме

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения математики на ступени основного общего образования, изложенныев Пояснительной записке к программе по математике (алгебре, геометрии) для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_7_klass.doc495 КБ

Предварительный просмотр:

        

Комитет по образованию Шипуновского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шипуновская  средняя общеобразовательная школа № 1

Шипуновского района Алтайского края

                                                       Утверждено:

                                                                                    Директор школы:___________        

                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                               Приказ № «__      __» от __                ___2011г.

                                                        

Рабочая программа

по математике (алгебре, геометрии)

для 7 класса

основного общего образования

срок реализации программы: 1 год.

                                                                              Составитель программы: Вопилова Н. В.,

                                                                                                                                   учитель математики

с. Шипуново 2011г.


Паспорт

рабочей программы по математике (алгебре, геометрии)

Тип программы  программа основного  общего образования

Статус программы: рабочая программа учебного курса

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогических работников МОУ «Шипуновской СОШ № 1» программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации МОУ «Шипуновской СОШ № 1» программа является основанием для определения качества реализации общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 7 классов  МОУ « Шипуновской СОШ №  1»

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 204 часа

Форма обучения: очная

Режим занятий: 6 часов  в неделю

Формы контроля:

- письменные опросы: контрольные, самостоятельные работы, тесты;

- устные опросы: собеседование, зачеты;

- медиаформы:  индивидуальные тесты Excel, фронтальные тесты PowerPoint.

ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике (алгебре, геометрии) для 7 класса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)
  1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
  2. Учебного плана МОУ « Шипуновская СОШ №  1» на 2012-2013 учебный год.
  3. Настоящая программа по математике (алгебре, геометрии) для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, Программы общеобразовательных учреждений «Алгебра 7-9», «Геометрия 7 - 9», (составители Т.А Бурмистрова,  М, «Просвещение», 2010).

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и авторской программой учебного курса.

Математика  относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе.

 В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения математики на ступени основного общего образования, изложенные в Пояснительной записке к  Программе по математике (алгебре, геометрии). В ней также заложены возможности, предусмотренные стандартом, формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Содержание Рабочей программы по математике (алгебре, геометрии)  для 7класса отражает комплексный подход к изучению математики на ступени основного общего образования  и направлено на достижение следующих целей и задач:

 - Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

       - Интеллектуальное развитие, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

       -  Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

       - Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части человеческой культуры, понимание значимости математики для научно – технического прогресса.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

Рабочая программа построена на основе применения ИКТ  в преподавании математики.   

   

Основные развивающие и воспитательные задачи.

 Развитие:

   Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

   Математической речи, сенсорной сферы,  двигательной моторики, внимания, памяти, навыков само и взаимопроверки.

  Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

Воспитание:

  Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

  Волевых качеств, коммуникабельности, ответственности.

 

Целью изучения курса математики (алгебры, геометрии) 7  является:

  •       систематизация и обобщение сведений о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным;
  • обеспечение функциональной систематической подготовки учащихся;
  • формирование  базы для выработки умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений;
  • формирование умения переводить практические задачи на язык математики.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры отводится 136 часов, 4 часа в неделю, на геометрию 68 часов, 2 часа в неделю.

В том числе: контрольных работ по алгебре – 10  (включая итоговую контрольную работу), по геометрии – 6.

Учебно-методический комплекс учителя:

  • Учебник Алгебра 7. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков,С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение,  2010.
  • Дидактические материалы по алгебре для 7 класса Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова,С.Б.Суворова.-6 изд.-М.:Просвещение,2004.

Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, математических диктантов, тестов, взаимоконтроля.

Учебно-методический комплекс ученика:

Алгебра-7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,  Просвещение, 2004 – 2007 год.

Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение,2001 -2007г.         

ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса математики в 7 классе учащиеся должны

Знать/понимать:

  • как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

Уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами;
  • выполнять разложение многочленов на множители применять в несложных случаях формулы сокращенного умножения для преобразования целых выражений в многочлены
  • решать линейные уравнения,  системы двух линейных уравнений и применять их при решении текстовых задач;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику;  
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;
  • распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
  • изображать планиметрические фигуры, выполнять чертежи по условиям задач;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов);
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам.  

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
  • построения геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

СОДЕРЖАНИЕ    ОБУЧЕНИЯ

Алгебра

1.  Выражения, тождества, уравнения

Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.

Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.

Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.

Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.

В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки > и <, дается понятие о двойных неравенствах.

При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.

Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений.

Материалы составлены к доработанному варианту учебника «Алгебра, 7» или к учебникам предшествующих изданий, дополненным учебным пособием «Элементы статистики и теории вероятностей».

понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней- В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах = Ъ при различных значениях а и Ъ. Продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.

Изучение темы завершается ознакомлением учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.

2.        Функции

Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.

Основная цель — ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.

Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту  же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.

Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kx, где k ≠0, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух функций вида у = kx + b.

Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.

3.        Степень с натуральным показателем

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.

Основная цель — выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора. Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере доказательства свойств ат • ап = ат + ", ат : ап = ат п, где т> п, (ат)п = атп, (ab)n = ап   b п учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.

Рассмотрение функций у = х2, у = х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание учащихся на особенности графика функции у = х2: график проходит через начало координат, ось О у является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.

Умение строить графики функций у = х2 и у = х3 используется для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений.

4.   Многочлены

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

Основная цель — выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.

Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.

Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.

В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.

5.        Формулы сокращенного умножения

Формулы (а + b)2 = а2± 2ab +b2, (а ± b)3 = а3 ± За2b + Заb2 ± b3, (а ±b) 2 + аb + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.

Основная цель — выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.

В данной теме продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, |уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».

Наряду с указанными рассматриваются также формулы суммы и разности кубов. Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.

В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а |также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.

6.        Системы линейных уравнений

Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.

Основная цель — ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.

Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются ^несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.

Формируется умение строить график уравнения а + by = с, где а ≠ 0 или b≠0, при различных значениях а,b, с. Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.

Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов (решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными Iспособом   подстановки   и   способом   сложения.   Введение   систем (Позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.

7.        Повторение

Геометрия.

1.Начальные геометрические сведения

   Простейшие  геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные  углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

  Основная цель – систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

   В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем общения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

2.Треугольники

   Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель – ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.

   Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме; поиск равных треугольников  - обоснование их равенства с помощью  какого-то признака – следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать  опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения  признаков равенства треугольников целесообразно  использовать задачи с готовыми чертежами.

3.Параллельные прямые

   Признаки  параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель – ввести одно из важнейших понятий – понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

   Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника

   Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель – рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

  В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии – теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

   Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

  При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В  отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

                                                                                                 


Планирование учебного материала

№  §


Содержание материала (алгебра)

Количество часов


Глава I.  Выражения, тождества, уравнения.      (26 часов)

1    

Выражения.

5

2

Преобразование   выражений  

6

Контрольная работа № 1

1

3

Уравнения с одной переменной.  

9

4

Статистические характеристики.    

4

Контрольная работа № 2

1


Глава II.  Функции      (18 часов)

5

Функции и их графики.      

7

6

Линейная функция.      

10

Контрольная работа № 3

1


Глава III. Степень с натуральным показателем      (18 часов)

7

Степень и её свойства.                

10

8

Одночлены.    

7

Контрольная работа №4

1


Глава IV. Многочлены     (23  час)

9

Сумма и разность многочленов.          

4

10

Произведение одночлена и  многочлена.                

7

Контрольная работа № 5

1

11

Произведение многочленов.        

10

Контрольная работа № 6

1


Глава V. Формулы сокращенного умножения     (23 часа)

12

Квадрат суммы и квадрат разности.  

6

13

Разность квадратов. Сумма и разность кубов.    

6

Контрольная работа № 7

1

14

Преобразование целых выражений.        

9

Контрольная работа № 8

1


Глава VI. Системы линейных уравнений.    (17 часов)

15

Линейные уравнения с двумя переменными и их системы.  

6

16

Решение систем линейных уравнений.      

10

Контрольная работа № 9

1


Повторение     (11 часов)

Итоговый зачет

1

Итоговая контрольная работа № 10

1


Геометрия  68 ч.


Глава I. Начальные геометрические сведения  (10 часов)

1

Прямая и отрезок

1

2

Луч и угол

1

3

Сравнение отрезков и углов

1

4

Измерение отрезков

1

5

Измерение углов

2

6

Перпендикулярные прямые

2

Решение задач

1

Контрольная работа № 1

1


Глава II.  Треугольники (17)

1

Первый признак равенства треугольников

3

2

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

3

3

Второй и третий признаки равенства треугольников

4

4

Задачи на построение

3

Решение задач

3

Контрольная работа № 2

1


Глава III. Параллельные прямые  (13 часов)

1

Признаки параллельности двух прямых

4

2

Аксиома параллельных прямых

5

Решение задач

3

Контрольная работа № 3

1


Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника   (18 часов)

1

Сумма углов треугольника

2

2

Соотношения между сторонами и углами треугольника

3

Контрольная работа № 4

1

3

Прямоугольные треугольники

4

4

Построение треугольника по трем элементам

4

Решение задач

3

Контрольная работа № 5

1


Повторение   (10 часов)

Решение задач

9

 Итоговая контрольная работа № 6

1


Календарно-тематическое планирование


пункта

Тема

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля.

      Измерители.

    Дата

 проведения

Глава I.  Выражения, тождества, уравнения.      (26 часов)


§1 Выражения.    (8 часов)

Повторение материала 6 класса

3

Коррекция знаний, умений и навыков работы с рациональными числами

устный опрос        

самостоятельная работа

§ 1

Прямая и отрезок

1

Знать: что изучает геометрия, свойство прямой, сколько общих точек могут иметь две прямые, какая фигура называется отрезком.

Уметь: распознавать основные геометрические фигуры, обозначать точки и прямые на рисунке, изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых.

диктант


1


Числовые выражения. Сопутствующее повторение.                                                                                                                              



3

Иметь представление о том, что числовые  выражения составляются из чисел с помощью  знаков действий и скобок; выражение, содержащее действие деление на нуль,  не имеет смысла.

Уметь выполнять все действия для нахождения значения выражения, составлять примеры числовых выражений.

устный опрос        

диктант

§ 2

Луч и угол

1

Знать: определения луча и угла.

Уметь: изображать и обозначать лучи и углы на рисунке.

практическая работа


2


Выражения с переменными.


1

Знать: выражение a  b содержит две переменные. Оно показывает как найти площадь прямоугольника. Уметь находить:  значения выражений с переменной; область определения простейших дробей с одной переменной.

самостоятельная работа

§ 3

Сравнение отрезков и углов

1

Знать: какие фигуры называются равными, определения  середины отрезка и биссектрисы  угла.

Уметь: сравнивать отрезки и углы, отмечать середину отрезка и проводить биссектрису углов.

диктант

3

Сравнение  значений выражений.

1

Знать знаки <; > двойные неравенства.

Уметь сравнивать значения выражений.

графический диктант


§2 Преобразование   выражений   (6 часов)


4


Свойства действий над числами.


2

Знать свойства:

1) a + b = b + a;             аb = ba.

2) (a + b) + c = a + (b + c);         (ab) c = a (bc).

3) a (b + c) = ab + ac.

Уметь применять  свойства при вычислениях.

устный опрос






самостоятельная работа

§4

Измерение отрезков

2

Уметь: измерять отрезок и выражать его длину в различных единицах измерения; находить длину отрезка, когда точка делит его на два отрезка.

проверочная работа


5


Тождества. Тождественные преобразования выражений.


4

Знать,  что равенство, верное при любых значениях переменных, называют  тождеством. Правила раскрытия скобок.

Уметь распознавать простейшие тождества;

раскрывать скобки; приводить подобные слагаемые.

устный опрос

графический диктант

фронтальный опрос

самостоятельная работа

§ 5

Измерение углов

1

Знать: что такое градусная мера угла.

Уметь: находить градусные меры углов.

самостоятельная работа

Контрольная работа № 1 по теме «Выражения, тождества, уравнения».

1

Уметь выполнять тождественные преобразования

письменная работа

§ 6

Перпендикулярные прямые

2

Знать: какие прямые называются перпендикулярными; какие углы называются смежными, вертикальными и их свойства.

Уметь: строить вертикальные и смежные углы; находить на рисунке вертикальные и смежные углы.

самостоятельная работа


§3 Уравнения с одной переменной.   (9часов)


6


Уравнение и его корни.


2

Знать понятия уравнения и его корней, правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, умножения или деления обеих частей уравнения на одно и то же число, отличное от нуля.

устный опрос



тест


7


Линейное уравнение с одной переменной.


3

Уметь распознавать линейные уравнения, решать их, применяя правила.

устный опрос

графический диктант

самостоятельная работа

Решение задач

1

 Уметь решать задачи по теме «Начальные геометрические сведения»

8

Решение задач с помощью уравнений.

4

Уметь решать задачи с помощью составления уравнений

устный опрос

тест

тест

самостоятельная работа

Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения»

1

Уметь: решать задачи по теме «Начальные геометрические сведения»

письменная работа

§ 1

Первый признак равенства треугольников

3

Знать: что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными; формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников.

Уметь: объяснять, какая фигура называется треугольником, и назвать его элементы; решать задачи на доказательство равенства треугольников.

практическая работа

диктант

проверочная самостоятельная работа


§4 Статистические характеристики.    (4часа)

9

Среднее арифметическое, размах и мода.

2

Иметь представление о среднем арифметическом, размахе, моде.

Уметь находить абсолютную, относительную

погрешности.

устный опрос

10

Медиана как статистическая характеристика.

2

самостоятельная работа

Контрольная работа № 2 «Линейные уравнения с одной переменной».

1

Уметь решать уравнения и задачи с помощью составления уравнений

письменная работа

§ 2

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

3

Знать формулировки теорем: о перпендикуляре  к прямой, о свойствах равнобедренного треугольника.

Уметь: доказывать теоремы о перпендикуляре  к прямой, о свойствах равнобедренного треугольника и решать задачи на применение данных теорем.

устный  опрос

диктант

самостоятельная работа


Глава II. Функции  (18 часов)


§5 Функции и их графики.      (7 часов)


12

13


Что такое функция. Вычисление значений функции по формуле


4


Знать определение функции.

Уметь читать простейшие функции, приводить примеры; вычислять значения функций по формуле.

устный опрос

тест

графический диктант

самостоятельная работа


14


График функции


3


Знать определение  графика функций.

Уметь строить график функции по его точкам

устный опрос

фронтальный опрос

самостоятельная работа

§ 3

Второй и третий признаки равенства треугольников

4

Знать: формулировки и доказательства второго и третьего признаков равенства треугольников.

Уметь: применять эти признаки при решении задач.

устный опрос

диктант

диктант

проверочная работа


§5 Линейная функция.      (10 часов)

15

Прямая пропорциональность.

4

Знать определение прямой пропорциональности и знать, что является графиком. Строить и читать графики.

устный опрос

тест

фронтальный опрос

самостоятельная работа


16


Линейная функция и ее график.


6

Иметь представление о том, что называется линейной функцией,  что является графиком  линейной функции. Что графики двух линейных функций, заданных формулами  y=kx + b пресекаются, если коэффициенты при x различные и параллельны, если коэффициенты одинаковы.


Уметь строить по двум точкам график, читать его. Определять взаимное расположение графиков функций.

устный опрос

фронтальный опрос

самостоятельная работа с самопроверкой

устный опрос

тест

самостоятельная работа

§ 4

Задачи на построение

3

Знать: определение окружности.

Уметь: объяснять, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности; выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения и применять их при решении задач.

самостоятельная работа

устный опрос

зачетная работа

Контрольная работа  № 3 «Линейная функция».

1

Уметь строить и читать  графики линейных функций

письменная работа


Глава III. Степень с натуральным показателем      (18 часов)


§6 Степень и её свойства.                 (10 часов)


18


Определение степени с натуральным показателем.


3

Знать определение степени с натуральным показателем

Уметь определять степени. Записывать произведения в виде степени называть основание и показатель, вычислять значение степени.

устный опрос

фронтальный опрос

самостоятельная работа

Решение задач

3

Знать основные определения, свойства фигур

устный опрос

проверочная работа


19


Умножение и деление степеней.


3

Знать правила умножения и деления степеней.


Уметь умножать и делить степени с одинаковыми основаниями.

устный опрос

фронтальный опрос

самостоятельная работа

20

Возведение в степень произведения и степени.

4

Знать правила возведения  произведения  и степени.


Уметь возводить в степень произведение и степень.

устный опрос

фронтальный опрос

тест

самостоятельная работа

Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники»

1

Уметь решать задачи по теме «Треугольники»

письменная работа


§7 Одночлены.    (7 часов)


21


Одночлен и его стандартный вид.


2

Знать,  что выражения 2ax, 3x (-4), xy  являются одночленами, так как они являются произведением переменных и их степеней. Числовой множитель называется коэффициентом. Он стоит на 1месте, а на 2 месте степени переменных. Такой вид одночлена называется стандартным.

Уметь приводить одночлен к стандартному виду.


устный опрос


тест

§ 1

Признаки параллельности прямых

4

Знать: определение параллельных прямых, название углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей, формулировки признаков параллельности прямых.

Уметь: доказывать признаки параллельности двух прямых и использовать их при решении задач.

фронтальный опрос

устный опрос

самостоятельная работа

проверочная работа


22


Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.


3

Знать правило умножения степеней с одинаковыми основаниями и правило возведения степеней в степень.

Уметь находить произведение одночленов и возводить одночлены в степень.

графический диктант

фронтальный опрос

самостоятельная работа


23


Функции у = х² , у = х³ и их свойства.


2

Знать названия графиков, их свойства.

Уметь находить по графикам значения аргумента или значение функции.

устный опрос

самостоятельная работа

Контрольная работа № 4: «Степень с натуральным показателем».

1

Уметь выполнять преобразования одночленов.

письменная работа


Глава IV. Многочлены     (23  час)


§9 Сумма и разность многочленов.          (4часа)


25


Многочлен и его стандартный вид.


1

Знать, что многочленом называется сумма одночленов. Понятие  подобных членов.

Уметь  приводить подобные члены, приводить многочлен к стандартному виду.

самостоятельная работа


26


Сложение и вычитание многочленов.


3

Знать правила раскрытия скобок.


Уметь складывать и вычитать многочлены.

устный опрос

графический диктант

самостоятельная работа


§10 Произведение одночлена и  многочлена.                (7 часов)


27


Умножение одночлена на многочлен.


3

Знать правило умножения одночлена на многочлен. Уметь применять правило умножения одночлена на многочлен.

графический диктант

тест

самостоятельная работа

§ 2

Аксиома параллельных прямых

5

Знать: аксиому параллельных прямых и следствия из нее.


Уметь применять аксиому параллельных прямых и следствия при решении задач.

устный опрос

фронтальный опрос

самостоятельная работа

проверочная работа

зачетная работа


28


Вынесение общего множителя за скобки.


4


Знать понятие вынесения общего множителя за скобки.


Уметь выносить общий множитель за скобки.

фронтальный опрос

графический диктант

тест

самостоятельная работа

Контрольная работа № 5 «Многочлен».

1

Уметь выполнять тождественные преобразования многочленов.

письменная работа


§11 Произведение многочленов.         (10 часов)


29


Умножение многочлена на многочлен.


5


Знать правила умножения многочленов.


Уметь умножать многочлен на многочлен.

устный опрос

графический диктант

фронтальный опрос

самостоятельная работа

Решение задач

3

Уметь решать задачи по теме «Параллельные прямые»

фронтальный опрос

графический диктант

проверочная работа


30


Разложение многочлена на множители способом группировки.


5


Уметь выполнять разложение  многочлена  на множители способом группировки.

устный опрос

самопроверка

взаимопроверка

самостоятельная работа

Контрольная работа № 3 «Параллельные прямые»

1

Уметь решать задачи по теме «Параллельные прямые»


письменная работа

Контрольная работа № 6 «Умножение многочленов. Способ группировки».

1

Уметь выполнять умножение  многочлена  на многочлен и  разложение  многочлена  на множители.


письменная работа


Глава V. Формулы сокращенного умножения     (23 часа)


§12 Квадрат суммы и квадрат разности.   (6 часов)


32


Возведение в квадрат  и в куб суммы и разности двух выражений.


3

Знать формулы:  (a + b)² =a² + 2ab + b²;

(a- b)² =a² - 2ab + b².

Уметь использовать  данные формулы.

устный опрос

тест

самостоятельная работа

§1

Сумма углов треугольника

2

Знать формулировку теоремы о сумме углов треугольника и её следствия.

Уметь доказывать теоремы о сумме углов треугольника и её следствия и применять их при решении задач.

устный опрос

тест


33


Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.


3


Знать формулы a² + 2ab + b² =(a + b)²;

a² - 2ab + b² = (a - b)².

Уметь использовать формулы.

устный опрос

тест

самостоятельная работа

§ 2

Соотношения между сторонами и углами треугольника

3

Знать формулировку теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника.

Уметь доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника; применять теорему при решении задач.

устный опрос

самостоятельная работа

фронтальный опрос


§13 Разность квадратов. Сумма и разность кубов.     (6 часов)


34


Умножение разности двух выражений на их сумму.


3


Знать формулу  (a - b) (a + b)=a² – b².


Уметь применять эту формулу.

взаимопроверка

тест

самостоятельная работа

Контрольная работа № 4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

Уметь решать задачи по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

письменная работа

35

Разложение разности квадратов на множители.

2

Знать формулу  a² – b² = (a - b) (a + b) и формулировку.

Уметь применять эту формулу.

тест

самостоятельная работа


§ 3


Прямоугольный треугольник

4

Знать формулировки свойств  прямоугольных треугольников.

Уметь: доказывать свойства прямоугольных треугольников; применять эти свойства при решении задач.

устный опрос

диктант

самостоятельная работа

диктант

Контрольная работа № 7 «Все действия с многочленами».

1

Уметь выполнять все действия с многочленами

письменная работа

36

Разложение на множители суммы и разности кубов.

1

Знать формулы  a³  + b³ =(a + b) (a² - ab + b²);

 a³ + b³ = (a - b) (a² + ab + b²) и формулировку.

Уметь применять  эти формулы.

самостоятельная работа


§14 Преобразование целых выражений.        (9 часов)

37

Преобразование целого выражения в многочлен.

3

Знать, что любое целое выражение можно представить в виде многочлена.

Уметь преобразовывать целые выражения в многочлен.

самопроверка

взаимопроверка

самостоятельная работа


38


Применение различных способов для разложения на множители.


6


Знать способы разложения: вынесение общего множителя за скобки, группировка, формулы сокращенного умножения.


Уметь  применять  различные способы для разложения на множители

устный опрос

самопроверка

взаимопроверка

самостоятельная работа

самопроверка

самостоятельная работа

§ 4

Построение треугольника по трем элементам

4

Уметь выполнять простейшие задачи на построение, строить треугольник по трем элементам с помощью циркуля и линейки.

проверочная работа

устный опрос

самостоятельная работа

взаимопроверка

Контрольная работа №8 «Формулы сокращенного умножения».

1

Уметь применять формулы сокращенного умножения.

письменная работа


Глава VI. Системы линейных уравнений.    (17 часов)

§15 Линейные уравнения с двумя переменными и их системы.   (6 часов)


40


Линейное уравнение с двумя переменными.


2

Знать вид линейного уравнения. Правила переноса слагаемых, умножение или деление обеих частей уравнения на одно и то же число, не равное нулю. Уметь определять линейные уравнения.

Проверять является ли данная пара чисел решением уравнения.


устный опрос


фронтальный опрос


41


График линейного уравнения с двумя переменными.


2

Знать, что графиком линейного уравнения является прямая..

 Уметь определять линейные уравнения, строить график линейного уравнения.

устный опрос

самостоятельная работа

Решение задач

3

Уметь решать задачи по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»


42


Системы линейных уравнений с двумя переменными.


2

Знать, что решением системы уравнений с двумя переменными является  пара значений переменных, которая обращает каждое уравнение системы в верное равенство. Графический способ решения системы.

Уметь проверить является ли данная пара чисел решением системы. Решать систему графическим способом.


взаимопроверка

самостоятельная работа


43


Способ подстановки.


3

Знать алгоритм  решения систем способом подстановки.


Уметь решать систему способом подстановки.

самопроверка

взаимопроверка

самостоятельная работа

Контрольная работа № 5 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

Уметь решать задачи по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

письменная работа


44


Способ сложения.


 3

Знать алгоритм  решения систем  способом сложения.


Уметь решать систему способом сложения.

самопроверка

взаимопроверка

самостоятельная работа

Повторение.  Начальные геометрические сведения.

2

Цель: систематизировать основные геометрические понятия

Знать: термины, используемые в курсе геометрии 7 класса


45


Решение задач с помощью систем уравнений.


4


Уметь решать задачи составлением систем уравнений

самопроверка

самопроверка

взаимопроверка

самостоятельная работа

Повторение.  Треугольники

3

Цель: систематизировать основные геометрические понятия

Знать: термины, используемые в курсе геометрии 7 класса

Контрольная работа №9 «Системы линейных уравнений с двумя переменными».

1

Уметь решать системы линейных уравнений и задачи составлением систем уравнений

письменная работа

Функция и их графики.

2

Знать  важнейшие функциональные понятия и  графики прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.

самостоятельная работа

Повторение. Параллельные прямые.

2

Цель: систематизировать основные геометрические понятия

Знать: термины, используемые в курсе геометрии 7 класса

Степень с натуральным показателем. Одночлен.

2

Уметь выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

тест

Многочлены и действия над ними. Разложение на множители.

2

Уметь выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

самостоятельная работа

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

2

Цель: систематизировать основные геометрические понятия

Знать: термины, используемые в курсе геометрии 7 класса


Формулы сокращенного умножения.


1

Уметь применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители

тест

Линейное уравнение с одной переменной. Системы линейных уравнений с двумя переменными


2

Уметь  решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач

самостоятельная работа

Итоговая контрольная работа (по алгебре).

1

письменная работа

Итоговая контрольная работа. (по геометрии)

1

письменная работа

Итоговое занятие по алгебре

1

Итоговое занятие по геометрии

1


Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы:

-  базовый учебник;

-  дополнительная литература для учителя и учащихся;

- перечень Интернет-ресурсов и других электронных  информационных источников, обучающих, справочно - информационнных, контролирующих компьютерных программ.

Литература

  1. Алгебра 7 класс;  учеб. для общеобразоват. учреждений /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова. Под ред. С.А.Теляковского. – 19-е изд. – М. Просвещение,  2010 г.
  2. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса/  Л.И.Звавич,  Л.В.Кузнецова,  С.Б.Суворова.-  9-е изд. -  М.: Просвещение,  2004 г.
  3. Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение,2001 -2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...