Урок "Векторы" 9 класс
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Болотова Нина Вячеславовна

Урок по теме "Векторы" для 9 класса. К сожалению размер архивного файла превышает допустимый, поэтому выложен только план-конспект урока.  Полную версию с презентацией и видеофрагментом можно скачать по ссылке: http://tangar.ucoz.ru/load/urok_quot_vektory_quot/....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: "Координаты вектора" – 9 класс

Цель урока: ввести понятие "координаты вектора", отследить стандартную цепочку введения любого нового закона, продемонстрировать жизненность рассматриваемого материала.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, документ-камера, электронная система опроса.

Ход урока.

  1. Разминка.
  1. На доске появляется иллюстрация к басне Крылова "Лебедь, рак и щука". Зачем? Ведь мы на уроке математики и нас интересует сегодня именно геометрия?....

(размышления детей на эту тему)

На доске появляются векторы сил, приложенные к телеге.

  1. Итак, векторы!

Диалог

Что мы про них знаем: что такое вектор, чем характеризуется, что такое "свободный вектор", почему он не применим в физике.

  1. Видеофрагмент о радиолокационной системе.

Диалог

Какие понятия из услышанного связаны с векторами?

… электромагнитный импульс дошел до объекта, вернулся (есть направление движения);

координаты? Чего? Объекта? Вектора?

А можно вообще ввести понятие "координаты вектора"?

А может это закончиться неудачей?

А станем ли мы при этом, все равно умнее?

  1. Рассмотрение нового материала.

Так какую тему урока мы сейчас заявим? (Координаты вектора).

Цель урока? (ввести понятие "координаты вектора")

Записали в тетрадях "Классная работа", "Тема урока".

Давайте попробуем подобраться к новому понятию через аналогию старых представлений о координатах точки.

Работаем с презентацией

  1. Ввести прямоугольную систему координат.
  2. Координаты точки вводим через единичные отрезки, а для вектора можно попробовать через ….. единичные векторы.
  3. А как их можно ввести?....
  4. Но где единичные векторы, а где наш вектор?
  5. Какие правила можно использовать для их объединения?

Давайте теперь попробуем изобразить рассмотренную ситуацию у себя в тетрадях. Я буду иллюстрировать свою работу через документ-камеру, а вы, слушая меня, выполнять задание в тетради, при необходимости, сверяя с доской.

Вычертили прямоугольную систему координат.

Отметили точку (2;3), точку (6;6).

Выделили единичные векторы.

Построили вектор а, идущий от точки с меньшей абсциссой к точке с большей абсциссой.

Выразили вектор а через единичные векторы на чертеже.

Записали полученное равенство.

Построили вектор b, исходящий из начала координат, сонаправленный с вектором I и равный по длине двум единичным отрезкам

Выразили вектор b через единичные векторы равенством:

 

Построили вектор d, сонаправленный с вектором j и равный по длине трем единичным отрезкам

Выразили вектор d через единичные векторы равенством:

 

А теперь глаза закрыли, представили вектор, исходящий из начала координат, лежащий в третьей четверти и совпадающий с диагональю квадрата сос тороной равной двум единичным отрезкам. Глаза открыли, посмотрели на доску.

 

Итак, получили равенства, раскладывающие заданные векторы через единичные:

;  ;   ; 

По аналогии с координатами точки можно ввести координаты вектора через коэффициенты в полученных разложениях:

; ; ; 

В общем виде имеем: ; , где векторы  и  - координатные единичные векторы.

Но где теоретическое доказательство того, что это возможно и притом, единственным образом?..... (формулировка теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам и притом, единственным образом).

  1. Психологическая разгрузка.

Хлопки.

  1. Электронное тестирование с выбором ответа.

Укажите координаты вектора

1

2

3

4

5

  1. Подведение итогов.

Домашнее задание: историческая справка о возникновении векторов; № 919, № 920. (учебник "Геометрия 7-9", Атанасян Л.С.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....