Рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа (алгебра, 5 класс) по теме

Агафья Анатольевна

Рабочая программа по математике для 5 класса по учебнику Виленкина на 170 часов в год. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, КТП, планируемые результаты обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Министерство Образования и Науки Республики Бурятия

ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат»

«Утверждено»

Руководитель МО

__________Цыденова А.А.

Протокол № ____от

«___» ___________20____г

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР

__________ Попова Т.М.

 «___» ___________20____г

«Утверждаю»

Директор ГБООУ ВССШИ

__________Батомункуев Ю.Б.

Приказ № ____от

«___» ___________20____г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

5 класс

(5ч в неделю, всего 170 часов)

Цыденова А.А., первая категория

2013 год

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала, учебного плана ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат» и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда (М.: Мнемозина).

Цели обучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики как научно-технического прогресса.

Задачи обучения:

  • приобретение математических знаний и умений;
  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
  • освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).

Место предмета

На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения: проблемного обучения, развивающего обучения, индивидуально-личностного обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения, технологии развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационных технологий.

Большое внимание на уроках уделяется сохранению и укреплению здоровья школьников, используются следующие элементы здоровьесберегающей деятельности: создается и поддерживается положительный микроклимат в коллективе, устанавливается плодотворное сотрудничество между учителем и учениками, осуществляется дифференцированный подход к учащимся согласно их уровню подготовки. С целью привития учащимся навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний, снятия усталости и напряжения на уроках проводятся валеологические паузы в форме физминуток, элементов самомассажа по системе Су-джок, минутки релаксации и т.п. (приложение 1).

Выделяются следующие типы уроков: урок освоения новых знаний, урок овладения новыми знаниями, умениями и навыками, комбинированный урок, урок-практикум, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки, оценки и коррекции знаний.

В конце изучения каждого параграфа предусмотрен резервный урок, который используется для решения практико-ориентированных задач, нестандартных задач по теме или для различного рода презентаций, докладов, дискуссий.

Предусмотрены 13 тематических контрольных работ, 1 работа для определения уровня подготовки учащихся за курс начальной школы, 1 итоговая работа за курс 5 класса.

Содержание программы обучения.

  1. Повторение курса начальной школы.
  2. Натуральные числа и шкалы.

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

  1. Сложение и вычитание натуральных чисел.

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

  1. Умножение и деление натуральных чисел.

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

  1. Площади и объёмы.

Площадь, единицы измерения площади. Формула площади прямоугольника. Объем, единицы измерения объема. Объем прямоугольного параллелепипеда.

  1. Обыкновенные дроби.

Окружность, круг. Доли, обыкновенные дроби. Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.  Смешанные числа. Сравнение, сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.

  1. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

Десятичная запись дробных чисел. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач. Приближенные значения. Округление чисел.

  1. Умножение и деление десятичных дробей.

Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение и деление десятичной  дроби  на десятичную дробь. Среднее арифметическое.  Решение текстовых задач.

  1. Инструменты для вычислений и измерений.

Микрокалькулятор. Проценты. Угол, измерение и построение углов. Чертежный треугольник, транспортир. Круговые диаграммы.

  1. Повторение курса математики 5 класса.

Распределение учебных часов по разделам программы

Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, и количество контрольных работ по данной теме приведено в таблице:

№п/п

Тема

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Повторение курса начальной школы

5

1

Натуральные числа и шкалы

16

1

Сложение и вычитание натуральных чисел

21

2

Умножение и деление натуральных чисел

23

2

Площади и объёмы

14

1

Обыкновенные дроби

21

2

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

15

1

Умножение и деление десятичных дробей

26

2

Инструменты для вычислений и измерений

18

2

Повторение курса математики 5 класса

11

1

Общее количество часов:

170

15

Требованию к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

В результате освоения курса математики 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • представление о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • независимость, критичность, креативность мышления;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
  • воля и настойчивость в достижении цели.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать и интерпретировать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск  информации с использованием различных источников;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • понимать и использовать математические средства наглядности(графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
  • умение участвовать в дискуссии (выдвигать аргументы и контраргументы);
  • умение критично относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, применять различные способы рассуждений.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.

Предметная область «Арифметика»

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число, деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную – в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
  • находить значения числовых выражений, содержащих   целые числа и десятичные дроби;
  • округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема, переводить одни единицы измерения в другие;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов.

Предметная область  «Алгебра»

  • переводить условия задачи на математический язык;
  • использовать методы работы с простейшими математическими моделями;
  • осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
  • изображать числа точками на координатном луче;
  • определять координаты точки на координатном луче;
  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.

Предметная область «Геометрия»

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать и изображать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
  • в простейших случаях строить развертки пространственных тел;
  • вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических тел по формулам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин, используя при необходимости справочники и технические средства;
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя

  1. ФЗ «Об Образовании в РФ»
  2. Государственный стандарт основного общего образования по математике, 2004г
  3. Примерная программа основного общего образования по математике
  4. Жохов В.И., Программа.  Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы.
  5. Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  
  6. Рудницкая В.Н. Математика; Рабочая тетрадь для 5 класса в 2х ч.
  7. Дорофеев Г. В. и др.  Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике.  
  8. Ермилова Т.В. «Математика 5кл. Тематическое и поурочное планирование»
  9. Лаппо «Решение контрольных и самостоятельных работ к книге «Дидактические материалы» Чеснокова А.С.»
  10. Стромова З.С., Пожарская О.В. «Математика 5кл. Поурочные планы».
  11. Фарков А.В. «Внеклассная работа по математике 5-11кл».
  12. Бощенко О.В. «Математика 5-9кл. Итоговые уроки»

Дидактические материалы:

  1. Гусева Л.И. Тесты. 5кл.
  2. Донец Л.П. Тематические тестовые задания.
  3. Жохов М.И. Математические диктанты.
  4. Жохов М.И. Математический тренажер.
  5. Клюхина И.В. Правила по математике.
  6. Крылова О.И. Входные тесты за курс начальной школы.
  7. Математика. Устный счет. Сложение и вычитание. 1-5кл.
  8. Математика. Устный счет. Умножение и деление. 2-5кл.
  9. Попов М.А. Домашние работы.5 кл.
  10. Попова Л.П. Контрольно-измерительные материалы. 5кл.
  11. Токарева С.В. Математика 5-7кл. Таблицы – тренажеры.
  12. Хлебникова Л. Математика 3-5кл. Задачи на движение.
  13. Хлебникова Л. Математика 3-5кл. Решаем уравнения.
  14. Чесноков А.С.  Дидактические материалы по математике для 5 класса.

Электронные учебные пособия – Интернет-ресурсы

  1. CD-ROM Универсальное мультимедийное пособие.
  2. Газета "Математика" издательского дома "Первое сентября" http://mat.1september.ru
  3. Дидактические материалы по информатике и математике http://comp_science.narod.ru
  4. Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002.
  5. Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
  6. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, учительская, история математики http://www.math.rucfqn 
  7. Сайт издательства «Первое сентября» www.1september.ru
  8. Сайт Министерства Образования и Науки Республики Бурятия www.monrb.ru
  9. Сайт учителя математики и информатики И.А. Зайцевой http://www.zaitseva_irina.ru
  10. Сайт учителя математики И.О. Карповой http://matica.nm.ru
  11. Сайт учителя математики С.С. Бирюковой http://sbiryukova.narod.ru

Медиа-продукты – тесты и презентации в программах PowerPoint, Excel

Литература для учащихся:

  1. Виленкин Н. Я., В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.  Математика. 5 класс
  2. Маслова Т.Н. Суходский А.М., Справочник школьника по математике: 5-11 классы
  3. Рудницкая В.Н. Математика; Рабочая тетрадь для 5 класса.
  4. Чесноков А.С.Дидактические материалы по математике для 5 класса.
  5. Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений.
  6. Гамов. Занимательная математика.
  7. Перельман. Веселые задачи.
  8. Кордемский Б.А. Математические завлекалки.
  9. Козлова. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка)
  10. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.

Интернет-ресурсы для учащихся:

  1. http://math.child.ru/      Планета «Математика»
  2. http://mathgames.mccme.ru/      Математические игры
  3. http://mschool.kubsu.ru/uik/linfun/index.htm    Игры по математике
  4. http://smekalka.pp.ru  Логические задачи и головоломки
  5. http://www.kenguru.sp.ru Международный математический конкурс "Кенгуру"

Список используемой литературы.

  1. Стандарт основного общего образования по математике,2004г;
  2. Примерная программа основного общего образования по математике;
  3. Примерная программа по математике 5-9кл по ФГОС 2 поколения, 2011г
  4. Жохов В.И.,. "Математика" 5-6 кл. Программа.М. Мнемозина, 2010
  5. Математика. Методические рекомендации. Мельникова Н.Б. (Уровневая дифференциация обучения).
  6. Ермилова Т.В. «Математика 5кл. Тематическое и поурочное планирование»
  7. Стромова З.С., Пожарская О.В. «Математика 5кл. Поурочные планы»
  8. Контрольные и самостоятельные работы в 5кл по УМК Виленкина Н.
  9. Контрольные работы. 5, 6 кл. Дудницын Ю.П., Кронгауз В.П. - НПО Образование, 1998.
  10. Математика 5. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. - Мнемозина, 2002-2011.
  11. Математика 5-6. Тематические зачеты. Варианты 1-4. Минаева С.С. и др.
  12. Дидактические материалы по математике для 5 кл. Чесноков А.С. и др.
  13. Фридман Л.М. Изучаем математику. 5-6 кл.
  14. Оздоровительные моменты на уроках математики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...