Рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме

Арцибасова Надежда Михайловна

Рабочая программа по математике 5 класс, автор учебника Виленкин А.Г. (6 часов в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа125.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта   общего образования и примерной программы по математике и на основе программы, разработанной В.И.Жоховым (В.И.Жохов Программа. Планирование учебного материала. Математика: 5-6 классы. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010)

Данный учебный предмет имеет своей целью:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне; для получения образования в областях, не требующих глубокой математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

Изучение предмета «Математика» способствует решению следующих задач:

1) приобретение математических знаний и умений;

2)овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

3)освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Учебный предмет изучается  в 5 классе, рассчитан на 204 часа.

Содержание программы носит практический характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, практикумы, лекции.

Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, математических диктантов, экспресс-контроля, тестов, взаимоконтроля. Итоговый контроль проводится в форме теста в формате ГИА. Материалы контроля представлены в приложении.

С учетом обязательного минимума содержания в разделе «Натуральные числа» вводится тема «Римская нумерация». В разделе «Дроби» рассматриваются как обязательные только две задачи на дроби: нахождение дроби от числа и нахождение числа по его дроби. В теме «Проценты» рассматриваются задачи: нахождение процента от величины и величины по нескольким ее процентам. Умение выражать часть величины в процентах не является обязательным.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.

В результате изучения курса математики в 5 классе учащиеся должны

знать/понимать:

  1. как используются математические формулы и уравнения при решении математических и практических задач;
  2. как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  3. каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия.

уметь:

  1. выполнять устно действия сложения и вычитания двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, сложение и вычитание обыкновенных дробей с однозначным числителем и знаменателем;
  2. переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;
  3. находить значение числовых выражений;
  4. округлять натуральные числа и десятичные дроби, находить приближенные значения и недостатком и с избытком;
  5. пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  6. решать текстовые задачи арифметическим способом, включая задачи, связанные с дробями и процентами.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приемов.

Содержание обучения

1.        Натуральные числа и шкалы (18 ч).

Основная цель — систематизировать и обобщать сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков. Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. Вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному штриху на координатном луче.

2.        Сложение и вычитание натуральных чисел (24 ч).

Основная цель — закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел. Начиная с этой темы главное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе записи мости между компонентами действий (сложение и вычитание).

3.        Умножение и деление натуральных чисел (30ч).

Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами. Проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия степени (с натуральным показателем), квадрата и куба числа. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (и...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и пройденным путем; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). При решении задач на части с помощью составления уравнений учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды.

4.        Площади и объемы (16 ч).

Основная цель — расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения. При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

5.        Обыкновенные дроби (29 ч).

Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей. Изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.

6.        Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (18 ч).

Основная цель — выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — приближенное значение числа, отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

7. Умножение и деление десятичных дробей (32 ч).

Основная цель — выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

8. Инструменты для вычислений и измерений (20 ч).

Основная цель — сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов. • Важно выработать у учащихся содержательное понимание смысла термина процент. На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Представления о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины дают учащимся круговые диаграммы.

9. Повторение. Решение задач (17ч).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Количество часов на изучение

1.

Натуральные числа и шкалы

18

2.

Сложение и вычитание натуральных чисел

24

3.

Умножение и деление натуральных чисел

30

4.

Площади и объёмы

16

5.

Обыкновенные дроби

29

6.

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

18

7.

Умножение и деление десятичных дробей

32

8.

Инструменты для вычислений и измерений

20

9.

Повторение.Решение задач

17

Количество часов в неделю

6

Общее количество учебных недель

35

Итого общее количество часов за год

210

                             КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

учебного материала по математике в 5 классе

при 6 уроках в неделю

№ урока

Содержание учебного материала

Примерные

 сроки изучения

I ЧЕТВЕРТЬ
6 уроков в неделю, 55 уроков за четверть

§ 1. Натуральные числа и шкалы
(18 уроков)

1.09-21.09

1-3

Обозначение натуральных чисел, п. 1

4-7

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник, п. 2

8-10

Плоскость, прямая, луч, п. 3

11-13

Шкалы и координаты, п. 4

14-17

Меньше или больше, п. 5

18

Контрольная работа № 1

19.09-21.09

§ 2. Сложение и вычитание натуральных чисел
(24 урока)

22.09-19.10

19-24

Сложение натуральных чисел и его свойства, п. 6

25-29

Вычитание, п. 7

30

Контрольная работа № 2

4.10-6.10

31-34

Числовые и буквенные выражения, п. 8

35-37

Буквенная запись свойств сложения и вычитания, п. 9

38-41

Уравнение, п. 10

42

Контрольная работа № 3

17.10-19.10

§ 3. Умножение и деление натуральных чисел

(13 уроков)

20.10-4.11

43-48

Умножение натуральных чисел и его свойства, п. 11

49-55

Деление, п. 12

II ЧЕТВЕРТЬ
6 уроков в неделю, 41 урок за четверть

§ 3. Умножение и деление натуральных чисел
(продолжение)

11.11-1.12

56-58

Деление с остатком, п. 13

59

Контрольная работа № 4

15.11-17.11

60-66

Упрощение выражений, п. 14

67-69

Порядок выполнения действий, п. 15

70-71

Квадрат и куб, п. 16

72

Контрольная работа № 5

29.11-1.12

§ 4. Площади и объемы
(16 уроков)

2.12-20.12

73-75

Формулы, п. 17

76-78

Площадь. Формула площади прямоугольника, п. 18

79-82

Единицы измерения площадей, п. 19

83-84

Прямоугольный параллелепипед, п. 20

85-87

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда, п.21

88

Контрольная работа № 6

18.12-20.12

§ 5. Обыкновенные дроби
(29 уроков)

21.12-3.02

89-91

Окружность и круг, п. 22

92-96

Доли. Обыкновенные дроби, п. 23

III ЧЕТВЕРТЬ
б уроков в неделю, 62 урока за четверть

§ 5. Обыкновенные дроби (окончание)
(21 урок)

11.01-4.02

97-99

Сравнение дробей, п. 24

100-102

Правильные и неправильные дроби, п. 25

103

Контрольная работа № 7

18.01-21.01

104-107

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п. 26

108 110

Деление и дроби, п. 27

111 113

Смешанные числа, п. 28

114-116

Сложение и вычитание смешанных чисел, п. 29

117

Контрольная работа № 8

1.02-4.02

§ 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (18 уроков)

5.02-25.02

118-120

Десятичная запись дробных чисел, п. 30

121-124

Сравнение десятичных дробей, п. 31

125-131

Сложение и вычитание десятичных дробей, п. 32

132-134

Приближенные значения чисел. Округление чисел, п. 33

135

Контрольная работа № 9

22.02-25.02


§ 7. Умножение и деление десятичных дробей
(32 урока)

26.02-11.04

136-139

Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п. 34

140-145

Деление десятичных дробей на натуральные числа, п. 35

146

Контрольная работа № 10

7.03-11.03

147-152

Умножение десятичных дробей, п. 36

153-158

Деление десятичных дробей, п. 37

IV ЧЕТВЕРТЬ
6 уроков в неделю, 45 уроков за четверть

§ 7. Умножение и деление десятичных дробей
(окончание) (9 уроков)

1.04-11.04

159-161

Деление на десятичную дробь, п. 37 (продолжение)

162-166

Среднее арифметическое, п. 38

167

Контрольная работа №11

9.04-11.04

§ 8. Инструменты для вычислений и измерений
(20 уроков)

12.04 -6.05

168-169

Микрокалькулятор, п. 39

170-175

Проценты, п. 40

176

Контрольная работа № 12

19.04-21.04

177-180

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник, п. 41

181-184

Измерение углов. Транспортир, п. 42

185-186

Круговые диаграммы, п. 43

187

Контрольная работа № 13

4.05-6.05

188-210

Итоговое повторение курса математики 5 класса, п. 44


Контрольная работа № 14

С 7.05 до конца учебного

года


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. З.С.Стромова, О.В.Пожарская. Поурочные разработки по математике: 5 класс. – Волгоград «Учитель», 2006
  2. Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы. Москва. «Мнемозина»,2010
  3. А.С.Чесноков К.И. Нешков.Дидактический материал  по математике 5кл,Москва «Классикс.Стиль»,2008
  4. Контрольно-измерительные материалы. Математика 5 класс. «Вако»,2012г
  5. Книга для учителя «Я иду на урок математики». М. «Первое сентября», 2000г,
  6. Бабаджан Агаев Методическое пособие «Как подтянуть отстающего ученика»5 класс,
  7. М. Н.Каратанова «Уроки математики с применением ИКТ 5-6 классы» М. «Планета» 2010г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...