Открытый урок с использованием ИКТ по математике для 5 класса «Простейшие задачи на движение».
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Торхова Наталья Васильевна

В этом уроке повторяется связь между понятиями «скорость», «время», «расстояние». Отрабатывается навык решения простейших задач на движение с применением действий умножение и деление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок с использованием ИКТ по математике для 5 класса «Простейшие задачи на движение».

Разработал: учитель математики (информатики) Торхова Наталья Васильевна. Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №30 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД» г. Комсомольск-на-Амуре

Тип урока: урок повторения и закрепления знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

  1. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013.

Используемая методическая литература:

  1. Суворова С.Б., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Рослова Л.О. Математика. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013.
  2. Бокарева С.А. Математика: поурочные разработки для 5 класса – М.: Просвещение, 2013.
  3. Минаева С.С. Математика. Устные упражнения. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011.

Используемое оборудование: компьютер учителя, проектор, интерактивная доска PolyVision, нетбуки Intel Classmate PC, разноуровневые карточки с задачами, карточки с заданиями для работы в группах.

Используемые ЦОР: мультимедийная презентация, тренажер по теме «Простейшие задачи на движение».

Краткое описание: В этом уроке повторяется связь между понятиями «скорость», «время», «расстояние». Отрабатывается навык решения простейших задач на движение с применением действий умножение и деление.

Цели урока:

  • Образовательная: обеспечить условия для усвоения всеми учащимися понятий скорости, времени и расстояния. Повторить и закрепить способы решения задач на движение. Определить уровень восприятия, осмысления и первичного запоминания материала, провести коррекцию уровня сформированности умений и навыков в ходе урока.
  • Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, прогнозировать.
  • Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство уверенности в своих силах. На примерах задач учить разрешать жизненные вопросы и проблемы.

План урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Актуализация знаний.
  3. Формирование умений и навыков.
  4. Закрепление и контроль.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Рефлексия.
  7. Информация о домашнем задании.

ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока.

Приветствие детей, проверка готовности к уроку, обращение к учащимся: «Сегодня вы задания будете выполнять коллективно, в группах и индивидуально. Давайте повторим правила работы в группе».

Прочитать памятку.

  1. Обращение с товарищами – «вежливость»;
  2. Мнение других – «учись слушать, доказывать свою точку зрения»;
  3. Работа с источником информации (со словарем, учебником) – выделяй главное.

Проверка домашнего задания. Двое учащихся готовят задания на доске.

№ 207 (б)

Решить задачу: За 5 мин в бассейн из крана наливается столько воды, сколько вытекает через сливное отверстие за 6 мин. Сколько литров воды вытекает за одну минуту через сливное отверстие, если через кран вливается 30 л в минуту?

№ 221

1) Запишите ряд чисел, который получится, если последовательно округлять число 528 709 до десятков, до сотен и т.д. до высшего разряда.

2) Запишите полученные приближения в порядке возрастания.

Для остальные учащиеся проводится арифметическая минутка.

  • За 6 чашек заплатили 72 р. Сколько стоит одна чашка?
  • В саду посадили 9 рядов смородины по 7 кустов в каждом. Сколько кустов смородины посадили?
  • Варенье расфасовали в 6 банок по 250 г в каждую. Сколько всего было варенья?
  • На сколько километров расстояние в 96 км длиннее расстояния, равного 32 км?
  • Во сколько раз путь в 36 км короче пути в 108 км?
  • Во сколько раз скорость мотоцикла 80 км/ч больше скорости велосипедиста 16 км/ч?
  • Вычислите, выбрав удобный порядок действий:

     8 000 · 8;          250 · 40;          800 · 20;          483 · 2 ·5;          25 ·86 ·4;

     60 · 90;             208 · 10;          900 · 300;        250 ·3 ·4;           4 · 5 · 333.

После окончания работы учащихся у доски все ребята меняются тетрадями и оценивают работу по пятибалльной шкале.

  1. Актуализация знаний.

Ученики записывают число и тему урока в тетрадь.

Актуализация знаний происходит через беседу, наводящие вопросы и задания. Учащимся необходимо ответить на вопросы:

  1. О какой величине говорят эти единицы измерения?
  2. Скорость движения – это …? Как найти скорость движения?
  3. Рассмотрите рисунки. Соедините значение скорости с расположенными рядом рисунками? (Изображения пчелы, человека, страуса, ракеты, черепахи и их скорости).

Учащиеся формируют цель урока: рассмотреть связь между понятиями «скорость», «время», «расстояние»; научится находить эти величины.

Нужны ли нам умения решать задачи на движение? (Чтобы не опаздывать на встречи, уметь спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы спланировать путешествие, чтобы не было аварий и т.д.)

  1. Формирование умений и навыков.

Обсуждение и решение задач.

Задача 1. Данную задачу необходимо решить устно.

Мотоцикл едет со скоростью 41 км/ч. Какое расстояние он проедет за 5 ч, если будет двигаться с той же скоростью?

Ученики читают условие задачи. Вопросы к задаче:

  1. Если за один час мотоциклист проезжает 41 км, то как узнать расстояние, которое он проедет за 5 часов?
  2. К задаче записать ответ и сделать вывод о том, как находить расстояние.

Формулируют правило

Чтобы узнать расстояние, нужно скорость умножить на время.

Задача 2

Поезд шел 4 ч со скоростью 60 км/ч, 2 ч – со скоростью 70 км/ч и 3 ч – со скоростью 65 км/ч. Какое расстояние прошел поезд?

Составить таблицу по условию задачи. Назовем графы таблицы: скорость, время, расстояние. Анализируем условие задачи и заполняем таблицу.

Вопросы к задаче:

  1. Какую величину необходимо найти в задаче? Из чего будет складываться эта величина за отдельные промежутки времени?
  2. Записать ответ к задаче и ответить на дополнительный вопрос: Сможет ли пройти это расстояние поезд за 7 часов, если будет двигаться со скоростью 81 км/ч?

Подведение промежуточных итогов

Как же связаны между собой величины: скорость, время и расстояние? Как на математическом языке записывается эта связь?

Физкультминутка

Глазами «нарисовать» фигуры (спираль, окружность, ломаную) в одном направлении, а затем в другом.

Ребята слушают расслабляющую музыку и смотрят слайд.

  1. Закрепление и контроль.

Самостоятельная работа по решению задач. Учащимся предлагаются дифференцированные задания на двух карточках – зеленой (обязательный уровень), розовой (повышенный уровень). После решения учащиеся производят самопроверку по ответам, приготовленным учителем.

Четверо ребят работают с тренажером «Простейшие задачи на движение» на нетбуках.

  1.  Подведение итогов.

Какая зависимость связывает скорость, время и расстояние? Чему мы научились на уроке? Какие задачи мы будем изучать дальше?

  1. Рефлексия.

Учащиеся по цепочке высказываются и выбирают смайлик для обозначения своего настроения:

Я узнал…

Я научился…

Я понял, что могу…

Мне понравилось…

Для меня стало новым…

Меня удивило…

У меня получилось…

Я приобрел…

Мне захотелось…

Меня воодушевило…

  1. Информация о домашнем задании.

Домашнее задание: повторить формулы, выполнить письменно в тетради

№ 211 (а, б), 216* по желанию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение задач с военным содержанием на уроках математики по теме: «Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени».

Имеющийся опыт в применении военной составляющей показывает, что учащиеся с большим интересом занимаются вопросами военного дела, особенно, если предлагаемые для решения задачи ставить не в сухой мате...

План-конспект урока по математике в 5 классе "Решение задач на движение"

Урок выполнен в виде технологической карты по новым стандартам. Прописаны цели,задачи,планируемы результаты,формируемые УУД....

Тема урока математики для 6 класса «Решение задач на движение».

урок математики в 6 классе коррекционной школы 8 вида «Решение задач на движение»....

Открытый урок по теме: «Среднее арифметическое» (математика, 5б класс, ФГОС).

Данный урок прошел в рамках дня здоровья, является обобщающим уроком. Во время его проведения ребята должны закрепить с учащимися алгоритм нахождения среднего арифметического, умножения и деления деся...

ЦОР по математике 9 класс. Простейшие задачи в координатах

ЦОР по математике 9  класс. Простейшие задачи в координатах...

Открытый урок по теме: "Деление чисел" (Математика 6 класс)

Данный материал содержит технологическую карту урока по теме: "Деление чисел" (по УМК Н.Я.Виленкина Математика 6 класс), а также проект самоанализа этого урока....

Открытый урок подготовки к ОГЭ по математике 9 класс

Повторение свойств линейной функции, обратной пропорционалности, квадратичной функции. Отработка задания: установить соответствие между формулой функции и её графиком....