Рабочая программа по алгебре для 8 класса на 2013-14 учебный год
рабочая программа по алгебре (8 класс) по теме

Жукова Елена Николаевна

 

1. Пояснительная записка

 

  1. Статус документа

Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе:

– обязательного минимума содержания общего образования (приказ МО РФ от 09.02.1998 г. № 1235),

– примерных программ по математике  (письмо Департамента государственной политики в образовании МО России от 19.05.1998 г. № 1236), 

– «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236),

– Рекомендации Министерства образования РФ «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы»

– примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк – М: «Дрофа», 2004.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного минимума и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Веневская средняя общеобразовательная школа № 2

РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО

на заседании ШМО

Протокол №  __ от     .08.2013 г.

________ Новикова Л.С.

УТВЕРЖДЕНО                                                                

Директор МОУ ВСОШ № 2

     __ .08.2013 г.

____________ Петрушин С.Ю.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО АЛГЕБРЕ 

ДЛЯ 8 КЛАССА

на 2013 – 2014 учебный год

(Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /

[Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова];

под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2011.                                                                          

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Разработчик программы:

учитель математики

Жукова Елена Николаевна

Педагогический стаж: 4 года

2013 г.


Содержание

  1. Пояснительная записка
  1. Статус документа ………………………………………………………
  2. Общая характеристика учебного предмета …………………………..
  3. Цели и задачи изучения предмета …………………………………….
  4. Место предмета …………………………………………………………
  5. Результаты обучения ……………………………………………………
  6. Распределение учебных часов по разделам программы ……………..
  7. Содержание обучения ………………………………………………….
  1. Критерии оценивания  знаний, умений и навыков обучающихся по математике ……
  2. Поурочное планирование …………………………………………………………………...
  3. Учебное и учебно-методическое обеспечение ……………………………………………

2

2

2

2

3

3

6

7

9

11

20


1. Пояснительная записка

  1. Статус документа

Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе:

– обязательного минимума содержания общего образования (приказ МО РФ от 09.02.1998 г. № 1235),

– примерных программ по математике  (письмо Департамента государственной политики в образовании МО России от 19.05.1998 г. № 1236),  

– «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236),

– Рекомендации Министерства образования РФ «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы»

– примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк – М: «Дрофа», 2004.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного минимума и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

1.2. Общая характеристика учебного предмета

Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

1.3. Цели и задачи изучения предмета

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса обучающиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.

1.4. Место предмета

Согласно Федерального базисного учебного плана на изучение математики в 8 классе отводится 5 ч в неделю,  при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:

на изучение алгебры в I и II полугодии отводится 3 часа в неделю,  итого 102 часа;

на изучение геометрии в I и II полугодии – 2 часа в неделю, итого 68 часов;

1.5. Результаты обучения

        В ходе преподавания алгебры в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

        В ходе преподавания алгебры в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

        планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

        решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

        исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

        поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

   В результате изучения курса алгебры 8 класса обучающиеся должны:

знать/понимать[1]

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Арифметика

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

Алгебра

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=), строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • понимания статистических утверждений.

1.6. Распределение учебных часов по разделам программы

№ темы

Наименование разделов и тем

Контро-льные работы

Кол-во часов в примерной программе

Кол-во часов в рабочей программе

1.

Вводное повторение

3

2.

Рациональные дроби

2

26

22

3.

Квадратные корни

2

24

20

4.

Квадратные уравнения

2

24

20

5.

Неравенства

2

20

20

6.

Степень с целым показателем. Элементы статистики

1

13

13

7.

Итоговое повторение курса 8 класса

1

12

4

Итого:

10

119

102

В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.

В ходе изучения материала планируется проведение 9 контрольных работ по основным темам и одной итоговой контрольной работы.

Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.  

Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ, электронного тестирования.

Преподавание данного курса осуществляется в соответствии с составленной рабочей программой, на основе примерной программы основного общего образования по математике, учебника «Алгебра, 8» Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюка, К.И. Нешкова, С.Б. Суворовой под редакцией С.А. Теляковского и методических рекомендаций авторов учебника, а также с учетом введения комбинаторики и статистики (приказ МО РФ «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы» №13-03 от 23.09.2003).

1.7. Содержание обучения

1. Вводное повторение – 3 часа

Основная цель: повторить материал курса алгебры 7 класса

2. Рациональные дроби – 22 часа

Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.

Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция  и ее график.

Основная цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.

Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.

При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.

Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции .

        3. Квадратные корни – 20 часов

Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция  ее свойства и график.

Основная цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.

При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора.

Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество , которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида  . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.

Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция , ее свойства и график. При изучении функции  показывается ее взаимосвязь с функцией , где x ≥ 0.

4. Квадратные уравнения – 20 часов

Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.

Основная цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.

Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.

Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.

Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.

5. Неравенства – 20 часов

Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Основная цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.

Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.

В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.

При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда               а < 0.

В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.

6. Степень с целым показателем. Элементы статистики – 13 часов

Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа.

Начальные сведения об организации статистических исследований.

Основная цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.

7. Повторение курса алгебры 8 класса – 4 часа

Основная цель: закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 8 класса).

2. Критерии оценивания  знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

(Согласно Методическому письму «Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы»)

Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.

Нормы оценки:

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

1) работа выполнена полностью;

2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

 

Отметка «4» ставится, если:

1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

2) допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

 

Отметка «3» ставится, если:

1) допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

 2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

 Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

– полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

– изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

– правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

– показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

– продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

– отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

– возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4»,

если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5»,

но при этом имеет один из недостатков:

– в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

–допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

– допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

 Отметка «3» ставится в следующих случаях:

– неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

– имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

– ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

– при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

– не раскрыто основное содержание учебного материала;

– обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

– допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминуологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

 


3. Поурочное планирование уроков алгебры в 8 классе

№ урока

Дата

Тип урока

Тема урока

Формы контроля

Дидактические единицы образовательного процесса

Демонстрацион-ный материал

Оборудова-ние

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тема раздела

ВВОДНОЕ ПОВТОРЕНИЕ

Основная цель: повторить материал курса алгебры 7 класса

Количество часов

3

1

2

1

2

3.09.

Комбиниро-ванный

Разложение многочлена на множители.

Уметь выполнять основные действия с многочленами, решать линейные уравнения и их системы

№ 21, 22, 50 (г-е).

3

3

5.09.

Комбиниро-ванный

Решение уравнений и систем уравнений.

№ 51, 71, 70 (в,г)

Тема раздела

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДРОБИ

Основная цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

Количество часов

22

4

1

6.09.

Изучение нового материала

Понятие рационального выражения.

Знать/понимать:

- понятие дробного выражения;

- рационального выражения;

- основное свойство дроби;

- правило об изменении знака перед дробью;

- правила сложения, вычита-ния дробей с одинаковыми, с разными знаменателями;

- понятие тождества, тождес-твенно равных выражений, тождественных преобра-зований выражения;

– рациональные выражения и их преобразования;

- свойства и график функции у = k/x.

Уметь выполнять основные действия с многочленами, с алгебраическими дробями;

- выполнять разложение многочленов на множители, тождественные преобразования рациональных выражений.

п. 1;

№ 2, № 4а, № 12а,б,в

5

2

10.09.

Закрепление изученного

Область допустимых значений выражения.

№ 5а, 13а,б,в, 16

6

3

12.09.

Изучение нового материала

Основное свойство дроби. Сокращение дробей.

С/р

п. 2 (до пр. 3); № 25б,г,е, 26, 29а,в,д

7

4

13.09.

Закрепление изученного

Сокращение дробей.

№ 30а,в,д, 32а, 33, 35аб, 40а,в, д,е, 41

8

5

17.09.

Изучение но-вого материала

Приведение дробей к новому знаменателю

№ 36, 43, 48в,г, 49

9

6

19.09.

Изучение нового материала

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

С/р

ДМ:

С-4: № 1 (2), № 2 (2);

С-5: № 1 (5)

п. 3

№ 54в,г, 56а,б,в, 57г,е, 58б

10

7

20.09.

Изучение нового материала

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

С/р

ДМ:

С-6: № 1 (1а,б,д,е; 2б; 3б,в), № 2 (1)

п. 4;

№ 76а,г,е, 77, 80б,г,д,ж, 107

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

8

24.09.

Применение знаний и умений

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Знать/понимать:

- понятие дробного выражения;

- рационального выражения;

- основное свойство дроби;

- правило об изменении знака перед дробью;

- правила сложения, вычита-ния дробей с одинаковыми, с разными знаменателями;

- понятие тождества, тождес-твенно равных выражений, тождественных преобра-зований выражения;

– рациональные выражения и их преобразования;

- свойства и график функции у = k/x.

Уметь выполнять основные действия с многочленами, с алгебраическими дробями;

- выполнять разложение многочленов на множители, тождественные преобразо-вания рациональных выражений.

№ 78а,в, 79, 81а,в, 89, 92

12

9

26.09.

Закрепление изученного

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

№ 90а,в,д, 92а, 96а,в, 97, 215

13

10

27.09.

Практикум

Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе.

С/р

ДМ:

С-7:№ 1(2,3,4),

С-8: № 3

№ 98, 99, 100, 101

14

11

1.10

Урок контроля

Контрольная работа № 1 по теме «Рациональные дроби. Сложение и вычитание дробей»

К/р

ДМ: К-1

Повторить § 1, 2

15

12

3.10.

Изучение нового материала

Умножение рациональных дробей.

п. 5 (с. 25-26); № 109б,г, 112а,б,г, 119 а,в,д, 120 б,г

16

13

4.10.

Изучение ново-го материала

Возведение дроби в степень.

п. 5; № 117, 122б, 123а,в, 124а, 125, 131

17

14

8.10.

Изучение ново-го материала

Деление рациональных дробей.

18

15

10.10.

Закрепление изученного

Деление рациональных дробей.

Деление рациональных дробей.

19

16

11.10.

Изучение ново-го материала

Совместные действия с рациональными дробями

20

17

15.10.

Закрепление изученного

Совместные действия с рациональными дробями

21

18

17.10.

Применение знаний и умений

Нахождение среднего гармонического ряда положительных чисел

1

2

3

4

5

6

7

8

9

22

19

18.10.

Изучение нового материала

Построение графика функции обратной пропорциональности

Уметь выполнять основные действия с многочленами, с алгебраическими дробями;

- выполнять разложение многочленов на множители, тождественные преобразо-вания рациональных выражений.

- строить график обратной пропорциональности

23

20

22.10.

Закрепление изученного

Функция у = k/х и ее график

24

21

24.10.

Практикум

Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе.

25

22

25.10.

Урок контроля

Контрольная работа № 2 по теме «Умножение и деление рациональных дробей»

Тема раздела

КВАДРАТНЫЕ КОРНИ

Основная цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

Количество часов

20

26

1

5.11.

Изучение нового материала

Понятие об иррациональных числах.

Знать определения квадрат-ного корня, арифметичес-кого квадратного корня, какие числа называются рациональными, иррацио-нальными, как обозначается множество рациональных чисел; свойства арифмети-ческого квадратного корня.

Уметь выполнять преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни; решать уравнения вида x2=а; находить приближенные значения квадратного корня; находить квадратный корень из произведения, дроби, степени, строить график функции  и находить значения этой функции по графику или  по формуле

27

2

7.11.

Изучение ново-го материала

Общие сведения о действительных числах.

28

3

8.11.

Закрепление изученного

Иррациональные и действительные числа.

29

4

12.11.

Изучение нового материала

Извлечение квадратных корней

30

5

14.11.

Закрепление изученного

Применение понятия квадратного корня при решении различных задач

31

6

15.11.

Изучение ново-го материала

Уравнение х2 = а.

32

7

19.11.

Комбини-рованный

Нахождение приближенных значений квадратного корня.

33

8

21.11.

Изучение нового материала

Функция и ее график

34

9

22.11.

Практикум

Самостоятельная работа по теме: «Квадратные корни».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

35

10

26.11.

Изучение ново-го материала

Квадратный корень из произведения и дроби.

Уметь выполнять преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни; решать уравнения вида x2=а; находить приближенные значения квадратного корня; находить квадратный корень из произведения, дроби, степени, строить график функции  и находить значения этой функции по графику или  по формуле

Уметь

– выносить множитель из-под знака корня;

– вносить множитель под знак корня;

– выполнять преобразование выражений, содержащих квадратные корни

36

11

28.11.

Закрепление изученного

Квадратный корень из произведения и дроби.

37

12

29.11.

Изучение ново-го материала

Квадратный корень из степени.

38

13

3.12.

Практикум

Обобщающий урок.

39

14

5.12.

Урок контроля

Контрольная работа № 3 по теме «Действительные числа. Арифметический квадратный корень»

40

15

6.12.

Изучение нового материала

Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня.

41

16

10.12.

Закрепление изученного

Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня.

42

17

12.12.

Изучение нового материала

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

43

18

13.12.

Применение знаний и умений

Преобразование выраже-ний, содержащих квадратные корни.

44

19

17.12.

Урок контроля

Тест по теме «Преобразо-вание выражений, содер-жащих квадратные корни»

Обобщающий урок.

Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. Алгебра.  Тематические тесты. 8 класс. Тест 5

45

20

19.12.

Урок контроля

Контрольная работа № 4 по теме «Свойства ариф-метического квадратного корня. Применение свойств арифметического квадратного корня»

Уметь применять изученную теорию при упрощении и преобразовании выражений, содержащих квадратные корни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тема раздела

КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ

Основная цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

Количество часов

20

46

1

20.12.

Изучение нового материала

Анализ контрольной работы. Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.

Знать 

что такое квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение;

– формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, терему Виета и обратную ей.

Уметь 

– решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена;

– решать квадратные уравнения по формуле;

– решать квадратные уравнения по теореме Виета.

47

2

24.12.

Закрепление изученного

Решение неполных квадратных уравнений.

48

3

26.12.

Изучение ново-го материала

Формула корней квадратного уравнения.

49

4

27.12.

Закрепление изученного

Решение квадратных уравнений по формуле.

50

5

14.01.

Применение знаний и умений

Решение квадратных уравнений по формуле.

51

6

16.01.

Применение знаний и умений

Решение квадратных уравнений по формуле.

52

7

17.01.

Изучение ново-го материала

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

53

8

21.01.

Закрепление изученного

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

54

9

23.01.

Изучение ново-го материала

Теорема Виета.

55

10

24.01.

Закрепление изученного

Решение квадратных уравнений по теореме Виета

56

11

28.01.

Практикум

Обобщающий урок.

57

12

30.01.

Урок контроля

Контрольная работа № 5 по теме «Квадратное уравнение и его корни»

К/р

Уметь применять изученную теорию при выполнении к/р

Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. Алгебра.  Тематические тесты. 8 класс. Тест 6

Повторить § 8

58

13

31.01.

Изучение ново-го материала

Анализ к/р. Решение дробных рациональных уравнений.

Знать какие уравнения называются дробно-рациональными, какие бывают способы решения уравнений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

59

14

4.02.

Закрепление изученного

Решение дробных рациональных уравнений.

Знать какие уравнения называются дробно-рацио-нальными, какие бывают способы решения уравнений, понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач математики, смежных областей знаний, практики.

Уметь решать дробно-рациональные уравнения, решать уравнения графичес-ким способом, решать текс-товые задачи с помощью дробно-рациональных уравнений

60

15

6.02.

Применение знаний и умений

Решение дробных рациональных уравнений.

61

16

7.02.

Изучение ново-го материала

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

62

17

11.02.

Изучение ново-го материала

Графический способ решения уравнений.

63

18

13.02.

Практикум

Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе.

64

19

14.02.

Урок контроля

Контрольная работа № 6 по теме «Дробные рациональные уравнения».

К/р

Уметь приобретенные знания, умения и навыки при выполнении письменного контрольного задания.

Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. Алгебра.  Тематические тесты. 8 класс. Тест 7

Повторить § 9

65

20

18.02.

Изучение ново-го материала

Анализ контрольной работы. Уравнение с параметром.

Уметь приобретенные знания, умения и навыки при выполнении письменного контрольного задания.

Тема раздела

НЕРАВЕНСТВА

Основная цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

Количество часов

20

66

1

20.02.

Изучение нового материала

Числовые неравенства.

Знать определение число-вого неравенства с одной переменной, свойства числовых неравенств.

67

2

21.02.

Изучение ново-го материала

Свойства числовых неравенств.

68

3

25.02.

Закрепление изученного

Свойства числовых неравенств.

69

4

27.02

Применение знаний и умений

Свойства числовых неравенств.

70

5

28.02

Изучение нового материала

Сложение и умножение числовых неравенств.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

71

6

4.03

Закрепление изученного

Сложение и умножение числовых неравенств.

Знать определение число-вого неравенства с одной переменной, свойства число-вых неравенств, понимать формулировку задачи «решить неравенство».

Уметь записывать и читать числовые промежутки, изображать их на числовой прямой, решать линейные неравенства с одной переменной, решать системы неравенств с одной переменной

72

7

6.03

Изучение нового материала

Погрешность и точность измерений.

73

8

7.03

Практикум

Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе.

74

9

11.03

Урок контроля

Контрольная работа № 7 по теме «Числовые нера-венства и их свойства».

75

10

13.03

Комбини-рованный

Анализ к/р  Пересечение и объединение множеств.

76

11

14.03

Изучение ново-го материала

Числовые промежутки.

77

12

18.03

Изучение нового материала

Понятие решения неравенства с одной переменной.

78

13

20.03

Закрепление изученного

Решение неравенств с одной переменной.

79

14

21.03

Применение знаний и умений

Решение неравенств с одной переменной.

80

15

25.03

Практикум

Решение неравенств с одной переменной. Самостоятельная работа.

Тест

Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. Алгебра.  Тематические тесты. 8 класс. Тест 8

859 (г-е), 866, 879

81

16

27.03

Изучение нового материала

Решение систем неравенств с одной переменной.

82

17

8.04

Закрепление изученного

Решение систем неравенств с одной переменной.

83

18

10.04

Практикум

Решение систем неравен-ств с одной переменной. Самостоятельная работа.

Тест

Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. Алгебра.  Тематические тесты. 8 класс. Тест 9

№ 892, 900, 904

84

19

11.04

Практикум

Решение систем неравенств с одной переменной. Подготовка к контрольной работе.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

85

20

15.04

Урок контроля

Контрольная работа № 8 по теме «Неравенства».

К/Р

Уметь применять свойства неравенства при решении неравенств и их систем

ДМ: К-8

Повторить Гл. IV

Тема раздела

СТЕПЕНЬ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ. ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИКИ.

Основная цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

Количество часов

13

86

1

17.04

Изучение нового материала

Определение степени с целым отрицательным показателем.

Знать определение степени с целым и целым отрица-тельным показателем; свой-ства степени с целым показа-телями; понятия генеральной и выборочной совокупности, полигон, гистограмма, сред-нее арифметическое, мода, размах; иметь начальные представления об организа-ции статистических исследо-ваний

Уметь выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателями; за-писывать числа в стандарт-ном виде, записывать приб-лиженные значения чисел, выполнять действия над приближенными значения-ми; приводить примеры представления статистичес-ких данных в виде таблиц частот и относительных частот;

87

2

18.04

Закрепление изученного

Определение степени с целым отрицательным показателем.

88

3

22.04

Изучение ново-го материала

Свойства степени с целым показателем.

89

4

24.04

Закрепление изученного

Свойства степени с целым показателем.

90

5

25.04

Применение знаний и умений

Свойства степени с целым показателем.

91

6

29.04

Изучение ново-го материала

Стандартный вид числа.

Плакат «Стандар-тный вид числа»

ТСО

п. 39, № 1016. 1019. 1022. 1024

92

7

6.05

Закрепление изученного

Стандартный вид числа.

93

8

8.05

Изучение ново-го материала

Сбор и группировка статистических данных.

94

9

13.05

Закрепление изученного

Сбор и группировка статистических данных.

95

10

15.05

Изучение нового материала

Наглядное представление статистической информации.

96

11

16.05

Закрепление изученного

Наглядное представление статистической информации.

С/р

СиКР:

СР 27

97

12

20.05

Практикум

Обобщающий урок. Подго-товка к контрольной работе.

98

13

22.05

Урок контроля

Контрольная работа № 9 по теме «Степень с целым показателем».

К/р

Уметь применять приобре-тенные знания, умения и навыки при выполнении письменных заданий

ДМ: К-9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тема раздела

ПОВТОРЕНИЕ КУРСА АЛГЕБРЫ 8 КЛАССА

Основная цель: закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 8 класса)..

Количество часов

4

99

1

23.05.

Практикум

Повторение. Рациональные дроби и действия над ними. Квадратные уравнения.

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 8 класса).

100

2

27.05.

Практикум

Повторение. Неравенства. Степень с целым показателем

Элементы статистики

101

3

29.05.

Урок контроля

Итоговая контрольная работа.

К/р

СиКР:

КР № 9 (итог.)

102

4

30.05.

Практикум

Итоговый урок.

Условные обозначения:

ДМ – Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / Л. И. Звавич  – М.: Просвещение, 2011.

СиКР – Самостоятельные и контрольные работы по алгебре: 8 класс: к учебнику Ю.Н. Макарычева и др.; под ред. С.А. Теляковского «Алгебра. 8 класс» / Ю.А. Глазков, М.Я. Гаиашвили. – М.: издательство «Экзамен», 2012.

КР – контрольная работа.

СР (С/Р) – самостоятельная работа.


4. Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учителя

  1. Алгебра: учеб. для 8 кл. образоват. учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / Л. И. Звавич  – М.: Просвещение, 2011.
  3. Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2011.
  4. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы/ сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009, с. 27-35.
  5. Алгебра. 8  класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.-сост. Л.А Топилина, Т.Л. Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2006.
  6. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре: 8 класс: к учебнику Ю.Н. Макарычева и др.; под ред. С.А. Теляковского «Алгебра. 8 класс» / Ю.А. Глазков, М.Я. Гаиашвили. – М.: издательство «Экзамен», 2012.
  7. Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре 8 класс. – М.: Издательский Дом «Генжер», 2008.
  8. Левитас Г.Г. Математические диктанты. Алгебра и начала анализа. 7 – 11 классы. Дидактические материалы. – М.: «Илекса», 2008.
  9. Макарычев Ю.Н. Изучение алгебры в 7 - 9 классах: книга для учителя/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2008.
  10. Жохов В.И. Уроки алгебры в 8 классе: Книга для учителя /В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева.– М.: Просвещение, 2008.
  11. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Для учащихся

  1. Алгебра: учеб. для 8 кл. образоват. учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / Л. И. Звавич  – М.: Просвещение, 2011.
  3. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре: 8 класс: к учебнику Ю.Н. Макарычева и др.; под ред. С.А. Теляковского «Алгебра. 8 класс» / Ю.А. Глазков, М.Я. Гаиашвили. – М.: издательство «Экзамен», 2012.


[1]         Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс 2012-2013 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной программы основного общего...

Рабочая программа по истории 7 класс 2012 - 2013 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории(http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),   Примерной  программы...

Рабочая программа по истории 8 класс 2012 - 2013 учебный год

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной програмы основного...

Рабочая программа по истории 9 класс 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и  авторских программ -  Сороко-Цюпа ...

Рабочая программа по алгебре 9 класс 2012-2013 учебный год Никольский С.М

рабочая программа составлена на основе  Сборника рабочих программ.7-9 класс\ составитель Бурмистрова Т.А.2011г.Календарно-тематическое планирование включает разделытема урока, колличествво часов,...

Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2013 / 2014 учебный год ( по учебнику Ю. Н. Макарычева)

Рабочая программа по алгебре в 7 классе рассчитана на 3 часа в неделю , 102 часа в год....

Рабочая программа по алгебре 11 класс Колягин. 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольные работы...