Формирование навыков УУД при изучении темы « Решение текстовых задач , 7-9 кл.»
статья по алгебре по теме
Анализ темы " Решение текстовых задач" в 7-9 классах с точки зрения развития у учащихся навыков УУД. В каждом параграфе разобраны по одной задаче, есть эталон для выполнения обязательного минимума. При решении более сложных задач используется проблемное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование навыков УУД при изучении темы « Решение текстовых задач , 7-9 кл.» | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков УУД при изучении темы
« Решение текстовых задач , 7-9 кл.»
Я проанализировала тему « Решение текстовых задач, 7-9 кл.» с точки зрения развития у учащихся навыков УУД (универсальной учебной деятельности)в учебниках алгебры 7-9 кл. автора Ю. Н. Макарычева под редакцией С. А. Теляковского, в которых изучаются темы: « Решение задач с помощью уравнений.», « Решение задач с помощью систем уравнений.»- 7кл. , « Решение задач с помощью квадратных уравнений.», « Решение задач с помощью рациональных уравнений.»- 8 кл., « Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.»- 9 кл.
В каждом параграфе разобраны по одной задаче, то есть дан эталон решения для выполнения обязательного минимума. Учащиеся могут сравнить способ решения подобных задач с данным эталоном то есть осуществлять контроль , корректировать и вносить дополнения, что позволяет развивать регулятивные УУД. Отсутствие эталона для более сложных задач позволяет применить проблемные методы обучения . При этом существенным является не отработка умения решать определенные типы задач, ориентируясь на данные эталоны, а приобретение опыта в решении разнообразных текстовых конструкций, то есть не только в формировании предметных математических умений, но и в формировании УУД. Предлагаются для решения и задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы), купли – продажи (цена товара, количество товара, стоимость), задачи на время (начало, конец, продолжительность события). При изучении этой темы формируются и математические знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных действий у учащихся формируются: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности., таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-активно включаться в деятельность, направленную на решение задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления .
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для решения задачи в дополнительной литературе;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Поэтому я считаю, что материал учебников удовлетворяет требованиям современных стандартов образования.
Так как важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, дать возможность учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, создавать условия для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, наряду с задачами, данными в учебниках, предлагаю учащимся дополнительные. Вот некоторые из них:
№ | ЗАДАЧИ. | УУД |
1 | В первой пачке на 30 тетрадей больше, чем во второй. Сколько тетрадей надо переложить из первой пачки во вторую, чтобы уравнять число тетрадей в пачках? | -Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка. -Познавательные: общеучебные действия , логические действия, постановка и решение проблемы. -Логические: анализ, установление причинно-следственных связей, логические цепочки рассуждений, выдвижение гипотез. -Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | ( Старинная задача) Некий юноша пошел из Москвы к Вологде. Он проходил по 40 верст в день. Через день вслед за ним был послан другой юноша, проходящий в день по 45 верст. Через сколько дней второй догонит первого? | -Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, постановка и формулирование проблемы. _-Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка. -Логические: анализ, установление причинно-следственных связей, логические цепочки рассуждений, выдвижение гипотез, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. -Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов -поиск и сбор информации. |
3 | Три утенка и четыре гусенка весят 2 кг 500 г, а четыре утенка и три гусенка весят 2 кг и 400 г. Сколько весит один гусенок? (разобрать два способа решения: и составлением системы уравнений, и арифметическим способом ). | -Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективного способа решения. _-Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка. -Логические: анализ, установление причинно-следственных связей, логические цепочки рассуждений, выдвижение гипотез, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. -Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности ее мотивом. |
4 | ( Задача Л. Пизанского, 11-13 вв) Две башни , одна высотой 40 футов, а другая- 30 футов, расположены на расстоянии 50 футов одна от другой. К расположенному между ними колодцу слетают одновременно с обеих башен две птички, летя с одинаковой скоростью , одновременно прибывают к колодцу. Найти расстояние от колодца до башен. | -Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение, как осмысление цели, рефлексия способов и условий действия. _-Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка. -Логические: анализ, установление причинно-следственных связей, логические цепочки рассуждений, выдвижение гипотез, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. -Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности ее мотивом, -Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов -поиск и сбор информации. |
5 | (Задача Э. Безу) Некто купил лошадь и спустя некоторое время продал ее за 24 пистоля. При этой продаже он потерял столько процентов, сколько стоила ему лошадь. Спрашивается, за какую сумму он ее купил? | -Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. _-Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция. -Логические: анализ, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждений, выдвижение гипотез, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. -Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
6 | Два трактора вспахали 18 га. При этом первый проработал 3 часа, а второй 4 часа. Сколько гектаров вспахал второй трактор , если каждый гектар он вспахивал на 10 мин быстрее, чем первый? | -Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение, как осмысление цели. _-Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка. -Логические: анализ, установление причинно-следственных связей, логические цепочки рассуждений, выдвижение гипотез, решение проблем творческого и поискового характера. -Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов -поиск и сбор информации. |
7 | Решение задачи с помощью введения «лишней» неизвестной. Велосипедист ехал со скоростью 15 км/ч из А в В , а возвращался назад со скоростью 10 км/ ч. Какова средняя скорость велосипедиста на всем участке? | -Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, постановка и формулирование проблемы. _-Регулятивные: целеполагание, планирование -Логические: анализ, установление причинно-следственных связей, логические цепочки рассуждений, выдвижение гипотез, решение проблем творческого и поискового характера. -Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов -поиск и сбор информации. |
8 | Метод подобия. От пристани А вниз по течению одновременно отправляются два плота -один по течению реки, а другой плот буксируется катером, собственная скорость которого 20 км/ ч. В какой-то момент катер отцепил плот , развернулся, встретил первый плот, развернулся и отбуксировал его в пункт В. Интересно, что при этом плоты прибыли в пункт В одновременно. Определите время движения плотов от А до В , если известно, что расстояние АВ равно 32 км, скорость течения реки 4 км/ ч, а собственная скорость катера была постоянной при движении в том и в другом направлении. | -Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение, как осмысление цели, постановка и формулирование проблемы. _-Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка, волевая саморегуляция. -Логические: анализ, установление причинно-следственных связей, логические цепочки рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство. -Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов -поиск и сбор информации. |
9 | В некотором царстве, в некотором государстве правительство вынесло на всенародное голосование проект закона о запрете рекламы спиртных напитков и табака. Этот проект поддержали 69% взрослого населения, принявшего участие в голосовании. Причем «за» проголосовало 94% женщин и 41% мужчин. Кого среди голосовавших было больше -мужчин или женщин? На сколько процентов? | -Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания смысловое чтение, как осмысление цели, постановка и формулирование проблемы. _-Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка, волевая саморегуляция, коррекция, постановка и формулирование проблемы. -Логические: анализ, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждений. -Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов -поиск и сбор информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. -Личностные: Личностное , жизненное самоопределение, нравственно – этическое оценивание содержания. |
Литература:
- Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 кл/ Л.В. Кузнецова, Е. А. Бунимович и др.- 9-е изд.- М.: Дрофа, 2004 -192 с.
- Шевкин А. В. Текстовые задачи. 7-11 классы: Учебное пособие по математике. – М: Русское слово- РС, 2003г.
- Шевкин А.В. Текстовые задачи в школьном курсе матаматики. Лекции. М: Педагогический университет « Первое сентября» 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору для учащихся 9 класса по теме "Решение текстовых задач"
Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к р...
Программа курса по выбору для учащихся 9 класса по теме "Решение текстовых задач"
Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к р...
Практические работы по учебной дисциплине МАТЕМАТИКА по теме «Решение текстовых задач с помощью таблицы»
Решение тестовых задач для многих учащихся является трудной практически невозможной работой, т.к. много условий, непонятно что брать за «Х, У, Z», и уж совсем непонятно как ус...
Планирование элективного курса по математике в 9 классе по теме "Решение текстовых задач"
Элективный курс "Решение текстовых задач". 9 класс. 34 часа....
Урок по теме "Решение текстовых задач" ,7 кл.
Разработка урока по алгебре для 7 класса по теме " Решение текстовых задач" .В данной разработке урока рассматриваются разные способы решения текстовых задач. Разработка содержит также презентации к д...
Практическая задача по математике для 5 класса. Тема: Решение текстовых задач.
Цели: формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных...
Урок в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» по ФГ
Содержание урока в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» направлено на формирование у обучающихся понятия расходы, п...