Формирование навыков УУД при изучении темы « Решение текстовых задач , 7-9 кл.»
статья по алгебре по теме

Алдошина Ирина Львовна

Анализ темы " Решение текстовых задач" в 7-9 классах с точки зрения развития  у учащихся навыков УУД. В каждом параграфе разобраны по одной задаче, есть эталон для выполнения обязательного минимума. При решении более сложных задач используется проблемное обучение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Формирование навыков УУД при изучении темы

« Решение текстовых задач , 7-9 кл.»

Я проанализировала тему « Решение текстовых задач, 7-9 кл.» с точки зрения развития у учащихся навыков УУД (универсальной  учебной деятельности)в учебниках алгебры 7-9 кл. автора Ю. Н.  Макарычева под редакцией С. А. Теляковского, в которых изучаются темы: « Решение задач с помощью уравнений.»,  « Решение задач с помощью систем уравнений.»- 7кл. , « Решение задач с помощью квадратных уравнений.», « Решение задач с помощью рациональных уравнений.»- 8 кл., « Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.»- 9 кл.

В каждом параграфе разобраны по одной задаче, то есть дан эталон решения для выполнения обязательного минимума. Учащиеся могут сравнить способ решения подобных задач с данным эталоном то есть осуществлять контроль , корректировать и вносить дополнения, что позволяет развивать регулятивные УУД. Отсутствие эталона для более сложных задач позволяет  применить проблемные методы обучения . При этом существенным является не отработка умения решать определенные типы задач, ориентируясь на данные эталоны, а приобретение опыта в решении  разнообразных текстовых конструкций, то есть не только в формировании предметных математических умений, но и в формировании УУД. Предлагаются для решения и  задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы), купли – продажи (цена товара, количество товара, стоимость), задачи на время (начало, конец, продолжительность события). При изучении этой темы  формируются и математические  знания, умения,  навыки и представления, предусмотренные  программой курса, а также  личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных действий у учащихся формируются:  учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать  математические знания, умения и навыки  в учебной деятельности и в повседневной жизни,  способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности., таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели,  обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-активно включаться в деятельность, направленную на  решение задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления .

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для решения задачи в дополнительной  литературе;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- обобщать;

- устанавливать аналогии;

- владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Поэтому я считаю, что материал учебников удовлетворяет требованиям современных стандартов образования.

Так как важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД,  обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового  социального опыта, дать возможность учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, создавать условия для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, наряду с задачами, данными в учебниках, предлагаю учащимся  дополнительные. Вот некоторые из них:

ЗАДАЧИ.

УУД

1

В первой пачке на 30 тетрадей больше, чем во второй. Сколько тетрадей надо переложить из первой пачки во вторую, чтобы уравнять число тетрадей в пачках?

-Регулятивные:

целеполагание, планирование,

прогнозирование, коррекция, оценка.

-Познавательные:

общеучебные действия , логические действия, постановка и решение проблемы.

-Логические:

анализ, установление причинно-следственных связей, логические цепочки рассуждений, выдвижение гипотез.

-Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

( Старинная задача)

Некий юноша пошел из Москвы к Вологде. Он проходил по 40 верст в день. Через день вслед за ним был послан другой юноша, проходящий в день по 45 верст. Через  сколько дней второй догонит первого?

-Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, постановка и формулирование проблемы.

_-Регулятивные:        

целеполагание, планирование,

прогнозирование, коррекция, оценка.

-Логические:

анализ, установление причинно-следственных связей, логические цепочки рассуждений, выдвижение гипотез, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

-Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов -поиск и сбор информации.

3

Три утенка и четыре гусенка весят 2 кг 500 г, а четыре утенка и три гусенка весят 2 кг и 400 г. Сколько весит один гусенок?

(разобрать два способа решения: и  составлением системы уравнений, и арифметическим способом ).

-Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективного способа решения.

_-Регулятивные:        

целеполагание, планирование,

прогнозирование, коррекция, оценка.

-Логические:

анализ, установление причинно-следственных связей, логические цепочки рассуждений, выдвижение гипотез, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

-Личностные:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности ее мотивом.

4

( Задача Л. Пизанского, 11-13 вв)

Две башни , одна высотой 40 футов, а другая- 30 футов, расположены на расстоянии 50 футов одна от другой.  К расположенному между ними колодцу слетают одновременно с обеих башен две птички, летя с одинаковой скоростью , одновременно прибывают к колодцу. Найти расстояние от колодца до башен.

-Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение, как осмысление цели,  рефлексия способов и условий действия.

_-Регулятивные:        

целеполагание, планирование,

прогнозирование, коррекция, оценка.

-Логические:

анализ, установление причинно-следственных связей, логические цепочки рассуждений, выдвижение гипотез, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

-Личностные:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности ее мотивом,

-Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов -поиск и сбор информации.

5

(Задача Э. Безу)

Некто купил лошадь и спустя некоторое время продал ее за 24 пистоля. При этой продаже он потерял столько процентов, сколько стоила ему лошадь. Спрашивается, за какую сумму он ее купил?

-Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.

_-Регулятивные:        

целеполагание, планирование,

прогнозирование, волевая саморегуляция.

-Логические:

анализ, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждений, выдвижение гипотез, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

-Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

6

Два трактора вспахали 18 га. При этом первый проработал 3 часа, а второй 4 часа. Сколько гектаров вспахал второй трактор , если каждый гектар он вспахивал на 10 мин быстрее, чем первый?

-Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение, как осмысление цели.

_-Регулятивные:        

целеполагание, планирование,

прогнозирование, коррекция, оценка.

-Логические:

анализ, установление причинно-следственных связей, логические цепочки рассуждений, выдвижение гипотез,   решение проблем творческого и поискового характера.

-Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов -поиск и сбор информации.

7

Решение задачи с помощью введения «лишней» неизвестной.

Велосипедист ехал со скоростью 15 км/ч из А в В , а возвращался назад со скоростью 10 км/ ч. Какова средняя скорость велосипедиста на всем участке?

-Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, постановка и формулирование проблемы.

_-Регулятивные:        

целеполагание, планирование

 -Логические:

анализ, установление причинно-следственных связей, логические цепочки рассуждений, выдвижение гипотез,   решение проблем творческого и поискового характера.

-Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов -поиск и сбор информации.

8

Метод подобия.

От пристани А вниз по течению одновременно отправляются два плота -один по течению реки, а другой плот буксируется катером, собственная скорость которого 20 км/ ч. В какой-то момент катер отцепил плот , развернулся, встретил первый плот, развернулся и отбуксировал его в пункт В. Интересно, что при этом плоты прибыли в пункт В одновременно. Определите время движения плотов от А до В , если известно, что расстояние АВ равно 32 км, скорость течения реки 4 км/ ч, а собственная скорость катера была постоянной при движении в том и в другом направлении.

-Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение, как осмысление цели, постановка и формулирование проблемы.

_-Регулятивные:        

целеполагание, планирование,

прогнозирование, оценка, волевая саморегуляция.

-Логические:

анализ, установление причинно-следственных связей, логические цепочки рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство.

-Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов -поиск и сбор информации.

9

В некотором царстве, в некотором государстве правительство вынесло на всенародное голосование проект закона о запрете рекламы спиртных напитков и табака. Этот проект поддержали 69% взрослого населения, принявшего участие в голосовании. Причем  «за»     проголосовало 94% женщин и 41% мужчин. Кого среди голосовавших было больше -мужчин или женщин? На сколько процентов?

-Познавательные:

Выделение и формулирование познавательной цели,  поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания  смысловое чтение, как осмысление цели, постановка и формулирование проблемы.

_-Регулятивные:        

целеполагание, планирование,

прогнозирование, оценка, волевая саморегуляция, коррекция, постановка и формулирование проблемы.

-Логические:

анализ, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждений.

-Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов -поиск и сбор информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-Личностные:

Личностное , жизненное самоопределение, нравственно – этическое оценивание содержания.

                                                            Литература:

  1. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 кл/ Л.В. Кузнецова, Е. А. Бунимович и др.- 9-е изд.- М.: Дрофа, 2004 -192 с.
  2. Шевкин А. В. Текстовые задачи. 7-11 классы: Учебное пособие по математике. – М: Русское слово- РС, 2003г.
  3. Шевкин А.В. Текстовые задачи в школьном курсе матаматики. Лекции. М: Педагогический университет « Первое сентября» 2006г.                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору для учащихся 9 класса по теме "Решение текстовых задач"

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к р...

Программа курса по выбору для учащихся 9 класса по теме "Решение текстовых задач"

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к р...

Практические работы по учебной дисциплине МАТЕМАТИКА по теме «Решение текстовых задач с помощью таблицы»

Решение тестовых задач для многих учащихся является трудной практически невозможной работой, т.к. много условий,  непонятно что брать за «Х, У, Z», и уж совсем непонятно как ус...

Урок по теме "Решение текстовых задач" ,7 кл.

Разработка урока по алгебре для 7 класса по теме " Решение текстовых задач" .В данной разработке урока рассматриваются разные способы решения текстовых задач. Разработка содержит также презентации к д...

Практическая задача по математике для 5 класса. Тема: Решение текстовых задач.

Цели: формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных...

Урок в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» по ФГ

Содержание урока в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» направлено на  формирование у обучающихся  понятия расходы, п...