Материалы для проведения устного счета на уроках математики «Физкультминутка»
методическая разработка по алгебре по теме

Рвачёва Анна Викторовна

Материалы для проведения устного счета на уроках математики «Физкультминутка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh_na_urokakh_matematiki.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для проведения устного счета «Физкультминутка».


В рамках профилактики здорового образа жизни важно использовать приемы снятия утомляемости, подготовки внимания к изучению сложного материала, создания настроения для активной работы учащихся на уроках, внушения необходимости и ценности физической культуры.
Рассмотрим использование приема математической физкультминутки. Методика ее проведения описана в журнале «Математика в школе» (см. 1993, № 2, с. 24). Автор пишет: «Заранее готовлю несколько карточек с простейшими примерами. Примеры даются с ответами. На одних карточках ответы верные, на других – неверные. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Учитель поочередно показывает классу карточки, а ученики в ответ делают определенное движение. Например, если ответ верный, поднимают руки вверх, неверный – руки вперед.
Зарядка может состоять из 2–3 упражнений и проводиться по самым разным темам. Составление комплексов упражнений полезно поручать детям.                                  
Комплекс математической зарядки по теме «Делители и кратные».

 Первое упражнение. Правильный ответ – руки вперед, неправильный – руки вверх.
2·0,3=0,6 0,5·10=50 7·12=84
6:100=0,6 6:2=3 7+0,5=0,75
Второе упражнение. Все стоят, руки на поясе. Правильный ответ – поворот вправо, неправильный – влево.
2 – делитель 222; 1 – имеет один делитель;
15 – кратно 10; любое число кратно 1.
Приведенные выше материалы соответствуют программе 6 класса. Приведем несколько примеров по темам 5 класса.
Раздел «Натуральные числа»
Тема «Обозначение натуральных чисел»

 Первое упражнение. Правильный ответ – руки вперед, неправильный – руки в стороны.
В сотне – десять десятков; за числом 99 следует число 98;
в тысяче – тысяча десятков; следующее число за числом 19999 – число 20000;
в записи числа 640046 – 4 цифры;
в записи числа 640046 – 3 различных цифры.
Второе упражнение. Правильный ответ – наклон вперед; неправильный – приседание.
В числе 2387 – 8 сотен; 1200:2+80=680;
в числе 2807 – ноль десятков; (5003–7)·(300–300)=0.
Третье упражнение. Правильный ответ – подпрыгнуть; неправильный – поднять руки вверх.
Если 47 записать два раза, то получится число четыре тысячи сорок семь;
если 201 записать два раза, то получится число двести один миллион двести один;
если к 800 прибавить 600 и прибавить 1, получится 861;
если к 7000 прибавить 700, прибавить 70 и прибавить 7, получится 7771.


Тема «Отрезок. Длина отрезка»
Первое упражнение. Правильный ответ – руки вверх, неправильный – руки в стороны.
100 см = 1 м; 10 дм = 1000 см;
1 км = 100 м; 100 мм = 1 дм.
Второе упражнение. Правильный ответ – руки на пояс, неправильный – руки на плечи.
8+7=14; 11–3=8;
16+9=25; 16–7=8;
28+6=34; 12–5=7;
19+5=23; 15–9=7.
Третье упражнение. Руки учащихся на поясе. Правильный ответ – присесть, неправильный – сделать шаг вперед.
9·8=72; 45:9=5;
8·7=54; 64:4=16;
9·9=81; 45:15=4;
6·8=46; 48:8=8.
Таким образом, учитель может составить различные комплексы гимнастики, используя систему устных упражнений.


                 

Дидактические игры по математике,

      направленные на формирование здорового образа жизни.

                 Дидактические игры «О чем могут рассказать числа?»
Дидактические игры – признанный метод обучения и воспитания. Игровые формы обучения содействуют эффективному взаимодействию учителя и учащихся, продуктивному общению с элементами соревнования, пробуждая неподдельный интерес к учению. В игре учащиеся проявляют внимательность, сосредоточенность, дисциплинированность, волевые усилия, преодоление трудностей, терпение и т.д. Учитель при проведении дидактической игры должен учитывать:
1) какое место игра занимает в системе видов деятельности на уроке;
2) целесообразность использования игры на разных этапах изучения различного по характеру математического материала;
3) какова методика игры, цель урока и уровень подготовленности учащихся.
Предлагаем несколько дидактических игр по темам «Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Проценты».
^ Игра «Что рассказали большие числа?»
Игра проводится при изучении темы «Натуральные числа», в ходе проверки знаний и умений читать и записывать многозначные натуральные числа.
Материалы для проведения игры:
I. Набор карточек. 
II. Игровое поле, табло для результатов игры, игральный кубик.
Опишем перечисленные материалы.
I. Набор карточек (12 штук). На одной стороне (1) каждой карточки содержится задание прочитать и записать число, а на другой (2) – информация об этом числе, которая раскрывает статистические данные по проблеме здоровья или злоупотребления психоактивными веществами.
Карточки содержат положительную и негативную информацию. Шесть карточек (1.1, 1.2, 3.1, 3.2, 5.1, 5.2) содержат положительную информацию и шесть (2.1, 2.2, 4.1, 4.2, 6.1, 6.2) – негативную.
Представим содержание этих карточек.
Карточка 1.1. 
1. Прочтите и запишите число 20 761.
2. В России в 1998–1999 учебном году работала 20 761 общеобразовательная школа.
Карточка 1.2

1. Прочтите и запишите число 21 415 900.
2. В 1998–1999 учебном году в школах России обучалось 21 415 900 учащихся.
Карточка 2.1
1. Прочтите и запишите число 5 000.
2. Около пяти тысяч лет назад стало известно о наркотическом действии мака (опиума). Его использовали шумеры, в дальнейшем он проник в Персию и Вавилон и использовался в медицинских целях.
Карточка 2.2
1. Прочтите и запишите число 16 899 917.
2. Питейный доход от великороссийских и сибирских губерний оценивался в шестнадцать миллионов восемьсот девяносто девять тысяч девятьсот семнадцать рублей в год. Система откупов действовала так, что при честной торговле кабатчик не мог получать прибыль. В результате кабатчики шли на обман, разбавляя водку водой, незаконно завышали цену. Все это повлекло катастрофические последствия: народ спаивался и развращался, питейный доход падал.
Карточка 3.1
1. Прочтите и запишите число 1 725 000.
2. В средних общеобразовательных школах России в 1998–1999 учебном году работал 1 725 000 учителей.
Карточка 3.2
1. Прочтите и запишите число 30 888.
2. В России в 1998–1999 учебном году было 30 888 школ, которые имели все необходимые виды благоустройства.
Карточка 4.1
1. Прочтите и запишите число 30 000.
2. В 30 верстах от Москвы в селе Нахабино священник С. Пермский организовал общество трезвости, куда сразу же потянулись тысячи желающих избавиться от пьянства. Священник проводил процедуры клятвенных обещаний не пить в течение 3–12 месяцев. Многие пьяницы искали себе убежище в Валаамском монастыре, где вели трудовую жизнь.
Карточка 4.2
1. Прочтите и запишите числа 504 000 000 и 365 000 000.
2. В 1904 году в России казна выручила за водку 504 млн. рублей, из них 365 млн. рублей чистой прибыли.
Карточка 5.1
1. Прочтите и запишите число 5 685.
2. В России на 2004 год зарегистрировано 5 685 женщин, возраст которых превышает 100 лет.
Карточка 5.2
1. Прочтите и запишите число 166 100 000.
2. Правительство Российской Федерации предусмотрело выделение 166 100 000 рублей на реализацию федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002–2004 гг.».
Карточка 6.1
1. Прочтите и запишите число 189 500.
2. В 2002 году было выявлено 189 500 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Карточка 6.2
1. Прочтите и запишите число 5 000 000.
2. Около 5 000 000 человек среди подростков (15%) не занимаются и не хотят заниматься спортом.
II. Проведение игры
Правила игры.
В игре участвуют 12 человек, по 4 человека от каждого ряда. По очереди от каждого ряда выходит один ученик и бросает игральный кубик. Выпавшее число на кубике означает число шагов, которые надо сделать по игровому полю. Встав на какой-либо из шести квадратов игрового поля, ученик получает карточку от учителя с заданием. Выполнив задание, ученик читает информацию на обратной стороне карточки и забирает ее в копилку для своего ряда. На табло с результатами игры учитель (или назначенный ученик) отмечает слева или справа результат (ставит галочку или плюс, минус, пишет номер карточки). После того как от каждого ряда выйдет по 4 участника, подводятся итоги. Победившим считается тот ряд, который набрал больше положительной информации на карточках со знаком «плюс».
Если выброшенный игральный кубик показывает число, на которое нет больше карточек, то ученик пропускает ход.
Замечание. Учитель проверяет знания и умения читать и записывать многозначные числа. При этом информация о числах позволяет учителю сообщить разнообразные статистические данные положительного и отрицательного характера по проблеме здоровья и фактов злоупотребления психоактивными веществами. Меняя информацию, учитель может проводить аналогичные игры по темам «Десятичные дроби», «Обыкновенные дроби».           

Игра «О чем могут рассказать десятичные дроби?»
Игра проводится при изучении темы «Десятичные дроби» на этапе закрепления умения читать десятичные дроби. Игра проводится аналогично описанной выше.
Приводим содержание карточек для игры. На первой стороне карточки (1) записана десятичная дробь, на второй (2) – сведения, связанные с данной десятичной дробью.
Карточка 1.1
1. 3,934
2. В 3,934 (три целых девятьсот тридцать четыре тысячных) раза длина реки Дон больше длины Москва-реки.
Карточка 1.2
1. 10,3
2. По данным МВД и Минздрава России (2003 г.) число наркоманов увеличилось в 10,3 раза.
Карточка 2.1
1. 612,5
2. Самый сильный на Земле человек – штангист Василий Алексеев – на чемпионате мира в 1970 году набрал в сумме трех движений 612,5 кг (шестьсот двенадцать целых и пять десятых).
Карточка 2.2
1. 46,7
2. 10 июля 1980 года в день, когда температура воздуха достигла 32,2 ºС, 52-летний Уилли Джонс поступил в больницу в атланте (Джорджия, США) с тепловым ударом, его температура тела оказалась равной 46,7 ºС (сорок шесть целых и семь десятых).
Карточка 3.1
1. 1,8
2. В среднем 1,8 л (одна целая восемь десятых) воды необходимо для организма ребенка в возрасте до 10 лет.
Карточка 3.2
1. 0,005
2. 0,005 г (ноль целых пять тысячных) никотина содержит дым от одной папироски.
Карточка 4.1
1. 0,0007
2. Одно кровяное тельце человеческой крови имеет поперечник, равный приблизительно 0,0007 см (ноль целых семь десятитысячных).
Карточка 4.2
1. 491,96
2. В России для жидкостей использовали меру в 1 бочку, которая приблизительно равна 491,96 л (четыреста девяносто одна целая девяносто шесть сотых).
Карточка 5.1
1. 1,0668
2. Русская мера длины – верста – приблизительно равна 1,0668 км (одна целая шестьсот шестьдесят восемь десятитысячных).
Карточка 5.2
1. 0,00000000015
2. Вес «палочки Коха» – микроба, вызывающего туберкулез, составляет 0,00000000015 (ноль целых пятнадцать стобиллионных).
К этой карточке нужна справка о больших числах. Она может быть написана на доске, на отдельной карточке.
Карточка 6.1
1. 365,242199
2. Астрономы подсчитали, что продолжительность года составляет 365,242199 (триста шестьдесят пять целых двести сорок две тысячи сто девяносто девять миллионных) суток или иначе 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд.

Карточка 6.2
1. 3,5
2. За последние 5 лет (1999–2003) количество потребителей наркотиков возросло в 3,5 раза.
Игра «О чем могут рассказать проценты?»
На этапе обучения чтению процентов можно провести данную игру.
Предлагаем возможное содержание карточек для ее проведения.
Карточка 1.1
1. 0,25%
2. 0,25% (ноль целых двадцать пять сотых) соли содержится в морской воде.
Карточка 1.2
1. 58,26%
2. 58,26% (пятьдесят восемь целых и двадцать шесть сотых процента) людей злоупотребляют кустарно приготовленными препаратами мака (по данным 1987 г.).
Карточка 2.1
1. 70,8%
2. 70,8% (семьдесят целых и восемь десятых процента) земной поверхности занимает Мировой океан.
Карточка 2.2
1. 53%
2. По данным научных исследований, 53% (пятьдесят три процента) школьников имеют ослабленное здоровье.
Карточка 3.1
1. 70%
2. 70% (семьдесят процентов) людей нашей страны от общей численности населения проживают в городах.
Карточка 3.2
1. 4%
2. В начале 90-х годов неблагополучное положение в стране привело к тому, что только четыре процента детей можно было назвать полноценно здоровыми.
Карточка 4.1
1. 2,5%
2. Известно, что на планете только 2,5% (два целых пять десятых процента) всех ее вод составляет пресная вода, да и то – около 70% (семидесяти процентов) ее находится в замерзшем состоянии в ледниковом покрове; почти вся остальная вода расположена в почвенной влаге и в глубоких водоносных слоях.
Карточка 4.2
1. 45%
2. У 45% (сорока пяти процентов) учащихся общеобразовательных школ России отмечаются нервно-психические нарушения здоровья.
Карточка 5.1

1. 91%
2. 91% (девяносто один процент) составляет уровень компьютеризации российских школ.
Карточка 5.2
1. 95%
2. 95% (девяносто пять процентов) наркозависимых людей не могут преодолеть болезнь и медленно погибают.
Карточка 6.1
1. 40%
2. 40% (сорок процентов) московских выпускников, сдавших единый государственный экзамен в 2004 году, получили отличную оценку.
Карточка 6.2
1. 70%
2. На сегодняшний день 70% подростков начинают курить в школе.

Дидактическая игра по математике

для 6 – 7 класса

МАРАФОН ЗАДАЧ

о здоровом образе жизни


Задачи из сборника С.А. Рачинского «1001 задача для умственного счета».
           Задачи к теме «Обыкновенные дроби и действия над ними»
1. У торговца было 4 сороковых бочки вина. Часть этого вина он разлил в 16 бочонков, вмещающих по 6 1/2 ведер. Остаток он разлил в бочонки, вмещающие по 3 1/2 ведра. Сколько понадобилось последних? Ответ: 16 бочек, (40·4–6 1/2·16):3 1/2.
2. Кабатчик купил сороковую бочку вина за 160 руб. Вино он разлил в 3-ведерные бочонки, приливая к каждому по полведра воды. Бочонки он продавал по 15 руб. Сколько барыша? Ответ: 80 руб., 40:(3–1/2)·160.
3. Лавочник продал 23 аршина ситца по 17 коп. и 29 аршин по 21 коп. На вырученные деньги он купил пуд винных ягод. Почем фунт? Ответ: 25 коп., (23·17+29·21):40.
               
Задачи к теме «Пропорции»
4. Из 6 золотников табака выходит 25 папиросок. Сколько из 6 фунтов? Ответ: 2400 штук, х= (6·96·25):6
Учащимся следует сообщить старинные единицы массы:
1 золотник = 4,266 г
1 фунт = 96 золотников = 0,4095 кг
1 пуд = 40 фунтов = 16,38 кг
5. Виноторговец купил 3 сороковых бочки вина по 5 руб. за ведро, разбавил его водой, перелил в 9-ведерные бочонки и продавал вино по 5 руб. за ведро. Получил он 120 руб. барыша. Сколько воды прилил он к каждому бочонку? Ответ: 1 1/2 ведра
40·3=120 (в.), 60+120=180 (в.)
120 в. – 600 руб.
х в. – 720 руб. 
х=120·720/600, (144–120):16=1 1/2

6. Чиновник получает жалованья в год 192 руб. Сколько он получит за 2 года 6 месяцев? Ответ: 480 руб., 
х=192·2 ½ /1
7. Лавочник начал торговлю с 800 руб. Каждый год он наживал по полтиннику на рубле. Сколько у него будет денег через 3 года? Ответ: 2700 руб.
                 
Действия над натуральными, дробными числами
8. Некто в течение 48 лет каждый день по 2 часа играл в карты. Сколько лет жизни он потратил на игру? Ответ: 4 года.
9. Виноторговец купил за 300 руб. бочонок с вином в 240 бутылок. Бутылки он покупает по 18 коп. за дюжину. Ярлыки на бутылки – по 1 коп. за штуку. 15 бутылок разбилось. Остальные он продал и получил 54 руб. барыша. Почему продавал он одну бутылку? Ответ: 1 руб. 60 коп., ((240:12)·18+240·0,01+54):(240–15).
10. Виноторговец купил 3 сороковых бочки вина по 5 руб. за ведро, разбавил его водой, перелил в 9-ведерные бочонки и продавал вино по 5 руб. за ведро. Получил он 120 руб. барыша. Сколько воды прилил он к каждому бочонку? Ответ: 1 1/2 ведра.
Решение предложенных задач можно сопровождать небольшими беседами, разъяснением отношения общества к пьянству, табакокурению, а также наркомании и токсикомании.
Задачи из сборника Рачинского указывают на то, что в России в конце XIX – начале ХХ вв. велась целенаправленная и систематическая работа по искоренению и профилактике различных видов отклоняющегося поведения среди детей и молодежи. Люди всегда понимали опасность употребления алкоголя, табака, стремились ограничивать, контролировать их употребление. Помимо решения задач в школе Рачинского велась просветительская и разъяснительная работа, пропагандировался здоровый образ жизни. Выпускались газеты, листовки, плакаты, санбюллетени, окна сатиры. В школе проводились лекции, беседы, вечера, дискуссии, конференции. Вот, например, как учащиеся усваивали правила, касающиеся разрушительных последствий алкоголизма: им предлагалось писать диктанты, записывать выводы в прописях. Тема: «Наука трезвости». Правило: «Алкоголизм разрушает наше тело, ослабляет наши способности и укорачивает жизнь». Ученики записывали в прописи: «Должно избегать пьянства, этой ужасной привычки, которая приводит к алкоголизму».
Наиболее распространенными вредными привычками в детско-подростковой и молодежной среде являются: пьянство, табакокурение, токсикомания, в частности наркомания. Учитель может давать небольшие разъяснения детям о том, что это такое, а главное – каковы последствия этих привычек, т.к. детей и подростков они мало волнуют. А между тем дети должны получать определенную информацию от педагога, а не от сверстников или случайных людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный счет на уроках математики в 5-6 классах

Одна из основных задач школьного курса математики - формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Основа вычислительной культуры закладывается в первые 5-6 лет обучения....

Доклад на тему "Устный счет на уроках математики"

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов ус...

Организация устного счета на уроках математики в 5-7 классах

Разрабртка системы устного счета и диагоностика результатов....

Организация устного счета на уроках математики в 5-7 классах

Разрабртка системы устного счета и диагоностика результатов....

Устный счет на уроках математики

Методика устных вычислений на уроках математики...

Материалы для проведения устного счета во 2 классе школы I вида

Данные слайды помогут закерпить навыки устного счета в пределах 100...

Методика формирования вычислительных навыков в коррекционной школе посредством проведения устного счета на уроках математики

Формирование вычислительных навыков имеет огромное практическое значение для обучающихся коррекционной школы, т.к. её выпускники сразу вступают в самостоятельныю жизнь и включаются в произвеодстенный ...