«Нахождение дроби от числа и числа по его дроби»
план-конспект занятия по алгебре (6 класс) по теме

Шарабарина Галина Гавриловна

 

Форма занятия: решение вопроса «Всегда ли мы внимательны?» при помощи решения задач, занятие-беседа, обсуждение. На уроке рассматривается задача с меняющимся условием.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

(размещается только в папке с конкурсным материалом)

Организационная информация

Тема урока

«Нахождение дроби от числа и числа по его дроби»

Предмет

Математика

Класс

6

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Шарабарина Галина Гавриловна, учитель математики

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

  • способствовать развитию прочных навыков решения задач данных типов, связать все имеющиеся у учащихся знания в систему, помочь им выйти на новый, более серьёзный уровень понимания;
  • создать условия для творческой самореализации личности; содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса; способствовать расширению знаний о выполнении правил дорожного движения.
  • воспитывать активность, желание работать до конца, содействовать побуждению интереса к математике.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Закрепить полученные знания при решении задач; добиться достижения целей урока.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Форма занятия: решение вопроса «Всегда ли мы внимательны?» при помощи решения задач, занятие-беседа, обсуждение.

Методы урока: частично-поисковые, исследовательские, контроля и самоконтроля.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, интерактивные, здоровьесберегающие.

Формы учебной работы: групповая, индивидуальная.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

)

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, интерактивная доска, листы самооценки, листы - приложение.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Презентация

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник. Математика. Н.Я. Виленкин

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

I. Постановка цели занятия и мотивация.(3 минуты)

Цель: учить оперировать знаниями, развивать критическое мышление.

Результативность: формирование познавательной компетентности.

Ход занятия

Ученики заранее разбиты на 4 группы (по  желанию)

Учитель сообщает тему и спрашивает учеников: «Какую задачу каждый из вас поставит перед собой на это занятие?».

Ученики:

  • повторить решение задач данных типов;
  • уметь различать эти задачи;
  • решать задачи разными способами;
  • проконтролировать свои навыки решения и т.д.

Учитель:

  • что требуется для того, чтобы различать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби?

Ученики:

  • знание правил, умение применять их, анализировать задачу, правильно составлять краткую запись, быть внимательным при решении этих задач.
  • Учитель: Да внимательность нам сегодня пригодится. Сегодня у нас необычный урок. Урок-обсуждение вопроса: “Всегда ли мы внимательны?”. Слайд №2

 Каждый год в сентябре увеличивается число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по вине школьников. Как вы думаете, почему? (Обсуждение и высказывание мнений учащихся)

Вывод: надо знать Правила дорожного движения (ПДД), выполнять их, быть внимательным на улице.

Учитель:

  • итак, проверим вашу внимательность при решении задач и обсудим, внимательны ли вы на улице. Каждой группе учащихся было дано заранее задание:

1 группе – составить задачи на данную тему с иллюстрациями;

2 группе – провести анкету среди учащихся школы и составить задачу (дробь от числа);

3 группе – узнать, какие нарушения чаще встречаются у школьников, и по возможности составить круговую диаграмму (за сведениями можно обратиться к учителю ОБЖ);

4 группе – составить вопросы для проведения викторины «Знаете ли вы ПДД?».

II. Актуализация знаний

.(5 минут)

Учитель:

  • как найти дробь от числа?
  • как найти число по его дроби?

  • Сообщение учащихся 1 группы. Слайд №3
  • За 11 месяцев 2012 года на дорогах края произошли 3513 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых 374 человека погибли и 4283 получили травмы различной степени тяжести.
  •     Из-за нарушений Правил дорожного движения водителями произошло 3044 ДТП, в результате которых 331 человек погибли 3842 получили ранения.
  •     В текущем году зарегистрированы 408 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 19 детей погибли и 422 получили травмы. 

 (Сообщение ГИБДД Алтайского края, сведения из Интернета).

Учитель: Ребята, если взять нашу сельскую школу, то это одного бы класса (19 детей) не стало.

Может, стоит задуматься над проблемой: «Знаем ли мы правила дорожного движения, выполняем ли их, т.е. всегда ли мы внимательны на дороге?» (Обсуждение и высказывание мнений учащихся)

  • Слово 2 группе учащихся. Слайд №5,6,7.Показать свои составленные задачи и проверить их решения в других группах.

Задание учащимся – прочитать задачи (Слайд №8) и определить к какому  виду они относятся. Взаимопроверка и проверка с помощью соответствующего слайда презентации. Знакомство с листом самоконтроля, который в течение урока учащимся надо будет заполнять.  Слайд19

 

III. Осмысление. (30 минут)

Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний.

Результативность: формирование познавательной самообразовательной, социальной компетентностей.

  • Слово 2 группе учащихся. Слайд №9

Задача

Все из 120 опрошенных школьников считают, что они знают правила дорожного движения. Но не выполняют их  и не всегда соблюдают  всех учащихся. Сколько детей выполняют ПДД, если они составляют остальную часть?

  • Учитель: Составьте краткую запись задачи. Слайд №10

1.      Не выполняют ПДД  от всех учащихся

Не  всегда соблюдаютот всех учащихся      120 уч.            

Выполняют ПДД остальная часть?

  • У доски (на другой стороне крыльев доски) 2 ученика решают задачу разными способами. В группах учащиеся решают задачу, (дифференцированная работа – решают тем способом, который знают) сравнивают, сверяют с тем, что решено у доски. Обсуждают, какой способ решения более рациональный. Слайд №10

Учитель:  Давайте обратимся к результатам нашей задачи. Сколько учащихся могут попасть в ДТП? (Обсуждение и высказывание мнений учащихся)

4 группа учащихся задает вопросы из викторины по ПДД. Слайд №11

Учитель:  Попробуйте в группах изменить задачу, не трогая числовые данные.

  • Ученики обсуждают в группах и предлагают следующий вариант задачи в краткой записи. Слайд №12

2.      Не выполняют ПДД  от всех учащихся

Не всегда соблюдают  от оставшихся учащихся    120 уч.          

Всегда выполняют  остальная часть

  • Учитель:  Проверим вашу внимательность. Скажите, изменилась задача. В чем разница? Решите самостоятельно возможными способами. Слайд №12

         

Учащиеся анализируют, сравнивают решения задач (1 и 2). Разбирают второй способ решения.

Вывод:  Изменяя один из элементов условия, получили другую задачу, решение которой резко отличается от данной.

А по нашей проблеме в результате этой задачи учеников, которые выполняют ПДД, больше.

 Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

Закройте глаза. Вспомните теплое летнее солнышко. Протяните к нему руки. Обнимите его. Потянитесь. Вам приятно и спокойно. Вы бодры и полны сил. Откройте глаза и продолжим работу.

  • Учитель: А теперь коллективно в группах составьте задачу, обратную данной (1) и решите её. Взаимопроверка и проверка с помощью соответствующего слайда презентации. Слайд №13

3.

Не выполняют ПДД  от всех учащихся.
Не всегда соблюдают 
 от всех учащихся. 
Всегда выполняют 54 ученика

?

  • От каждой группы вызвать по ученику к доске решить задачу, одновременно на разных досках. Слайд №13

Учитель: К какому виду относится эта задача? (число по его дроби)

Физминутка для глаз. Слайд №14

Учитель: Попробуйте изменить условие 3 задачи так, чтобы присутствовало сравнение.

  • Группами выдвигаются различные идеи, и приходят к следующей задаче: Слайд №15

  • Вместе составляют план решения и самостоятельно в группах решают. Слайд №15 Учащимся со слабыми учебными возможностями предлагаются задачи из приложения.

  • Учитель: Сколько задач мы получили из исходной? Ответили вы на поставленную перед собой задачу урока? Пригодилась ли нам внимательность? (Обсуждение) Слайды №16

  • 3 группа делает сообщение. Слайд №17

На основе полученной информации дается задание 1, 2, 4 группам учащихся, рассказать, как построена круговая диаграмма. А ученики 3 группы помогают и проверяют их.

IV.Рефлексия.(5 минут)

Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию.

Учитель: Мы увидели, какие чаще всего нарушения допускают дети. И сможем ли сейчас ответить на наш вопрос: «Всегда ли мы внимательны?» (Обсуждение, высказывание мнения детей)                

 Выставить самооценку в листе самоконтроля и сдать  его учителю

Учитель: Сегодня на уроке каждый из вас пытался быть очень внимательным. И не пора ли нам задуматься серьёзно над вопросом: «Зная правила дорожного движения, выполняем ли мы их?». И выбрать верный ответ, что необходим каждому из нас.

 Слайд №18

V.Домашнее задание .(2 минуты) (если это необходимо на уроке)

Решите три любые задачи из Приложения №1, с которыми вы сможете справиться, или составьте задачу (процент от числа) и из неё получите другие возможные задачи (можно задачу проблемного содержания).

Дополнительная необходимая информация

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

1.Сообщение ГИБДД Алтайского края, сведения из Интернета http://altapress.ru/story/98366/?viewcomments=1

2.Электронная физминутка для глаз.

 Галкина Инна Анатольевна, учитель начальных классов

МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района,

Нижегородской области http://www.rusedu.ru/member4137.html

3.Все картинки взяты из сайта - (название сайта здесь не входит, он записан в презентации)

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Мультимедиа позволяет обеспечить наглядность, экономию времени, затрачиваемого на обсуждение материала урока, разнообразить виды деятельности учащихся, формировать ключевые компетенции



Предварительный просмотр:

Приложение №1

  1. Ласточка живет 9 лет, что составляет 3/8 продолжительности жизни жаворонка. Сколько лет живет жаворонок?
  2. В зрительном зале 120 мест. Во время спектакля занято 2/3 всех мест. Сколько свободных мест в зрительном зале?
  3. В школе 360 учащихся, из них 4/9 составляют мальчики. Сколько мальчиков в школе?
  4. От трубы отрезали 6 м, что составляет 2/5 длины всей трубы. Найдите длину трубы.
  5. В конюшне стоят лошади. 2/9 всех лошадей – вороные. Сколько лошадей в конюшне, если вороных в ней 14?
  6. У брата и сестры 90 марок. Сколько марок у сестры, если у брата 0,3 всех марок?
  7. Возраст внука составляет 1/12 возраста деда. Сколько лет деду, если внуку 7 лет?
  8. В книге 60 страниц. Алеша прочитал 4/5 этой книги. Сколько страниц прочитал Алеша?
  9. Путешественник прошел за два дня 20 км. В первый день он прошел 0,6 всего пути. Сколько километров прошел путешественник во второй день?
  10. Продано 3/8 полученных магазином лыж, после чего осталось 120 пар лыж. Сколько пар лыж было получено магазином?
  11. С бахчи собрали 27 т арбузов. В столовую направили 2/9 этих арбузов, а 6/7 остатка отвезли на рынок. Сколько тонн арбузов отвезли на рынок?
  12. Когда велосипедист проехал 3/5 всего пути, то оказалось, что он проехал на 5 км более половины пути. Найдите длину всего пути.
  13. Лес, луг и пашня занимают 20% всей земли, 8/13 оставшейся земли – пашня. Сколько гектаров занимает луг?
  14. В первый день Маша прочитала 3/8 книги, а во второй – 2/15 от остатка. Какую часть книги осталось прочитать Маше?
  15. В первый день было скошено 1/3 луга, а во второй – 5/9 луга. Площадь нескошенной части равна 15 га. Какова площадь всего луга?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби» Шарабарина Галина Гавриловна, учитель математики МБОУ « Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матренина А.П.»Алтайский край , Смоленский район 2012г. 6 класс

Слайд 2

«Всегда ли мы внимательны?»

Слайд 3

Сообщение ГИБДД Алтайского края За 11 месяцев 2012 года на дорогах края произошли 3513 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых 374 человека погибли и 4283 получили травмы различной степени тяжести. Из-за нарушений Правил дорожного движения водителями произошло 3044 ДТП, в результате которых 331 человек погибли 3842 получили ранения. В текущем году зарегистрированы 408 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 19 детей погибли и 422 получили травмы.

Слайд 4

Решите задачи Определите вид задачи Условие задачи Викторина 2. Задача 3. Задача 4. Задача 1. Задача физминутка для глаз Лист самоконтроля Диаграмма

Слайд 5

Решите задачу Ответ: 500граммов Фрекен Бок испекла вкусный торт массой 2кг и пошла смотреть передачу о привидениях. Влетевший в окно кухни Карлсон съел ¾ части торта сам, а оставшуюся часть отнес Малышу. Сколько граммов торта досталось Малышу?

Слайд 6

Решите задачу Ответ: 15 морковок

Слайд 7

Объём бидона 5 литров. В него налили 3/5 части молока. Сколько литров молока налили в бидон 5 л Решите задачу Ответ: 3 литра

Слайд 8

Определить вид задачи 1.Огород занимает 8 га. 3/4 площади этого огорода занято картофелем. Сколько гектаров занято картофелем?. . 2.Пять друзей купили конфеты и сразу съели по три штуки, это составило 3/5 от общего количества. Сколько всего конфет было куплено? 3.Мальчику 12 лет, это 1/3 возраста его отца. Сколько лет отцу мальчика? 4.Площадь одной комнаты 21 м, а площадь второй комнаты составляет 2/3 площади первой комнаты. Найдите площадь двух комнат. 5. 2/3 яхт из яхт-клуба вышло в море. Мы насчитали 56 яхт. Сколько всего яхт в клубе? 6.Урок длится 45 минут. 3/5 части урока ученики писали самостоятельную работу. Сколько времени она длилась? Проверь себя: Нахождение дроби от числа – 1, 4,6 Нахождение числа по его дроби – 2, 3, 5

Слайд 9

Задача Все из 120 опрошенных школьников считают, что они знают правила дорожного движения. Но не выполняют их 3/10 и не всегда соблюдают 1/4 всех учащихся. Сколько детей выполняют ПДД, если они составляют остальную часть?

Слайд 10

1) 120 * = 36 (уч.) 2) 120* = 30 (уч.) 3)120- (30+36)=54(уч.) 1)1 – ( + ) = (ч) 2) 120 * = 54(ученика) Не выполняют ПДД от всех учащихся Не всегда соблюдают от всех учащихся Выполняют ПДД - остальная часть? 120 учеников 1 способ 2 способ Краткая запись задачи 1. Задача

Слайд 11

1.Главная автомагистраль. 2.Штрихи на дороге, обозначающие пешеходный переход. 3.Дорога для пешеходов. 4.Край дороги. 5.Пересечение двух улиц. 6.Сотрудник милиции, работающий на дороге. 7.Место ожидания транспорта. 8.Наказание за нарушение ПДД 1.Шоссе. 2.Зебра. 3.Тротуар. 4.Обочина. 5.Перекресток. 6.Регулировщик. 7.Остановка. 8.Штраф. Викторина

Слайд 12

120 * = 36 (уч.) 2) 120 – 36 = 84 (уч.) 3) 84 * = 21 (уч.) 4) 84 – 21 = 63 (ученика ) 1)1- = ( части ) 2) * = (Ч) 3) - = (ч) 4) 120 * = 63 (ученика ) от оставшихся уч . Не выполняют ПДД от всех учащихся Не всегда соблюдают Выполняют ПДД - остальная часть ? 120 учеников 1 способ 2 способ 2. Задача от всех учащихся

Слайд 13

Не выполняют ПДД от всех учащихся Не всегда соблюдают от всех учащихся 120 уч. Выполняют ПДД 54 УЧЕНИКА ? 1)1 – ( + ) = (ч) 2) 54 : =120 (учеников) Ответ: 120 учеников Решение 3. Задача Выполняют ПДД остальная часть?

Слайд 15

Не выполняют ПДД от всех учащихся Не всегда соблюдают от всех ? учащихся Выполняют ПДД на24 уч. больше, чем 1) 1- ( + )= (часть) 2) - = (часть) 3) 24 : = 120 (учеников) Решение 4. Задача Выполняют ПДД 54 УЧЕНИКА

Слайд 16

Человеку , изучающему алгебру часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами , чем решать три – четыре различные задачи. Решая одну задачу различными способами , можно путем сравнивания выяснить , какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт. У. У. Сойер / английский математик и педагог XX века/

Слайд 17

Нарушения, которые чаще всего допускают дети Переход улицы перед близко движущимся транспортным средством – 27% Переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть - 27 % Невнимательность при переходе улиц - 17 % Неожиданный выход из-за транспортных средств - 9 % Прочие причины - 20 % (игры на проезжей части, хождение вдоль мостовой).

Слайд 19

Лист самоконтроля Самооценка на данном уроке: + правильно выполнил 0 с ошибкой - не верно Работа в группе по подготовке к уроку Определить вид уравнения 1.Задача 1 2 2.Задача 1 2 3.Задача 4.Задача Участие в составление задач Викторина Работа в группе по подготовке к уроку Определить вид уравнения 1.Задача 1 2 2.Задача 1 2 3.Задача 4.Задача Участие в составлении задач Викторина

Слайд 20

Список использованных ресурсов и литературы 1. Математика: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ [Виленкин Н.Я.]. – 22-е изд. –М.: Мнемозина, 2010. 2. Сообщение ГИБДД Алтайского края, сведения из Интернета http :// altapress.ru / story /98366/?viewcomments=1 3.Все картинки взяты из сайта: http:// www.google.ru / search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BF%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BC+%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+% D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D 0%B8%D1%8F&hl=ru&newwindow=1&tbo=d&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=1XzIUPbcOu364QTmv4GgBA&ved=0CAQQ_AUoAA&biw=1267&bih=659 Электронная физминутка для глаз. Галкина Инна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области http :// www.rusedu.ru /member4137.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нахождение дроби от числа и числа по значению дроби.

Обобщающий урок по математике 6 класс. Учебник В.Я. Виленкин. Цели: повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме; отработка контроля усвоения знаний, умений, навыков в ...

Нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Дифференцированные индивидуальные карточки с заданиями

В данной разработке содержится 7 вариантов  по возрастанию уровня сложности. Каждый вариант содержит 5 заданий. Ко всем вариантам приведены ответы....

Урок-игра по математике: Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.

Урок посвящен  году  российской истории.Методическая разработка занятия содержит план-конспект и презентацию к уроку....

Тесты по теме "Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"

Тесты по математике для 6 класса выполнены с использованием табличного редактора Excel...

Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби

Задачи устной работы обучающихся. Задача 1. Расстояние между городами 600 километров. Мальчик проехал       всего пути. Сколько километров он проехал? Зад...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....

Конспект урока «Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби».

Самоанализ «Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби»....