Рабочая программа по математике 9 класса
календарно-тематическое планирование (алгебра, 9 класс) по теме

Колупаева Татьяна Александровна

Программа составлена предметы алгебра и геометрия слиты в единый предмет- математика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_dlya_9_klassa.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

   


                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящая программа по алгебре и геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса (по домашнему обучению) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), Примерной программы основного общего образования по математике 2006 г,  авторской программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы ( составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010 – с. 22-26), авторской программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы ( составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009 – с. 19-36).

        Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Цели изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.

Общая характеристика учебного предмета

        Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

        Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

        Алгебра Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

        Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

        При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

        Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 9 классе (домашнее обучение) отводится не менее 102 часа  из расчета 3 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии может быть следующим:

2 часа в неделю по алгебре  , итого 68  часов; 1 часа в неделю геометрии , итого 34 часов.

Количество учебных часов по алгебре:

В год -68 ( 2 часа в неделю, всего 68 часов)

В том числе:

Контрольных работ-8 (включая итоговую контрольную работу)

Резервное время- 14 ч.

Количество учебных часов по геометрии:

В год -34 часов ( 1 часа в неделю, всего 34 часов)

В том числе:

Контрольных работ-4

Резервное время- 3 ч.

Уровень обучения – базовый.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой по геометрии

Примерная программа

Рабочая программа

тема

Кол-во часов

тема

Кол-во часов

I. Векторы

8

I. Векторы

5

Тема 2. Метод координат

10

Тема 2. Метод координат

5

Тема 3. Соотношения между сторонами и углами  треугольника. Скалярное произведение векторов.

11

Тема 3. Соотношения между сторонами и углами  треугольника. Скалярное произведение векторов.

8

Тема 4. Длина окружности и площадь круга.

12

Тема 4. Длина окружности и площадь круга.

5

Тема 5. Движение.

8

Тема 5. Движение.

3

Тема 6. Начальные сведения из стериометрии.

8

Тема 6. Начальные сведения из стериометрии.

4

Аксиомы планиметрии

2

Аксиомы планиметрии

1

Повторение. Решение задач

9

Повторение. Решение задач

3

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной по алгебре: 

Примерная программа

Рабочая программа

тема

Кол-во часов

тема

Кол-во часов

Глава 1.Квадратичная функция

22

Глава 1.Квадратичная функция

15

Глава2 Уравнения  и неравенства с одной переменной.

14

Глава2 Уравнения  и неравенства с одной переменной.

10

Глава2 Уравнения  и неравенства с двумя  переменными.

17

Глава2 Уравнения  и неравенства с двумя  переменными.

9

Глава4 Арифметическая и геометрическая прогрессии

15

Глава4 Арифметическая и геометрическая прогрессии

11

Глава 5. Элементы статистики и теории вероятностей

13

Глава5.Элементы статистики и теории вероятностей

7

    Повторение

21

    Повторение

14

Итоговая контрольная работа

2

 Итоговая контрольная работа

2

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

        В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,  частично-поисковый, исследовательский, метод компетентностного подхода. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, дифференцируемого и индивидуального обучения, развивающего обучения.

Формы занятий: урок- практикум, уроки-консультации, уроки –соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения.

Формы промежуточной и итоговой аттестации по алгебре:

 Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Формы промежуточной и итоговой аттестации по геометрии: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ.

Учебно-методический комплекс учителя:

Для реализации рабочей Программы я использую Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, авторскую  программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы (составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010 – с. 22-26), авторской программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы ( составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009 – с. 19-36).

Алгебра-9 :Учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,  Просвещение, 2010 г,

Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2005-2008.

Этот УМК обусловлен учётом контингента учащихся, выбором родителей и педагога.

   Учебно- тематический план по алгебре.

№п/п

Наименование разделов

Количество часов

Контрольные работы

1

Глава 1.Квадратичная функция

15

2

2

Глава2 Уравнения  и неравенства с одной переменной.

10

1

3

Глава2 Уравнения  и неравенства с двумя  переменными.

9

1

4

Глава4 Арифметическая и геометрическая прогрессии

11

2

5

Глава 5. Элементы статистики и теории вероятностей

7

1

6

    Повторение

14

2

7

Учебно- тематический план по геометрии

№п/п

Наименование разделов

Количество часов

Контрольные работы

1

I. Векторы

5

2

Тема 2. Метод координат

5

1

3

Тема 3. Соотношения между сторонами и углами  треугольника. Скалярное произведение векторов.

8

1

4

Тема 4. Длина окружности и площадь круга.

5

1

5

Тема 5. Движение.

3

1

6

Тема 6. Начальные сведения из стериометрии.

4

7

Аксиомы планиметрии

1

8

Повторение. Решение задач

3

Требования к уровню подготовки обучающихся в 8 классе

        В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

        планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

        решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

        исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

        поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

.

Тематическое планирование по алгебре.

 3 часа в неделю, всего 102 часа

 пункта

Тема

Число уроков

Контрольные работы

Лабораторные, практические работы,

экскурсии.

Рациональные дроби и их свойства.(23ч.)

Рациональные дроби и их свойства.

5

 

1

3

1

Урок 1.Рациональные выражения

Урок 2.Рациональные выражения

2

5

  6

8

10

2

Урок 3. Основное свойство дроби. Сокращение дробей

Урок 4. Основное свойство дроби. Сокращение дробей

Урок 5. Основное свойство дроби. Сокращение дробей

3

 

Сложение и разность дробей.

6

 

11

13

3

Урок 6. . Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Урок 7. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Урок 8. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

 

3

15

16

18

4

Урок 9.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Урок 10.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Урок 11..Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

3

 

20

 

Урок 12.Контрольная работа  "Сложение и вычитание дробей"

1

           1

Произведение и частное дробей.

10

 

21

23

5

Урок 13. Умножение дробей. Возведение дроби в степень

Урок 14. Умножение дробей. Возведение дроби в степень

2

25

26

6

Урок 15.Деление дробей.

Урок 16.Деление дробей.

2

 

28

30

31

33

7

Урок 17.Преобразование рациональных выражений.

Урок 18.Преобразование рациональных выражений.

Урок 19.Преобразование рациональных выражений.

Урок 20.Преобразование рациональных выражений.

4

 

35

36

8

Урок 21.Функция у = к /х и ее график

Урок 22.Функция у = к/ х и ее график

2

 

38

 

Урок 23.Контрольная работа  "Умножение и деление дробей".

1

        1

Квадратные корни. (19ч.)

Действительные числа.

2

 

40

41

10,11

Урок 1. Рациональные числа

Урок 2. Иррациональные числа.

2

Арифметический квадратный корень.

5

 

43

45

12

Урок 3.Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.

Урок 4. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.

2

46

13

Урок 5.Уравнение       = а.

1

 

48

50

14

Урок 6. Нахождение приближенных значений квадратного корня

1

 

51

15

Урок 7.Функция у =   и её график.

1

 

 Свойства арифметического  квадратного  корня.

3

 

53

55

56

16.17

Урок 8.Квадратный корень из произведения,  дроби .

Урок 9 .Квадратный корень из степени.

Урок 10.Квадратный корень из степени.

3

   

58

Урок 11.Контрольная работа  « Квадратные корни»

1

       1

Применение свойств арифметического  квадратного  корня.

7

60

61

18.

Урок 12.Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение под знак корня.

Урок 13.Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение под знак корня.

Урок 14.Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение под знак корня.

3

63

65

66

19

Урок 15. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

Урок 16. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

Урок 17. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

Урок 18. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

4

 

68

 

Урок 19. Контрольная работа   "Преобразование выражений, содержащих квадратные корни".

1

           1

Квадратные уравнения. (21ч.)

Квадратные уравнения и его корни.

10

 

70

71

21

Урок 1.  Неполные квадратные уравнения.

Урок 2.  Неполные квадратные уравнения.

2

73

75

76

78

22

Урок 3.Формула корней квадратного уравнения.

Урок 4. Формула корней квадратного уравнения.

Урок 5 Формула корней квадратного уравнения.

3

 

80

81

23

Урок 6 Решение задач с помощью квадратных уравнений

Урок 7.  Решение задач с помощью квадратных уравнений.

Урок 8. Решение задач с помощью квадратных уравнений

3

 

82

84

24

Урок 9. Теорема Виета.

Урок 10. Теорема Виета.

2

 

86

Урок 11.Контрольная работа  "Квадратные уравнения".

1

           1

 

 Дробно рациональные уравнения.

9

87

89

91

25

Урок 12.Решение дробных рациональных уравнений.

Урок 13.Решение дробных рациональных уравнений.

Урок 14.Решение дробных рациональных уравнений

 Урок 15 Решение дробных рациональных уравнений

4

92

94

96

97

99

101

26

 Урок 16. Решение задач с помощью рациональных уравнений

Урок 17. Решение задач с помощью рациональных уравнений.

Урок 18. Решение задач с помощью рациональных уравнений.

Урок 19. Решение задач с помощью рациональных уравнений.

Урок 20. Решение задач с помощью рациональных уравнений.

5

 

102

Урок 21. Контрольная работа   "Решение дробных рациональных уравнений".

1

           1

     Неравенство.  ( 20 часов)

Числовые неравенства и их свойства.

8

104

106107

109

28; 29

Урок 1. Числовые неравенства.

Урок 2.Числовые неравенства.

Урок 3.Свойства числовых неравенств.

Урок 4.Свойства числовых неравенств.

2

2

 

111

112

114

30

Урок 5.Сложение и умножение числовых неравенств.

Урок 6.Сложение и умножение числовых неравенств.

Урок 7.Сложение и умножение числовых неравенств.

3

 

116

31

Урок 8.Погрешность и точность приближения

1

117

Урок 9 .Контрольная работа  "Неравенства".

1

 

    1

Неравенства с одной переменной и их

10

 

119

122

32,33

системы.

Урок 10.Пересечение и объединения множеств.

Урок 11.Числовые промежутки.

1

1

124

126

127

129

34

Урок 12.Решение неравенств с одной переменной.

Урок 13.Решение неравенств с одной переменной.

Урок 14.Решение неравенств с одной переменной.

Урок 15.Решение неравенств с одной переменной.

4

 

131132

134

136

35

Урок 16.Решение систем неравенств с одной переменной.

Урок 17.Решение систем неравенств с одной переменной.

Урок 18.Решение систем неравенств с одной переменной.

Урок 19.Решение систем неравенств с одной переменной.

4

 

137

Урок 20.Контрольная работа  по теме: «Неравенства».

1

              1

Степень с целым показателем. Элементы статистики. (11 часов)

139

141

37

Степень с целым показателем.          

Урок 1.Определение степени с целым отрицательным показателем.

Урок 2. Определение степени с целым отрицательным показателем.

   2

 

142

144

38

Урок 3. Свойства степени с целым показателем.

Урок 4. Свойства степени с целым показателем

2

 

146

147

39

Урок 5. Стандартный вид числа

Урок 6. Стандартный вид числа

2

 

149

Урок 7. Контрольная работа  ."Степень с целым показателем".

1  

 1

 

Элементы статистики. (4ч)

151

152

40

Урок 8. Сбор и группировка статистических данных.

Урок 9. Сбор и группировка статистических данных.

2

 

154

155

41

Урок 10. Наглядное представление статистической информации.

Урок 11. Наглядное представление статистической информации.

2

 

 

Повторение.

8

 

157

158

159

161

163

164

166

168

 

Урок 1. Повторение по теме: « Рациональные дроби».

Урок 2. Повторение по теме: «Квадратные корни».

Урок 3. Повторение по теме: «Квадратные уравнения».

Урок 4. Итоговый зачёт.

Урок 5. Повторение по теме: «Неравенства».

Урок 6. Итоговая контрольная работа

Урок 7. Итоговая контрольная работа.

Урок 8.Повторение по теме: «Степени с целым  показателем».

.

       2

  

                      Тематическое планирование по геометрии

2 часа в неделю, всего 68 часов.

№ уро-

ка          

№     пункта

Тема

Число уроков

Контро-

льные работы

Лабораторные или практические работы, экскурсии.

 

 

Глава V. Четырехугольники.(14 часов)

2

4

39-41

Многоугольники.

Урок 1. Многоугольник. Выпуклые многоугольники.

Урок 2.Четырехугольники.

2

 

7

9

12

14

17

19

            42-44

Параллелограмм и трапеция.

Урок 3. Параллелограмм.

Урок 4.Признаки параллелограмма.

Урок 5. Признаки параллелограмма.

Урок 6. Трапеция.

Урок 7. Трапеция.

Урок 8. Трапеция.

6

 

22

24

27

29

32

         45-47

Прямоугольник, ромб, квадрат.

Урок 9.Прямоугольник.

Урок 10.Ромб, квадрат.

Урок 11.Ромб, квадрат

Урок 12.Осевая и центральная симметрия

Урок 13.Решение задач по теме: «Четырёхугольники».

      4

      1

 

34

 

Урок 14. Контрольная работа "Четырехугольники"

1

 1

Глава 5. Площадь. (14 часов)

37

39

          48; 50

Площадь  многоугольника.

Урок 1.Понятие площади многоугольника.

    Площадь квадрата.

Урок 2. Площадь прямоугольника.

2

 

  42

44

47

49

52

54

         51-53

 Площадь параллелограмма,

  треугольника и трапеции.

 Урок 3. Площадь параллелограмма.

 Урок 4.Площадь треугольника.

 Урок 5.Площадь треугольника

Урок  6. Площадь трапеции.

Урок 7.Решение задач по теме: «Площадь многоугольника».

Урок 8.Решение задач по теме: «Площадь многоугольника».

6

 

57

59

62

64

67

         54-55

. Теорема Пифагора.

Урок 9. Теорема Пифагора.

Урок 10. Теорема, обратная теореме Пифагора.

Урок 11. Теорема, обратная теореме Пифагора.

Урок 12. Решение задач по теме: «Теорема Пифагора».

Урок 13. Решение задач по теме: «Площадь».

3

2

 

69

Урок 14.Контрольная работа  "Площади."

1

 1

Глава VII. Подобные треугольники.(19 часов)

72

74

Определение подобных треугольников.

Урок  1.Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников.

Урок 2.Теорема об отношение площадей подобных треугольников.

     2

77

79

83

85

88

      59-61

Признаки подобия треугольников.

Урок 3.Признаки подобия треугольников.

Урок 4. Первый признак подобия треугольников.

Урок 5. Второй  признак подобия треугольников.

Урок 6. Третий признак подобия треугольников.

Урок 7.Решение задач по теме: «Признаки подобия треугольников».

5

 

 

90

         

Урок 8.Контрольная работа  "Признаки подобия треугольников"

1

 1

  93

95

98

100

103

105

108

62-65

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

Урок 9.Средняя линия треугольника.

Урок 10.Средняя линия треугольника.

Урок 11. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

Урок 12. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

Урок 13.Практические приложения

подобия треугольников.

Урок 14. Измерительные работы на местности.

Урок15.О подобии произвольных фигур.

       7

110

113

115

66-67

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

Урок 16 Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Урок 17.Значения  синуса, косинуса и тангенса для  угла 30.45 и 60.

Урок 18.Решение задач по теме: «Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника».

 

       3

118

Урок 19 .Контрольная работа  "Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника".

1

 1

Глава VIII. Окружность.(17 часов)

121

123

125

68-69

Касательная к окружности.

Урок 1.Взаимное расположение прямой и окружности.

Урок 2. Касательная и окружность.

Урок 3. Касательная и окружность.

3

 

128

130

133

135        

70-71

Центральные и вписанные углы.

Урок 4. Градусная мера дуги окружности.

Урок 5.Теорема о вписанном угле.

Урок 6.Теорема о вписанном угле.

Урок 7. Решение задач по теме:  «Центральные и вписанные углы».

4

 

138

140

143

72-73

Четыре замечательные точки треугольника.

Урок 8.Свойства биссектрисы угла и серединного отрезка.

Урок 9.Свойства биссектрисы угла и серединного отрезка.

Урок 10. Теорема о пересечении высот треугольника.

3

 

145

148

150

153

156

160

       

74-75

Вписанные и описанные окружности.

Урок 11.Вписаная окружность.

Урок 12.Вписаная окружность.

Урок 13.Описаная окружность.

Урок 14.Описаная окружность.

Урок 15 Решение задач по теме: «Вписанные и описанные окружности».

Урок 16. Решение задач по теме: «Вписанные и описанные окружности».

4

2

 

 162

Урок 17.Контрольная работа  "Окружность".

1

  1

 

165

167

169

170

Урок 1.Повторение по теме: «Четырёхугольники».

Урок 2.Повторение по теме: «Площадь».

Урок 3.Повторение по теме: « Подобные треугольники».

Урок 4. Повторение по теме: «Окружность».

4

 

Планируемые результаты образования,  изучения курса алгебры и геометрии  8 класса обучающиеся должны:

В результате изучения курса алгебры 8 класса обучающиеся должны:

знать/понимать[1]

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Арифметика

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

Алгебра

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=), строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • понимания статистических утверждений.

 В результате изучения курса геометрии 8  класса обучающиеся должны:

        Геометрия

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

         Способы достижения и формы оценки этих результатов.

  • В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
  •         развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  •         овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  •         изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  •         развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
  •         получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  •         развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  •         сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
  • В курсе алгебры 8 класса вырабатывается умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; систематизируются сведения о рациональных числах и даётся представление об иррациональных числах, расширяется тем самым понятие о числе; вырабатывается умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни; вырабатываются умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач; знакомятся учащиеся с применением неравенств для оценки значений выражений, вырабатывается умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; вырабатывается умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, формируются начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
  • В курсе геометрии 8 класса  изучаются наиболее важные виды четырехугольников -параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией; расширяются и углубляются полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из главных теорем геометрии — теорему Пифагора; вводится понятие подобных треугольников; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применения; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; знакомятся обучающиеся с четырьмя замечательными точками треугольника; знакомятся обучающиеся с выполнением действий над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.

  • Формы проверки и оценки результатов обучения по данной программе:

  •  Тестов, тематических контрольных работ, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

  • Формы занятий:

                   Урок- практикум, уроки-консультации, уроки – соревнования, уроки с групповыми     формами работы, уроки взаимообучения учащихся, уроки приобретения новых умений и навыков, уроки контроля.

  • Приемы и методы преподавания.

  • - Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно- иллюстративного  способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся общеучебных и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников обшеучебных умений и навыков

  • -Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

                   Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путём деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

               - Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельные добывание знаний, творческое, интеллектуально - познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.  

  • - Личностно – ориентированные технологии обучения, способ организации обучения. В процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  •   - Технологии индивидуализации обучения.

  • Виды деятельности учащихся

  • - Коллективная 
  • - индивидуальная
  • - проектная
  • - поисковая и другие.

Учебно- методическое обеспечение:

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего  образования по математике. (05.03.2004г).
  2.  Программа общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010. с. 22-26)
  3. Авторской программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы
  4.  ( составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009 – с. 19-36).
  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2001.
  6. Алгебра-8 :учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,  Просвещение, 2010 год..
  7. Алгебра: Самостоятельные  и контрольные работы по алгебре и геометрии. А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова. ИЛЕКСА. Москва. 2004.
  8. Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение, 2006г
  9. Алгебра 7-9 классы. Тесты. П.И.Алтынов .Учебно - методическое пособие. Москва. Издательство дом «Дрофа».  
  10. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003
  11. Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2006.

 

  1. Дидактические карточки- задания по геометрии. 8 класс. К учебнику Л.С. Атанасяна и др. « Геометрия, 7-9 класса» Издательство «Экзамен» Москва. 2004.

Дополнительная литература:

      Алгебра. 8 класс. Поурочные планы по учебнику « Алгебра. 7 класс».  Ю. Н.Макарычева   и др. Волгоград. 2003


Resource id #4332

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...