педагогическая концепция
статья по алгебре на тему

Кузовлева Ирина Михайловна

педагогическая концепция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_kontseptsiya.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Педагогическая концепция

                                         Учителя математики

                               Кузовлевой Ирины Михайловны

                                                                                           Цель обучения ребенка

                                                                                            состоит в том, чтобы

                                                                                            сделать его способным

                                                                                            развиваться дальше без

                                                                                            помощи учителя.

                                                                                                                Э. Хаббард

Концепция – система взглядов на что – н., основная мысль. (С.И. Ожегов)

    Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Концепция складывается и изменяется на протяжении всей педагогической деятельности и саморазвития педагога. Сегодня нам, нашей стране нужны физические, морально здоровые с нравственными устоями личности, которые смогут ставить нравственные цели и достигать их. Учитель должен воспитывать именно таких личностей, а, вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением. Моя педагогическая концепция  основывается на любви к детям. Ведь каждый из них – это личность со своим маршрутом достижения успеха.

    В условиях современного общества общеобразовательная школа как важнейшая ступень в образовательной системе государства претерпевает качественные изменения в связи с тем, что меняются приоритеты по отношению к развивающейся личности ребенка. На первый план выдвигается  развитие ее способностей и сознания.

       Согласно Закону РФ об образовании, содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

       Изменение требований к работе учителя: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, даже на уроках математики, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого,  личностно-ориентированного, исследовательского, проектного подходов, расширении форм социальных и культурных практик на основе идеи креативного потенциала личности ребенка, предоставив ему возможность выбора (помня правило «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом»).  

       Роль учителя в учебном процессе велика, поэтому необходимо тщательно продумывать и правильно строить взаимоотношения. Мои взаимоотношения с обучающимися основаны на толерантности, уважении, взаимопонимании учителя и обучающихся. Это позволяет помочь развитию личности в моих учениках, её духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению предмета.

        Цель моей педагогической концепции  – развитие ценностного, познавательного и коммуникативного потенциала личности каждого воспитанника.

      Исходя из данной цели, я поставила перед собой задачу - помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в данный период.

Работу свою строю, опираясь на следующую систему принципов:

Личностно – ориентированные принципы.

1 Принцип адаптивности.

    Школа должна быть «школой для всех», в ней должны найти свое место, «чувствовать себя дома» все учащиеся независимо от их индивидуальных способностей и особенностей.

2 Принцип развития.

     Школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого». Ее главная задача – развитие школьника, причем не только развитие его мышления, - а в первую очередь! – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию – за стенами школы.

3 Принцип психологической комфортности.

    Школьнику должно быть комфортно и приятно на уроке, да и вообще в школе, тогда и результаты учения  будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично.

Борис Слуцкий писал:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит …

    Психологическая  комфортность предполагает, во – первых, снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, приводящих к высокому уровню тревожности учащихся, порождающих  так называемые школогенные неврозы, разрушающие здоровье школьников.

    Во вторых, она предполагает создание такой атмосферы на уроке, которая расковывает учащихся, стимулирует развитие их духовного потенциала, их творческую активность.

    В – третьих, психологическая комфортность связана с учетом и развитием у ученика реальных мотивов учения. Здесь можно выделить две стороны. Первая: в учении ничего недолжно делаться «из – под палки», внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета учителя.

    Вторая: такие мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, у школьника должно быть ощущение движения вперед, а для этого у него должна быть перспектива.

Деятельностно – ориентированные принципы.

1 Принцип обучения деятельности.

      Учить деятельности – не только действовать, но и ставит цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия

2 Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

      Очень важным компонентом деятельностно – ориентированного обучения является обеспечение перехода от учебной деятельности в учебной ситуации к практической деятельности в реальной жизненной ситуации.

 3 Принцип перехода от совместной учебно – познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития).

      Процесс обучения предполагает совместную учебно – познавательную деятельность коллектива учащихся под руководством учителя. Л.В. Выготский  писал: « То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно…Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

    Знаменитое понятие зоны ближайшего развития, выдвинутое Л.В. Выготским, как раз и соотнесено с этой идеей. Зона ближайшего развития – это то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он способен усвоить самостоятельно. То, что сначала выступает в форме коллективной деятельности учащихся, затем – в результате процесса интериоризации – начинает существовать как внутренний способ мышления ребенка.

4 Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

    Учить творчеству, а не только технике решения учебных задач. Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить мир, внести в него что – то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.

    Креативность можно рассматривать и как качество личности, так как она взаимосвязана с самореализацией, представляет собой основу личностного развития.

6 Принцип минимакса  заключается  в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний, умений, способностей).

     Для каждого ученика на уроке обеспечивается возможность «продвигаться» своим темпом, каждый берет необходимый минимум и возможный максимум.

      Данный принцип подразумевает то, что сильный ученик возьмет все, что ему дают, и пойдет выше.

      Все остальные разместятся в промежутке в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями. Такой подход дает возможность оценить не степень незнания, а степень знания, ориентирует школьника на позитивное подкрепление.

       Особенности педагогической деятельности  - математика всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.

     В условиях информационного общества математическое образование становится важным фактором адаптации личности к существующим реалиям, что, соответственно инициирует необходимость постановки таких целей математической подготовки школьников, которые будут адекватны новым требованиям.

    Тема моего самообразования: «Информационно-коммуникационные технологии на уроках математики».

    Информационные технологии – совокупность методов и технических средств, применяемых для сбора, хранения, обработки, передачи, предоставления и использования информации.

     Информационные технологии обучения – совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.

    Современные информационно-коммуникационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы. Они облегчают труд педагога, дают возможность снизить аудиторную нагрузку для учащихся, разнообразить формы и способы обучения, организовать процесс обучения с учётом личностных характеристик ученика, а также отследить конкретные результаты образования.

     Педагогические цели  использования информационных технологий:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка его к комфортной жизни в условиях информационного общества:

•        развитие мышления;

•        эстетическое воспитание;

•        формирование умения принимать оптимальное решение;

•        развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность;

•        формирование информационной культуры.

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

•        подготовка специалистов в области информатики и информационных технологий;

•        подготовка пользователей информационных технологий;

3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

•        повышение эффективности и качества процесса обучения

•        обеспечение побудительных мотивов, углубления межпредметных связей.

     Под дидактическими функциями ИТ понимается внешнее проявление свойств информационных технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе с определёнными целями. Это их назначение, роль и место в учебном процессе.

     Дидактические функции информационных технологий:

1. Формирование умений:

•        получать информацию из различных источников;

•        передавать информацию, представленную в различных видах.

2. Создание среды для исследовательской работы учащихся и формирование навыков исследовательской деятельности.

3. Организация интерактивного диалога учащегося со средствами обучения.

4. Автоматизация контроля и самоконтроля результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля.

5. Способствование культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.

      При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство.

      Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

     С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения. С его помощью можно:

•        развивать интеллект школьников и навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации;

•        эффективно использовать наглядно-образные компоненты мышления, играющие исключительно важную роль в жизни человека;

•        расширять объём предъявляемой учебной информации и набор применяемых задач;

•        разнообразить формы учебной деятельности школьников на уроке;

•        осуществлять индивидуальный подход в обучении;

•        проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий;

•        повышать качество контроля знаний учащихся и разнообразить его формы;

•        обеспечивать гибкость управления учебным процессом;

•        повышать интерес ребёнка к изучению предмета математики и к учению в целом.

       С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает отрицательное воздействие на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками.

      Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:

•        При объяснении нового материала;

•        При закреплении и повторении изученного;

•        При итоговом контроле.

       В настоящее время программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники (включающие мультимедийные и интерактивные курсы), программы-тренажёры, интерактивные учебно-методические комплексы, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки наглядных пособий.

      Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.

       Для некоторых людей математика считается скучной наукой и каждый учитель математики задумывается над тем, как разнообразить свою работу, чтобы задания были не такими скучными, т. е. чем бы приукрасить «блюдо», чтобы оно выглядело более аппетитным.

     Даже устный счёт можно подать так, чтобы дети увлеклись. Ему я уделяю большое внимание. Цель устного счёта – повышение вычислительной культуры учащихся. Я стараюсь проводить устный счёт на каждом уроке, во всех классах. Не секрет, что чем старше класс, тем хуже дети считают. На устном счёте применяются наглядные и занимательные задания.

     Для повышения интереса к предмету я часто создаю проблемные ситуации. Ученик на уроке не пассивный слушатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает и проверяет гипотезы.

      Учебная проблема формулируется самими учащимися, а не дается в готовом виде. Суть поиска решения учебной проблемы проста: посредством диалога помогаю ученикам самим «открыть» новые знания. Такие знания гораздо легче и прочнее усваиваются учащимися, чем знания, преподнесенные учащимся в готовом виде.

       Становление личности школьников прежде всего  происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.  

      Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.

      Тогда ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.

      Учитывая разноуровневый класс, подхожу к опросу индивидуально, подбираю задания дифференцированно. У всех разные способности.  Но  в том, что это один класс нет ничего плохого. Слабоуспевающие учащиеся должны слышать ответы сильных и равняться на них. Они не могут выучить и понять доказательство теоремы, но формулировку и применение теоремы при решении задач по алгоритму они сделать могут.

     У учащихся не только разные способности, но и мышление (отражение действительности), память. Поэтому объяснение материала необходимо вести на основе трех видов мышления:

- словесно-логическое (учитель рассказывает, разъясняет);

- наглядно-образное (учитель показывает, демонстрирует, чертит, изображает);

- практически действенное (решаются задачи, выполняются упражнения, составляются схемы).

     Задача учителя – сделать объяснение активным процессом, способствующим запоминанию материала, развитию мышления и самостоятельности учеников.  

     Учащиеся должны уметь самостоятельно приобретать и совершенствовать знания, от этого зависит успешность обучения. Задатки самостоятельного мышления есть у многих, всё зависит от создания условий для их развития.

     Самостоятельность проявляется в способности ставить перед собой конкретные цели, обсуждать пути их достижения, а затем принимать самостоятельные решения. Результатом самостоятельной деятельности является самодвижение. Информация, добытая самостоятельно, порождает новую, пока не получится нужный результат.

      Исследование подтвердили истинность древнего изречения «Когда я слушаю, я забываю; когда я вижу, я понимаю; когда я действую, я учусь». В среднем человек запоминает 1/5 из того, что слышит, и 3/5 из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснениями, он может запомнить 4/5. Только «делание» может обеспечить 100 % усвоение.

      Научившись самостоятельно работать, добывать знания, делать выводы, учащийся всегда найдёт самостоятельно выход из любой жизненной ситуации.

       Математическое образование получают все школьники с первого до последнего класса. Нет сомнения, что математиками станут очень немногие из них, но применять математические методы, пусть в самом примитивном виде, станут все.

      Решать практические задачи приходится всем. Сколько краски, обоев, листов оргалита и т. д. купить. В селе приходится знать, сколько сена в стоге, тюке, дров в спиленном дереве. Вот и пригодятся умения применения формул объёма, площади, объёма конуса, цилиндра, усечённого конуса и т. д.

     Самостоятельность мышления сказывается в том, что ученик не придерживается образца (алгоритма) решения, а находит своё решение. Учащийся начинает мыслить не по трафарету, не заучивает доказательства, а вникает в их суть, стремится при решении задач придумать собственные подходы, ищет способы кратчайшего получения результатов. Это важный элемент самостоятельность мышления – это привычка понимать новые знания, а не бездумно их запоминать. Его творческое воображение не опирается на описание, чертёж. Оно свободно. Человек совершенно самостоятельно создаёт образы на основе имеющихся знаний.

     Самостоятельной работе я уделяю время почти на каждом уроке. Часть урока работаю одновременно со всеми, обучая их, остальное время использую для самостоятельной работы. В это время и идёт индивидуальная работа с отдельными из них. Это могут быть и специальные уроки:

1.        Урок изучения нового материала (работа с учебником, справочниками, выполнение графиков, чертежей, составление конспектов.

2.        Урок закрепления знаний (решение задач, выполнение упражнений, практических работ).

3.        Урок повторения, проверки знаний, умений и навыков.

Чтобы ученик мог работать самостоятельно, я учу его как читать и вычленять главное, писать конспекты, работать с пособиями и т. д. Для этого я провожу различные виды, типы и формы уроков.

Виды самостоятельных работ.

- работа с книгой;

- выполнение практических работ;

- письменные работы (обучающие, контролирующие, проверочные, обзорные, срезовые, итоговые);

- работа с задачей.

Типы самостоятельных работ.

- репродуктивные (перечисление фактов, вывод формул);

- проблемные.

Формы самостоятельных работ.

- индивидуальные;

- групповые.

В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть:

1) обучающими;

2) тренировочными;

3) закрепляющими;

4) повторительными;

5) контрольными.

       Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ – развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятное, дают себя знать пробелы в знаниях. К закрепляющим можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил. По результатам проверки учитель определяет, нужно ли ещё заниматься данной темой.

        Очень важны повторительные работы. Перед изучением новой темы важно знать, подготовлены ли школьники, есть ли у них необходимые знания, какие пробелы могут затруднить изучение нового материала.

        Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. Они позволяют учащимся продемонстрировать прогресс в своей общей подготовке.

        В настоящее время самостоятельная работа в системе учебных занятий стала необходимой формой обучения, обеспечивающей учащимся прочные знания и устойчивые умения. Активизировать самостоятельную деятельность учащихся можно, например, с помощью итогового повторения курса математики средней школы. Так в процессе повторения и подготовки к экзаменам полезно проводить с учащимися такие уроки, на которых обучаемые демонстрируют результаты своей самостоятельной деятельности, приобретают коммуникативные умения, умеют объяснить друг другу непонятное. Особенность таких уроков заключается в том, что каждый учащийся получает индивидуальное задание.

     Учащиеся должны хотеть учиться. Для этого создаю условия комфортности, атмосферу уважительности друг к другу на уроках, учу не бояться ошибаться, создаю обстановку, свободную для творчества.

      Педагогический результат можно измерить не только процентным содержанием качества обучения, повысился ли уровень самостоятельности, их интерес к математике и др. показатели. Если ученик стал учиться на твёрдую тройку, для меня это уже качество. Если повысилась познавательная активность – это качество и т. д.

    В условиях постоянно увеличивающегося объема новой информации, а также противоречивости различных идей и представлений, бытующих в современной педагогической науке, я  стремлюсь, помимо самообразования, получить квалифицированную помощь на курсах повышения квалификации.  Соглашусь с высказыванием Али Апшерони  в том, что «педагог не может успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учится сам». Непрерывность собственного профессионального образования  - это один  из главных постулатов  педагогике в целом.

     Я в школе, чтобы уважать и любить всех детей, помочь каждому ученику раскрыться как личности. Мой педагогический девиз: «Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине» Карл Поппер.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Педагогическая концепция

Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....

Моя педагогическая концепция

В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....

Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.

1.Становление философских и педагогический воззрений  С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...