Урок математики по теме "Координаты на прямой" в 6 классе
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Беседина Антонина Николаевна
Наглядно представить себе дробь может каждый, но как представить себе отрицательное число? Зачем же нужны такие числа?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики  в 6 классе

              Тема: “Координаты на прямой”  

Цели:  

  • Дать всесторонние представления о новых числах.
  • Научить читать и записывать положительные и отрицательные числа, изображать их точками на прямой.
  • Определять координаты точек, находить координату точки, отмечать на координатной прямой точку по ее координате.
  • Формировать навыки мыслительной деятельности,  внимательность, культуру чтения, культуру математической речи, развивать активность учащихся.

Ход урока

1 Анализ контрольной работы. Разбор  ошибок.

2.Объяснение нового материала.

- Решите уравнение: 2,5𝑥 + 6,2 = 3

Какая проблема возникла при решении уравнения?

Чтобы решить эту проблему рассмотрим тему…

Сообщение темы урока.

Задача 1.(№891) Белка вылезла из дупла и бегает по стволу дерева вверх и вниз. Где будет находиться белка, если она удалится от дупла на 3 метра. Сколько ответов можно дать на этот вопрос?

Что нужно знать, чтобы определить положение белки на дереве? Достаточно ли знать лишь расстояние от дупла?

 (надо знать еще и направление)

Какую температуру показывает каждый термометр?

-3               -2,5              0             +1,5              +3

На уроках математики до сих пор мы рассматривали натуральные и дробные числа. Однако в жизни вы уже наверняка встречались и с другими числами – отрицательными. 

(Дело в том, что существует много вещей, которые могут как увеличиваться, так и уменьшаться. Если на товар большой спрос, завод увеличивает план по его выпуску, а если товар вышел из моды, то план уменьшают. Увеличивается и уменьшается с течением времени температура воздуха…)

(Для описания изменения величин как раз и служат положительные и отрицательные числа. Если величина растет, то говорят, что её изменение положительно, а если она убывает, то изменение называют отрицательным.)

Постановка проблемного вопроса.

Наглядно представить себе дробь может каждый, но как представить себе отрицательное число?  Зачем же нужны такие числа?  

Отрицательным числом выражается

Числом нуль выражается

Положительным числом выражается

Расход (денег, воды, топлива и т.п.)

 

Приход (денег, воды, топлива и т.п.)

Убыток (в рублях, копейках)

 

Прибыль (в рублях, копейках)

Температура ниже нуля градусов (точки замерзания воды или точки таяния льда)

Температура таяния льда (замерзания воды)

Температура выше нуля градусов

Глубина ниже уровня океана

Уровень океана

Высота выше уровня океана

Время до нашей эры (в годах, веках)

Начало христианского летоисчисления (начало нашей эры)

Время нашей эры (в годах, веках)

- Сообщение из истории отрицательных чисел

(сообщение делает ученик)

Практическая работа.

  1. Начертите горизонтальную прямую.
  2. Отметьте на ней точку О  (примерно посередине).

Будем называть эту точку  начало отсчёта

      3.   Выберите единичный отрезок и отложите его вправо и влево от начала отсчета                                                                    

(одну или две клетки)

      4.   Под каждой точкой подпишите соответствующее число.

                                                                                                 

                                                                                                                                                                                           

Чем неудобна эта шкала? (Одно и то же число стоит под двумя разными точками).

Как выйти из этого затруднения?

В математике принято числа, которые идут влево от начала отсчета, записывать со знаком минус “-”.

 Введение понятия положительных и отрицательных чисел.

 

Направление вправо от начала отсчета называется положительным, и направление на прямой обозначают стрелкой. Числа, расположенные вправо от точки О, называются положительными.

Влево от точки О располагают отрицательные числа, и направление влево от точки О называется отрицательным (отрицательное направление не указывается).

Отрицательные числа пишутся со знаком “-”.

Читают: “Минус один”, “Минус два”, “Минус три” и т.д.

Число 0 – начало отсчета не является ни положительным, ни отрицательным числом. Оно отделяет положительные от отрицательных чисел.

Координатная прямая. Что же такое координатная прямая?

Найти определение в учебнике стр 154

Определение: прямая с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называется координатной прямой.

Задание: назвать среди этих прямых прямую, которая является координатной.

Координата точки

Определение: число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки.

Говорят: “Точка А имеет координату 2”; “Точка С имеет координату – 4”.

Пишут: А (2);  С (- 4)

Читают: “Точка А с координатой 2”; “Точка С с координатой – 4” и т.д.

  1. Закрепление нового материала.
  1. Найдите по шкале высоты гор и глубины и морей и океанов?

№902 с 150

2)  Древнегреческий ученый Аристотель родился в 384 году, а умер в 322 году. Историк Плутарх родился в 46 году, умер в 127 году. Пифагор родился в 570 году и умер в 500 году. Кто из этих ученых родился раньше? Сколько лет прожил каждый из них?

(Пифагор 70 лет    Аристотель 62г       Плутарх 81г)            Начертить координатную прямую.

3)  Записать в таблицу пропущенные высказывания

С помощью рациональных чисел (со знаком «+» или «-»)

Без использования знака числа

1. -250

1. Убыток в хозяйстве составил 250 рублей

2. Температура утром была равна -6 градусов

2. ____ градусов мороза

3. ____

3. Термометр показывал 15 градусов мороза

4. ____

4. Температура тела человека 37 градусов

5. Уровень Каспийского моря  -28 м от уровня океана

5. На ____ м ниже …

Задача 1

Написать координаты точек А, В, С,  Е, К, О, М.

Прочитать получившиеся записи.

Задача 2 Игровой момент:  “Найди ошибку”.

На координатной прямой отмечены точки А, В, С, D.           А (2), В (- 3), С (- 2), D (- 4).

4.Итог урока

Домашнее задание

П. 26, вопросы стр. 154

№ 918, №919, 923.

Дополнительное задание:

Отметьте на  «линии времени»  следующие события из истории математики:

А) Книга «Начала» была написана в 3 веке до н. э.

Б) Теория чисел зародилась в древней Греции в 6 веке до н. э.

В) Десятичные дроби появились в Китае в 3 веке.

Г) Теория отношений и пропорций была разработана  в Древней Греции в 4 веке до н. э.

Д) Позитивная система счисления распространилась в странах Востока в 9 веке.

Сколько веков назад произошли эти события?  Сравните  «линию времени»  и координатную прямую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Масштаб", 6 класс. Первый урок в теме. Учебник Л.Г. Петерсон.

Урок математики по теме "Масштаб",  6 класс. Первый урок в теме. Учебник Л.Г.  Петерсон....

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Конспект интегрированного урока математики и швейного дела 7 класс. Тема урока: Геометрический материал. Построение ромба. Изготовление выкройки выреза пододеяльника в виде ромба.

   На уроках в коррекционных школах при реализации общеобразовательной, коррекционно - воспитательной и практических задач осуществляется тесная связь с преподаванием других  уче...

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...

Выступление на ШМО учителей математики по теме ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 ых КЛАССАХ

quot;Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости...

Интегрированный урок математики и биологии в 6 классе (разработка урока)

Обобщение темы "Деление дробей" на уроке-путешествии по Байкалу....

Интегрированный урок математики и биологии в 6 классе (презентация к уроку)

Обобщение темы "Деление дробей" на уроке-путешествии по озеру Байкал....