Конспект интегрированного урока математики и швейного дела 7 класс. Тема урока: Геометрический материал. Построение ромба. Изготовление выкройки выреза пододеяльника в виде ромба.
план-конспект урока (7 класс) по теме

Антонова Наталья Александровна

     На уроках в коррекционных школах при реализации общеобразовательной, коррекционно - воспитательной и практических задач осуществляется тесная связь с преподаванием других  учебных предметов, например, математики и швейного дела.

Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью не могут самостоятельно установить взаимосвязь между знаниями,  полученными на  уроках математики и швейного дела  и поэтому задача учителя - показать, что знания, полученные по какому – либо предмету, обогащают, дополняют знания по другому  предмету и могут быть на них широко использованы. 

Цели и задачи данного интегрированного урока:

Цель урока: учащиеся будут уметь  строить ромб на нелинованной бумаге по заданным                                  

                       данным и выкраивать вырез на пододеяльнике в виде ромба

 

Задачи урока:

·         Создать условия для актуализации личностного опыта учащихся в построении ромба  и изготовлении выкройки пододеяльника с вырезом в виде ромба;    повторить сведения о пододеяльнике и геометрических фигурах;                                          

·         Развивать навыки работы с измерительными и чертёжными инструментами;

·         Корректировать произвольное внимание, долговременную память, мыслительную деятельность, развивать зрительное восприятие, моторику кистей рук;

Воспитывать самостоятельность, интерес к учебе, культуру поведения на уроке

При подготовке к интегрированному уроку необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и строить урок так, чтобы каждый школьник  работал активно и выполнял задания на оптимальном для него уровне сложности.

В соответствии с дидактическим  задачами выбирается структура урока.

1.      Орг. момент – подготовка учащихся к уроку, сообщение        основной цели урока и настрой на необычный урок, активизация памяти, внимания.

2.      Повторение- актуализация опорных знаний.

3.      Изучение нового материала- реализация основных целей урока (научить учащихся строить ромб при помощи циркуля и линейки  на нелинованной бумаге).

4.      Первичного усвоения знаний- проверка усвоения учащимися материала при помощи составления алгоритма.

5.      Закрепление знаний- построение ромба по алгоритму самостоятельно под контролем учителя.

6.      Практическая работа- складывание и вырезание выкройки пододеяльника с вырезом в виде ромба.

7.      Итог урока - обобщение знаний.

8.      Оценивание.

9.      Д/З.

Для реализации целей урока были использованы следующие методы: объяснение с показом, рассказ, практическая работа, самостоятельная работа под контролем учителя, проблемное обучение, демонстрация, элементы технологии интеллектуальная карта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока в 7 классе

(математика + швейное дело)

Автор

Антонова Наталья Александровна

Докторова Татьяна Николаевна

Должность

Учитель  математики

Учитель швейного дела

Место работы

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №12»

г.Вяземский, Хабаровского края

Название работы

Урок интегрированный, комбинированный

Предметная область

Математика и швейное дело

 

Тема урока: Геометрический материал. Построение ромба.

                      Изготовление выкройки выреза пододеяльника в виде ромба.  

 

Цель урока: учащиеся будут уметь строить ромб на нелинованной бумаге по заданным                                  

                       данным и выкраивать вырез на пододеяльнике в виде ромба

Задачи урока:

  • Создать условия для актуализации личностного опыта учащихся в построении ромба  и изготовлении выкройки пододеяльника с вырезом в виде ромба;    повторить сведения о пододеяльнике и геометрических фигурах;                                          
  • Развивать навыки работы с измерительными и чертёжными инструментами;
  • Корректировать произвольное внимание, долговременную память, мыслительную деятельность, развивать зрительное восприятие, моторику кистей рук;
  • Воспитывать самостоятельность, интерес к учебе, культуру поведения на уроке.

Тип урока: комбинированный, интегрированный

Учебное оборудование:

Швейное дело – ножницы, ткань, сантиметр, булавки, мел, образцы тканей

Математика – геометрические фигуры, нелинованная бумага, циркуль, резинка, карандаш, линейка, интеллектуальные карты, сигнальные карты

Средства информатизации: интерактивная доска, презентация

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Учитель трудового обучения

-В начале урока мы проведем тренинг «Пожелание добра»  

(-Я желаю тебе добра!

-Ты желаешь мне добра!

-Мы желаем друг другу добра!)                                                                                                                     

Сегодня у нас необычный урок математики и швейного дела. На уроке вы узнаете, как знания, полученные на уроке математике, мы применяем на уроке швейного дела. Вы поймете, что без знаний математики мы не сможем изготавливать изделия на уроках швейного дела.

Отгадайте загадку:

Для людей и для игрушек,

Для кроватей и подушек

Есть одежда. Что же, право,

Есть одежда одеяла? (Пододеяльник)

-Сегодня на уроке вы будете изготавливать выкройку выреза пододеяльника. Изготовленные своими руками постельные комплекты, будут переданы в детские сады для ролевых игр.

-На уроке вы составите интеллектуальную карту. Какое главное слово карты, оно скрыто в отгадке?

-Это ключевое слово нашего урока. Какое оно еще? (Словарное)

-Подчеркните буквы, которые нужно запомнить.

- Назовет геометрические фигуры, в форме которых выполнены вырезы пододеяльников.

                 

                               

(Учитель одновременно с ответами детей показывает аналогичные геометрические фигуры).

Класс  встаёт.

Ученики садятся, слушают учителя и настраиваются на работу.

Проводится  тренинг «Пожелание добра»:

-Я желаю тебе сегодня добра.

-Ты желаешь мне сегодня добра.

-Мы желаем сегодня друг другу добра.

Учащиеся отгадывают загадку

Приклеивают рисунок и слово /пододеяльник/

Учащиеся называют геометрические фигуры

II. Повторение изученного материала     

Учитель трудового обучения 

Индивидуальная работа:

- Из какой ткани можно сшить пододеяльник?  Почему?

                                                                                                                     -Какую форму имеет пододеяльник?

-К какому виду белья относится пододеяльник?

- Какие швы применяют для пошива пододеяльника?

-Как можно обработать вырез пододеяльника?

Проверка инд.работы

-Что надо сделать  для того чтобы изготовить изделие?

Сегодня на уроке вы изготовите выкройку пододеяльника с вырезом.

Учитель математики                                                                                                                                - Какая фигура лишняя и почему                            Убрать круг.                                                                                                                                             - Как называются оставшиеся фигуры?

   - Определите о какой фигуре идёт речь?                                                                         Параллелограмм, у которого все стороны равны. (Ромб)                                                             Убрать прямоугольник и параллелограмм. 

    - Дайте определение ромба.

   - Какая ещё фигура, которую вы хорошо знаете, является ромбом и почему?

-На пододеяльнике вырез в виде какой геометрической фигуры выполним, покажем это на интеллектуальной карте

Вывод: Сегодня на уроке вы научитесь строить ромб по заданной стороне, чтобы сделать выкройку пододеяльника с вырезом в виде ромба.                                

  Оценка умений:

-Оцените ваш уровень знания при помощи сигнальных карт.

             Мало знаю          

             Умею, но допускаю ошибки                

                                Знаю, умею

-Можем ли мы утверждать, что ромб-параллелограмм?

Интеллектуальная карта (приклеиваем утверждение  «параллелеограмм»)

Физ. минутка. ( в игровой форме )

А сейчас, мы с вами сходим в магазин  и купим ткань.

– Идём в магазин – ходьба на месте

– Заглянули в один отдел – не то, в другой – не то, в третий – посуда, в четвёртый – телевизоры – наклоны в стороны, повороты головы

– Не можем найти, что за магазин? – пожали плечами

– Тут ещё шнурок развязался, другой – наклоны вперёд

– Наконец-то, нашли!

– Подбираем ткань на ощупь – щупаем

– Купили ткань, и пошли домой – ходьба на месте

– Сели.                                        

Ученик работает индивидуально. (Работа с образцами тканей) Выбирает и объясняет из какой ткани можно сшить пододеяльник

Фронтальный опрос

Остальные учащиеся отвечают на вопросы?

Учащиеся заполняют интеллектуальную карту. Приклеивают /выкройка выреза/

Ответы учащихся

Круг, т.к. у него нет углов

Многоугольники, четырёхугольники, параллелограммы 

Приклеивают в интеллектуальную карту /ромб и его определение/

Ромб – это параллелограмм, у которого все стороны равны. Квадрат, потому что у него все стороны равны.     

Сигнальными картами учащиеся показывают уровень знаний по теме     

Интеллектуальная карта (приклеиваем утверждение  «параллелеограмм»)

Учащиеся выполняют физминутку              

III. Изучение новой темы

Учитель математики

  - Прочитайте тему урока.                                                                

  - Как вы думаете какие чертёжные инструменты потребуются для построения  ромба ?(Циркуль, линейка, карандаш).        

    - Повторить правила безопасности при работе с циркулем.                                

   - Вам необходимо построить ромб со стороной 10 см.

Учитель строить на доске, ученики на листах.

-Какую фигуру мы получили? (Ромб).

Вывод: Мы построили ромб со стороной 10 см.

Учащиеся читают тему урока

Учащиеся готовят чертежные инструменты

Повторяют правила безопасного поведения

Учащиеся строят на нелинованной бумаге ромб

IV. Первичное закрепление

Учитель математики                         

-Давайте вспомним порядок построения ромба  

 - Что мы сначала  построили? (Перпендикулярные прямые).                

 - Что мы построили потом? (Точку А).

 - Затем? (При помощи циркуля построили точки В и D).        

- Дальше? (При помощи циркуля построили точки А  и С).                        

 - И последнее? (Соединили полученные точки по очереди).

-Чему равняется  сторона ромба?

-Что можно узнать по 1 стороне ромба?

Работа в парах:

Найти Р и S  ромба

 Вывод: Теперь вы сможете перенести ваши знания на урок швейного дела. Каким образом ромб вам пригодится на уроке швейного дела при пошиве пододеяльника?

Учащиеся повторяют алгоритм построения ромба

Учащиеся заполняют интеллектуальную карту, приклеивают /формулы P. S/

Учащиеся работают в парах:

1 пара находит Р

2 пара находит S

V.  Практическая работа        

     Учитель трудового обучения

--Давайте вырежем шаблон. Но прежде повторим правила Т/Б с ножницами.

- Сейчас мы построим с вами выкройку пододеяльника с вырезом в виде ромба .

-Сложите ткань по полом по долевой нити, лицевой стороной во внутрь. (Учитель проверяет)

-А теперь вы с учителем математике выполните необходимые  расчеты.

Учитель математики 

-Нам необходимо найти середину  пододеяльника.

-Как вы думаете, как это нужно выполнить?

        

-Какой длины у вас  выкройки? (42см)

-Найдите середину

Учитель трудового обучения                

-Что нужно сделать, чтобы перенести шаблон на ткань?

-Как найти центр пододеяльника? (Измерить длину и разделить пополам, ширину – разделить пополам. Провести вертикальную и горизонтальную линии.)

-На пересечении линий что получили?

-Каким образом перенести шаблон на ткань? (Совместить центр шаблона и ткани с линиями, закрепить булавками и обвести мелом. Выполнить выкройку выреза.)

     Самостоятельная работа.

                                                                                       

-Выкройку какого изделия вы выполнили?

- В виде какой геометрической фигуры получился вырез пододеяльника?

Учащиеся вырезают шаблон и повторяют правила Т/Б при работе с ножницами

Работают с тканью

Измерить длину пододеяльника, разделить ее пополам. 

Учащиеся выполняют вычисления 

Учащиеся самостоятельно выполняют перенос шаблона на ткань и вырезают выкройку.

VI. Подведение итога урока

Учитель  математики                        

-Какие два учебных предмета объединил наш урок?

- Чему вы учились на этом уроке?

VII. Оценивание        

            Учитель математики,  учитель трудового обучения

-Оцените уровень ваших знаний сегодня на уроке.

-Как в жизни вы можете применить знания сегодняшнего урока?

Выставление оценок за урок

Учащиеся с помощью сигнальных карт оценивают свои знания

Выкройка выреза пододеяльника, фигурная форма заплатки, шаблон флажка для детских площадок)

VIII. Домашнее задание

Наблюдение: встретятся ли вам фигура «ромб» в жизни, пронаблюдайте. Можете сделать какие-то записи, зарисовки.

                                                                                                   

                                                        

Пояснительная записка                                                                                                                            к интегрированному уроку математики  и швейного дела по теме

«Геометрический материал. Построение ромба.

Изготовление выкройки пододеяльника с вырезом в виде ромба.»

Автор

Антонова Наталья Александровна

Докторова Татьяна Николаевна

Должность

Учитель

Место работы

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №12»

г.Вяземский, Хабаровского края

Название работы

Урок интегрированный, комбинированный

Предметная область

Математика и швейное дело

                         

     На уроках в коррекционных школах при реализации общеобразовательной, коррекционно - воспитательной и практических задач осуществляется тесная связь с преподаванием других  учебных предметов, например, математики и швейного дела.

Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью не могут самостоятельно установить взаимосвязь между знаниями,  полученными на  уроках математики и швейного дела  и поэтому задача учителя - показать, что знания, полученные по какому – либо предмету, обогащают, дополняют знания по другому  предмету и могут быть на них широко использованы.  

Цели и задачи данного интегрированного урока:

Цель урока: учащиеся будут уметь  строить ромб на нелинованной бумаге по заданным                                  

                       данным и выкраивать вырез на пододеяльнике в виде ромба

Задачи урока:

  • Создать условия для актуализации личностного опыта учащихся в построении ромба  и изготовлении выкройки пододеяльника с вырезом в виде ромба;    повторить сведения о пододеяльнике и геометрических фигурах;                                          
  • Развивать навыки работы с измерительными и чертёжными инструментами;
  • Корректировать произвольное внимание, долговременную память, мыслительную деятельность, развивать зрительное восприятие, моторику кистей рук;

Воспитывать самостоятельность, интерес к учебе, культуру поведения на уроке

При подготовке к интегрированному уроку необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и строить урок так, чтобы каждый школьник  работал активно и выполнял задания на оптимальном для него уровне сложности.

В соответствии с дидактическим  задачами выбирается структура урока.

  1. Орг. момент – подготовка учащихся к уроку, сообщение        основной цели урока и настрой на необычный урок, активизация памяти, внимания.
  2. Повторение- актуализация опорных знаний.
  3. Изучение нового материала- реализация основных целей урока (научить учащихся строить ромб при помощи циркуля и линейки  на нелинованной бумаге).
  4. Первичного усвоения знаний- проверка усвоения учащимися материала при помощи составления алгоритма.
  5. Закрепление знаний- построение ромба по алгоритму самостоятельно под контролем учителя.
  6. Практическая работа- складывание и вырезание выкройки пододеяльника с вырезом в виде ромба.
  7. Итог урока - обобщение знаний.
  8. Оценивание.
  9. Д/З.

Для реализации целей урока были использованы следующие методы: объяснение с показом, рассказ, практическая работа, самостоятельная работа под контролем учителя, проблемное обучение, демонстрация, элементы технологии интеллектуальная карта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".

Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК"  с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....

Конспект интегрированного урока математика-география для 6 класса. Тема "Путешествие по скандинавским странам"

На уроке учащиеся на практике применяют темы математики "Координатная плоскость", "Сравнеие величин","Пропорции" и другие в ходе нахождения географических координат,решения задач на нахождение расстоя...

Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»

В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Конспект интегрированного урока математики в 5 классе по теме: «Олимпийские игры и десятичные дроби»

Презентация превысила допустимый оъем. Ее и печатную основу можно скачать по ссылке https://yadi.sk/d/tMidLHpSex3zD...

Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классе Тема урока: «Промышленный переворот в России».

Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классеТема урока: «Промышленный переворот в России»....