Прощание с арифметикой."Совет математических мудрецов" математика 6 кл
творческая работа учащихся по алгебре (6 класс) по теме

Обобщение материала математики 5-6 класса в в  форме заключительного проекта.Кнему готовятся многие ученики, каждый по своему разделу.Учитель объединяет их материал в общую презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_vneurochnoe_meropriyatie.doc293 КБ
Office presentation icon kopiya_pifagor_i_ego_shkola.ppt2.82 МБ

Предварительный просмотр:

  • Содержание открытого внеурочного мероприятия по математике в рамках недели математики
  • «Совет математических мудрецов»
  • Здравствуйте ребята!
  • Слайд №1
  •  Вы знаете, математика царица всех наук, а  арифметика – царица математики. Вы заканчиваете 6 класс,  и в седьмом вас ждут алгебра и геометрия. Знания, полученные в арифметике,  будут вашими надежными помощниками в изучении  этих предметов. В арифметике  мы изучали числа и действия с ними. Это натуральные, целые, дробные.
  • Слайд №2 Возникновение чисел в нашей жизни не случайность. Невозможно представить себе общение без использования чисел. История чисел увлекательна и загадочна. Человечеству удалось установить целый ряд законов и закономерностей мира чисел, разгадать кое-какие тайны и использовать свои открытия в повседневной жизни. Без замечательной науки о числах – математики – немыслимо сегодня ни прошлое, ни будущее. А сколько ещё неразгаданного!

 Об их истории и важности мы поговорим сегодня на совете мудрецов. Из истории вы знаете, основы всех естественных наук заложены в древней Греции. И особый вклад в развитее математики, философии, теории музыки внес Пифагор и ученики его пифагорейской школы.

Представим , что мы ученики пифагорейской школы. Но сначала познакомимся с биографией Пифагора

.Слайды №3, 4

Ученик: О жизни Пифагора известно немного. Он родился в 580 г. до н.э. в Древней Греции на острове Самос, который находится в Эгейском море у берегов Малой Азии, поэтому его называют Пифагором Самосским.

Родился Пифагор в семье резчика по камню, который сыскал скорее славу, чем богатство. Ещё в детстве он проявлял незаурядные способности, и когда подрос, неугомонному воображению юноши стало тесно на маленьком острове.

    Пифагор перебрался в город Милеет и стал учеником Фалеса, которому в то время шёл восьмой десяток. Мудрый учёный посоветовал юноше отправиться в Египет, где сам, когда-то изучал науки.

   Однако по дороге домой, Пифагор попал в плен и оказался в Вавилоне. Вавилоняне ценили умных людей, поэтому он нашёл своё место среди вавилонских мудрецов. Наука Вавилона была более развитой, нежели египетская. Наиболее поразительными были успехи алгебры. Вавилоняне изобрели и применяли при сёте позиционную систему счисления, умели решать линейные, квадратные и некоторые виды кубических уравнений.

    Пифагор прожил в Вавилоне около десяти лет и в сорокалетнем возрасте вернулся на родину. Но на острове Самос он оставался недолго. В знак протеста против тирана Поликрата, который тогда правил островом, поселился в одной из греческих колоний Южной Италии в городе Кротоне.

    Там Пифагор организовал тайный союз молодёжи из представителей аристократии. В этот союз принимались с большими церемониями после долгих испытаний. Каждый вступающий отрекался от своего имущества и давал клятву хранить в тайне учения основателя. Пифагорейцы, как их позднее стали называть, занимались математикой, философией, естественными науками

Слайд№5, 6

Учитель: Совершим виртуальное  путешествие по истории чисел.

Чтец: Натуральных чисел нет важней!

Натуральных чисел нет главней!

Появились вместе с человеком

И остались с ним дружны навеки.

Они счет, основа чисел всех.

Кто их знает, того ждет успех.

Слайды №7, 8, 9

Чтец;

Слова натуральные означает природные. Как же появились натуральные числа? Расскажу вам притчу. В древности, когда люди еще жили племенами, пришел охотник  к озеру и видит пришел лось .Положил охотник в руку один камешек Пришел другой лось -еще один камешек положил охотник. Пришел он к вождю и говорит, что видел столько  лосей, сколько камушков на руке. И вождь поднял сначала один палец, потом другой и все поняли, что лосей два. Так человечество начинало понимать, что два лося ,два камушка, два пальца соответствуют числу два. Но долгие века росло человечество, и долгие века знало: один, два и много. Следующим большим числом стало семь. Отголоски   прошлого мы находим в выражениях: «За семью печатями», «Семь раз отмерь- один раз отрежь»

Познаваемый мир усложнялся, требовались новые числа. Так дошли до нового предела. Им стало число 40. Запредельные количества называлось громадным по тем временам числом "сорок сороков", равным 1600

Следующим пределом у славянского народа было число "тьма", (у древних греков – мириада), равное 10 000, а запределом – "тьма тьмущая", равное 100 миллионам.

Учитель: Многим натуральным числам в древности  придавали мистическое значение

Слайды №10 -18

Пифагор считал, что натуральные числа правят миром

Многим числам придавалась философское или мистическое значение.

Единицу Пифагор и его ученики его  ставили  выше всех других чисел, считая, что именно она - начало всех начал, что именно от нее пошел весь мир. Без единицы не состоялось бы самое простое счисление.    Пифагор учил,  что  точка  символизирует  число  1,  линия  -  число  2,плоскость - число 3, и многогранники - число 4.   Числу 5 Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел.

Пифагор считал число 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения или перемножения всех чисел, на которые делится. Шестёрка делится на 1, 2, 3 и если сложить или перемножить эти числа, то вновь получиться 6 (1 + 2 + 3 = 1 х 2 х 3 = 6). Таким свойством не обладает ни одно другое число.

    6 - "число творения", Бог создал мир за 6 дней.

 Символом гармонии и полноты выступало число 10. Этим числом, выражающимся суммой 1+2+3+4, символизировался философский камень. Десяток стал основой десятичной системы счета, которую используют во всем мире.

    Наши предки относили к нехорошим числам, число 11. Как теперь установлено, изменения активности Солнца влияют на здоровье людей, а такие изменения совершаются периодически через каждые 11 лет. Но это совсем не значит, что число 11 имеет мистическое значение.

    Очень почиталось число 12, "дюжина". 12 месяцев в году, 12 знаков Зодиака, 12 делений на циферблатах часов, сервизы на 12 персон. Число 12 замыкало свет, поэтому его считали символом полноты, богатства, счастливым числом. Число 12 имеет собственные делители 2, 3, 4, 6, что при низком уровне вычислений в древности давало большие преимущества.

     А вот с числом 13 были одни неприятности. Оно простое и делится только на себя и единицу. Суеверия, связанные с числом 13, оказались наиболее устойчивыми и получили наибольшее распространение. Люди многих стран (Англия, Франция, Польша и др.) считают это число несчастливым, испытывают перед ним панический страх и стараются избегать его. Но интересно заметить, что у наших предков - славян не было суеверий, связанных с числом 13.

     Оно играет в преданиях многих восточных народов особую роль. Выступая на определенной стадии предельным при счете, число 40 попадает в категорию счастливых. С числом 40 связан ряд религиозных обычаев и народных поверий.

    Во многих вавилонских, персидских и греческих легендах синонимом самого большого представлялось 60. Это число вавилоняне считали "божьим".

Слайд № 18-20.

Чтец

 Числа отрицательные тоже служат нам.

Где есть долг и убыль – встретишь их ты там.

А мороза сколько? Как определить? Числа отрицательные надобно вводить!

 

Необходимость введения отрицательных чисел появилась давно, но их долго не признавали., считая их как долг, недостачу. Знаки + и – ввели виноделы и торговцы вином. На пустых  бочках они ставили минус, при заполнении  перечеркивали черточку получался плюс. Первыми, кто признал отрицательные числа  были индийские математики, но относились к ним с недоверием. Официально отрицательные числа признали только в 17 веке..

Слайды №21, 22

Учитель: Но есть особое целое число. Оно не натуральное и не отрицательное. Это нуль. Ваш одноклассник подготовил презентацию- сказку о нуле. Послушаем его.

Слайды №23

  Три десятых —

              И стены

              Возводятся

              Косо.

              Три десятых —

              И рухнут

              Вагоны

              С откоса.

              Ошибись

              Только на три десятых

              Аптека,—

              Станет ядом лекарство,

              Убьет человека!

Зачитать слайд №26

В школе Пифагора  следили и за физическим здоровьем поэтому мы сейчас проведем гимнастику для глаз.

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз

- Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту. 

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

- Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

А еще важно тренировать мозги и мы сейчас этим займемся.

Презентация  «Необычная разминка»

Итог «Числа всякие нужны, числа всякие важны»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса в соответствии с современными тенденциями в содержании математического образования с использованием УМК «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» линии «Сферы».

Материалы к VІ областной научно-методической конференции «Школьное математическое образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития»...

Занятие математического кружка. Арифметика Магницкого.

Занятие математического кружка."Арифметика Магницкого"  5-6 класс....

Путешествие с арифметикой. Математическая пьеса-сказка.

Развить интерес к математике с помощью театрализованного представления....

Занимательная арифметика в спортзале Внеклассное интегрированное мероприятие "Математические старты" (математика + физкультура)

Это мероприятие прошдо среди учащихся 5-7классах 23 марта в нашей школе. Оно соединило элементы математики и физкультуры. разминка была математическая, прыжки на месте сопровождались знаниями делимост...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 1. Арифметика

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 2. Арифметика

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Приемы работы по формированию временных представлений на уроках математики (математические представления, основы арифметики), живого мира и истории отечества

Формирование временных представлений - одно из сложнейших направлений коррекционной работы учителя дефектолога. Время нельзя услышать, увидеть, потрогать. Но оно есть......