Рабочая программа по математике 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

Суходолова Ольга Васильевна

Рабочая программа по математике 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_9_klass_.doc520.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике;
  • Примерной программы основного общего образования по математике;
  • Авторской  программы  по алгебре к учебнику «Алгебра 9 класс», авторы Ю.Н.Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова;
  • Авторской программы к учебнику «Геометрия, 7-9 класс», авторы  Л. С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев  и др.

Примерная программа основного общего образования по математике и авторская программа по алгебре и геометрии взяты из методического пособия «Программы общеобразовательных учреждений» АЛГЕБРА 7-9 классы, составитель:  Бурмистрова Т. А издательство «Просвещение», ГЕОМЕТРИЯ 7-9 классы, составитель:  Бурмистрова Т. А издательство «Просвещение».

Рабочая программа  рассчитана на 175 (105+70) часов (5 часов в неделю).

 «Алгебра 9 класс» авторы Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.В. Суворова. Москва, «Просвещение» 2012г.

 «Геометрия, 7 - 9» авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2012г.

Обучение математике в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • Интеллектуальное развитие, продолжение формирований качеств личности, свойственных математической деятельности: ясности и точности мышления, критичности мышления, интуиции как свернутого сознания, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
  • Воспитание культуры личности, внимания как свернутого контроля, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.

Целью изучения курса математики  в 9 классе  является развитие  вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений  до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и  смежных предметов (физика, химия, информатика и другие),  усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществления функциональной  подготовки школьников.

Методы и приемы, используемые при обучении математике:

  • Принципы технологии уровневой дифференциации
  • Блоки домашних заданий по алгебре
  • Применение интерактивной доски на различных этапах учебной деятельности для активизации учебного процесса

Формы контроля:

  • Дифференцированные самостоятельные работы, содержащие задания обязательного и повышенного уровня, рассчитанные на 5-20 минут, оцениваемые отметкой «2» - не сделан обязательный уровень, «3» - правильно выполнен обязательный уровень, «4» - если допущена одна ошибка или несколько неточностей , «5» - правильно выполнены все задания или допущена неточность, не приведшая к неправильному решению.
  • Дифференцированные контрольные работы, содержащие задания обязательного и повышенного уровня, время выполнения – 40 минут,  оцениваемые отметкой «2» - не сделан обязательный уровень, «3» - правильно выполнен обязательный уровень, «4» - если допущена одна ошибка или несколько неточностей, «5» - правильно выполнены все задания или допущена неточность, не приведшая к неправильному решению.

Содержание тем учебного курса

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Свойства функций. Квадратичная функция (22 час.)

Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.

Цель: расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 ах2 + bх + с<0, где а0.

В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.

Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.

Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у=ах2, её свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции – функции у=ах2+n, у=а(х-m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных  переносов. Приёмы построения графика функции у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.

При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.

Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 ах2 + bх + с<0, где а0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы ее расположение относительно оси Ох).

Обучающиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.

Обучающиеся знакомятся со свойствами степенной функции у=хn при четном и нечетном натуральном показателе n.. Вводится  понятие корня  n-й степени. Обучающиеся должны понимать смысл записей вида , . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.

Уравнения и неравенства с одной переменной (14 час.)

Целые уравнения. Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.

Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых с одной переменной, Выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем; выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Обучающиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.

В данной теме завершаемся изучение систем уравнений с двумя. переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный обучающимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.

Ознакомление обучающихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.

Привлечение известных обучающимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать обучающимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.

Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.

Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 час.)

Цель: Выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и  неравенства с двумя переменными. Текстовые задачи с помощью составления таких систем; выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

В данной теме завершаемся изучение систем уравнений с двумя. переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный обучающимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.

Ознакомление обучающихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.

Привлечение известных обучающимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать обучающимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.

Определять, является ли пара чисел решением неравенства. Изображать на координатной плоскости множество точек, задаваемое неравенством. Иллюстрировать на координатной плоскости множество решений системы неравенств.

Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.

Прогрессии (15час.)

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

Цель: дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.

При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.

Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.

Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.

Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 час.)

Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.

Цель: ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.

Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и. подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое исполнятся в дальнейшем при выводе формул для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний. При изучении данного материала необходимо обратить внимание обучающихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.

В данной теме обучающиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.

Глава 6. Повторение (24час.)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.

Векторы. Метод координат (18 час.)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число);

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 час.)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Длина окружности и площадь круга (12 час.)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

        В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.

        Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Движения (8 час.)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Начальные сведения из стереометрии (8 час.)

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их объемов.

Цель: дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.

Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.

Об аксиомах геометрии (2 час.)

Беседа об аксиомах геометрии.

Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

        

Повторение. Решение задач (11 час.)

        Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7-9 классов.

Календарно-тематический план

Содержание материала

Количество часов

Алгебра

1

Глава I. Квадратичная функция

22

2

Глава II. Уравнения и неравенства с одной переменной

14

3

Глава III. Уравнения и неравенства с двумя переменными

17

4

Глава IV. Арифметическая и геометрическая прогрессии

15

5

Глава V. Элементы комбинаторики и теории вероятностей

13

6

Повторение

21

102

Геометрия 

7

Глава IX. Векторы 

8

8

Глава X.  Метод координат

10

9

Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

10

Глава XII. Длина окружности и площадь круга

12

11

Глава XIII. Движения

8

12

Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии

8

13

Об аксиомах стереометрии

2

14

Повторение

9

68

170

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по математике

Требования к результатам обучения направлены на реализацию деятельностного  и личностно ориентированного подходов;  освоение  учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, которые усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.

В результате изучения обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

Алгебра

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =,    у=, у=ах2+bх+с, у= ах2+n  у= а(х - m) 2 ), строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
  • понимания статистических утверждений.

Геометрия

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Перечень учебно-методического обеспечения

Календарно-тематическое планирование по математике   составлено на основе

  1. Программы общеобразовательных учреждений.  Геометрия 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. – М.: «Просвещение», 2009 г.  
  2. Программы общеобразовательных учреждений.  Алгебра 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. – М.: «Просвещение», 2010.

Учебник: Алгебра: учебн. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк и др.; под редакцией С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2008-2012.

Учебник: Геометрия, 7 -9: Учебн. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. – М.: Просвещение, 2008 – 2012

Дополнительная литература:

  1. Изучение алгебры в 7-9 классах: пособие для учителей/ (Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др) – М.: Просвещение, 2009.  
  2. Ершова А.П. и др. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. – М.:Илекса, 2007.
  3. Изучение геометрии в 7 -  9 классах: Метод. рекомендации к учебн.: Книга для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. – М.: Просвещение,  2007.
  4. Ершова А.П. и др. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. – М.:Илекса, 2007.

Тематическое планирование уроков математики в 9 классе

Дата провед урока ПЛАН

Дата провед урока

ФАКТ

Глава

Тема урока

Цели и задачи

3.09,

3,09

КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ 22 Ч. Функции и их свойства, 5 ч.

Функция. Область определения и область значений функции

Повторить определение функции, графика функции; учить учащихся находить область определения и область значений функции

4.09

4.09

Функция. Область определения и область значений функции

Закрепление знаний и способов деятельности

5.09,

5.09

Векторы -  8 часов

Понятие вектора.

-уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор;

-знать виды векторов

6.09,

6.09

Свойства и графики основных функций.

Закрепление знаний и способов деятельности

7.09

7.09

Свойства и графики основных функций.

Изучить свойства функции, выяснить какими свойствами обладают ранее изученные функции.

10.09.

10.09

Откладывание вектора от данной точки. вектора.

11.09

11.09

Сумма нескольких векторов.

-уметь практически складывать и вычитать два вектора, складывать несколько векторов

12.09

12.09

Срезовая контрольная работа

13,09

13.09

Квадратный трехчлен, 4ч.

Корни квадратного трехчлена

Внести понятие квадратного трехчлена и его корней

14.09

14.09

Вычитание векторов.

-уметь практически складывать и вычитать два вектора, складывать несколько векторов

17.09

17.09

Корни квадратного трехчлена

Упражнять учащихся в разложении квадратного трехчлена на множители.

18.09

14.09

Решение задач по теме: «Сложение и вычитание векторов.»

-уметь практически складывать и вычитать два вектора, складывать несколько векторов

19,09

19.09

Разложение квадратного трехчлена на множители.

Упражнять учащихся в разложении квадратного трехчлена на множители.

20,09

20.09

Разложение квадратного трехчлена на множители.

Упражнять учащихся в разложении квадратного трехчлена на множители.

21.09

18.09

Умножение вектора на число.

-уметь на чертеже показывать сумму, разность, произведение векторов;

-уметь применять эти правила при решении задач

24.09

24.09

Контрольная работа № 1 «Квадратный трехчлен»

25.09

21.09

Умножение вектора на число.

-уметь на чертеже показывать сумму, разность, произведение векторов;

-уметь применять эти правила при решении задач

26.09

26.09

Квадратичная функция и ее график, 8 ч.

Функция , ее график и свойства

Ввести определение квадратичной функции, рассмотреть ее графики и  свойства.

Выработать у учащихся навык построения графиков квадратичной функции.

27.09

27.09

Функция , ее график и свойства

Ввести определение квадратичной функции, рассмотреть ее графики и  свойства.

28.09

25.09

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

-уметь на чертеже показывать сумму, разность, произведение векторов;

-уметь применять эти правила при решении задач

1.10

28.10

Графики функций

2.10

2.10

Метод координат 10 часов

Координаты вектора.

-уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот;

3.10

1.10

Графики функций  и

Ввести определение квадратичной функции, рассмотреть ее графики и  свойства

Выработать у учащихся навык построения графиков квадратичной функции.

4.10

3.10

Построение графика квадратичной функции

5.10

2.10

Координаты вектора.

-уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот;

8.10

4.10

Построение графика квадратичной функции

9.10

5.10

Простейшие задачи в координатах.

-знать уравнение окружности;

-уметь решать задачи на применение формулы

10.11

8.10

Построение графика квадратичной функции

11.10

10.10

Построение графика квадратичной функции

12.10

9.10

Простейшие задачи в координатах.

-знать уравнение окружности;

-уметь решать задачи на применение формулы

15.10

11.10

Степенная функция. Корень п-й степени, 3 ч.

Степенная функция у=х(в степени n)

График функции у=х(в степени n)

16.10

12.10

Уравнение окружности и прямой.

-знать уравнение окружности;

-уметь решать задачи на применение формулы

17.10

15.10

Степенная функция у=х(в степени n)

График функции у=х(в степени n)

18.10

17.10

Степенная функция.  Корень п-ой степени

19.10

16.10

Уравнение окружности и прямой.

-знать уравнение окружности;

-уметь решать задачи на применение формулы

22.10

18.10

23.10

19.10

Уравнение окружности и прямой.

-знать уравнение окружности;

-уметь решать задачи на применение формулы

24.10

22.10

Контрольная работа №2 «Квадратичная функция»

Проверка и оценка знаний.

25.10

24.10

УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ 14 Ч.

Уравнения с одной переменной, 8 ч.

Целое уравнение и его корни

Ввести понятие целого уравнения, степени уравне-ния, корней урав-нения.

Показать способ решения урав-нений методом введения новой переменной.

26.10

23.10

Решение задач.

-знать уравнения окружности и прямой;

-уметь решать задачи

29.10

25.10

Целое уравнение и его корни

30.10

26.10

 

Решение задач.

-знать уравнения окружности и прямой;

-уметь решать задачи

31.10

29.10

Целое уравнение и его корни

Показать способ решения урав-нений методом введения новой переменной

1.11

30.10

Целое уравнение и его корни

Показать способ решения урав-нений методом введения новой переменной

2.11

26.10

Контрольная работа № 1  по теме: «Модуль вектора,  метод координат».

-уметь решать простейшие задачи в координатах;

-уметь решать задачи на составлении уравнений окружности и прямой

12.11

31.10

II Четверть

Целое уравнение и его корни

13.11

2.11

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. 11ч.

Синус, косинус, тангенс угла.

-знать определение основных тригонометрических функций и их свойства;

-уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки

14.11

1.11

Уравнения, приводимые к квадратным

15.11

12.11

Уравнения, приводимые к квадратным

16.11

13.11

Синус, косинус, тангенс угла.

-знать определение основных тригонометрических функций и их свойства;

-уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки

19.11

14.11

Уравнения, приводимые к квадратным

20.11

16.11

Синус, косинус, тангенс угла.

-уметь выводить формулу площади треугольника;

-уметь применять формулу при решении задач

21.11

14.10

Неравенства с одной  переменной, 5 ч.

Решение неравенств второй степени с одной переменной.

Научить решать неравенства второй степени с одной переменной; развивать логическое мышление учащегося.

22.11

15.10

Решение неравенств второй степени с одной переменной.

23.11

20.11

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

26.11

16.11

Решение неравенств второй степени с одной переменной.

28.11

19.11

Решение неравенств методом интервалов.

27.11

23.11

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

-знать вывод формулы;

-уметь применять формулу при решении задач

29.11

21.11

Решение неравенств методом интервалов.

3.12

22.11

Контрольная работа №3 «Уравнения и неравенства с одной переменной»

Проверка и оценка знаний

30.11

27.11

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

-знать вывод формулы;

-уметь применять формулу при решении задач

26.11

УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ 17 Уравнения с двумя переменными – 12 ч.

Графический способ решения систем уравнений

Способствовать выработке навы-ков построения графиков функций

4.12

30.11

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

-уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник

5.12

28.11

Графический способ решения систем уравнений

Повторить способы решения систем уравнений. Рассмотреть способ подстанов-ки при решении систем уравнений

6.12

29.11

Графический способ решения систем уравнений

Индивидуальная работа по карточкам

7.12

4.12

Скалярное произведение векторов.

-уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник

10.12

3.12

Решение систем уравнений второй степени

Показать способ решения задач с помощью составления систем ур-ний второй степени

11.12

11.12

Скалярное произведение векторов.

-уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник

12.12

5.12

Решение систем уравнений второй степени

Показать способ решения задач с помощью составления систем ур-ний второй степени

13.12

6.12

Решение систем уравнений второй степени

Показать способ решения задач с помощью составления систем ур-ний второй степени

14.12

14.12

Скалярное произведение векторов.

-уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник

17.12

10.12

Решение систем уравнений второй степени

Показать способ решения задач с помощью составления систем ур-ний второй степени

18.12

18.12

Скалярное произведение векторов.

-уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник

19.12

12.12

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

Закрепить знания решения систем уравнений второй степени способами подстановки

20.12

13.12

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

Закрепить у уч-ся навык решения задач с помощью систем уравнений второй степени

21.12

21.12

Решение задач.

24.12

20.12

Срезовая контрольная работа за 1 полугодие.

Проверка и оценка знаний

25.12

25.12

Решение задач.

26.12

17.12

19.12

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

Закрепить у уч-ся навык решения задач с помощью систем уравнений второй степени

27.12

24.12

26.12

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

Закрепить у уч-ся навык решения задач с помощью систем уравнений второй степени

28.12

28.12

Контрольная работа № 2 по теме: «Скалярное произведение векторов»

Проверка и оценка знаний

14.01

27.12

3 четверть Неравенства с двумя переменными и их системы – 4 ч.

Неравенства с двумя переменными

Закрепить умение решать системы неравенств. Познакомить учащихся с использованием графиков уравнений для

15.01

15,01

Длина окружности. Площадь круга.

Правильныq многоугольник. Окружность описанная около правильного многоугольника.

-уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле;

-уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать 

16.01

14.01

Неравенства с двумя переменными

17.01

Неравенства с двумя переменными

18.01

18.01

Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

-уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле;

-уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать 

21.01.

Неравенства с двумя переменными

-уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле;

-уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать

22.02

22.01

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника.

-уметь решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an;

-уметь строить правильные многоугольники

23.03

16.01

Контрольная работа

24.01

17.01

АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ    (15 ч.) Арифметическая прогрессия, 7ч.

Понятие последовательности, словесный
и аналитический способы ее задания

Ввести понятие последовательности и членов последовательности; рассмотреть способы задания последовательностей

25.01

25.01  

Построение правильных многоугольников.

-уметь решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an;

-уметь строить правильные многоугольники

28.01

21.01

Рекуррентный способ задания
последовательности

29.01

30.01

Длина окружности.

30.01

23.01

Арифметическая прогрессия.
Формула п-го члена
арифметической прогрессии

Дать определение арифметической прогрессии; ввести формулу п-го  числа  арифметической  прогрессии

31.01

24.01

Свойство арифметической прогрессии

1.02

1.02

Площадь круга.

-знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга;

-уметь выводить формулы и решать задачи на их применение 

4.02

28.01

Нахождение суммы первых п членов арифметической прогрессии

Вырабатывать навыки решения задач

5.02

5.02

Площадь кругового сектора.

-знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга;

-уметь выводить формулы и решать задачи на их применение 

6.02

31.01

Применение формулы суммы первых п членов
арифметической прогрессии

Закрепление изученного материала, подготовка к контрольной работе

7.02

31.01

Применение формулы суммы первых п членов
арифметической прогрессии

Закрепление изученного материала, подготовка к контрольной работе

8.02

8.02

Площадь кругового сектора.

11.02

4.02

Контрольная работа №5 «Арифметическая прогрессия»

Проверка и оценка знаний

12.02

11.02

Решение задач.

13.02

6.02

Геометрическая прогрессия 6 ч.

Определение геометрической прогрессии. Формула п-го члена.

Ввести понятие геометрической прогрессии; вывести формулу п члена

14.02

7.02

Определение геометрической прогрессии. Формула п-го члена.

15.02

12.02

Решение задач.

-уметь решать задачи на зависимости между R, r, an;

-уметь решать задачи, используя формулы длины окружность, площади круга и кругового сектора

18.02

11.02

Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии.

Вывести формулу суммы п  первых членов геом. прогрессии

19.02

15.02

Решение задач.

-уметь решать задачи на зависимости между R, r, an;

-уметь решать задачи, используя формулы длины окружность, площади круга и кругового сектора

20.02

13.02

Нахождение суммы п первых членов геометрической прогрессии.

Закрепить знания в ходе решения задач

21.02

14.02

Сумма бесконечной геометрической прогрессии

Научить уч-ся находить сумму бесконечной геометрической прогрессии

22.02

15.02

Контрольная работа № 3 по теме: «Длина окружности и площадь круга».

Проверка и оценка знаний

25.02

18.02

Сумма бесконечной геометрической прогрессии

Научить уч-ся находить сумму бесконечной геометрической прогрессии

26.02

19.02

Движения  8

Отображение плоскости на себя. Понятие движения.

-знать , что является движением плоскости

27.02

20.02

Контрольная работа №6 «Геометрическая прогрессия»

Проверка и оценка знаний

28.02

25.02

ЭЛЕМЕНТЫ КОКОМБИНАТОРИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ 13 Ч.  Элементы комбинаторики 9 ч.

Примеры комбинаторных задач.

Ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа.

1.03

22.02

Понятие движения.

-знать, что является движением плоскости

4.03

27.02

Комбинаторные задачи.

Ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа.

5.03

26.02

Понятие движения.

-знать , что является движением плоскости

6.03

28.02

Перестановки

Ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа.

7.03

4.03

Перестановки

8.03

1.03

Параллельный перенос.

-знать свойства параллельного переноса;

-уметь строить фигуры при  параллельном переносе на вектор.

11.03

6.03

Размещения

12.03

5.03

Поворот.

-уметь строить фигуры при повороте на угол

13.03

7.03

Размещения

14.03

11.03

Сочетания

Ознакомить учащихся с понятиями сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа.

15.03

12.03

Поворот.

-уметь строить фигуры при повороте на угол

18.03

13.03

Сочетания

Ознакомить учащихся с понятиями сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа.

19.03

15.03

Решение задач.

-уметь строить фигуры при параллельном переносе и повороте

20.03

14.03

Сочетания

Ознакомить учащихся с понятиями сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа.

21.03

18.03

Начальные сведения из теории вероятностей, 3ч

Относительная частота случайного события

Ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.

22.03

20.03

Начальные сведения из теории вероятностей

Ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.

1.04

21.03

Начальные сведения из теории вероятностей

2.04

19.03

Контрольная работа  по теме: «Движения».

-уметь строить фигуры при параллельном переносе и повороте

3.04

22.03

Контрольная работа №7 «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»

Проверка и оценка знаний.

4.04

1.04

Повторение. Подготовка к ГИА – 21 ч.

Вычисления. Тождественные преобразования.

Обобщить и систематизировать знания по алгебре за курс основной

5.04

2.04

Начальные сведения из стереометрии 8 ч.

Предмет стереометрии. Многогранник.

Знакомить с многогранниками.

8.04

3.04

Числа и выражения. Проценты.

Обобщить и систематизировать знания по алгебре за курс основной

9.04

5.04

Призма. параллелепипед

Знакомить со свойствами  прямоугольного параллелепипеда

10.04

4.04

Тождественные преобразования. Выражения.

Обобщить и систематизировать знания по алгебре за курс основной школы

11.04

8.04

Степень с целым показателем.

Обобщить и систематизировать знания по алгебре за курс основной школы

12.04

9.04

Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда.

Знакомить со свойствами  прямоугольного параллелепипеда

15.04

10.04

Свойства квадратных уравнений и их применение в вычислениях.

Обобщить и систематизировать знания по алгебре за курс основной школы

16.04

12.04

Пирамида

17.04

11.04

Действия с алгебраическими дробями.

Обобщить и систематизировать знания по алгебре за курс основной школы

18.04

15.04

Уравнения и системы уравнений

Обобщить и систематизировать знания по алгебре за курс основной школы

19.04

19.04

Цилиндр.

22.04

17.04

Решение уравнений.

23.04

23.04

Конус.  

24.04

18.04

Неравенства и их системы

Обобщить и систематизировать знания по алгебре за курс основной школы

25.04

22.04

Решение неравенств и  систем  неравенств

Обобщить и систематизировать знания по алгебре за курс основной школы

26.04

26.04

Сфера и шар.

1.05

24.04

Функции и их графики

Обобщить и систематизировать знания по алгебре за курс основной школы

2.05

25.04

Функции и их графики

Обобщить и систематизировать знания по алгебре за курс основной школы

3.05

30.04

Об аксиомах планиметрии 2 ч.

Об аксиомах планиметрии.

7.05

Об аксиомах планиметрии.

8.05

Функции их графики.

Обобщить и систематизировать знания по алгебре за курс основной школы

9.05

Геометрическая прогрессия

10.05

Повторение по теме: «Параллельные прямые»

-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;

- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками

13.05

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей  

Обобщить и систематизировать знания по алгебре за курс основной школы

14.05

Решение задач в координатах.

- уметь находить все элементы треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник

15.05

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей  

Обобщить и систематизировать знания по алгебре за курс основной школы

16.05

Задачи с параметрами

Обобщить и систематизировать знания по алгебре за курс основной школы

17.05

Теоремы синусов и косинусов

- уметь находить все элементы треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник

20.05

Итоговая контрольная работа №1

21.05

Окружность.

-уметь применять все полученные знания за курс геометрии 9 класса

22.05

Анализ контрольной работы

Обобщить и систематизировать знания по алгебре за курс основной школы

23.05

Резерв на повторение 3 часа

Повторение

Обобщить и систематизировать знания по алгебре за курс основной школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...