Рабочая программа по математике 5 класс (Виленкин )
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме

Суходолова Ольга Васильевна

Рабочая программа по математике 5 класс (Виленкин )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_5_klass.doc464 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая программа) составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании».
  2. Учебного плана МКОУ «Бугаевская средняя общеобразовательная школа» на 2013-2014учебный год.
  3. Программы основного  общего образования по математике (Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / [авт.-сост. В.И. Жохов] – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010. – 31 с.).

Программа курса МАТЕМАТИКИ в 5  классе рассчитана на 175 часов при 5-и часовой нагрузке в неделю.

        Целью изучения курса математики в V классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.  Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Общая характеристика учебного предмета

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике.

Цели обучения математике в 5   классе: 

        овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

        интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к  преодолению трудностей;

        воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В основу программы положен обязательный минимум содержания образования по математике в соответствии с государственными стандартами.

На основании требований к обучению учащихся в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

        - приобретение математических знаний и умений;

        - овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

        - освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развивались на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Общеучебные цели

        Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.

               Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

               Формирование умения использовать различные языки математики:  словесный, символический, графический.

                 Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

          Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно  и мотивированно организовывать свою деятельность.

          Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для  исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при  решении практических задач, используя при  необходимости справочники и вычислительные устройства.

          Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.

Общепредметные цели

           - Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

         - Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

           Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

           Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:

        Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.

        Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.

        Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.

        Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического),  свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

        Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.

        Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Роль и место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшей жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования,
  • примерной программы по математике основного общего образования,
  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,
  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
  • тематического планирования учебного материала,
  • базисного учебного плана.

Программа рассчитана на 170 учебных часов, в том числе 14 часов на проведение контрольных работ. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 часа для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

- традиционная классно-урочная

- игровые технологии

- элементы проблемного обучения

- технологии уровневой дифференциации

- здоровьесберегающие технологии

- ИКТ

Виды и формы контроля: переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Натуральные числа и шкалы

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Основная цель— систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.                                                                                                             Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки их табличного сложения и умножения.

При изучении геометрического материала основное внимание уделяется формированию навыков измерения и построения отрезков при помощи линейки.

В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

2.Сложение и вычитание натуральных чисел

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Основная цель— закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Начиная с этой темы основное внимание, уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.  

В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

3.Умножение и деление натуральных чисел

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

 Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.  

В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа.    

 Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

4.Площади и объемы

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.    

 Основная цель— расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.  

  При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

5. Обыкновенные дроби

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

 Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.    

 В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.

  1. Десятичные дроби.  Сложение и вычитание десятичных дробей

Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.  

Основная цель— выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.                                                                                                                                 При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.  

 Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.

Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

 При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

  1. Умножение и деление десятичных дробей

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Основная цель— выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия ( натуральными числами и десятичными дробями.  

Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.  

 8. Инструменты для вычислений и измерений

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.  

 Основная цель— сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.  

У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого.

 Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы.

Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составные частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.

 В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.

9. Повторение. Решение задач

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(К учебнику:

 Математика: учеб. для 5 кл. образоват. учреждений / [Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд]

Количество часов по учебному плану:

общее: 175 часов,

в неделю: - 5 часов )

)

№ темы

Название темы

Количество часов

1

Натуральные числа

15

2

Сложение натуральных чисел

23

3

Умножение и деление натуральных чисел.

28

4

Площади и объёмы

16

5

Обыкновенные дроби

22

6

Сложение и вычитание десятичных дробей

15

7

Умножение и деление десятичных дробей

24

8

Инструменты для вычислений и измерений

Микрокалькулятор

17

9

Повторение. Решение задач

15

                                                                                             

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ К УЧАЩИМСЯ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Числа и вычисления

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  • правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное, иррациональное, положительное, десятичная дробь и др.; переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты — в виде десятичной или обыкновенной дроби);
  • сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;

—        выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней; сочетать при вычислениях устные и письменные приемы;

  • составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, производить прикидку результата вычислений.

Выражения и их преобразования

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

—        правильно употреблять термины «выражение», «числовое выражение»,  «буквенное выражение»,  «значение выражения», понимать их использование в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «найти значение выражения», «разложить на множители»;

  • составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;
  • находить значение степени с натуральным показателем.

Уравнения и неравенства

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  • понимать, что уравнения — это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
  • правильно употреблять термины «уравнение», «неравенство», «корень уравнения»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение, неравенство»;
  • решать линейные уравнения с одной переменной.

Функции

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  • познакомиться с примерами зависимостей между реальными величинами (прямая и обратная пропорциональности, линейная функция);
  • познакомиться с координатной плоскостью, знать порядок записи координат точек плоскости и их названий, уметь построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;
  • находить в простейших случаях значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
  • интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.

Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
  • владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
  • решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства фигур и формулы.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Математика: учеб. для 5 кл. для образоват. учреждений / [Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд]; – М.: Просвещение, 2010 – 2013 г..
  2. «Математика. Программно-методические материалы. Сборник нормативных документов». 5-11 классы.
  3. Дидактические материалы по математике для 5  класса./ Л. И. Звавич  – М.: Просвещение, 2008.
  4. П. И. Алтынов, «Контрольные и проверочные работы по математике»,  5-6 классы - М.: Просвещение, 2008.  
  5. Е. В. Юрченко, Ел. В. Юрченко. «Тесты по математике», 5-6 классы, - М.: Просвещение, 2008.  
  6. Программы основного  общего образования по математике (Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5 класс / [авт.-сост. В.И. Жохов] – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010. – 31 с.).
  7. Дидактические материалы по математике. / В.И. Жохов. / М: Просвещение, 2008 г. -  126 с.
  8.  Л.П. Попова /Поурочные разработки по математике; 5 кл., –М.;ВАКО, 2009. -496 с. – (В помощь школьному учителю).
  9. М.В. Ларина / Уроки математики в 5- 6 классах. Поурочные планы. Части 1-2 – Волгоград: Учитель 2007г

Тематическое планирование     по математике в 5 классе

Учебник для 5 класса «Математика», Н. Я. Виленкин и др.

5 часов в неделю;           всего 175 часов

п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Дидактические единицы образовательного процесса

Контроль

знаний

учащихся

Коли-

чество

 часов

Дата

Корректи-

ровка

ГЛАВА I.    Натуральные числа         75

§1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА ИШКАЛЫ.

Основная цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

15

1

Натуральные числа и шкалы.

Обозначение натуральных чисел.

Знать и понимать:

Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.

  • Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.
  • Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.
  • Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.
  • Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).
  • Измерительные инструменты.
  • Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.
  • Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.
  • Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.
  • Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.

Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа); Групповой контроль.

Игровой урок, изложение новых знаний и закрепление.

4

3.09

4.09

5.09

6.09

2

Арифметические действия с натуральными числами. Решение задач.

(диагностический контроль)

3

Обозначение натуральных чисел. (п. 1)

4

Обозначение натуральных чисел

5

Отрезок, длина отрезка. Треугольник, п.2.

Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа); практическая работа ; МД. Взаимный и индивидуальный контроль.

3

9.09

10.09

11.09

6

Длина отрезка. Треугольник

7

Плоскость. Прямая  

8

Срезовая контрольная работа

Урок – практикум. Работа с моделями (частично-поисковая деятельность: сравнение, анализ, обобщение, выводы). Групповой контроль, самоконтроль.

1

12.09

9

Луч. Дополнительные лучи.

Обучающий урок. Урок практикум. Самостоятельная работа обучающая.

3

13.09

16.09

17.09

10

Шкалы.

11

Координатный луч. Координаты.

12

Меньше или больше.

Уметь: Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.

  • Составлять числа из различных единиц.
  • Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.
  • Выражать длину (массу) в различных единицах.
  • Показывать предметы, дающие представление о плоскости.
  • Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.
  • Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.
  • Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.
  • Читать и записывать неравенства, двойные неравенства.  

(Владеть способами познавательной

деятельности).

Объяснения и теоретические обобщения. Самостоятельная работа проверочная.

1

18.09

13

Сравнение чисел.

1

19.09

14

Самостоятельная работа.

1

20.09

15

Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы», п.1-5. 

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль.

1

21.09

§2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.

Основная цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

23

16

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Знать:

  • Понятия действий сложения и
  • вычитания.
  • Компоненты сложения и вычитания.
  • Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.
  • Понятие периметра многоугольника.

Алгоритм арифметических действий над         многозначными числами.

Усвоение изученного материала в процессе решения задач. Самоконтроль, ИК

2

23.09

24.09

17

Сложение натуральных чисел и его свойства.

18

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Уметь: 

  • Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.

Игровой урок. Работа в группах.

1

25.09

19

Сложение натуральных чисел.

Решение задач на нахождение периметра треугольника, прямоугольника.

  • Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.
  • Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.
  • Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.
  • Раскладывать число по разрядам и наоборот.

 Решение задач. С/Р обучающего характера. Индивидуальный контроль.

1

26.09

20

Сложение натуральных чисел. Решение текстовых задач. (Периметр многоугольника), п.6.         

Обучающий, тест.

1

27.09

21

Вычитание натуральных чисел, п.7.

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

1

30.09

22

Вычитание. Свойства вычитания. п.7.

Урок практических самостоятельных работ  (исследовательского типа). Тематический контроль.

1

1.10

23

Вычитание чисел в столбик. Решение задач с использованием действия вычитания.

Закрепление пройденного материала

1

2.10

24

Решение задач с использованием действия вычитания. п.6-7.

Закрепить в процессе решения задач, полученные ЗУН, подготовиться к контрольной работе.

Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по решению  задач.

1

3.10

25

Самостоятельная работа.

Групповой, устный контроль.

1

4.10

26

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел», п.6-7. 

Уметь применять теоретический материал при решении задач.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный тематический контроль.

1

7.10

27

Числовые и буквенные выражения. п.8.

Знать и понимать:

  • Понятия числового и буквенного выражений.
  • Буквенную запись свойств сложения и вычитания.

Урок – игра. Групповой контроль и взаимоконтроль.

1

8.10

28

Буквенное выражение и его числовое значение. п.8.

Урок лекция с необходимым минимумом задач.

1

9.10

29

Буквенное выражение и его числовое значение. п.8.

  • Понятия уравнения, его корня.
  • Понимать, что значит решить уравнение.

Уметь: 

  • Читать и записывать числовые выражения, находить значения выражений.
  • Читать и записывать буквенные выражения, выполнять подстановку числа вместо буквы.
  • · Составлять числовые или буквенные выражения по условию задачи.
  • Составлять числовые и буквенные выражения для нахождения периметра многоугольника и находить его значение.
  • Упрощать буквенные выражения, используя свойства сложения и вычитания.
  • Находить длину отрезка по его частям и

1

10.10

30

Числовые и буквенные выражения. Самостоятельная работа.

Практикум по решению задач. Проверочная С/Р. Индивидуальный контроль.

1

11.10

31

Буквенная запись свойств сложения и вычитания. п.9.

Обучающий урок.

Самостоятельная работа

1

14.10

32

33

Буквенная запись свойств сложения и вычитания. п.9.

Обучающий урок.

Самостоятельная работа

2

15.10

16.10

34

35

Уравнение.

Обучающий урок.

2

17.10

18.10

36

37

Уравнение.

  •  (записывать это с помощью числовых или буквенных выражений).
  • Решать линейные уравнения на основе
  • зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание), выполнять проверку.
  • Решать текстовые задачи с помощью составления линейных уравнений.

Урок обобщения и систематизации знаний.

2

21.10

22.10

38

Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения», п.8-10.

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль.

1

23.10

§3. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.

Основная цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

28

39

Умножение и деление натуральных чисел.

Знать и понимать:

  • Порядок выполнения действий (в том

Комбинированный урок: лекция, практическая

1

24.10

  • числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).

работа.

1

25.10

40

Умножение натуральных чисел и его свойства.

41

42

43

Умножение натуральных чисел  и его свойства. п.11.

  • Понятия программы вычислений и команды.
  • Таблицу умножения.
  • Понятия действий умножения и деления.
  • Компоненты умножения и деления.
  • Свойства умножения и деления натуральных чисел.

Усвоение нового материала в процессе решения задач. С/Р обучающего характера с проверкой на уроке. Усвоение нового материала в процессе решения задач. Самоконтроль.

3

28.10

29.10

30.10

44

45

2 четверть

Деление. п.12.

Игровой урок. Работа в группах.

2

31.10

1.11

46

47

Деление натуральных чисел. Решение текстовых задач, (уравнений), п.12.

Обучающий урок.

Самостоятельная работа

2

11.11

12.11

48

49

Деление. п.12.

Уметь: 

  • Заменять действие умножения сложением и     наоборот.
  • Находить неизвестные компоненты умножения и деления.
  • Умножать и делить многозначные числа столбиком.
  • Выполнять деление с остатком.

Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).

Усвоение изученного материала в процессе решения задач. С/Р обучающего характера с проверкой на уроке. Самоконтроль.

2

13.11

14.11

50

51

Деление с остатком. п.13.

Усвоение нового материала в процессе решения задач.

2

15.11

18.11

52

53

Деление с остатком. п.13.

2

19.11

20.11

54

Закрепление пройденного материала по теме

«Умножение и деление натуральных чисел»

.

1

21.11

55

Контрольная работа №4 по теме «Умножение и  деление натуральных чисел, свойства умножения», п.11-13.

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной  работы.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний  учащихся. Фронтальный контроль

1

22.11

56

57

58

Упрощение выражений, п.14.

Знать и понимать:

  • Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты
  •  и кубы чисел).
  • Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых.
  • Деление с остатком, неполное частное, остаток.
  • Понятия квадрата и куба числа.

Усвоение изученного материала в процессе решения задач.

3

25.11

26.11

27.11

59

60

Упрощение выражений, п.14.

Проверочная С/Р.

2

28.11

29.11

61

62

63

Порядок выполнения действий.

Индивидуальный контр.

3

2.12

3.12

4.12

64

Степень числа.

  • Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел.

Уметь: 

  • Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства
  • умножения.
  • Решать уравнения, которые сначала надо упростить.
  • Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).
  • Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.
  • Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.
  • Вычислять квадраты и кубы чисел.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.Тематический индивидуальный контроль.

Практический урок + объяснение.

Проверочная работа

1

5.12

65

Степень числа и куб числа.

1

6.12

66

Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений», п.14-16.

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль.

1

9.12

§4. ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ.

Основная цель: расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

16

67

Площади и объемы.  Формулы. п.17.

Знать и понимать:

  • Понятие формулы.
  • Формулу пути (скорости, времени).

Усвоение изученного материала в процессе

решения зад.                

1

10.12

68

Формулы.

1

11.12

69

Формулы.

1

12.12

70

Площадь. Формула площади прямоугольника

  • Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.
  • Измерения прямоугольного параллелепипеда.
  • Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.
  • Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
  • Равные фигуры. Свойства
  • равных фигур.
  • Единицы измерения площадей и объемов.

Уметь: 

  • Читать и записывать формулы.
  • Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника,
  • квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
  • Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.
  • Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.
  • Решать задачи, используя свойства равных фигур.

Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим.

Знать и понимать:

  • Понятия окружности, круга и их элементов.

1

13.12

71

Площадь прямоугольника, квадрата.

1

16.12

72

73

74

75

Единицы измерения площадей, п.19.

Комбинированные уроки: лекция, практикум, проверочная С/Р.

4

17.12

18.12

19.12

20.12

76

Прямоугольный

Параллелепипед. п.20.

 Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Фронтальный письменный контроль.

Практический урок + объяснение.

Самостоятельная работа.

1

23.12

77

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. п.21.

Закрепление пройденного материала

1

24.12

78

Срезовая контрольная работа.

1

25.12

79

80

Объемы. Объем  прямоугольного параллелепипеда. п.21.

2

26.12

27.12

81

82

Окружность и круг, п.22.

Практический урок + объяснение.

2

3.12

13.01

ГЛАВА II. Дробные числа.

79

§5. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ.

Основная цель: познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

22

83

Доли, обыкновенные дроби, п.23.

Знать и понимать:

  • Понятия окружности, круга и их элементов.
  • Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.
  • Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей.

Усвоение изученного материала в процессе выполнения практической  работы, обучающая С/Р.

1

14.01

84

85

86

Обыкновенные дроби.

Усвоение изученного материала в процессе решения задач.                

3

15.01

16.01

17.01

87

88

89

Сравнение обыкновенных дробей, п.24.

Уметь: 

  • Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.
  • Понятия правильной и неправильной дроби.
  • Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
  • Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.
  • Читать и записывать обыкновенные дроби.
  • Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.
  • Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.
  • Распознавать и решать три основные задачи на дроби.
  • Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
  • Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.
  • Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.
  • Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных
  • дробей.
  • Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.
  • Выделять целую часть из неправильной дроби.
  • Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
  • Складывать и вычитать смешанные числа.

Усвоение изученного материала в процессе решения задач.                

Практический урок + объяснение.

3

20.01

21.01

22.01

90

91

Правильные и неправильные дроби,п.25.

Изучение нового материала.

2

23.01

24.01

92

Повторение. Подготовка к контрольной работе.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

27.01

93

Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби», п.22-25.

Урок с частично- поисковой деятельностью Проверочная С/Р.

1

28.01

94

95

96

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п.26.

Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по решению задач. Групповой, устный и письменный контроль.

3

29.01

30.01

31.01

97

98

Деление и дроби,п.27.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Фронтальный  контроль.

2

3.02

4.02

99

100

Смешанные числа, п.28.

Урок – игра. Групповой контроль.

2

5.02

6.02

101

102

103

Сложение и вычитание смешанных чисел, п.29.

Закрепление пройденного материала

3

7.02

10.02

11.02

104

Контрольная работа №8 по теме «Смешанные числа», п.26-29.

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.Тематический индив. контроль.

1

12.02

§5. ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.

Основная цель: познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

15

105

106

107

Десятичная запись дробных чисел, п.30.

Знать и понимать:

  • Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части.
  • Правило сравнения десятичных дробей.
  • Правило сравнения десятичных дробей по разрядам.
  • Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей.
  • Правило сложения и вычитания десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).
  • Свойства сложения и вычитания десятичных дробей.
  • Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком
  • (с избытком).
  • Понятие округления числа.
  • Правило округления чисел,
  • десятичных дробей до заданных разрядов.

Уметь: 

Усвоение изученного материала в процессе решения задач.              

3

13.02

14.02

17.02

  • Иметь представление о десятичных разрядах.
  • Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.
  • Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.
  • Изображать десятичные дроби
  • на координатном луче.
  • Складывать и вычитать десятичные дроби.
  • Раскладывать десятичные дроби по разрядам.
  • Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
  • Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.

108

109

110

Сравнение десятичных дробей, п.31.

Обучающий, тест.

3

18.02

19.02

20.02

111

112

113

114

115

116

Сложение и вычитание десятичных дробей, п.32.

Игровой урок. Работа в группах. Усвоение изученного материала в процессе решения задач. Закрепление пройденного материала                

6

21.02

24.02

25.02

26.02

27.02

28.02

117

118

Приближенные значения чисел. Округление чисел, п.33.

Усвоение изученного материала в процессе решения задач.                

2

3.03

4.03

119

Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», п.30-33.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль.

1

5.03

§6. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.

Основная цель: выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

24

120

Умножение десятичных дробей на натуральные числа п.34.

Знать и понимать:

  • Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).

Усвоение изученного материала в процессе решения зад.                

1

6.03

121

Умножение десятичных дробей на натуральные числа п.34.п.34.

  • Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия).
  • Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.
  • Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.
  • Свойства умножения и деления десятичных дробей.
  • Понятие среднего арифметического нескольких чисел.
  • Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.

Практикум по решению задач. Групповой, устный и письменный контроль.

1

7.03

122

Умножение десятичных дробей на натуральные числа п.34.п.34.

Игровой урок. Работа в группах.

1

11.03

123

Деление десятичных дробей на натуральные числа. п.35.

Уметь: 

  • Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.
  • Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
  • Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.
  • Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.
  • Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.
  • Находить среднее арифметическое нескольких чисел.
  • Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.

Урок блок.

1

12.03

124

Деление десятичных дробей на натуральные числа. и буквенных выражений), п.35.

Усвоение изученного материала в процессе решения задач.  С/р обучающего характера.              

1

13.03

125

126

127

Деление десятичных дробей (на натуральные числа). Решение текстовых задач, (уравнений), п.35.

Урок с частично- поисковой деятельностью Проверочная С/Р.

3

14.03

17.03

18.03

Игровой урок. Работа в группах. Закрепление пройденного материала                

128

Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа», п.34-35.

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль.

1

19.03

129

Десятичная запись дробных чисел.

  • Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями .
  • Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений

Изучение нового материала.

1

20.03

130

131

Умножение десятичных дробей, п.36.

2

21.03

31.03

132

133

Умножение десятичных дробей, п.36.

2

1.04

2.04

134

Деление  десятичных дробей, п.37.

Итоговое занятие III четверти.

1

3.04

135

136

137

138

Деление  на десятичную дробь.

  • Находить среднее арифметическое нескольких чисел.
  • Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.

Комбинированный урок

4

4.04

7.04

8.04

9.04

139

140

141

142

Среднее арифметическое, п.38.

Комбинированный урок

4

10.04

11.04

14.04

15.04

143

Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей», п.36-38.

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль.

1

16.04

§8. ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ.

Основная цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

17

144

 Микрокалькулятор,п.39.

Знать и понимать:

  • Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».
  • Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.
  • Основные виды задач на проценты.
  • Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий
  • «угол».
  • Свойство углов треугольника.
  • Измерительные инструменты.
  • Понятие биссектрисы угла.
  • Алгоритм построения круговых диаграмм.

Уметь: 

  • Пользоваться калькуляторами при выполнении

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

1

17.04

145

146

Проценты, п.40.

Комбинированный урок

2

18.04

21.04

147

148

149

Проценты, п.40.

Урок учебный практикум

3

22.04

23.04

24.04

150

Контрольная работа №12 по теме «Проценты. Основные задачи на проценты», п.39-40.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль.

1

25.04

151

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Урок учебный практикум

1

28.04

152

153

154

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник, п.41.

       отдельных арифметических действий с

       натуральными числами и десятичными дробями.

  • Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.
  • Вычислять проценты с помощью калькулятора.
  • Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

3

29.04

30.04

5.05

155

156

157

Измерение углов. Транспортир. п.42.

Обучающий урок. Урок практикум. Самостоятельная работа обучающая.

3

6.05

7.05

8.05

158

159

Круговые диаграммы, п.43.

Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа).

2

12.05

13.05

160

Контрольная работа №13 по теме «Угол. Транспортир», п.41-43.

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль.

1

14.05

Итоговое повторение

15

161

Углы. Измерение углов.

Знать и понимать:

Основные математические понятия, термины, формулы, свойства, способы решения

уравнений и задач, преобразования выражений, изучаемых в курсе математики 5 класса.

Уметь: 

Читать и записывать натуральные числа и десятичные дроби, сравнивать два числа.

Выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел и

десятичных дробей. Выполнять простейшие устные вычисления.

Определять порядок действий и находить значения числовых выражений.

Решать текстовые задачи арифметическим способом.

Распознавать на рисунках и моделях геометрические фигуры (линии, прямоугольный

параллелепипед, куб), соотносить геометрические формы с

формой окружающих предметов.

Урок – практикум.

1

15.05

162

Натуральные числа, Действия с натуральными числами.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

16.05

163

Натуральные числа, Действия с натуральными числами.

Решение задач. С/Р обучающего характера. Индивидуальный контроль.

1

 19.05

164

Смешанные числа

Обучающий урок. Урок практикум. Самостоятельная работа обучающая.

1

20.05

165

Решение задач на встречное движение.

Урок – практикум.

1

21.05

166

Решение задач на движение.

Урок – практикум.

1

22.05

167

-

170

Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по решению задач. Групповой, устный и письменный контроль.

3

23.05

24.05

25.05

171

Контрольная работа №14 «Итоговая контрольная работа за курс математики 5-го класса».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль.

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

1

26.05

172

Итоговое занятие.

Владеть практическими геометрическими навыками.

Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по решению задач.

1

27.05

173

174

175

Итоговое повторение

Итоговое повторение

Урок обобщения и систематизации знаний.

3

28.05

29.05

30.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК ВИЛЕНКИН Н.Я. 5-6 КЛАСС

Данная программа разработана и составлена в соответствии с ФГОС  второго поколения, расчитана на 6 часов в неделю, за год 204 часа...

Рабочая программа по математике-6 (Виленкин) и Календарно-тематическое планирование к программе, 2014 г.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы "Математика" 5-6 классы. Авт.-сост. В.И. Жохов в соответствии с:·           Федераль...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Рабочая программа по математике УМК Виленкин 5 класс

Рабочая программа по математике УМК Виленкин 5 класс...

Рабочая программа по математике УМК Виленкин 6 класс

Рабочая программа по математике УМК Виленкин 6 класс...

Рабочая программа по математике 5 Виленкин Н.Я.

Рабочая программа по математике  5 класс на основе авторской программы Виленкина Н.Я....

Рабочая программа по математике ФГОС Виленкин

Рабочая программа по предмету математика для 5 класса разработана на основе:1.     Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Детский дом-школа №95»;2....