Внеклассное мероприятие по математике для обучающихся 5-6 классов "Математика здоровья"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Представленные в разработке задачи направлены на формирование у школьников здорового образа жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по математике для обучающихся 5-7 классов « Математика здоровья».
Девиз мероприятия: « Мы за здоровый образ жизни!»
Цель мероприятия:
Пропаганда здорового образа жизни обучающихся посредством решения задач по математике.
Задачи:
Формировать у детей потребность быть здоровым.
Повышать интерес к изучению математики.
Показать значение математики в различных сферах человеческой деятельности.
Ход проведения:
Вступительное слово учителя: В настоящее время модно и современно говорить о здоровом образе жизни. Многие убеждены в том, что здоровый образ жизни это только занятие спортом и физической культурой. Именно они помогут стать человеку абсолютно здоровым. Так ли это? (Ведется диалог с детьми) Но что же такое «здоровье»? Самый простой ответ гласит, что здоровье - это отсутствие болезней. Согласно словарю Ожегова С. И. «Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма». А что же тогда здоровый образ жизни?
Здоровый образ жизни – это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья.
Или это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Есть и другие понятия здорового образа жизни. Но большинство ученых и медицинских работников, считают, что базовыми компонентами здорового образа жизни являются:
- Окружающая среда: безопасная и благоприятная для проживания.
-Отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков и алкоголя.
-Питание: сбалансированное и рациональное, информированность о качестве потребляемых продуктов.
-Движение физически активная жизнь , включая специальные физические упражнения с учетом возрастных и физиологических особенностей.
-Гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи.
А как связана математика и медицина? (Ведется диалог с детьми) В ходе диалога учитель показывает детям круговые и столбчатые диаграммы, шкалы, графики и т.д.
Наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни называется валеологией. Главная задача валеологии - научить человека формировать и беречь свое здоровье. Конечно, на продолжительность жизни влияет множество разнообразных факторов, которые трудно поддаются контролю - окружающая среда, генетическая предрасположенность и другие, но всё равно можно сделать многое, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окруж ающей среды, 8-12% - от других факторов, от уровня здорового образа жизни более 40%. Но, к сожалению, многие люди не знают и не соблюдают самых простейших норм здорового образа жизни. И наша главная задача заключается, в том, чтобы понять и осознать насколько важно и необходимо вести здоровый образ жизни. А математические задачи, которые вы решите, являются источником знаний о здоровье человека, т.к. условия задач содержат факты из реальной жизни и наглядно демонстрируют проблемы сохранения здоровья общества и дают возможность задуматься о сохранении и укреплении своего здоровья.
2. Решение математических задач. Решение математических задач практического содержания позволяет детям убедиться в значении математики для медицинской сферы деятельности, увидеть широту возможных приложений математики, понять её роль в современной жизни. Математическое представление проблемы сохранения здоровья учащихся в виде задач, в сюжете которых содержатся факты из реальной жизни, способны оказать большее влияние, нежели длинная лекция и толстая брошюра о сохранении и укреплении своего здоровья.
Все обучающиеся разбиваются на группы по 4-5 человек. Каждой группе выдаются карточки с текстами задач. Задачи подбираются учителем для каждой группы отдельно, в зависимости от уровня подготовки школьников. Количество задач 5-8. За каждую правильно решенную задачу группа получает по 2 балла.
Обучающиеся должны решить задачи, выявить и обозначить проблемы по сохранению здоровья общества и предложить способы решения этих проблем. Представитель от каждой группы по окончанию времени представляет результаты работы группы. Обозначает выявленные проблемы и предлагает способы решения этих проблем. Для того, чтобы детям было проще выявлять и формулировать проблемы, обучающимся выдается дополнительный информационный материал о влиянии окружающей среды, вредных привычек, не соблюдение правил личной гигиены на здоровье человека. Данная работа так же оценивается в баллах от 1 до 5 баллов. За самые оригинальные выступления добавляются дополнительные баллы.
3. Задачи.
1. В упаковке 100 таблеток поливитаминов. Они содержат 8 г витамина С. Сколько нужно таблеток поливитаминов, чтобы принять 72 г витамина С?
2. В упаковке 200 драже аскорбиновой кислоты. 20 драже содержит 1 г витамина С. Сколько граммов витамина С в упаковке?
3. Соль играет важную роль в жизнедеятельности организма. В теле человека, весящего 70 кг, содержится 140 г соли. Сколько соли содержится у человека весом 35 кг?
4. Для нормального питания одному человеку требуется не менее 7 кг соли в год? Сколько соли нужно семье из 5 человек?
5. Кофе и чёрный чай содержат кофеин. В одной чашке кофе его около 150 мг, в чае – в 3 раза меньше. Сколько мг кофеина содержится в чае? Сколько кофеина употребляет человек, если выпивает в день 6 чашек кофе?
6. Младшему школьнику в сутки нужно потреблять примерно 2 литра жидкости. Во время физических нагрузок потребность организма в жидкости повышается в 2 раза. Сколько жидкости должен употреблять в сутки школьник занимающийся спортом?
7. Суточная потребность организма ребёнка в кальции составляет 1100 мг. Сколько кальция нужно ребёнку в неделю, в месяц?
8. Суточная потребность организма ребёнка в фосфоре составляет 1650 мг. Сколько фосфора нужно ребёнку в неделю, в месяц?
9. Вечерний приём пищи должен состояться не позднее 2 часов 30 минут до сна. Во сколько нужно поужинать школьнику, если он, соблюдая режим дня, должен утром встать в 7 часов в школу и при этом ночной сон должен длиться 10 часов?
10. В одной сигарете содержится 8 мг никотина. Синильная кислота составляет 50% от никотина. Табачного дёгтя в 10 раз больше, чем никотина. Окись углерода составляет 80% от количества табачного дёгтя. Определите содержание самых ядовитых веществ в одной сигарете.
11. По статистике курящих подростков мальчиков - 60%, девочек - 40%. Определить, сколько курящих подростков в школе, если в 9-11 классах учатся 80 девочек и 70 мальчиков.
12. При проверке состояния здоровья группы учеников школы, состоящей из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по два заболевания (органов дыхания и пищеварения). Определить, сколько учащихся этой группы имеют по два заболевания.
13. Средняя продолжительность жизни в России 60 лет. Курящие дети сокращают себе жизнь в среднем на 15%. Определить, какова средняя продолжительность жизни людей, курящих с детства.
14. В 2008 году из 100 мужчин курили 80, а из 100 женщин - 40. В 2009 году курили 84 мужчины и 42 женщины из 100. Определите ежегодный прирост курящих в России.
15. 1 пачка сигарет в среднем стоит 40 рублей. Сколько процентов годового дохода тратит на покупку сигарет, выкуривающий 1 пачку сигарет в день человек, если его ежемесячная зарплата составляет 10 тыс. рублей. (Считать в 1 месяце - 30 дней)
16. Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?
17. Хорошо известно, что при попадании в организм человека алкоголь больше всего действует на клетки головного мозга. Уже 100 граммов водки губят 7,5 тыс. активно действующих клеток. Блокируется кора головного мозга и в особенности центры внимания и самоконтроля. Ответьте, пожалуйста, на два вопроса:
- Статистика показывает, что после приёма 30 граммов водки число ошибок у наборщиков типографии на одной странице увеличивается до 30%. Сколько печатных знаков был текст, если было допущено 210 ошибок на одной странице?
- При приёме 50 граммов водки сильно нарушается меткость стрельбы спортсмена. Из 100 возможных очков спортсмен до приёма алкоголя выбил 96 очков, а после приёма алкоголя 26 очков. На сколько уменьшился процент попадания в цель?
18. Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 300г. Если у ребенка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125г, если курит мать – меньше на 300г. Определите, сколько % теряет в весе новорожденный, если: А) курит папа; Б) курит мама. Ответ округлите до единиц.
19. C каждой выкуренной сигаретой курильщик получает 2 мг никотина. Сколько никотина получит человек, выкуривший пачку сигарет (в пачке 20 сигарет)?
20. Какова смертельная доза никотина? Найди значение выражения и узнаешь ответ:
(9452 + 13808) – (55400 - 39326) – 7176 =
21. Найди значение выражения и узнаешь, сколько лет полноценной жизни забирает у курящего человека табак: (525 - 103) – (263 + 119) : 2 =
22. Решите уравнения, из букв, соответствующих правильным ответам, составьте слово, и вы узнаете, какой враг оказывает на организм разрушающее действие, сравнимое с курением (шум)
Уравнения предлагаются в зависимости от уровня подготовки обучающихся.
23. На пляже загорало 87 детей, а взрослых в 17 раз больше. Сколько взрослых загорало на пляже? Можно ли сказать, что дети и взрослые загорают, если это было в 13.00? Какие правила принятия солнечных ванн вы знаете?
24. В среднем человек за 70 лет съедает 40 тонн продуктов, а воды выпивает на 5 тонн больше. На сколько тонн человек выпивает воды больше, чем употребляет продуктов?
25. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом наш класс, в 23 человека? Как вы думаете, отражается ли это на здоровье человека?
26. В 1м3 воздуха зимой содержится 4200 бактерий, что составляет 0,75 числа бактерий, содержащих осенью и летом в 1 м3 воздуха, а весной в 1 м3 воздуха в 1 13/14 раза больше, чем зимой. Определите число бактерий, содержащихся в 1 м3 воздухе весной, летом, осенью.
27. Подсчитайте, сколько воды требуется городу с населением 1 млн. жителей для разведения сточных вод в течение года, если известно, что в сутки потребность города в чистой воде составляет 0,5 млн. м3. Перед сбрасыванием в водоём стоки нужно разводить 20-кратным объёмом чистой воды.
28. Известно, что 1 т пролитой нефти образует на поверхности воды пятно с площадью около 6 км? Какую площадь акватории покроет нефтяная плёнка в случае аварии танкера водоизмещением 5000 т? Сравните с площадью известных вам водохранилищ, морей.
29. Известно, то оснащение двигателей регулятором подачи топлива даёт возможность уменьшить затраты горючего на 3-7%, на 30-40% смазочных веществ. Узнайте, сколько горюче-смазочных материалов расходуется в нашем хозяйстве за год и сколько их можно сэкономить?
30. Загрязненные участки природы - очень печальное зрелище. Поэтому Сергей и Валера решили убрать за неряшливыми туристами. Сергей собрал 29 бумажек, а Валера - на 13 больше. Сколько бумажек собрали оба мальчика?
31 .Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на 2 года дольше. Пластиковый пакет разлагается на 96 лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того, чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?
32. Машинное масло, слитое в овраг, попадает в подземные воды, питает колодцы, откуда люди черпают воду. Зная, что 2 литра масла могут загрязнить такое количество воды, которое помещается в 5 спортивных бассейнах, посчитай, в скольких плавательных бассейнах поместилась бы вода, загрязненная 34 литрами машинного масла.
Подведение итогов.
Награждение обучающихся самой активной группы.
4. Дополнительный информационный материал.
Здоровье и окружающая среда.
Сорок процентов людей умирают от загрязнения окружающей среды.
Установлена достоверная связь между загрязнением воздуха и заболеваемостью, особенно дыхательных систем, которые имеют ряд механизмов, защищающих организм от воздействия загрязнителей воздуха, в том числе от продуктов курения. При длительном курении или пребывании в загрязненной атмосфере эти естественные защитные механизмы перегружаются или разрушаются, вызывая различные болезни дыхательной системы, такие, как хронические бронхиты, эмфиземы и рак легких.
Вредные выбросы производств обусловливают приоритетность следующих заболеваний у местных жителей:
выбросы тепловых электростанций — хроническое заболевание легких, гастрит, бронхит, ларингит, пониженное артериальное давление, одышка;
металлургических предприятий - воспаление слизистых, заболевания легких, нервные расстройства, заболевания головного мозга, костных тканей, почек;
нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих производств — раздражение дыхательных путей, головокружение, сонливость, расстройства дыхания и кровообращения;
химических производств — засорение слизистой оболочки дыхательных органов и глаз, раздражение кожного покрова, болезни легких;
предприятий по производству пластмасс — гастрит, бронхит заболевания головного мозга и дыхательных путей.
Вода жизненно необходима. Она нужна везде – в быту, сельском хозяйстве и промышленности. Вода необходима организму в большей степени, чем все остальное, за исключением кислорода.
Вода помогает регулировать температуру тела, служит в качестве смазки, облегчающей движения суставов. Она играет важную роль в построении и восстановлении тканей тела.
При резком сокращении потребления воды человек заболевает или его организм начинает хуже функционировать. Но вода нужна, конечно, не только для питья: она помогает также содержать человеку в хорошем гигиеническом состоянии свое тело, жилище и среду обитания.
Без воды невозможна личная гигиена, то есть комплекс практических действий и навыков, обеспечивающих защиту организма от болезней и поддерживающих здоровье человека на высоком уровне. Умывание, теплая ванна и плавание приносят ощущение бодрости и спокойствия.
Ряд кожных и глазных заболеваний может быть предупрежден благодаря систематическому механическому удалению с поверхности тела и одежды с помощью мыла и воды болезнетворных микробов.
Вода, которую мы потребляем, должна быть чистой. Болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья, инвалидность и гибель огромного числа людей, особенно детей, преимущественно в менее развитых странах, обычным для которых является низкий уровень личной и коммунальной гигиены. Такие болезни, как брюшной тиф, дизентерия, холера, анкилостомоз, передаются, прежде всего, человеку в результате загрязнения водоисточников экскрементами, выделяемыми из организма больных.
Загрязнение экологической обстановки неизбежно ведёт к катастрофе. Во избежание этого мы должны постараться наладить безотходное производство, бороться за чистоту окружающей среды, не допускать её загрязнения, бережно и рационально использовать природные богатства, увеличить количество заповедников и национальных парков. Мы в свою очередь должны сажать деревья и беречь их, не рвать цветочки, не разбрасывать мусор куда попало, устраивать экологические субботники по очистке территории, очистить родники, подкармливать птиц зимой, т. е. одним словом - любить природу. Все эти меры позволят приостановить нежелательные процессы - загрязнение воздуха, почвы, воды, оскуднение растительного и животного мира.
Здоровье и вредные привычки.
Самыми распространенными привычками, вредящими здоровью человека, являются: наркомания, курение и алкоголизм. Каждая из этих вредных привычек давно на слуху и постоянно обсуждается в обществе.
Курение.
Вот несколько факторов, которые свидетельствуют о том, что курение имеет негативное влияние на весь организм человека:
— курящий человек, который занимается этим пагубным делом больше, чем десять лет, болеет почти в четыре раза чаще, чем некурящий;
— регулярное курение способно забрать у человека от шести до пятнадцати лет жизни;
— курение является предпосылкой для таких страшных заболеваний, как рак легких, инфаркт миокарда, язва желудка или двенадцатиперстной кишки;
— продолжительное курение угнетает действие многих желез внутренней секреции, это приводит к гормональному дисбалансу в организме. Все биологические процессы сбиваются, нарушается обмен веществ;
— приводит к желтизне, а также к морщинистости кожи лица, появлению неприятного запаха изо рта, разрушению зубов и слабости мышц.
Женщинам не стоит забывать, что курение может оказать негативное влияние и на ребенка. Практически все вредные вещества, содержащиеся в табачном дыме, легко преодолевают плацентарный барьер и угнетающе влияют на развитие плода, а также вызывают тяжелые врожденные патологии и заболевания.
Алкоголь.
Что касается алкоголя, то тут ситуация схожа с курением. Алкоголь оказывает общее разрушительное воздействие на все органы и системы организма, а также является причиной серьезных заболеваний не только самой мамы, но и будущего малыша.
Алкоголь угнетающе действует на умственную деятельность человека, у плода он замедляет развитие нервной трубки, что чревато такими страшными заболеваниями, как, например, синдром Дауна.
Алкоголь снижает кровяное давление, из-за чего в больших артериях и полых венах могут возникать застои, которые приводят к возникновению тромбов.
Кроме своего пагубного воздействия на физиологическом уровне, за счет угнетения мозговой деятельности у человека нарушается координация движений. Это крайне опасно для будущей мамы, в особенности, на поздних сроках беременности. Любое падение или удар могут привести к серьезным травмам плода или даже к выкидышу.
Наркомания.
Наркомания, пожалуй, является самой жестокой среди всех вредных привычек. Она убивает человека и физически, и морально. Причем процесс деградации происходит крайне быстро: в течение буквально пары лет человек полностью меняется. И, увы, далеко не в лучшую сторону.
Большинство из наркотических веществ являются искусственными химическими препаратами, некоторые — и вовсе ядами.
Здоровье и правильное питание.
Основные законы питания:
- Потребности человека в энергии и пищевых веществах зависят от возраста, пола и характера выполняемой работы. 2. Расход организмом энергии пищевых веществ должен уравновешиваться поступлением их с пищей. 3. Органические и минеральные вещества пищи должны быть сбалансированы между собой применительно к потребностям организма, то есть представлены в определенных соотношениях. 4. Организм человека нуждается в поступлении ряда органических веществ в готовом виде (витамины, ряд аминокислот и полиненасыщенных жирных кислот), не имея возможности синтезировать их из других веществ пищи. 5. Сбалансированность пищи достигается за счет ее разнообразия, включения в рацион пищевых продуктов разных групп. 6. Состав пищи и, соответственно, набор пищевых продуктов должны отвечать индивидуальным особенностям организма. 7. Воздействие пищи может усилить или ослабить работу систем организма. Усиление под действием пищи одних функций может сопровождаться ослаблением других. Человек поставлен природой перед выбором целей питания: ему приходится решать, какую из функций он желает усилить, а чем можно поступиться. 8. Пища должна быть безопасной для человека, а применяемые кулинарные приемы ее обработки не должны ему вредить. 9. Работа организма подчинена биоритмам. Следуя им, человек должен соблюдать режим питания
Основные требования предъявляемые к рациональному питанию :
1. достаточная энергетическая ценность пищи;
2.оптимальный качественный и в меньшей степени количественный состав пищи;
3.достаточный объем пищи и жидкости;
4.деление суточного рациона на части.
Подведение итогов.
Награждение обучающихся самой активной группы.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по географии для обучающихся 10-11 классов по теме "Политическая карта мира"
Внеклассное мероприятие для обучающихся 10-11 классов по теме "Политическая карта мира"...
Внеклассное мероприятие "Мамин день" для обучающихся 5-6 классов
Классный час, посвящённый Дню Матери, для учащихся 5-6 классов. Можно приурочить к празднику 8 Марта....
Внеклассное мероприятие "День индейца" для обучающихся 5-6 классов
Веселое времяпровождение на природе в кругу одноклассников....
Внеклассное мероприятие «Математическая регата» для обучающихся 10-11 классов.
Данный комплект материалов для проведения внеклассного мероприятия «Математическая регата» разработан учителями высшей категории МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска, Челябинской ...
Внеклассное мероприятие по литературе для обучающихся 10-11 классов "И лира звучала, и в бой вдохновляла..."
Внеклассное мероприятие по литературе для обучающихся 10-11 классовТема: «И лира звучала, и в бой вдохновляла…»(Отечественная война 1812 года на страницах художественных произ...
Внеклассное мероприятие по физике для обучающихся 8-9 класса "Сто к одному"
Внеклассное мероприятие по физике для обучающихся 8-9 класса "Сто к одному" представляет из себя интерактивную оболочку, выполненную в программе MS Power Point....
Внеклассное мероприятие "Берегите воду !" для обучающихся 5-7 классов.
Разработано для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....