Урок по математике "Умножение натуральных чисел и его свойства"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Данная разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС, содержит краеведческий материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока

Учителя математики МБОУ «Ивановская ООШ» Евсюковой Е.Т.

Предмет: математика

Класс:   5

Тема урока: Умножение натуральных чисел и его свойства

Дата: 31.10.2013

Тип урока: урок применения новых знаний и умений    Цель урока: создать организационные и содержательные условия для закрепления знаний и способов деятельности по теме: «Умножение натуральных чисел и его свойства»

Планируемые образовательные результаты

личностные

-умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,

-умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

-способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

метапредметные

-умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

-умение применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях

предметные

- овладение навыками устных и письменных вычислений;

- умение точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии;

- вычислять значения выражений, выбирая удобный порядок действий

Универсальные учебные действия

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

осознание социальной значимости изучаемого учебного материала;

принятие и реализация самостоятельных решений, принятие ответственности за их результаты

использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

овладение основами логического и алгоритмического мышления; рефлексия способов и условий действия;

планирование действий в соответствии с поставленной задачей; развитие способности к мобилизации сил; умение самостоятельно контролировать своё время и оценивать правильность выполнения действий.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; распределение ролей и функций участников групповой работы; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Основные понятия изучаемые на уроке: умножение натуральных чисел, компоненты умножения, свойства умножения

№ п/п

Этапы урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учитель

ученик

1

2

3

4

5

6

Организационный момент

Мотивация

Актуализация знаний и умений

Закрепление изученного-Организация деятельности учащихся по использованию знаний в стандартных  и измененных ситуациях 

Физкультминутка для глаз

Домашнее задание

Подведение итогов урока. Рефлексия

Принятие и реализация самостоятельных решений, принятие ответственности за их результаты

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Принятие и реализация самостоятельных решений

Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Принятие и реализация самостоятельных решений

Планирование действий в соответствии с поставленной задачей

Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов. Распределение ролей и функций участников групповой работы

Рефлексия способов и условий действия

Прием приветствия «Ладошка к ладошке»

Проверяет готовность к уроку

Игровой момент (слайд 1)

Перед нами учебная задача - найти корни уравнения и заполнить таблицу ответов, где каждому  найденному корню уравнения соответствует буква. Записывать соответствующие буквы мне будет помогать Коля

18

24

40

16

29

55

40

28

55

у

м

н

о

ж

е

н

и

е

(слайд 2)А что же значить умножать в «Толковом словаре живого великорусского языка» В И Даля, давайте с вами составим из предложенных слов ответ 

Индивидуальным Д.З для Виктории было найти в «Толковом словаре живого великорусского языка» В И Даля значение слова умножать

Из всего сказанного об умножении мы с вами должны сделать вывод, что сегодня мы с вами снова продолжаем изучать тему…..и будем заниматься…(слайд 4).

Запишем в тетрадях число, классная работа и тему урока

Соня  оформляет решение домашней задачи, а мы

(слайд 5)

вспомним основные понятия и свойства умножения, которые мы будем применять к решению заданий

m ·  n = m+m+m+(n раз)

25 · 20 = 500

a · b = b · a

(a · b)· с = (с · b) · a=с · а · b

a · 0 = 0

a · 1 = a Оценочный лист!

Применяя свойства, нам предстоит разгадать зашифрованные слова

(работа в парах), чья пара быстрее угадает слова

(слайд 6)

1)  234 · 1 =                                         0  - о

2)  0 · 365 =                                         234 - р

3)  25 · 5 · 4 =                                     144000 - е

4) 125 · 3 · 4 =                                     180 - с

5) 20 · 5 · 0 =                                       500 - д

6) 144 · 250 · 4 =                                 1500 – н

7) 45 · 4 =                                             18 · 5 - л

8) 72 · 1000 · 2 =

9) 5 · 18 =

10) 0 · 33 · 5 =

Чем нам дорого наше родное село? Оценочный лист!

Ребята, кто из вас знает, почему так называют наши села Ивановка,  Панки (дополнительно о х.Михайловском и Осиновском)

(слайд 7,8)

Вы все составляли задачи о родном селе, о профессиях родителей. Сегодня свою задачу нам представит Диана  у доски

(слайд 9,10)

Проверь, все ли неравенства верные. Исправь ошибки (слайд 12)

5  * 123   *20 < 4  * 122  * 25

55  * 102  * 2 > 50 *  103

2   *11  * 3 *  42 > 33 *  90

Оценочный лист!

Реши задачу, составив выражение:

Бочка вмещает воды в 9 раз больше, чем четыре

ведра. Сколько литров воды вмещает бочка,

если в одно ведро входит 8л воды?

Оценочный лист!

Все мы знаем, что остался последний месяц времени года…(осени). Идет …пора. А кто же  любит собирать грибы? Какие грибы вы собирали? О полезности грибов подготовить маленький рассказ – это вам ДЗ. Сегодня с вами  мы также будем собирать грибы. Это вам каждой группе корзиночки с грибами, каждый гриб имеет свое задание, чем больше заданий и правильнее решит группа, тем выше будет ваша групповая оценка

Оценочный лист: Каких оценок у вас больше посчитайте. Каждый выйдет к доске и оценить свою работу на уроке

По вашим оценкам мне можно судить, что урок вам понравился?

Что понравилось, что узнали нового?

Прием приветствия «Ладошка к ладошке»

Организует рабочее место для проведения урока

Решают уравнения, получают слово-умножение.  

Ученик находит ответы и записывает букву

Оценочный лист!

Умножать-множить, увеличивать числом, количеством

(если не получилось точно сформулировать у ребят, помогает Виктория) (слайд 3) Оценочный лист!

Тема: «Умножение натуральных чисел»

-будем считать устно, решать задачи и находить значение выражений

Записывают в тетрадях число, классная работа и тему урока

Индивидуальная работа

Формулируют основные понятия и свойства

(работа в парах)

Решают примеры. Зашифрованные слова: Родное село

Версии учащихся

Д.З Сони, Дианы

Оценочный лист!

Формулирует, записывает кратко условие и решение задачи у доски

(индивидуальная самостоятельная работа и работа класса)

Задача

Х.Осиновский – 12 домов

Х.Михайловский - ? домов, в 2 раза >

С. Ивановка -? домов, в 20 раз >

С.Панки – в 4 раза >

Решение:

  1. 12*2 = 24 (д) – на хуторе Михайловском;
  2. 24*20 = 480 (д) – в селе Ивановка;
  3. 12*4 = 48 (д) – в селе Панки;
  4. 24+12+480 +48 = 564 (д) – всего

Ответ: 564 дома

Оценочный лист!

Индив. работа-Сони объясняет всем решение своей задачи (слайд 11)

Моя мама– животновод. Я составил задачу о том, сколько рахходуется на корм 70 голов КРС в 1 день

 Всего -70 голов КРС

Фураж - 2 кг КРС на 1 гол

 Силос – 5 кг на 1 гол

 Соль  – 100 гр на 1 гол                                Вода  – 40 л на 1 гол

 Сено – 6 кг на 1 гол

                                                Решение:

  1. 70*2=140(кг) - фуража в день;
  2. 70*5=350(кг) - силоса в день;
  3. 70*100=7000 г =7( кг) - соль в день;
  4. 70*40=2800(л) - воды в день;
  5. 70*6=420(кг) - сено в день

При таком кормлении средний суточный привес 700 г

Ответ: 140 кг фуража, 50кг силоса, 7 кг соли, 2800л.воды, 420кг.сена

Оценочный лист!

Коллективная устная работа: объясняют какие приемы счета, чтобы сравнить левую и правую части неравенства

Выполняют самостоятельно, записывают решение в тетрадь

Решение

8  * 4  * 9 =288 (л)

Ответ: 288 л

Групповая работа: решают задания учебника и  ДМ, распределив их в группе

1 группа: №431 в, 422в, 412ик, 414а

2 группа: №431 г, 422г, 412лм,414б

Если ребята не успевают, то предлагается работа домой и на следующем уроке проверяется (если успели, меняются групповыми заданиями)

Записывают в дневник ДЗ

Подводят итог своей работе

Отвечают на вопрос.

Поиск информации из справочной литературы.

Презентация по данной теме

Краеведческий материал

1 мин

3 мин

2 мин

3 мин

3 мин

5 мин

7 мин

4 мин

3 мин

3 мин

10 мин

2 мин

Используемые ресурсы:

1.Виленкин Н Я Математика. Учебник для 5 класса. – М. : Мнемозина, 2006.

2.Дидактические материалы по математике для 5 класса А С Чесноков, К И Нешков – М Просвещение 2009.

3. Интернет-ресурс Википедия (свободная энциклопедия)http://ru.wikipedia.org/wiki

4. Материалы школьного музея



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

 

Класс: 5
Тема урока: «Умножение натуральных чисел и его свойства»

Цель урока: создать организационные и содержательные условия для закрепления знаний и способов деятельности по теме: «Умножение натуральных чисел и его свойства»

Планируемые образовательные результаты:

личностные

-умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,

-умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

-способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

метапредметные

-умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

-умение применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях

предметные

- овладение навыками устных и письменных вычислений;

- умение точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии;

- вычислять значения выражений, выбирая удобный порядок действий


Тип урока и его структура: закрепление знаний и способов деятельности

Структура: организационный этап - этап проверки домашнего задания –этап закрепления изученного – этап контроля и самоконтроля – этап коррекции – этап информации о домашнем задании – этап подведения итогов учебного занятия – этап рефлексии

Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

Это 2 урок(из 4) по теме:«Умножение натуральных чисел и его свойства»

На этом уроке учащиеся закрепили понятие умножить число m на n, свойства умножения и применение их в стандартных и не стандартных ситуациях

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

В классе 7 человек. Класс по уровню усвоения - средний. Постаралась учесть индивидуальную домашнюю подготовку на уроке, дать возможность реализовать свои знания на уроке каждому

Какие УУД формировались в процессе урока?

 Универсальные учебные действия

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

осознание социальной значимости изучаемого учебного материала;

принятие и реализация самостоятельных решений, принятие ответственности за их результаты

использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

овладение основами логического и алгоритмического мышления; рефлексия способов и условий действия;

планирование действий в соответствии с поставленной задачей; развитие способности к мобилизации сил; умение самостоятельно контролировать своё время и оценивать правильность выполнения действий.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; распределение ролей и функций участников групповой работы; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Одним из приемов мотивации использовала: зашифрованное слово, данные словаря Даля

Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. 

Использовала игровой момент, элементы соревнования, краеведческий материал, материал учебника, словаря В.И. Даля; среди методов обучения присутствовали на уроке: наглядные, словесные и практические; формы организации – индивидуальная, парная, групповая, коллективная и самостоятельная работа

Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке?

Считаю, что главный этап урока – это

Закрепление изученного - Организация деятельности учащихся по использованию знаний в стандартных  и измененных ситуациях

Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)

Обучающиеся показали умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях 

Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?

Время, отведенное на каждый этап старалась выдержать, ребята старались дать оценку своей деятельности в оценочных листах, т.к. учащиеся допускают ошибки при решении уравнений, то в начале урока были включены простейшие уравнения, как элемент повторения,  при актуализации знаний и умений – устные приемы умножения, как подготовительный этап к реализации главного

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

Использовались материалы презентации к уроку, раздаточный материал – корзины с грибами(заданиями), листы самооценки

Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

Для организации контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся использовалась индивидуальная домашняя работа, работа в парах, группах, коллективная работа, результаты которых старались фиксировать в оценочных листах. Использовался прием соревнования, оцени работу товарища, пары, группы

Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

Я считаю, что в целом удалось реализовать поставленные задачи урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начинаем наш урок

Слайд 2

18 24 40 16 29 55 40 28 55 1)35 – х = 17 (У) 3)у – 37 = 18 (Е) 2)90 – у = 62 (И) 4)29 + х = 45 (О) 5)31 + у = 16 + 44 ( Ж) 6) 80 – с = 21 + 19 (Н) 7) 40 – 3 = с + 13 (М ) Поставь оценку в оценочный лист

Слайд 3

А что значит слово УМНОЖАТЬ в словаре Владимира Ивановича Даля: Умножать – числом, увеличивать, количеством, множить

Слайд 4

Владимир Иванович Даль – автор «Толкового словаря живого великорусского языка» – в своем словаре пишет: «Умножать – множить, увеличивать числом, количеством ».

Слайд 5

УМНОЖЕНИЕ натуральных чисел и его свойства

Слайд 6

Умножение и его свойства m · n = m+m+m +… 25 · 20 = 500 a · b = b · a ( a · b ) · с = (с · b ) · a =с · а · b a · 0 = 0 a · 1 = a , оцени свои знания

Слайд 7

Зашифрованные слова 1) 234 · 1 = 0 - о 2) 0 · 365 = 234 - р 3) 25 · 5 · 4 = 144000 - е 4) 125 · 3 · 4 = 180 - с 5) 20 · 5 · 0 = 500 - д 6) 144 · 250 · 4 = 1500 – н 7) 45 · 4 = 18 · 5 - л 8) 72 · 1000 · 2 = 9) 5 · 18 = 10) 0 · 33 · 5 =

Слайд 8

Краеведческая задача Х.Осиновский – 12 домов Х.Михайловский - ? домов, в 2 раза > С. Ивановка -? д омов, в 20 раз >

Слайд 9

Решение 1) 12 · 2 = 24 ( д ) – на хуторе Михайловском; 2) 24 · 20 = 480 ( д ) – в селе Ивановка; 3) 12 · 4 = 48 ( д ) – в селе Панки; 4) 24+12+480 +48 = 564 ( д ) – всего Ответ: 564 дома

Слайд 10

Краеведческая задача Моя мама – животновод Я составила задачу о том, сколько рахходуется на корм 70 голов КРС в 1 день Всего -70 голов КРС Фураж - 2 кг КРС на 1 гол Силос – 5 кг на 1 гол Соль – 100 гр на 1 гол Вода – 40 л на 1 гол Сено – 6 кг на 1 гол Решение: 1) 70*2=140(кг) - фуража в день; 2) 70*5=350(кг) - силоса в день; 3) 70*100=7000 г =7( кг) - соль в день; 4) 70*40=2800(л) - воды в день; 5) 70*6=420(кг) - сено в день При таком кормлении средний суточный привес 700 г Ответ: 140 кг фуража, 50кг силоса, 7 кг соли, 2800л.воды, 420кг.сена

Слайд 11

Проверь, все ли неравенства верные. Исправь ошибки 5 123 20 < 4 122 25 12300 12200 > 2 11 3 42 > 33 90 2772 2970 < 55 102 2 > 50 103

Слайд 12

Физминутка для глаз

Слайд 13

Реши задачу, составив выражение: Бочка вмещает воды в 9 раз больше, чем четыре ведра. Сколько литров воды вмещает бочка, если в одно ведро входит 8л воды? в 9 раз > чем Решение

Слайд 14

- 8 л - (8 4) л - (8 4) 9 л 8 4 9 = 288

Слайд 15

Работа в группах 1 группа: № 431в, 422в, 412ик, 414а 2 группа: № 431г, 422г, 412лм, 414б

Слайд 16

РЕФЛЕКСИЯ На данном уроке говорилось о … Урок мне понравился (не понравился), потому что… Сегодня я понял(а), что

Слайд 17

Домашнее задание Меняются групповыми заданиями

Слайд 18

СПАСИБО ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Умножение натуральных чисел и его свойства", 5 класс

Хочу поделиться с коллегами своими формами работы с учениками 5 класса, которые способствуют активизации деятельности каждого ученика в классе, предоставляя возможность учителю во время устного с...

Умножение натуральных чисел и его свойства. Разработка урока математики в 5 классе.

Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, математика 5. Цель урока:  Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме: «Умножение натуральных чисел». Скорректироват...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Сложение натуральных чисел и его свойства

 Показать практическое применение теоретических знаний через рационализацию практических вычислений. Формировать регуляторный опыт в процессе оценки и самооценки. Развивать читательскую ко...

Открытый урок по математике в 5 классе "Умножение натуральных чисел и его свойства"

Урок сказка  путешествие  "Умножение натуральных чисел и его свойства"  5 класс  Н.Я. Виленкин...