Решение квадратных уравненний
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Обоснование выбора формы проведения урока. Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли донести знания до учащихся как можно интереснее и доступнее. Одной из таких форм является урок – обобщения и систематизации знаний, на котором школьники сами находят способы решения квадратных уравнений, обсуждают их решение, учатся критически мыслить, анализировать. 2. Актуальность поставленной цели урока. При решении квадратных уравнений учащиеся используют в основном один способ, с помощью дискриминанта. О решении несколькими способами, как правило, не приходится говорить. Данный урок позволяет обобщить и рассмотреть различные способы решения квадратных уравнений изучаемых на уроках алгебры в разное учебное время; привести усвоенные способы в стройную систему. Конечным результатом усвоения таких систем знаний является сознательное овладение основными способами решения квадратных уравнений. 3. Место урока в тематическом планировании и системе уроков. Преподавание ведётся по учебнику «Алгебра - 8», под редакцией С.А. Теляковского. В учебнике отдельно рассматриваются темы «Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена», «Решение квадратных уравнений по формуле», «Теорема Виета», «Графический способ решения уравнений». Параллельно с этим учебником я включаю задания и теоретический материал из учебника «Алгебра-8» Мордковича А. Г.. Данный урок позволяет обобщить все ранее изученные способы, так как к его проведению они умеют решать уравнения различными методами. В 9 классе после изучения темы: «График квадратичной функции» эта работа будет продолжена. 4.Форма организации деятельности учащихся. На уроке я использую технологию индивидуально-бригадного обучения (ТИБО). Индивидуальная, парная, групповая работа. Организация индивидуальной деятельности позволяет учитывать способности и образовательные потребности каждого, а коллективная (командная, бригадная) деятельность оказывает помощь каждому учащемуся в успешном освоении учебной программы. На данном уроке учащиеся разбиваются на группы по принципу личных симпатий для коллективной работы. Начало выполнения задания происходит путём «мозгового штурма», когда каждый по очереди высказывает свою мысль. В каждой группе есть 2 человека, которые «собирают» лучшие идеи, 1 человек в каждой группе представляет «пресс- центр», он записывает решение. Ребята в группе работают так, чтобы каждый смог затем решить уравнение этим способом, рассказать решение у доски. Если кому-то не понятно, то ему индивидуально более сильный ученик объясняет еще раз. Назначается спикер от каждой группы, и он оглашает результат работы группы, защищает решение у доски. 6. Результат деятельности учащихся. Результатом деятельности учащихся на уроке является понимание сути различных способов решения квадратных уравнений, осознанный и вдумчивый подход к анализу, поиску новых способов. Открытия для себя нового, осознание чувства сопричастности к общему успеху.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvadratnye_uravneniya_8_klass_urokk.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

 

«  Методы решения квадратных уравнений»

урок алгебры в 8 классе

Подготовила и провела

 учитель математики

 Маскаева О.В.

2014г.

Конспект урока алгебры в 8 классе

 Тема:  «Методы решения квадратных уравнений»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

  • Образовательные: систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.

  • Развивающие: формировать учебно–познавательные навыки по работе с дополнительным материалом, развивать логическое мышление, внимание, общеучебные  умения;
  • Воспитательные:  воспитывать интерес к математике, активность, мобильность,  взаимопомощь, умение общаться.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийная установка, презентация, листы учета знаний, карточки.

План урока:

  1. Введение.
  2. Организационный момент.
  3. Предъявление темы и постановка  задач урока.

2.  Обобщение и систематизация  знаний.

1.Устный счет.

      2.Математическая разминка.

      3.Блиц - турнир.

  1.  Поле чудес.
  2. Физкультминутка.
  3.  Методы устного решения некоторых квадратных уравнений.
  4. Повторение теоремы Виета.
  1.  Итог урока (Рефлексия)
  1.  Самостоятельная работа.
  1. Домашнее задание.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Здравствуйте! Садитесь!

Все мне улыбнитесь!

Квадратные уравнения повторяем,

Способы решения обобщаем!

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

 Сегодня на уроке мы  повторяем методы решения квадратных уравнений, закрепим и усовершенствуем навыки решения квадратных уравнений.

  Устный счет.

 На экране(интерактивная доска, в дальнейшем - доска) записаны уравнения и вопросы:

  1. x2 + 9x – 12 = 0;
  2. 4x2 + 1 = 0;
  3. x2 –2x + 5 = 0;
  4. 2z2  – 5z + 2 = 0;
  5. 4y2 = 1;
  6. –2x2 – x + 1 = 0;
  7. x2 + 8x = 0;
  8. 2x2=0;
  9. –x2 – 8x=1
  10. 2x + x2 – 1=0

Вопросы учащимся

Примерные ответы

1. Дайте определение квадратного уравнения

Уравнение вида ax2+bx+c=0, где a0, называется квадратным

2. Назовите виды квадратных уравнений

- полное;  - неполное;  - приведенное

3. Запишите номера приведенных квадратных уравнений, записанных на доске

1,3, 7, 10

4. Запишите номера неполных квадратных уравнений, записанных на доске

2, 3, 7, 8

5. Запишите номера полных квадратных уравнений, записанных на доске

1, 3, 4, 6, 9, 10

6. По какому признаку мы можем отнести квадратное уравнение к тому или иному виду?

В зависимости от коэффициентов уравнения.

7. Как называются коэффициенты квадратного уравнения?

a – первый коэффициент, b – второй коэффициент, c – свободный член

8. Запишите квадратное уравнение, у которого свободный член равен 6, первый коэффициент равен 1, а второй, равен –12. Как оно называется?

x2-12x+6=0, полное, приведенное

9. От чего зависит количество корней квадратного уравнения?

Д>0, Д<0, Д=0

10. Впишите вместо пропуска такой коэффициент, чтобы квадратное уравнение

2–8х+....=0 не имело корней

2–8х+11=0 (могут быть числа, больше, либо равные 9)

11. Изменятся ли корни уравнения 2x2 +5x +7=0, если у него изменить знак:

- одного коэффициента          

- трёх коэффициентов        

да

нет

(учащиеся записывают на доске ответы)

 Математическая разминка.

Знаете ли вы, что обозначает слово «блиц - турнир» и с какого языка оно к нам пришло? Для ответа на этот вопрос решите уравнение и по таблице определите:

2x2-7x+6=0(на экране – уравнение и таблица)

Язык

Корни уравнения

Английский

-1,5;2

Немецкий

1,5; 2

Французский

-3; 4

 Блиц - турнир.

 Итак, слово «блиц» пришло к нам из немецкого языка. Давайте, определим, что оно означает в переводе на русский язык. Для этого решите уравнения и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам(учащиеся записывают на доске ответы-буквы). Работа в группах.

0

-3,5;4

Решений нет

0; -;

м

о

л

н

и

я

  1. 2 +27 = 0;                     решений нет                        Н
  2. 2 = 7х2 + 2;                           0;                                         О
  3. 4 х2  + х = 0;                   0; -;                                Я
  4. 2 – 4 = 0;                                                                     М
  5. 0,5х2  – 32 =0;                                                           И
  6. (х – 4)(2х + 7) = 0                -3,5;4                                         Л

 «Блиц - турнир» - blizturnier – это молния.  

 Внимание! На доске вы видите уравнения, в надо записать решение самостоятельно в тетрадь.  

1. х2  = 36                х = ± 6

2. х2  = 17                х = ±  

3. х2   = - 49                решений нет

4. 3х2  = 27                х = ± 3

5. х2  = 0                х = 0

6. (х – 2)2 = 9                х = - 1; х = 5.

Взаимопроверка тетрадей. Каждый правильный ответ оценим 1 баллом.(таблица с ответами на доске).

Поле чудес.

 Зачеркните в таблице буквы, обозначающие ложные высказывания (номер высказывания совпадает с порядковым номером буквы). Из оставшихся букв получите слово.

1. Уравнение x2+7=0 имеет два корня.

2.В уравнении  x2-2x+1=0 единственный корень.

3. В уравнении x2-4x+3=0 сумма корней равна - 4.

4. В уравнении x2+6x=0 один из корней – отрицательное  число.

5. В уравнении x2=0 дискриминант равен 0.

6. Уравнение x2-7x-4=0 не имеет корней.

7. Корнями уравнения x2-46x+45=0 являются числа 45 и 1.

8. Произведение корней уравнения x2-11x+9=0 равно - 9.

9. Корни  уравнения x2 – 0,16 = 0 равны .

10. Уравнение x2-9x+8=0 является неполным.

11. Если дискриминант уравнения – число отрицательное, то уравнение не имеет корней.

12. Корни уравнения x2-4х =0 являются противоположными числами.

13. Уравнение x2 =0 имеет один корень.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

М

О

Д

Т

Л

Р

И

К

Ч

Г

Н

А

О

В результате вычёркивания букв должно получиться: ОТЛИЧНО

Физкультминутка.

Какие способы решения квадратных уравнений вы знаете?

  1. По  общей формуле, через дискриминант
  2. С помощью формулы корней  квадратного

уравнения с четным вторым коэффициентом

  1. Разложение левой части уравнения на множители  способом группировки
  2. Решение уравнения, используя теорему,

обратную теореме Виета

  1. Метод выделения полного квадрата
  2. Разложение квадратного трехчлена на множители
  3. Графическое решение  квадратного уравнения

Остановимся на некоторых из них.

 Повторение теоремы Виета.

  Могли бы вы сразу, не производя вычислений, ответить на мой вопрос: «Чему равна сумма и произведение корней квадратного уравнения?» (Один человек у доски записывает формулы теоремы Виета).

      Следующее задание: устно найти корни уравнения по теореме:

                                        (ответы: 1 и 6; 3 и 7; -3 и -1)

 Методы устного решения некоторых квадратных уравнений.

Теорема Виета находит широкое применение и в  уравнениях вида

 aх2 + bх + с = 0.

Использование некоторых свойств даёт значительные преимущества для быстрого получения ответа при решении квадратных уравнений.

Рассмотрим эти свойства:

1) a + b +с = 0            х1 = 1,  х2 = с/а.

2 + 4х – 9 = 0; х1 =1, х2 = - 9/2.

2) а - b + с = 0            х1 = - 1,  х2 =  - с/а.

Например: 4х2 + 11х + 7 = 0; х1 = - 1, х2 = - 7/4.

3) ав +с0

Устно решить уравнение: ах2 + bх + с = 0 ; х2 + bх + ас = 0

Его корни разделить на а.

а) 2х2 – 11х + 5 = 0, а = 2, с = 5.

Решаем устно уравнение: х2 – 11х + 10 = 0. Его корни 1 и 10. Делим на 2.

 Тогда х1 = , х2 = 5.

                          Ответ: ; 5.

в) 6х2 –7х – 3 = 0, а = 6, с = -3.  

Решаем устно уравнение: х2 –7х – 18 = 0. Его корни  -2 и 9. Делим на 6.

Тогда х1 =  - , х2 = .

                          Ответ: -;  .

Решите уравнения, используя эти свойства (задание – на доске):

I вариант.                                                            

1) 4х2 – 8х + 3 = 0                                            

2)  х2 – 29х - 30 = 0                                              

3)10х2 – 25х - 15= 0                                        

II вариант.

1) 3х2 + 16х + 5 = 0

2)х2 + 25х - 26 = 0

3)10 х2 + 13х - 14 = 0

(несколько учащихся решают эти же уравнения с помощью формул)

Ответы:

1вариант  1) 0,5; 1,5;  2) -1; 30;. 3) -0,5; 3.

2вариант   1)-5; -1/3; 2)  1; -24;  3) -2.; 0,7.

3.Итог  урока.

  Итак, мы повторили формулы и способы решения квадратных уравнений. Итогом нашего урока будет самостоятельная  работа (учащиеся,  выполнившие работу быстро, могут решить дополнительно задание).  

1 уровень.

Вариант1-А.                                                                          

Вариант 2-А.

Решите квадратные уравнения:                                    

Решите квадратные уравнения:

                                                                   

Один из корней квадратного уравнения                     равен 4. Найдите число .                                          

Один из корней квадратного уравнения

равен 4. Найдите число .                                          

2 уровень.

Вариант 1-Б

Вариант 2-Б                                                    

Решить квадратные уравнения:                                  

Решить квадратные уравнения:

При каких значениях уравнение  не имеет корней.                            

Приведите пример.                        

При каких значениях уравнение  имеет два корня.  Приведите пример.  

3 уровень.

Вариант 1-В

Вариант 2-В

Решите квадратные уравнения:

Решите квадратные уравнения:

 Поменяйтесь тетрадями. Если решение  верное, в тетради поставьте знак «+»

и в лист учета знаний в колонке 1 – 4 знак «+»( тетради с решением учащиеся сдают на проверку).

Дополнительное задание на доске:

Один из корней квадратного уравнения     на 3 больше другого. Найдите свободный член .

Молодцы!

Квадратные уравнения прошли,

Итог сегодня подвели.

Смелей шагайте вы вперед,

Много нового вас ждет.

Спасибо вам за знания,

За ваши все старания!

4. Домашнее задание. 

п.21,22, 24, № 654, № 672(а, б),  № 679.

Приложение

Приложение1

Список литературы:

  1. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра 8. – М.: Просвещение, 2010 г.
  2. Жохов В. И., Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Дидактические материалы по алгебре, 8 класс. – М.: Просвещение, 2011 г

               3.Мордкович А.Г. Алгебра-8.Учебник. М.: Мнемозина,2011г

.

Приложение2

 

Лист учета знаний.

8 «Б» класс

Фамилия

Имя

Способы решения квадратных уравнений

4.

Самооценка

Итог

Учитель:  Маскаева Ольга Владимировна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное решение квадратных уравнений. Приемы устного решения.

     Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических,...

урок по информатике в 9 классе по теме "Решение задач с конструкцией ветвление. Алгоритм решения квадратного уравнения"

Конспект и презентация к уроку в 9 классе по теме "Алгоритм решения квадратного уравнения"...

План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"

План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"...

Конспект урока по теме: квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений.

Урок в 8 классе по теме          Учитель математики: Папшева  Ю.А.   Тема урока: Квадратные уравнения. Ре...

Решение уравнений, сводимых к решению квадратных уравнений

Тема «Решение квадратных уравнений» изучается в 8 классе, и она является одной из самых важных тем при изучении математики. В старших классах при изучении  различных тем, мы возвращае...

Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени

Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах,  Решение иррациональных,  показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений  часто сводится к решени...

Решение задач по теме «Графические способы решения квадратных уравнений»

Цель урока: закрепить графический способ решения квадратных уравнений при решении задач практического содержания, формировать умения строить математические модели, совершенствование  навыков пост...