7 класс
календарно-тематическое планирование по алгебре (7 класс) по теме

Черменева Галина Георгиевна

2013-2014 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klassmatematika_2013-_2014_god.docx71.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,

Примерной программы по математике основного общего образования:

Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9  классы. Москва  «Просвещение» 2009.

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

     Данная рабочая программа курса по алгебре для 7 класса разработана на основе  программы общеобразовательных учреждений 7- 9 классы. Москва «Просвещение» 2009 год. Составитель Т. А. Бурмистрова.

Реализация программы рассчитано на105 часов (3 часа в неделю 1 - 4 четверть) в 2013 – 2014 учебном году.

Контрольно-оценочная деятельность: поурочная.

 В программе предусмотрено 11 контрольных работ.

     Цели и задачи изучения предмета (курса).

Формирование представлений о математике как об универсальной науке, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики.

Развитие логического мышления и пространственного воображения,  алгоритмической культуры. Критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для дальнейшего обучения высшей школе. Воспитание средствами математики культуры личности, понимание значимости математики для научно – технического прогресса, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

Целью изучения курса алгебры  в 7 – 9 классах является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов ( физики, химии, ОИиВТ и другие) усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.  

Задачами  обучения являются:

 Приобретение математических знаний и умений.

 Овладение обобщёнными способами мыслительной, творческой деятельности.

 Освоение компетенций:  учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентированной и профессионально-трудового выбора.

Тематический план:

Глава

Содержание материала

Количество часов

Контроль

1

Выражения, тождества, уравнения.

21

2(в/в+т.)

2

Функции.

15

1

3

Степень с натуральным показателем.

16

2(п/г+т.)

4

Многочлены.

18

1

5

Формулы сокращённого умножения.

18

2

6

Системы линейных уравнений.

10

2

7

Обобщающее итоговое повторение

7

1(ит.)

Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой, составленной  с учётом обязательных результатов обучения.                                                                                            

           Уметь:

• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;    

• выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с  алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

• применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

• решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

• решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,

• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

• изображать числа точками на координатной прямой;

• определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

• распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

• находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

• определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

 • описывать свойства изученных функций, строить их графики.

       Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
• моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

• описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;

• интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

        Осуществление рабочей программы  предполагает использование следующего учебно-методического комплекта:

Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9  классы. Москва  «Просвещение» 2009.

Учебник: Учебник: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, и др. под редакцией С. А. Теляковского  Алгебра 7кл. М. Просвещение 2009 год.

Дополнительная литература:

1).  М. П. Нечаев  Разноуровневый контроль качества знаний по математике. 5-11 класс Москва 2006 год.

2).   В. И. Жохов и др. Примерное планирование  учебного материала и контрольные работы по математике 5-11 М-2001г.

3).   Тематическое планирование по математике 5-9 класс. Сост.  Т. А. Бурмистрова М - 2003г.

4).  Г. И. Ковалёва Алгебра 7кл. Поурочные планы.  Волгоград 2002г.

5).  Математика №12.  2006 год.

6).  В. И. Жохов и др. Дидактические материалы по алгебре для 7кл. М-1996г.

7).  Алгебра сборник  заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 класс Л. В. Кузнецова и др. М-2006г. 

8).  Сборник нормативных документов. Математика. М-2008г.

Учебно-лабораторное оборудование

Кабинет математики оборудован интерактивной доской, проектором, ноутбуком,

Интернетом, учебно-мультимедийными средствами обучения.

Компакт-диски:

Современный учебно-методический комплекс:

Уроки геометрии Кигилла и Мефодик. Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия (7,8, 9, 10, 11 классы),

Просвещение / DVD -диск// /Электронное приложение.Алгебра к учеб.Ю.Н. Макарычева/1 CD/7кл

Видеофильмы: Первая наука человечества

Образовательная коллекция 1С

Тематическое планирование по алгебре в 7 классе.

№ темы урока

даты уроков

название темы  уроков

количество часов

понятийный аппарат темы

планируемый результат компетентности

(ЗУН по предмету, познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельность)

методы, формы организации УВП, в том числе формирование компетентностей

форма контроля по формированию ЗУНов и компетентностей

1

2

3

4

5

6

7

ГЛАВА 1. Выражения, тождества, уравнения

2.09

Числовые выражения

1

числовое выражение

     Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности, межпредметных связях  и повседневной жизни.

Владеют монологической речью. Умеют вступать в речевое общение, участвуют в диалоге.

Владеют навыками контроля и оценки своей деятельности.

  Повторение операций с рациональными числами,

 нахождение значений  числовых выражений и выражений с переменными. Запись и чтение двойных неравенств. Упрощение и сравнение выражений. Решение уравнений и задач.      Понятие числового выражения, выражения с переменными. Значение числового выражения и  выражения с переменными. Сравнение значений выражений. Тождества.

Тождественные преобразования выражений.  Строгое нестрогое и двойное неравенство. смысл понятий: числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок, свойства действий над числами, выражение с переменной, значение выражения с переменной, тождества, тождественно равные выражения, правила тождественных преобразований, уравнение  с одной переменной, корень уравнения, решить уравнение, равносильные уравнения, линейные  уравнения.

свойства решения уравнений

находить значения числовых выражений, выражений с переменными.

сравнивать значения выражений,

выполнять тождественные преобразования,

решать линейные уравнения с одной переменной,

решать задачи с помощью уравнений.

словесный,

наглядный

практическая

 самостоятельная

 деятельность

работа в группах  

 

индивидуальные задания

4.09

Значения числовых выражений

1

значения числовых выражений

индивидуальные задания

7.09

Выражения с переменными

1

выражения с переменными

индивидуальные задания

9.09

Допустимые значения переменных

1

допустимые значения переменных

индивидуальные задания

11.09

Значение выражения с переменными

1

самостоятельная работа

14.09

Сравнение значений выражений

1

Значение выражения с переменными

сравнение значений выражений

16.09

Вводная контрольная работа

1

контрольная работа

18.09

Свойства действий над числами

1

индивидуальные задания

21.01

Тождество

1

23.09

Тождественные преобразования выражений

1

равенство

тождество

индивидуальные задания

25.09

Подготовка к контрольной работе

1

преобразования выражений

тест

28.09

Контрольная работа №1 по теме «Числовые выражения и тождества»

1

свойства действий над числами

тождество

контрольная работа

30.09

Анализ контрольной работы

1

уравнение   корни уравнения

индивидуальные задания

2.10

Линейное уравнение с одной переменной

5.10

Решение линейных уравнений

1

тест

7.10

Решение линейных уравнений с одной переменной

1

линейное уравнение

индивидуальные задания

9.10

Решение задач с помощью линейных уравнений

1

уравнение  корни уравнения

индивидуальные задания

12.10

Среднее арифметическое Размах Мода

1

размах  мода

индивидуальные задания

14.10

Медиана как статистическая характеристика

1

медиана

самостоятельная работа

16.10

Подготовка к контрольной работе

1

скорость время расстояние

19.10

Контрольная работа №2 по теме «Решение линейных уравнений»

1

контрольная работа

Глава 2. Функции

21.10

Что такое функция. Значение функций

1

функция  

 значение функции

составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления,

 осуществлять подстановку одного выражения в другое;

выражать из формул одну переменную через остальные;

 находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу;

 находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей

словесный,

наглядный

работа в группах

индивидуальные задания

23.10

Вычисление значений функции по формуле

1

значений функции по формуле

практическая

самостоятельная

 деятельность

тест

26.10

График функции

1

график функции

индивидуальные задания

28.10

Выполнение упражнений по теме  График функции

1

график функции

линейная функция   её график

индивидуальные задания

30.10

Прямая пропорциональность

1

2.11

График прямой пропорциональности

1

самостоятельная работа

11.11

Линейная функция

1

прямая пропорциональность

индивидуальные задания

13.11

График линейной функции

1

описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами,

 при исследовании несложных практических ситуаций;

 интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

индивидуальные задания

16.11

Взаимное расположение графиков линейных функций

1

взаимное расположение графиков линейных функций

индивидуальные задания

18.11

Координаты точки пересечения двух линейных функций

1

координаты точки

индивидуальные задания

20.11

Решение задач по теме «Линейная функция»

1

индивидуальные задания

23.11

Взаимное расположение графиков функций

1

Глава 3. Степень с натуральным показателем

25.11

Самостоятельная работа с таблицами  и графиками

1

выполнять основные действия со степенями с целыми показателями,

с многочленами и с  алгебраическими дробями;

 выполнять разложение многочленов на множители;

 выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности, межпредметных связях  и повседневной жизни.

словесный,

наглядный

практическая

 самостоятельная

 деятельность

работа в группах

самостоятельная работа

27.11

Подготовка к контрольной работе

1

30.11

Контрольная работа №3 «Линейная  функция  и её график».

1

контрольная работа

2.12

Анализ контрольной работы.

Определение степени с натуральным показателем

степень с натуральным показателем

индивидуальные задания

4.12

Таблица квадратов Степень отрицательного числа

1

умножение степеней деление степеней

возведение в степень произведения и степени

7.12

Умножение степеней

1

индивидуальные задания

9.12

Деление степеней

1

11.12

Возведение в степень произведения и степени

1

индивидуальные задания

14.12

Применение темы Степень  с натуральным показателем

1

деление степеней

индивидуальные задания

16.12

Решение задач и упражнений по теме

Степень  с натуральным показателем

1

возведение  в степень

одночлен   стандартный вид

выполнять основные действия со степенями с целыми показателями,

с многочленами и с  алгебраическими дробями;

 выполнять разложение многочленов на множители;

 выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности, межпредметных связях  и повседневной жизни

индивидуальные задания

18.12

Одночлен и его стандартный вид

1

21.01

Административная контрольная работа

1

контрольная работа

23.12

Степень одночлена

1

степень одночленов

25.12

Умножение одночленов

1

умножение одночленов

индивидуальные задания

28.12

Возведение одночлена в натуральную степень

1

возведение одночлена в степень

индивидуальные задания

13.01

Функции у=х2  и у=х3

1

функция свойства функций

индивидуальные задания

15.01

Свойства и график функции  у=х2  

1

у=х2  

индивидуальные задания

18.01

Свойства и график функции  у=х3

у=х3

индивидуальные задания

20.01

Подготовка к контрольной работе

1

индивидуальные задания

22.01

Контрольная работа №4 «Степень с натуральным показателем одночлена»

1

Контрольная работа

25.01

Анализ контрольной работы. Понятие многочлена

1

тест

Глава IV. Многочлены

27.01

Многочлен и его стандартный вид

1

многочлен стандартный вид

индивидуальные задания

29.01

Степень многочлена

1

индивидуальные задания

1.02

Сложение и вычитание многочленов.

1

сложение и вычитание многочленов

выполнять основные действия со степенями с целыми показателями,

с многочленами и с  алгебраическими дробями;

 выполнять разложение многочленов на множители;

 выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности, межпредметных связях  и повседневной жизни

индивидуальные задания

3.02

Умножение одночлена на многочлен

1

умножение многочлена на многочлен

индивидуальные задания

5.02

Умножение одночлена на многочлен при решении уравнений

1

разложение многочлена на множители

 способ группировки

индивидуальные задания

8.02

Применение темы Умножение одночлена на многочлен

1

общий  множитель

индивидуальные задания

10.02

Вынесение общего множителя за скобки

1

общий  множитель разложение многочлена на множители

 способ группировки

тест

12.02

Решение задач и уравнений

1

доказательство тождеств

индивидуальные задания

15.02

Подготовка к контрольной работе

1

умножение многочлена на многочлен

17.02

Контрольная работа № 5 по теме «Многочлен. Сложение и вычитание многочленов»

1

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности, межпредметных связях  и повседневной жизни.

Контрольная работа №5.

Глава 5. Формулы сокращённого умножения

19.02

Умножение многочлена на многочлен

1

возведение в квадрат суммы двух выражений

   

словесный,

наглядный

практическая

 самостоятельная

 деятельность

работа в группах

индивидуальные задания

22.02

Упрощение выражений

1

возведение в квадрат разности двух выражений

индивидуальные задания

26.02

Применение при решении задач и уравнений

1

индивидуальные задания

1.03

Разложение на множители  способом группировкой

1

разложение на множители с помощью формул квадрата суммы    

индивидуальные задания

3.03

Доказательство тождеств.

1

разложение на множители с помощью формул   квадрата разности

индивидуальные задания

5.03

Подготовка к контрольной работе

индивидуальные задания

8.03

Контрольная работа №6. Умножение многочленов.

1

умножение разности двух выражений на их сумму

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности,

Контрольная работа №6.

10.03

Анализ контрольной работы

Формулы сокращённого умножения

1

формулы сокращённого умножения

12.03

Возведение в квадрат суммы  двух выражений

1

разложение разности квадратов на множители

работа в группах

индивидуальные задания

15.03

Возведение в квадрат разности двух выражений

1

возведение в квадрат разности двух выражений

работа в группах

индивидуальные задания

17.03

Применение темы Возведение в квадрат суммы  и разности двух выражений

1

индивидуальные задания

19.03

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1

разложение на множители суммы кубов    

работа в группах

индивидуальные задания

22.03

Применение темы при решении уравнений и задач

1

разложение на множители   разности кубов

самостоятельная работа

31.03

Умножение разности двух выражений на их сумму

1

преобразование целого выражения в многочлен

индивидуальные задания

2.04

Применение темы Различные разложение многочлена на множители

1

 различные способы для разложения многочлена на множители

Применение различных способов для разложения многочлена на множители.

словесный,

наглядный

практическая

самостоятельная

 деятельность

работа в группах

индивидуальные задания

5.04

Разложение разности квадратов на множители

1

индивидуальные задания

7.04

Подготовка к контрольной работе

1

9.04

Контрольная работа №7 Формулы сокращённого умножения.

1

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности

Контрольная работа №7

12.04

Разложение на множители суммы и разности кубов

1

сумма и разность кубов

индивидуальные задания

Глава 6. Системы линейных уравнений

14.04

Преобразование целого выражения в многочлен

1

целое выражение

описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;

 интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами

построение графиков уравнения ах+вх+с=0, где а≠0,в≠0 одновременно, при различных значениях а, в и с.

преобразование линейного уравнения с двумя переменными  к виду линейной функции решение систем линейных уравнений  способом подстановки и способом  сложения решение задач с помощью систем уравнений

словесный,

наглядный

практическая

 самостоятельная

 деятельность

работа в группах

индивидуальные задания

16.04

Упрощение выражений

1

индивидуальные задания

19.04

Применение различных способов разложения на множители

1

разложение на множители

индивидуальные задания

21.04

Разложение многочлена  на множители

1

применение

тест

23.04

Подготовка к контрольной работе

1

индивидуальные задания

22.04

Контрольная работа №8 Применение преобразований целых выражений.

1

Контрольная работа №8.

26.04

Линейное уравнение с двумя переменными

1

линейное уравнение с двумя переменными

индивидуальные задания

28.04

График линейного уравнения с двумя переменными

1

прямая

график линейного уравнения с двумя переменными

30.04

Системы линейных уравнений с двумя переменными

1

системы линейных уравнений с двумя переменными

индивидуальные задания

3.05

Решение систем уравнений способом подстановки

1

решение способом подстановки

словесный,

наглядный

практическая самостоятельная

 деятельность

работа в группах

индивидуальные задания

5.05

Решение систем линейных уравнений способом сложения

1

способом  сложения

индивидуальные задания

7.05

Решение систем уравнений

1

системы уравнений

индивидуальные задания

10.05

Решение задач с помощью систем уравнений

1

решение задач

индивидуальные задания

12.05

Применение темы и решение систем уравнений

1

работа в группах

тест

14.05

Административная контрольная работа

1

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности

контрольная работа

Обобщающее итоговое повторение

17.05

Повторение. Линейная функция

Её график

1

линейная функция

 её график степень с натуральным показателем

одночлены

словесный,

наглядный

практическая

индивидуальные задания

19.05

Степень с натуральным показателем. одночлены

1

многочлены

действия над ними

работа в группах

индивидуальные задания

21.05

Многочлены и действия над ними

1

индивидуальные задания

24.05

Формулы сокращённого умножения. Разложение многочлена на множители.

1

формулы сокращённого умножения. разложение многочлена на множители.

индивидуальные задания

26.05

Решение задач и уравнений

1

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности, межпредметных связях  

работа в группах

индивидуальные задания

28.05

Решение задач

1

индивидуальные задания

31.05

Обобщение и систематизация изученного материала

1

работа в группах

тест

Пояснительная записка.

     Материалы для рабочей программы составлены на основе:

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,

Примерной программы по математике основного общего образования;

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

      Данная рабочая программа курса по геометрии для 7 класса разработана на основе  программы общеобразовательных учреждений 7- 9 классы. Москва «Просвещение» 2009. Составитель Т. А. Бурмистрова.

Реализация программы рассчитано на70 часов (2 часа в неделю 1 - 4 четверть) в 2013 – 2014 учебном году.

Контрольно-оценочная деятельность: поурочная.

 В программе предусмотрено 5 контрольных работ.

Осуществление рабочей программы  предполагает использование следующего учебно-методического комплекта:

 Учебник: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. Геометрия 7-9 кл.  2009г.

Дополнительная литература:

1) В. И. Жохов, и др. Примерное планирование  учебного материала и контрольные работы по математике 5-11 М-2001

2) Тематическое планирование по математике 5-9 класс. Сост.   Т. А. Бурмистрова М-2003

3) Т. М. Мищенко Тематическое и поурочное планирование по геометрии.    7  класс М-2004г.

4) Ю. П. Дудницын, В. Л. Кронгауз  Контрольные работы по геометрии 2006г.

5) Математика №13 2006г.

6) Н. Ф. Гаврилова  Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход. М-2006г.

7)  Сборник нормативных документов. Математика. М-2008г.

8) Геометрия 7-9 классы. Развёрнутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия Л. С. Атанасян/ автор- составитель Т.А. Салова. Учитель 2009г.

Цели и задачи изучения предмета (курса):

Формирование представлений о математике как об универсальной науке, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики.

Развитие логического мышления и пространственного воображения,  алгоритмической культуры. Критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для дальнейшего обучения высшей школе. Воспитание средствами математики культуры личности, понимание значимости математики для научно – технического прогресса, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

Задачами  обучения являются:

 - Приобретение математических знаний и умений.

 - Овладение обобщёнными способами мыслительной, творческой деятельности.

 - Освоение компетенций: учебно - познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентированной  и профессионально-трудового выбора.

 Целью изучения курса геометрии в 7 классе является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика) и курса стереометрии в старших классах.

Формирование у учащихся систематизации сведений о плоских фигурах и основных геометрических отношениях.

Учить использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира. Формировать представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве. Учить решать задачи на вычисление, доказательство и построение, применяя выделение ключевой задачи, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек, аналитический способ.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Начальные геометрические сведения

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1- 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Треугольники

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников.

 Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами. 

 Параллельные прямые

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

 Соотношения между сторонами и углами треугольника

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, и частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Повторение. Решение задач.

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.

Тематический план:

Глава

Содержание материала

Количество часов

Контроль

1

Начальные геометрические сведения

10

1

2

Треугольники

17

1

3

Параллельные прямые.

13

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

18

2

Итоговое повторение курса геометрии 7 класса.

10

-

Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой, составленной  с учётом обязательных результатов обучения.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

 Уметь:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей);

• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения,

• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

• решать простейшие планиметрические задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• описания реальных ситуаций на языке геометрии;

• расчетов, включающих простейшие формулы;

• решения геометрических задач;

• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Контрольные работы по геометрии 7 класс:

№ контрольной работы

Дата проведения

Тема контрольной работы

Контрольная работа № 1

октябрь

Начальные геометрические сведения.

Контрольная работа № 2

декабрь

Треугольники. Признаки равенства треугольников.

Контрольная работа № 3

февраль

Параллельные прямые. Аксиома параллельных прямых.

Контрольная работа № 4

март

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Контрольная работа №5

апрель

Прямоугольный треугольник.

Учебно-лабораторное оборудование

Кабинет математики оборудован интерактивной доской, проектором, ноутбуком,

Интернетом, учебно-мультимедийными средствами обучения.

Компакт-диски:

Современный учебно-методический комплекс:

 Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия (7,8,9, 10, 11 классы),

Уроки геометрии Кигилла и Мефодик. Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия (7,8, 9, 10, 11 классы),

Просвещение / DVD -диск// /Электронное приложение.Геометрия  /1 CD/7-9кл

Видеофильмы: Первая наука человечества

Образовательная коллекция 1С:

Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ математика,

Элективные курсы алгебра геометрия информатика

Осуществление рабочей программы  предполагает использование следующего учебно-методического комплекта:

 Учебник: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. Геометрия 7-9 кл.  2009г.

Дополнительная литература:

1) В. И. Жохов, и др. Примерное планирование  учебного материала и контрольные работы по математике 5-11 М-2001

2) Тематическое планирование по математике 5-9 класс. Сост.   Т. А. Бурмистрова М-2003

3) Т. М. Мищенко Тематическое и поурочное планирование по геометрии.    7  класс М-2004г.

4) Ю. П. Дудницын, В. Л. Кронгауз  Контрольные работы по геометрии 2006г.

5) Математика №13 2006г.

6) Н. Ф. Гаврилова  Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход. М-2006г.

7)  Сборник нормативных документов. Математика. М-2008г.

8) Геометрия 7-9 классы. Развёрнутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия Л. С. Атанасян/ автор- составитель Т.А. Салова. Учитель 2009г.

Тематическое планирование по геометрии 7 класс.

№ темы урока

даты уроков

название  темы уроков

количество часов

понятийный аппарат темы

планируемый результат компетентности

(ЗУН по предмету, познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельность)

методы, формы организации УВП, в том числе формирование компетентностей

форма контроля по формированию ЗУНов и компетентностей

1

2

3

4

5

6

7

Глава I Начальные геометрические сведения.

3.09

 Прямая и отрезок.

1

точка, прямая отрезок

Возникновение геометрии из практики.

 Геометрические фигуры и тела.

 Равенство в геометрии.

Точка, прямая и плоскость.

 Сравнение отрезков и углов.  

Измерение отрезков.

Измерение углов.

Перпендикулярные прямые.

Построение прямых углов на местности.

словесный,

наглядный

практическая

 самостоятельная

 деятельность

работа в группах  

индивидуальные задания

5.09

 Луч и угол

1

луч  угол

индивидуальные задания

10.09

Сравнение отрезков и углов

1

сравнение отрезков сравнение углов

индивидуальные задания

12.09

 Измерение отрезков

1

способы измерения отрезков величины

индивидуальные задания

17.09

 Измерение углов

1

способы измерения углов

индивидуальные задания

19.09

Смежные и вертикальные углы

1

углы смежные вертикальные

индивидуальные задания

24.09

Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности

1

перпендикулярные прямые способы построения прямых углов

самостоятельная работа

26.09

Решение задач по теме: Начальные геометрические сведения.

 1

тестирование

1.10

Контрольная работа № 1

Начальные геометрические сведения

контрольная работа

Глава II. Треугольники.

3.10

Треугольник

1

треугольник

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

расчетов, включающих простейшие формулы;

решения геометрических задач;

 построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

словесный,

наглядный

практическая

 самостоятельная

 деятельность

работа в группах  

индивидуальные задания

8. 10

Первый признак равенства треугольников

1

первый признак равенства треугольников

индивидуальные задания

10.10

Решение задач по теме  Первой  признак равенства треугольников.

1

самостоятельная работа

15.10

Перпендикуляр к прямой

1

перпендикуляр

индивидуальные задания

17.10

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

медиана, биссектриса и высота треугольника

индивидуальные задания

22.10

Свойства равнобедренного треугольника

1

равнобедренный треугольник его свойства

индивидуальные задания

24.10

Решение задач по теме: Свойства равнобедренного треугольника.

1

индивидуальные задания

29.10

Второй признак равенства треугольников

1

второй признак равенства треугольников

индивидуальные задания

31.10

Решение задач по теме: Второй признак равенства треугольников.

1

самостоятельная работа

12.11

Третий признак равенства треугольников

1

третий признак равенства треугольников

14.11

Решение задач по теме: Признаки  равенства треугольников.

1

самостоятельная работа

19.11

Окружность.

1

окружность

индивидуальные задания

21.11

Построения циркулем и линейкой.

1

способы работы и построения циркулем и линейкой.

индивидуальные задания

26.11

Примеры задач на построение.

1

работа в группах

индивидуальные задания

28.11

Обобщающий урок по теме «Треугольники», решение задач

1

самостоятельная работа

3.12

Подготовка к контрольной работе

1

индивидуальные задания

5.12

Контрольная работа № 2 Треугольники.

1

контрольная работа

Глава III. Параллельные прямые.

10.12

Определение параллельности прямых.

1

параллельные прямые

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

расчетов, включающих простейшие формулы;

решения геометрических задач;

словесный,

наглядный

практическая

 самостоятельная

 деятельность

работа в группах  

индивидуальные задания

12.12

Признаки параллельности двух прямых.

1

признаки параллельности двух прямых

индивидуальные задания

17.12

Практические способы построения параллельных прямых.

1

способы построения параллельных прямых

самостоятельная работа

19.12

Решение задач по теме параллельность прямых

1

индивидуальные задания

24.12

Об аксиомах геометрии.

1

аксиома, аксиома параллельных прямых

индивидуальные задания

26.12

Аксиома параллельных прямых

1

индивидуальные задания

14.01

Решение задач по теме: Аксиома параллельных прямых.

1

самостоятельная работа

16.01

Теорема обратная данной.

Метод доказательства от противного

1

теорема

теорема об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей

индивидуальные задания

21.01

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей

1

метод доказательства от противного

индивидуальные задания

23.01

Следствие из теоремы о накрест лежащих углах

1

индивидуальные задания

28.01

Решение задач по теме: Параллельные прямые и секущая.

1

тест

30.01

Подготовка к контрольной работе по теме: Параллельные прямые.

1

индивидуальные задания

4.02

Контрольная работа № 3. Параллельные прямые

1

контрольная работа

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

6.02

Теорема о сумме углов треугольника

1

сумма углов треугольника

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;

решения геометрических задач;

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

словесный,

наглядный

практическая

 самостоятельная

 деятельность

работа в группах  

индивидуальные задания

11.02

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники

1

треугольники остроугольный, прямоугольный и тупоугольный

индивидуальные задания

13.02

Решение задач по теме: Теорема о сумме углов треугольника.

1

самостоятельная работа

18.02

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника.

1

теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника

индивидуальные задания

20.02

Решение задач по теме: Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

самостоятельная работа

25.02

Неравенство треугольника.

1

неравенство треугольника

индивидуальные задания

27.02

Решение задач

Самостоятельная работа

1

самостоятельная работа

4.03

Прямоугольные треугольники.

1

прямоугольный треугольник

индивидуальные задания

6.03

Некоторые свойства прямоугольных треугольников

1

свойства прямоугольных треугольников

индивидуальные задания

11.03

Решение задач по теме: Свойства треугольников

1

работа в группах  

индивидуальные задания

13.03

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

Уголковый отражатель.

1

признаки равенства прямоугольных треугольников

самостоятельная работа

18.03

Расстояние от точки до примой Расстояние между параллельными прямыми

1

уголковый отражатель

индивидуальные задания

20.03

Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними

1

построение треугольников

самостоятельная работа

1.04

Построение треугольников по стороне и двум прилежащим углам

1

построение треугольников

индивидуальные задания

3.04

Построение треугольников по трём сторонам

1

виды треугольников

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;

решения геометрических задач;

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

индивидуальные задания

8.04

Решение задач на построение треугольников

1

расстояние от точки до прямой

самостоятельная работа

10.04

Обобщающий урок Соотношение между сторонами и углами треугольника

1

расстояние между параллельными прямыми

индивидуальные задания

15.04

Контрольная работа № 4 Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

задачи на построение

контрольная работа

Итоговое повторение курса геометрии 7 класса.

17.04

Начальные геометрические сведения

1

начальные геометрические сведения

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

расчетов, включающих простейшие формулы;

решения геометрических задач

словесный,

наглядный

практическая самостоятельная

 деятельность

работа в группах  

работа в группах  

индивидуальные задания

22.04

Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник

1

признаки равенства треугольников  равнобедренный треугольник

индивидуальные задания

24.04

Параллельные прямые

1

параллельные прямые

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

индивидуальные задания

29.04

Соотношение между сторонами треугольника

1

соотношение между сторонами треугольника

индивидуальные задания

1.05

Прямоугольный треугольник и его свойства

1

прямоугольный треугольник

индивидуальные задания

6.05

Решение задач по теме Прямоугольный треугольник и его свойства

1

прямоугольный треугольник

свойства

индивидуальные задания

8.05

Задачи на построение

индивидуальные задания

13.05

Обобщающий урок по материалу повторение

1

индивидуальные задания

15.05

Итоговая контрольная работа.

1

контрольная работа

20.05

Решение задач  Аксиомы.

1

индивидуальные задания

22.05

Решение задач равенство треугольников

1

Повторение

индивидуальные задания

27.05

Решение алгебраическими методами геометрических задач

1

Повторение

индивидуальные задания

29.05

Решение задач повышенной сложности.

1

Повторение

индивидуальные задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....