Из опыта работы
статья по алгебре на тему

Логвинова Ирина Алексеевна

 Работа по индивидуальным учебным планам-это сознательный выбор каждого ученика, обусловленный планами на будущее, дальнейшим выбором ВУЗа и профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Хохольский лицей"

Из опыта работы

Подготовила

Учитель математики

МОУ «Хохольский лицей»

Логвинова И. А.

2010г

Профильное обучение в нашем лицее реализуется с 2007года.

 Я работала в классе с профильным обучением с 2007 по 2009 годы. Работа по индивидуальным учебным планам-это сознательный выбор каждого ученика, обусловленный планами на будущее, дальнейшим выбором ВУЗа и профессии.

На уроках я использовала различные методы обучения. Хочу остановиться на них подробнее.

Начинаю урок с актуализации предыдущего материала. Учащиеся лучше включаются в работу, если вначале каждой новой темы показать её связь с предыдущими занятиями. Напоминаю основные положения предыдущих уроков (урока) и показываю, как они связаны с новым материалом, который предстоит изучать. Организовать эту работу можно различными способами.

Например, кроссворд. Приведу пример для учащихся 8 класса.

                                            Четырехугольники

В кроссворде зашифрованы основные понятия и формулы по теме “Четырехугольники”. В выделенном столбце получится ключевое слово урока.

 

-Четырехугольник, у которого 2 стороны параллельны, а две другие нет.

-Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла.

-Латинский …, используемый в геометрии.

-Четырехугольник, площадь которого равна квадрату его стороны.

-Треугольник, у которого квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

-Утверждение, справедливость которого устанавливается путем рассуждений.

-Четырехугольник, площадь которого равна половине произведения его диагоналей.

 Кроссворды на уроке использую не только с целью актуализации знаний, но и при повторении темы, на контрольно-проверочном уроке.

В качестве домашнего задания даю ребятам возможность самим попробовать составить кроссворд по заданной теме.

Уровень развития  умственных способностей всегда определяет способность правильно мыслить, достигать успехов в  решении проблем. Для этого стараюсь  развивать способности школьников. На  уроке привлекаю учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяют существенные признаки предмета или явления. Например, учащиеся усвоили понятие «прямоугольник» и переходят к изучению квадрата. Необходимо определить понятие «квадрат». На доске рисую несколько  квадратов разных по размерам,  положению, по цвету. Нужно установить, что общего во всех этих фигурах, дать определение понятия «квадрат». После многократного повторения этот приём закрепляется в сознании школьника как способ определения понятия, как средство познания окружающей действительности. Приведу ещё примеры проблемных ситуаций.

-Предлагается задача, которая решается  только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку.

-На доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.

-Даётся обычная традиционная задача с традиционным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное решение.

-Ребята изображают некоторую геометрическую фигуру и проводят небольшую исследовательскую работу по определённому плану.

Проблемную ситуацию можно создать, например, при построении биссектрисы угла, делении отрезка пополам и т.д.
Проблемное обучение эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.

Основные условия успешного проблемного обучения:

- Необходимо вызвать интерес учащихся к содержанию проблемы;

- Обеспечить посильность работы для учеников с возникающими проблемами;

- Информация, которую учащиеся получат при решении проблемы, должна быть значимой.

Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения. В сочетании с другими методами и приемами игры повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы. Для ребенка игра - увлекательное, прежде всего занятие.

Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания - благотворно сказывается на результатах обучения.  Для проведения любой игры необходимо определить цель, создать игровую ситуацию, разработать сценарий, подумать на каком этапе урока будет проведена игра, учитывать особенности класса и интересы учащихся. Игровые моменты могут составлять как часть урока, так и полностью урок-игра.

На уроках по изучению темы «Формулы сокращённого умножения» предлагаю сыграть в математическое лото. Каждому ученику раздаю такие таблицы

(2 x 3  – 5 z )(2 x 3  + 5 z )

х2 + 2х + 1

m2 –(6n)2

(a+b+c)2

(–3m + 4n)2

4m2 + 6m + 9

Картинку(размером, соответствующую таблице) разрезаю на шесть частей. На обратной стороне записаны ответы. Дети решают и кладут кусочки на нужные места. При верном решении собирается картинка.

При изучении темы «Решение уравнений» провожу математический кросс.

Решив закодированные примеры, вы получите удовлетворение от выполненной работы.

- 1 – Я, 64 – Н, 2 – Г, 4 – С, 5 – Ы, 3 – Т, 7 – Л, - 4 – О, 8 – Д, 0 – Е,

Подобные игры можно проводить довольно часто.

Уроки, целиком посвящённые игре, требуют больше времени и сил. Для  их подготовки привлекаю учеников. На разных этапах обучения я проводила уроки-игры «Путешествие по математическим тропинкам», «Бизнес  в стране Математика», Брейн-ринг и другие.

Важным этапом в обучении является контроль знаний. В связи с  введением ЕГЭ большое место в моей работе занимает тестирование. Простейшие тесты начинаю вводить уже в 5 классе. Например,

Тест  по теме  « Натуральные числа и шкалы»

Вариант 1.

1.Закончите предложение:

«Числа, употребляемые при счёте, называются …»

         а) счётными;                  б) натуральными;              

         в) порядковыми;           г)  однозначными.

  2. Является ли число 0 натуральным числом?

    а) да;  б) нет;  в) не знаю;  г) свой ответ.

  3. Запишите цифрами число:

      один миллион двести тысяч тринадцать.

        а) 1200130;                            б) 1020013;    

        в) 1200013;                            г)  10200013.

    4. Сколько  сотен в числе  5 260 947?

        а) 5 260;    б) 52 609;   в) 9;    г) 526.

5.  Найдите периметр треугольника изображённого

     на рисунке

   

а) 5см 21 мм;  б) 7см 1мм;  в) 6см 11 мм; г) 81мм.

6. Выразите в метрах  4 км 30 м.

   А) 430 м; б) 4300 м;  в) 40030м;  г) 4030м.

7.  Выразите в центнерах и килограммах  4420 кг.

        а) 4 ц 420 г;                              б) 44 ц 20 кг;

        в) 440 ц 20 кг;                           г) 44 ц 2кг.

8. Выберите верное неравенство:

    а) 356 > 365;                         б) 401 < 411;

    в) 5036 > 5101;                     г) 999 > 1001.

9. Какую цифру нужно вставить  вместо *, чтобы

     получилось верное двойное неравенство?

        5429 <  553 * < 5536?

    а) 7;  б) 9;  в) 0;  г)  8.

10.  Какое получится число, если в числе 8 042

        цифру тысяч уменьшить в 4 раза, а цифру    

        сотен увеличить в 5 раз?

         а) 2542;          б) 8010;       в) 2042;      г) 2512.

Вариант 2.

1.Закончите предложение:

«Часть прямой, которая имеет начало, но не имеет конца, называется…»

а) отрезком;  б) прямой;  в) лучом; г) точкой.

2. Является ли число 1 натуральным числом?

    А) да;  б) нет;  в) не знаю;  г) свой ответ.

3.   Запишите цифрами число:

      десять  миллионов  тридцать  тысяч двести.

       а) 1030200;                    б) 10300200;

       в) 10003200;                  г) 10030200.

4. Сколько тысяч в числе 5 329 871?

       а) 532;   б) 9;   в) 5 329 ;    г) 5 329 000.

5. Найдите периметр треугольника   изображённого  на рисунке.

        

а) 7 см 22 мм; б) 8 см 2мм; в) 9 см 2 мм; г) 82 мм

6. Выразите в граммах 5 кг 20 г.

   А) 520 г; б) 5200 г;  в) 50020 г;  г)5020 г.

7. Выразите в метрах и сантиметрах  3540 см.

     а) 3м 540 см;                     б) 35 м 40 см;

     в) 35м 4 см;                        г)  350м 4см.

8. Выберите неверное неравенство:

    а) 356 > 365;                            б) 401< 411;

    в) 5036 < 5101;                        г) 999 < 1001.

9. Какую цифру нужно вставить  вместо *, чтобы получилось верное двойное неравенство

       7326 <  733* < 7332?

  А) 7;  б) 9;  в) 0;  г)  8.

10.  Какое получится число, если в числе 6 034 цифру

       сотен увеличить  в 4 раза, а цифру единиц

       уменьшить в 2 раза?

       а) 6434;    б) 6417;    в) 6017;      г) 6032.

Или в 10 классе даю такой тест

1.Найдите производную функции f(x)= sinx - cosx

А)cosx+sinx

Б)cosx-sinx

                                                В)xcosx

                   2.Упростить выражение cos(x-y)-cosxcosy

А) sinxsiny

                                                Б)1

   В) -sinxcosy

3. Найдите значение выражения 13sin2x+cosx, если cosx=0

                                                А)13

                                                Б)1

                                                В)0

4.Третий член арифметической прогрессии равен 25, а десятый равен 4. Найдите сумму первых шестнадцати членов данной прогрессии.

                                                 А)136

                                                 Б)142

                                                 В)168

5.Найдите область значений функции f(x) = -5cosx

А) [ -1; 1]

                                                 Б)[-5; 5]

                                                 В)[ 1;5]

6.Найдите производную функции y = ( -2x+3)**8

А)-16(-2x+3)**7

Б) 16 (-2x+3)

В) 8 (-2x+3)

Моим ученикам пришлись по вкусу разноуровневые самостоятельные работы, где даётся обязательная часть (3 балла) и дополнительная (4 и 5 баллов)

5 класс

Обязательная часть:

1. Решите уравнение:

     965 + п = 1505;

2. Решите уравнение:

     802 – а = 416.

3.Решите уравнение:

   44 + ( а – 85) = 105.

Дополнительная часть:

 4.Решите с помощью уравнения задачу: « Петя задумал число. Если вычесть его из числа 333, то получится 195. Какое число задумал Петя?»

5.Угадай корень уравнения и выполните проверку:

8 - y = y + 2.

8 класс

Обязательная часть:

1. Докажите неравенство

(3-b)(5+b)-50<(6+3b)(b-3)+b

2. Решите неравенство

 –  

Дополнительная часть:

3. Решите систему неравенств

-3(-2x-1)<2(x-8,5)

x(x+1)(x-2)(x+20)-6

4. Решите двойное неравенство

-1<20-4x2

5. Решите систему неравенств

5x+125x+20

X<2x+3

2x+70

Провожу математические диктанты. Диктант выполняется под копирку.

Два ученика выполняют задание на развороте доски для проверки правильности выполнения диктанта.

1.Запиши числовой промежуток, служащий решением неравенства.

x7       (x5)

2.Решите неравенство

4(x+1)4x+1      (2x+12(x-1))

 3.Решите систему неравенств

6x>x+8           3x>x-2

2x+7<0           2x+8<0

4.Является ли число 9(-5) решением системы

2x>2          3x<6

x>3             x<3

-x<4            -2x>2

5.Решите неравенство

5<2x+1<9        (5<3x-1<8)

По окончанию темы провожу зачёты, которые состоят из теоретической и практической частей.

Зачет по теме “Параллельные прямые”

Вопросы к зачету: 

Определение параллельных прямых

Что такое секущая?

Назовите углы, образованные при пересечении двух прямых и секущей.

Признаки параллельности двух прямых.

Условие и заключение теоремы; определение теоремы, обратной данной.

Теоремы, обратные признакам параллельности прямых.

Что такое аксиома ?

Аксиома параллельных прямых.

Примерные типы задач к зачету

1.На оценку “3”:

При пересечении двух параллельных прямых третьей прямой сумма двух

накрест лежащих углов равна 130 градусов. Найдите остальные углы.

2.На оценку “4”:

Разность двух односторонних углов при пересечении двух параллельных

прямых секущей равна 50 градусам. Найдите эти углы.

3.На оценку “5”:

Две параллельные прямые пересечены секущей. Докажите, что биссектрисы накрест лежащих углов параллельны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...