Развитие познавательной активности учащихся (интегрированные уроки)
методическая разработка по алгебре по теме

Развитие познавательной активности учащихся (интегрированные уроки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Шмитько Ирина Анатольевна

учитель математики МБОУ гимназии №40 города Краснодара

тема:   Развитие познавательной активности учащихся (интегрированные уроки).

 

          Развитие познавательной активности учащихся (интегрированные уроки).

 В гимназии №40 города Краснодара на уроках  по математике в базовую программу включается региональный компонент.

Использование регионального компонента позволяет проявить творчество, повысить эффективность восприятия  программы и закрепление материала, усилить качество обучения учащихся. Таким образом, появился новый подход к решению проблем образования.

Например, психологи  города Краснодара в классах проводили психологические тесты, выявляли заинтересованность, личностные отношения. В результате на первое место учащиеся ставят материальные ценности, затем отношения в семье, а отношение к природе, окружающей среде – на последнее.  Ценностный смысл регионального компонента заключается в том, чтобы показать взаимосвязь и взаимозависимость человека, природной и культурной среды; в воспитании нравственной позиции гражданина по отношению к родному краю, городу, стране. 
Для того, чтобы достичь поставленных целей и воспитать патриотов своего края, своей Родины, людей, неравнодушных, «болеющих» за её будущее, в процессе обучения необходимо решать задачи. 
• Дать основы разносторонних знаний о крае (исторических, географических, биологических, искусствоведческих, экологических, которые являются злободневными в нашем регионе и т.д.); 
• Пробудить познавательный интерес, бережное отношение к родному краю, его флоре и фауне, культурному наследию; воспитать уважение к предкам и согражданам; заложить отношение собственной причастности к судьбе своего края; 
• Сформировать у учащихся нравственные представления, необходимые в дальнейшей жизни.
Применение регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика. 
Как пробудить у детей интерес к краю, в котором они живут, к обычаям, традициям кубанского народа? На уроках математики можно использовать задачи, составленные на культурно-краеведческом материале Кубани. Числовые данные взяты из научной, справочной, художественной литературы. Задачи интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Кубани , культурой, историей, традициями, математическими представлениями казаков , с устным народным творчеством. Простые задачи можно предложить для устного счета, более сложные – для самостоятельного решения или включить в домашнее задание. Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности.

Сюжетные уроки

Фрагмент урока математики в 5-м классе

Тема. Вычисление площади геометрических фигур.

Цели.

  1. Закрепление умения решать задачи на нахождение площади геометрических фигур.
  2. Отработка средств общения в учебной деятельности (работа в группе).

Учитель рассказывает о том, что казачки – творцы великолепных вышивок и аппликаций. На больших праздниках, во время свадебных церемоний покрывают коней красиво расшитыми попонами. Узоры на них вышиваются нитками, бисером, бусами, украшаются металлическими бляшками, пластинами, аппликацией из разноцветной суконной мозаики. Прямоугольник, квадрат, ромб, треугольник, трапеция – эти простейшие геометрические фигуры часто встречаются в суконной аппликации и меховой мозаике. Любимые цвета мастериц – красный, черный, далее идут зеленый, желтый, коричневый, синий.

- Сегодня мы с вами побываем в роли кубанских мастериц. Для изготовления  попоны требуется вырезать из сукна треугольники, квадраты, ромбы, трапеции.

Каждая группа получает карточку с геометрической фигурой, производит необходимые измерения и решает задачу.

На таких уроках у всех детей возникает учебно-познавательный интерес, не бывает равнодушных и безразличных. Урок проходит эмоционально и надолго запоминается.

Несмотря на то, что рассматриваемый предмет носит научно-теоретический характер, применение регионального содержания в стандартном уроке, способствует воспитанию и привитию у учащихся качеств личности. Именно на первых этапах развития личности нужно формировать социальную среду и ориентировать направленность обучения. Такой урок позволяет сочетать сразу несколько знаний.

        Проблемы обычного школьного урока привлекают в последнее время пристальное внимание. О них спорят на страницах журналов. От школы и учителя требуется не только дать знания, сформулировать умение и навыки у всех ребят, но главное научить школьников творчески распоряжаться ими. Но к сожалению урок математики, как и впрочем любой другой часто сводится лишь к прохождению программы, причем преимущественно с использованием объяснительно - иллюстративного метода: делай как я (посмотри- повтори-запомни).

               Дети идут на урок чаще всего за общением с друзьями, учителями. Наивысшую радость и удовольствие они испытывают от работы, позволяющей им открывать себя: свои способности, возможности. И глазки загораются и в тот момент, когда их учат значительному, важному для жизни вообще, а не для получения оценки.

               Прекрасно, когда ученик  находится в внутреннем диалоге с учителем, мысленно спорит, сомневается и соглашается лишь, тогда когда четко осознал свою мысль. Мы считаем, что наш урок удался. Он был не только полезен, но и интересен учащимися.      

Учителями математики были разработаны и проводятся, мастер-классы  внеклассное мероприятие для учащихся 5-11 классов с применением интерактивной доски, презентаций, программы Актив Студио

Работа с интерактивной доской повышает интерес учащихся к обучению по данному предмету. Проведение таких уроков позволяет проявить творческие способности учащихся, не только на уроках математики. Четко прослеживается межпредметная связь.

 Живя на Кубанской земле, мы стараемся и на уроках математики прививать учащимся любовь к своему краю, знакомить их с его историей. Мы хотим построить уроки так, чтобы они доставляли радость и детям и нам.  Надеемся, что такие уроки будут полезны  Вам, коллеги, в  работе, помогут отыскать новые  пути совершенствования обычного школьного урока.

Пусть же нашим детям повезет, и они каждый день будут встречаться в школе с радостью!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.

Проект на тему "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики". Рассматриваются   проблемы развития познавательных интересов и способностей в обучении....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формировани...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии.

В статье описываются методы,  технологии, применяемые  мною  в процессе  обучения  химии. Самоотчет  по теме самообразования. ...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка

Данный материал представляет собой обобщение личного педагогического опыт учителя русского языка и литературы с 20-летним стажем работы в школе....

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.

Познавательный интерес  - это один  из  важнейших  для  нас  мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная р...