"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" математика 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Бабенко Наталия Еманоиловна

Урок-презентация изучения нового материала разработан в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Составлен по учебнику Н.Я.Виленкина "Математика 5 класс", Мнэмозина, 2008. Развитие навыка работы над изучением новой темы, осуществляется путем чередования разных видов деятельности учащихся, что способствует и снятию утомления. На уроке обеспечивается активное участие каждого ученика в процессе образования. При подведении итогов урока проводится рефлексия, дается балльная и вербальная оценка деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_po_matematike_v_5_klasse.docx58.65 КБ
Файл prilozhenie.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 « Средняя общеобразовательная школа №13»

 Республика Коми, город Воркута

Урок математики в 5 классе по теме

«Сложение и вычитание дробей

 с одинаковыми знаменателями»

Урок разработан

учителем  математики

                       Бабенко Н.Е.

г. Воркута

2014г.


Технологическая карта урока по математике в 5 классе

Тема урока:  Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Класс: 5

Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной  информации.

Цели по содержанию:

-обучающие: научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; повторить понятия «Правильная, неправильная дробь», обобщить и закрепить знания учащихся по сравнению дробей.

-развивающие: развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы.                                                                         -воспитательные: воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Задачи: получить новые знание по теме сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; учиться работать самостоятельно, делать выводы.

Тип урока: урок усвоения нового материала

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в группах.

Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.        

Методы обучения:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковой, практический.

Учебно-методическое обеспечение: учебник  «Математика. 5 класс» автора Виленкина Н.Я., презентация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.

Этапы урока

 Задачи этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

 

Обеспечить мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока.

4 мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. (слайд№3)

-Вспомните,  с  чем вы знакомились на прошлых уроках?

К нам на урок сегодня пришёл

Незнайка  и попросил помочь ему разобраться с понятием  обыкновенные дроби и научится задачи с помощью дробей. И как вы уже догадались, на этом уроке мы продолжим работу с обыкновенными дробями.

-Тема сегодняшнего урока (слайд №1) «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

-Какие цели мы поставим на данном  уроке? (слайд № 4-7)

        

-Цели поставлены, но, как вы знаете, для достижение их надо вспомнить изученное ранее.

Включаются в деловой ритм урока.

С обыкновенными дробями. Научились  отличать правильные и неправильные дроби и сравнивать их.

 

Учащихся пишут дату и тему урока в тетради.

Цели урока:

-выявить правило и научиться выполнять сложение и вычитание дробей с       одинаковыми знаменателями.  

-развивать внимание, логическое мышление,  грамотную математическую речь.

-воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий;

повторение умения переводить текст в запись в виде дроби, восстановление определения правильной и неправильной дроби, фиксирование индивидуальных затруднений

8 мин

И вот первые вопросы от Незнайки;

-Чем натуральные числа отличаются от дробных?

- Что показывает знаменатель и где его пишут?

 

- Что показывает числитель и где его пишут?

Работа с рисунками.(слайд №8-11)

-Прочтите полученные ответы, а как ещё читаются эти дроби? (слайд №12) 

Устная работа. (слайд№13)

-Помогите  Незнайке собрать груши, на которых записаны неправильные дроби.

-Какую дробь называют правильной?

-Какую дробь называют неправильной? (слайд №14)

Самостоятельная работ. (слайд №15).

Целые числа  обозначают целые единицы  а дробные –части единиц.

Знаменатель  показывает, на сколько долей делят и пишут его под чертой.

Числитель показывает, сколько долей было взято и пишут его над чертой.

Учащиеся пишут ответы на вопросы по слайдам в тетради.

1/2  - Половина

1/3    - треть

 1/4  - четверть    

   

  𝟖/𝟖;  𝟏𝟕/𝟏𝟑;  𝟏𝟏/𝟗.

Дробь в которой числитель меньше знаменателя, называет правильной дробью.

Дробь в которой числитель  больше знаменателя, называет неправильной дробью.

Работа в парах. Учащихся меняются тетрадями и выполняют проверку оценивая друг друга.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала. Коммуникативные:  умение использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для окружающих высказывания.                                    

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Познавательные: структурирование собственных знаний.

3.Целеполагание и мотивация.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

8 мин

Ребята Незнайка очень удивлен, что дроби можно сравнивать так легко. Покажем  ему, что ещё можно выполнит с обыкновенными дробями. Предлагаю построить ломаную из трёх отрезков по 2 см каждый и вычислить  её длину в см. (слайд № 16) 

Проблемная ситуация; 

-Попробуйте вычислите длину  ломаной в дм.

Подсказка:

-Найдите какую часть составляют 2 см от дециметра. (слайд №17-18) 

-Каким образом вы смогли вычислить длину в  дм?

А теперь попробуем вместе сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями. (слайд№19)

Запишем правило сложения с помощью букв.

Незнайка попросил помочь ему решить задачу. (слайд № 20) 

- К нему в гости пришли друзья, он решил угостить их яблоками положил на тарелку 10  (долей), 4 доли съели сколько долей осталось?

-С помощью какого действия решили задачу? 

Сформулируйте  правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Запишем это  правило  с помощью букв. (слайд № 21)

В тетради выполняют рисунок и вычисляют; 2+2+2=6см.

Учащихся сталкиваются с проблемой

2см от дм., 2/10дм.

Отмечают  на рисунке и снова вычисляют длину ломаной.

2/10+2/10+2/10=2+2+2/10=6/10

Выполнили сложение дробей.

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляется тот же.

В тетради записывают правило с помощью букв

   +  = .

10/10-4/10=10-4/10=6/10

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

В тетради записывают правило с помощью букв

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: 

проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач;  умение использовать речь для регуляции своего действия, строение  понятные для окружающих высказывания.                                      

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми  изученной темы: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

7 мин

- Итак одну из   обучающих целей нашего урока вы  выполнили ,выявили правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями осталось научиться применять эти правила на практике. Для этого поработаем с  учебником; (слайд № 22)

1.Стр. 156, №1005.

  • Какова масса помидоров?
  • Какова масса огурцов?
  • Как найти массу салата?
  • Решите.

-        Прочитайте ответ.

2. Стр. 156, №1006.        

  • Чему равна масса станка?
  • Чему равна масса упаковки?
  • Как найти массу станка с упаковкой?
  • Решите.

-        Прочитайте ответ.

3. Стр. 156, №1008.

-Какую массу гвоздей получила первая бригада?

- На сколько тонн меньше получила вторая бригада?

-Сколько тонн гвоздей получила вторая бригада?

Решение задач по новой теме

№1005

 (кг) салата

Ответ: (кг).

 

№1006

   (т) масса станка и упаковке вмести.

Ответ:  (т).

№ 1008

   (т) гвоздей получила вторая бригада.

 Ответ: (т).

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

2 мин

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

(слайд № 23) Физкультминутка

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

6. Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

8 мин

-Далее я предлагаю  вам проверить, как вы усвоили правила, выполнив самостоятельно № 1011, стр. 156.

- Первые пять учеников справившихся с работой получают оценки.

-А чтобы мы смогли быстро проверить правильность решения. приглашаю к доске 4 ученика.  У доске каждый выполняет по одному столбику.

К нам за помощью обратился Незнайка, он просит вас,  проверить работу которую он выполнил. ( слайд №24)

№ 1011

Решение с комментированием;

а)   ;   в)  ;

б)  ; г)

д) ;   е) ;

ж); з).

Самостоятельная работа: (слайд № 25)

Регулятивные:

осуществление констатирующий и прогнозирующий  контроль по результату и по способу действия.  Познавательные: - умение  ориентироваться в системе своих  знаний, Коммуникативные:, контроль, коррекция, оценка.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

3 мин

-Что изучили сегодня на уроке?

-Кто желает сформулировать правило нахождения  сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

 Кто желает сформулировать правило нахождения  вычитания  дробей с одинаковыми знаменателями.

Учащихся формулируют правило  сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: умение самостоятель-

но анализировать правильность выполнения действий и вносить  необходи-

мые коррективы.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

3 мин

Было трудно …

Было интересно …

Я научился …

Меня удивило …

У меня……….настроение? (слайд № 26)

Учащихся отвечают на вопросы.

Высказывают свои мнения.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

Коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции.

Познавательные: рефлексия.

9. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

2 мин

 Сообщает домашнее задание:

Прочитать теоретический материал п.26 на стр.158.

Выполнить письменно

№1017,   №1019,   №1020. (слайд № 27)

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Литература:

1.        Виленкин Н.Я., «Математика 5»,  «Мнемозина», 2007 г.

2.        Чесноков А.С., «Дидактические материалы по математике, 5 кл», М, 2006 г

3.         Супер-физкультминутка http://videouroki.net/diski.php



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Сравните дроби


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 классов

Цели урока:обучающие:закрепить знания и умения учащихся  применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении примеров,  уравнений и задач;воспитывающие:форм...

Учебный проект по теме "Обыкновенные дроби (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)"

Реализация учебного проекта "Обыкновенные дроби" способствует повышению интереса учащихся к математике и расширению их знаний об истории возникновения дробей. Большое внимание уделяется работе учащихс...

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями 5 класс

Разработка урока по теме : " Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями "...

Конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями", 7 класс

Конспект урока математики в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....

Конспект открытого урока в 5 классе по теме: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Урок обобщения и систематизации с дидактической игрой "Путешествие в страну Дроби"...

урок-игра "Дроби.Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями."

конспект урока в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я. "Математика 5"...