Урок математики 5 класс
план-конспект урока (алгебра, 5 класс) по теме

Чехова Татьяна Ивановна

Разработка урока математики 5 класс по теме "Среднееарифметическое чисел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок математики 5 класс113 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа  № 120

        

Методическая разработка

урока математики

в 5 классе  по теме:

«Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число»

                                                 Составила:

учитель математики 1 категории

Чехова Татьяна Ивановна

         школы №120

г. Нижний Новгород

2013 г.

  1. Программа: «Математика. 5-6 классы», авторы-составители:  И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2007. – 64 с. 5 уроков в неделю, всего 170 уроков.
  2. Учебник: Математика. 5  класс. И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича, М.: Мнемозина, 2010г.
  3. Тема урока:   "Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число".
  4. Цель: сформировать понятие и  научить вычислять среднее арифметическое чисел.

            Задачи:

Обучающая: Ввести понятие среднего арифметического; вывести правило для его нахождения. Создать условия для формирования  умений и навыков находить  среднее арифметическое чисел;

Развивающая: Развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов, показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания; развивать познавательный интерес к предмету путем применения информационных технологий.

Воспитывающая: Воспитывать     уважение к ответам товарищей, формировать правильную математическую речь.

  1. Тип урока: урок усвоения новых знаний учащихся.
  2. Хронометраж урока: 

1. Организационный этап                                                                                                2 мин

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний         5 мин

3. Этап усвоения новых знаний                                                                                    10 мин

4. Этап закрепления новых знаний.                                                                              15 мин

5. Этап информации учащихся о домашнем задании и

     инструкции по его выполнению                                                                               3 мин

6. Итог урока.                                                                                                                   5 мин

7. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

8. Формы организации учебного процесса: фронтальная форма познавательной деятельности.

      9. Оборудование урока: Мультимедийный проектор (презентация на тему «Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число»), дидактические карточки, инструкции для практических работ.

10. Психолого-педагогическая характеристика 5а класса.

      В 5а  классе обучается 24 человека:  16 девочек и 8 мальчиков. Основной состав класса был сформирован в начальной школе. В  классе дети дружны между собой, основой взаимодействия в классе является сотрудничество, ценности коллектива. Дети воспринимают коллектив как самостоятельную ценность. Ребята заинтересованы как в успехе каждого члена группы, так  и класса в целом. Многих ребят отличает самостоятельность, уверенность в себе. Все дети из благополучных семей. Образовательный статус родителей: среднее и высшее образование. Практически все родители заинтересованы в развитии умственных способностей своих детей и их нравственном воспитании. Жилищно-бытовые условия у  детей удовлетворительные.

       У 5 учащихся (21%) учащихся умственная активность на высоком уровне, эти дети работоспособны в течение всего урока,  деятельны, инициативны. У 16 учащихся (67%) - на среднем уровне, они в работу включаются сравнительно охотно,  часто вносят инициативу. 3 учащихся (12%) - с низкой умственной активностью, эти дети не проявляют инициативу,  выполняют домашние задания с помощью родителей, плохо понимают изложенный материал.

       В целом учащиеся охотно включаются в работу, легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Данные тестов и анкетирования показывают, что у 75% ребят доминируют осознанные мотивы и цели учебной деятельности: охотно ходят в школу, стремятся хорошо учиться.

      На основе тестов по определению преобладающего типа памяти сделан вывод, что 11 человек быстро запоминают и медленно забывают воспринятый материал, прочно удерживают в сознании. Для этих детей посилен быстрый темп работы. 10 человека можно отнести ко второй группе, т.е. учащиеся, которые быстро запоминают и быстро забывают изученное, им требуется частое повторение материала. 3 человека - медленно запоминают и быстро забывают, воспроизведение происходит с трудом. Эти учащиеся требуют большого внимания со стороны учителя при прохождение нового материала.

       По уровню развития речи можно судить об уровне развития мышления. Учащиеся 5а класса могут производить следующие операции мышления: сравнивать,  анализировать, обобщать.

       У учащихся лучше развито наглядно-образное мышление, поэтому на уроках необходимо как можно чаще использовать наглядные пособия и технические средства обучения (таблицы, схемы, плакаты, слайды презентаций).

     У 75% учащихся присутствует потребность в одобрении, т.е. у них есть стремление заслужить похвалу и их поведение соответствует одобряемому образцу, что свойственно этому возрасту.

      В классе проводилось тестирование на изучение самооценки учащихся:  0 человек - завышенная; 19  человек - адекватная; 5 человек - заниженная. Это говорит о том, что учащиеся адекватно переносят критические замечания в свой адрес и присутствуют дети, которые обладают неуверенностью в своих силах. В классе существует группа детей (6 человек) с повышенным уровнем тревожности. Это мешает им раскрыть себя в полном объёме.    

  Все это необходимо учитывать при распределении умственной нагрузки учащихся 5а класса на уроке.

Ход   урока.

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка присутствующих в классе и их готовности  к уроку.

  1. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.  

Ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучение новой темы.

Тема урока состоит из двух слов. Вы сможете её отгадать, если верно решите примеры и вставите буквы в таблицу ответов.

Деятельность учителя

Прогнозируемая деятельность учащихся

1.Показ слайда 1.  Отображение задания.

7,3*3         Е

64,24  : 8   А

12 – 2,6     И

68,2:2        О

45,4+ 0,6   С

12*0,1       Р

43,1*10     Д

81,1: 0,1    Н

 60 – 0,9    Ф

4,13+3,87  М

6,45-6,4     Т

0,1*0,1      К

7*0,01       Ч

2.Проверка правильности выполнения задания

 Через проявление частей картинки экрана и соответствующей буквы (если ответ назван неверно, то изображение части картинки в ячейке не открывается).

 -Подсчитайте количество правильных ответов и ошибок.  

  1. Итак тема урока:

Учащиеся выполняют задание на карточках, вписывая в таблицу ответы,  и сопоставляют им буквы.

Учащиеся называют ответы примеров и букву.

46

1,2

21,9

431

811

21,9

21,9

с

р

е

д

н

е

е

8,03

1,2

9,4

59,1

8

21,9

0,05

9,4

0,07

21,9

46

0,01

34,1

21,9

а

р

и

ф

м

е

т

и

ч

е

с

к

о

е

Правильных ответов: _________, ошибок __________

Самооценка: «5» - нет ошибок, «4» - одна или две ошибки,

«3» - три, четыре ошибки, «2» - более трех ошибок.

«Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число»

  1. Этап усвоения новых знаний

Деятельность учителя

Прогнозируемая деятельность учащихся

3.1.Мотивация:

-Может быть кто-то догадывается, что это значит?

-Часто мы в жизни слышим фразы со словом “средний”, например:  средний балл, средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д.

В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и сегодня мы познакомимся с одним из этих понятий “среднее арифметическое”.

3.2. Запишите тему урока в тетрадь

«Среднее арифметическое».

- Как вы думаете, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока?

-Прочитайте задачу №1, предложенную вам на карточке и на слайде 3. Предлагаю вам посмотреть сюжет м/ф, где представлена подобная ситуация.

Слайд 3.  Текст задачи №1  и видеосюжет 1 из м/ф «Сокровища затонувших кораблей».

№1. В детском лагере 3 отряда. В первом отряде 20 детей, во втором 26, а в  третьем 24 человека. Сколько бы человек было в каждом отряде, если детей разделить поровну?

-Попробуйте решить задачу.

У доски работает один ученик. Остальные в тетрадях.

Слайд 4. Текст задачи №2  и видеосюжет 2 из м/ф «Сокровища затонувших кораблей».

№2. Три отряда детского лагеря решили убрать территорию и собрать металлолом. Первый отряд собрал  54,8 кг, второй – 48,4 кг, третий – 67, 6кг. Сколько собрал бы каждый отряд, если весь металлолом разделить  поровну? (Найдите среднее количество металлолома, собранного каждым отрядом.)

-Составьте план решения задачи и решите её.

У доски работает один ученик. Остальные в тетрадях.

-Похожи ли решения этих задач?  

Оценивание ответов учащихся.

-Ребята, решив эти задачи и составив план их решения, мы, и познакомились с понятием среднее арифметическое. Поэтому вопрос в решенных задачах мог быть сформулирован по-другому.

-Прочитайте вопрос для  задачи №2 в скобках.

-Измените вопрос  в первой задаче.

-Давайте сейчас постараемся кратко записать правило нахождения среднего арифметического.

-Среднее арифметическое находится с помощью деления, то как прочитать математически верно это правило?

-Откройте учебник на странице 226, прочитайте правило, которое дается в учебнике.

Слайд 4. Среднее арифметическое - это частное от деления суммы чисел на число слагаемых

-Постарайтесь его запомнить.

-Что называется средним арифметическим?

Среднее арифметическое можно вычислять не только отвечая на вопрос задачи, но и для нескольких чисел, выполняя упражнения.

3.3.Выполним № 1 (а,б,в) (дидактический материал учителя)

№1.Найдите среднее арифметическое чисел:

а) 70,6 и 71,3;

б) 0,1; 0,2 и 0,3;

(проверка осуществляется по слайду 5 )

3.4.Оценивание ответов ребят.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Ученики записывают дату и тему урока в тетрадь.

Знать:

-что такое “среднее арифметическое”,

-правило нахождения среднего арифметического (алгоритм).

-где и для чего применяется среднее арифметическое чисел.

Уметь:

-  вычислять среднее арифметическое чисел,

- решать упражнения на нахождение среднего арифметического.

Учащиеся пробуют решить задачу и высказывают свой план решения.

План решения:

1.Найти сумму всех слагаемых. 2.Разделить полученную сумму на количество слагаемых.

Да.

-Найдите среднее количество детей в каждом отряде.

- Среднее арифметическое = (сумма чисел ) : количество слагаемых.

- Учащиеся высказывают свои предположения.

Среднее арифметическое - это частное от деления суммы чисел на число слагаемых.

Два ученика выполняют у доски с комментариями

Учащиеся   осуществляют проверку по слайду 5 

4. Этап закрепления новых знаний.

Деятельность учителя

Прогнозируемая деятельность учащихся

1. Практическая работа №1.

4.1.На предыдущем уроке вам было предложено разделиться на 3 группы и провести опрос учеников класса из других групп  на предмет: сколько времени тратит на выполнение домашнего задания каждый ученик класса и какую оценку он имеет за четверть. Данные внести в таблицу.

-Подсчитайте сколько в среднем тратит времени на выполнение домашнего задания  ученик, имеющий оценку «3», «4» и «5» за четверть.

Три ученика от каждой группы со своими данными выходят к доске и дают ответы.

-Сделайте вывод.

4.2. Очень важным и интересным может оказаться для каждого умение находить свой средний балл успеваемости. В конце каждой четверти вам выставляют оценки по предметам. У нас в классе есть отличники, ударники, троечники. Сейчас мы попытаемся составить рейтинг успеваемости учащихся 5 “а” класса.

Но что такое рейтинг? С этим понятием нас познакомит ученик вашего класса.

-Сейчас мы с вами выполним практическую работу по вычислению индивидуального среднего балла и составления рейтинга успеваемости. Прочитайте инструкцию по выполнению работы.

Практическая работа №2.

Инструкция. Найдите сумму отметок за 2 четверть. Разделите ее на количество предметов. (Деление выполните до тысячных, результат округлите до сотых.)

Аналогично выполните для результатов 3 четверти.

Результат занесите в таблицу.

-Вашему вниманию представляется таблица «Рейтинг качества знаний вашего 5а класса».

-Сделайте для себя выводы.

Оценка за четверть

Ученик

3

4

5

Сколько  минут в

среднем тратит ученик

на выполнение

домашних заданий по математике

1

2

3

4

5

6

7

Заслушиваются варианты ответов учащихся.

-Необходимо уделять достаточное время на выполнение домашних заданий, как результат этого – хорошая или отличная оценка.

Сообщение  ученика:  Необычное по звучанию слово рейтинг пришло к нам из английского языка. Буквально это слово обозначает – индивидуально числовой показатель оценки чего-либо, например, спортивных достижений теннисиста, шахматиста. Для этих спортсменов создают специальные классификационные списки, которые называются рейтинг листы. Но из спортивной области это слово перешло и в другие области человеческих знаний. Словосочетание со словом рейтинг используется сейчас во многих других случаях, например: рейтинг соревнований, рейтинг успеваемости. Для нас рейтинг успеваемости – это наш показатель нашей учебы, чем выше будет полученное число, тем выше будет наш рейтинг.

Мой результат за 2 четверть

Мой результат за 3 четверть

4 четверть я планирую закончить  с результатом:

 

 

 

Заслушивание нескольких учащихся.

5.Этап информации учащихся о домашнем задании и   инструкции по его выполнению                                                                                 п 45 с 211, №804, 805, №807

6. Итог урока. 

-Что такое среднее арифметическое?

-Как найти среднее арифметическое двух чисел?

-Как найти среднее арифметическое нескольких чисел (четырех, пяти, шести и т.д.)?

Оценка работы учащихся учителем.

7. В заключении урока  предлагаю посмотреть видеосюжет №3 м/ф «Сокровища затонувших кораблей» и подумать над вопросом: «О среднем арифметическом каких величин пойдет речь на следующем уроке?».  (Ответ: о средней скорости движения).

САМОАНАЛИЗ УРОКА.

      Представленный урок в  а классе по теме «Среднее арифметическое чисел» по типу является уроком усвоения новых знаний учащихся и имел следующую структуру:

1. Организационный этап                                                                                               2 мин

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний         5 мин

3. Этап усвоения новых знаний                                                                                    10 мин

4. Этап закрепления новых знаний.                                                                              15 мин

5. Этап информации учащихся о домашнем задании и

     инструкции по его выполнению                                                                               5 мин

6. Итог урока.                                                                                                                   3 мин

    Данный урок составлен в рамках традиционного обучения, является первым из трех отведенных часов на эту тему  по учебному плану. Тема среднего арифметического изучается, когда учащиеся умеют производить  арифметические действия с десятичными дробями, кроме деления на десятичную дробь. Учащиеся подготовлены к изучению данной темы,  имеют определенный  запас знаний и уровень интеллектуального развития. В классе из 24 человек 2 ученика учатся на «5»,

10 человек на «4» и «5», остальные 12 человек на «4» и «3».  При планировании урока были учтены следующие особенности: дети в этом возрасте не могут сохранять высокую работоспособность и удерживать внимание в течение всего урока, поэтому была запланирована смена деятельности, привлечение  технических средств для наглядности.

     Цель урока: сформировать понятие и  научить вычислять среднее арифметическое чисел.

     Ставились задачи:  Обучающая: Ввести понятие среднего арифметического; вывести правило для его нахождения. Создать условия для формирования  умений и навыков находить  среднее арифметическое чисел;   Развивающая: Развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов, показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания; развивать познавательный интерес к предмету путем применения информационных технологий. Воспитывающая: Воспитывать     уважение к ответам товарищей, формировать правильную математическую речь.

    Я    считаю, что задачи урока выполнены, цель  достигнута. Главными этапами  урока были

этап усвоения и закрепления новых знаний. В соответствии с целью урока для объяснения и закрепления нового материала  была проведена работа по подбору содержания задач и упражнений, выбрана  форма познавательной деятельности (фронтальная) и  выбраны методы обучения (словесный, наглядный, практический, частично-поисковый). На уроке было совместно с детьми сформулировано понятие среднего арифметического, правило его нахождения и затем учащиеся успешно закрепляли навыки и умения по нахождению среднего арифметического чисел. 

      На главный этап урока было отведено 25 минут времени. Считаю, что переходы между этапами урока были логически взаимосвязаны. На эффективное освоение новой темы  работал этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний с помощью слайдов мультимедийной презентации,  и этап закрепления новых знаний: решение задач с применением наглядности, проверка домашнего задания через установление зависимости затраченного времени на подготовку к урокам и успеваемостью ученика, а также определение рейтинга успеваемости.   На данном этапе  развивались умения анализировать, делать выводы на основе полученных результатов, через использование мультфильма решалась задача показать значение математических знаний в жизненных ситуациях (пусть даже и комичной), побудить применять эти знания.

      Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся был организован в начале урока через самоконтроль (самопроверка по слайду),  далее через ответы отдельных учащихся у доски, выборочную проверку правильности выполнения упражнений учащимися в тетрадях во время решения упражнений и практических работ. Регулирование и коррекция знаний учащихся происходила в течение всего урока. Воспитывалось     уважение к ответам товарищей, велась работа над формированием  правильной математической речи.

     Могу отметить, что урок проходил в спокойной, доброжелательной и творческой  атмосфере. Результаты урока удовлетворительные. Поставленные задачи урока удалось реализовать. На перспективу своей деятельности, считаю, необходимо и далее применять технические средства, осуществлять мотивацию учащихся на изучаемый предмет, уделять большее внимание слабым учащимся.

                           

КАРТОЧКА  УЧАЩЕГОСЯ    5 а класса _______________________________

Задание 1.  Отгадай тему урока.  Для этого реши примеры и вставь буквы в таблицу ответов.

7,3*3       =                          Е

64,24  : 8 =                          А

12 – 2,6   =                          И

68,2:2      =                          О

45,4+ 0,6  =                         С

12*0,1      =                          Р

43,1*10    =                         Д

81,1: 0,1   =                         Н

 60 – 0,9    =                        Ф

4,13+3,87 =                         М

6,45-6,4    =                         Т

0,1*0,1      =                         К

7*0,01       =                         Ч

46

1,2

21,9

431

811

21,9

21,9

8,03

1,2

9,4

59,1

8

21,9

0,05

9,4

0,07

21,9

46

0,01

34,1

21,9

Правильных ответов: _________, ошибок __________

Самооценка: «5» - нет ошибок,       «4» - одна или две ошибки,

«3» - три, четыре ошибки,                «2» - более трех ошибок.                                    

                                                                                                         Моя оценка за Задание 1.___________

Задание 2.

Задача №1. В детском лагере 3 отряда. В первом отряде 20 детей, во втором 26, а в  третьем 24 человека. Сколько бы человек было в каждом отряде, если детей разделить поровну?

Задача №2. Три отряда детского лагеря решили убрать территорию и собрать металлолом. Первый отряд собрал  54,8 кг, второй – 48,4 кг, третий – 67, 6кг. Сколько собрал бы каждый отряд, если весь металлолом разделить  поровну? (Найдите среднее количество металлолома, собранного каждым отрядом.)

Практическая работа №1. На предыдущем уроке вам было предложено провести опрос учеников  класса (из другой группы учащихся) не предмет: сколько времени тратит на выполнение домашнего задания каждый ученик этого класса и какую оценку он имеет за четверть. Данные внести в таблицу.

Оценка за четверть

Ученик №

3

4

5

Сколько  минут            

в среднем тратит ученик

 на выполнение

домашних заданий

В среднем:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Подсчитайте сколько в среднем тратит времени на выполнение домашнего задания  ученик, имеющий оценку «3», «4» и «5» за четверть.

Практическая работа №2.Инструкция. Найди сумму твоих отметок за 2 четверть. Разделите ее на количество предметов. (Деление выполните до тысячных, результат округлите до сотых.). Аналогично выполните для результатов 3 четверти   Результат занесите в таблицу.

Сделайте для себя выводы.

Мой результат за 2 четверть

Мой результат за 3 четверть

4 четверть я планирую закончить  с результатом:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Интегрированный урок математики : класс

Интегрированный урок математики и экологии...

Урок математики в 5 классе "Экологические проблемы на уроках математики" (урок и презентация)

Тема урока: Экологические проблемы на уроках математики.Тип урока: урок-исследование.Учащимся в течение урока будут предложены задачи экологического содержания. В частности одна задача касется учебнни...

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...