Произведение с десятичными дробями
план-конспект занятия (алгебра, 5 класс) по теме

Осипкова Валентина Ивановна

Усвоение материалов по темам: "Сложение и вычитание десятичных дробей", "Умножение дроби на натуральное число".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx51.66 КБ

Предварительный просмотр:

                              Тема:    «Умножение десятичных дробей»

Цель урока:  Научить учащихся умножать десятичные дроби.

Обучающие задачи:

       -Проверить усвоение материала по темам: «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение дроби на натуральное число», «Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.

      - Ввести правило умножения десятичных дробей.

      - Решить задачи на закрепление изученного материала.

      - Проконтролировать  усвоение  материал по теме  урока.

Развивающие задачи:

       - Продолжить работу над развитием внимания, памяти, логического мышления.

       - Способствовать привитию интереса к предмету          

       -  Развивать познавательную активность учащихся.

       -  Вырабатывать умение оценивать свою работу.

Воспитательные задачи:

       -  Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

       -  Прививать чувство коллективизма, умение выслушивать друг друга.

                                                          Ход урока:

  1. Организационный момент.

        Ребята, для того, чтобы повторить ранее изученный материал и  научиться умножать десятичные дроби вы должны будете сегодня на славу потрудиться. На уроке у нас будет много встреч с героями ваших любимых сказок, вам нужно будет проявить смекалку, ум, сообразительность.  Я желаю вам интересно, с пользой провести время. Успехов и удачи вам!

  1. Актуализация знаний учащихся.

Устный счёт  (Учащиеся  показывают ответ сигнальной карточкой – красной, желтой или зеленой)

                                                                       Письмо 1.

          Ребята, отправился я за тридевять земель в тридесятое царство выручать Елену Премудрую. Обнесено царство Кощея стенами высокими, а ворота заперты на замок мудреный. Если вы успешно справитесь с заданиями  для устного счета, то замок сразу откроется.                                                                                                                             Иван-царевич

Задания для устного счёта.

                                             1) Выполните сложение:       3,7 + 0,24

                       37,24                                     3,94                                           0,61                     

                                             2) Выполните умножение:     2,04 х 8

                      1,632                                     163,2                                         16,32

                                             3) Выполните умножение:      1,6 х 3

                        48                                         4,8                                             3,2

                                              4) Выразите    5 см   в   дм :

                        0,5 дм                                   0,05 дм                                     50 дм

                                              5) Выразите   27 дм2  в  м2 :

                       0,0027 м2                               2,7 м2                                        0,27 м2  

  1. Изучение нового материала.

        Прочитаем следующее письмо.

                                                                       Письмо2.

          Ребята! Мяу! Помогите! Это я, Кот в сапогах, т.е. без сапог. Злая колдунья похитила мои сапоги и не вернет их, если я не решу задачу: «Найдите площадь прямоугольника со сторонами  а=1,4 дм, b=0,3 дм.

                                                                                                     Кот в сапогах

      Да, очень расстроен кот. Давайте ему скорее помогать.

                  а=1,4 дм,       b=0,3 дм         S=?

       Как найти площадь прямоугольника?   [S=a х b]

       Получается, что нужно умножить 1,4 х 0,3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

       А мы умеем умножать десятичные дроби?  [Нет]

       Так как же быть? Как помочь коту, попавшему в беду?

           [1,4 дм=14 см,    0,3 дм=3см,   14 х3= 42 см2=0,42 дм2]

       Правильно! Молодцы!    1,5 х 0,3=0,42

       Посмотрите внимательно на наше решение. Ведь мы, по сути, умножили десятичную дробь на десятичную дробь.

       Ребята, а вот, посмотрите,  какой плакат нам прислали из страны сказок:

                                                          3,2 х 1,08 = 3,456

                                                        0,49 х 0,79 = 0,3871

                                                      1,259 х 0,06 = 0,0755

       Внимательно проанализируйте все эти примеры. Вспомните о коварстве запятой в десятичной дроби.  Может быть, появились у кого-то идеи о том, как нужно умножать десятичные дроби?

       Хорошо! Молодцы! Давайте теперь прочитаем правило в учебнике (стр.244). Его к следующему уроку нужно будет выучить.

  1. Закрепление изученного материала.

         Историческая справка.

         Молодцы! Работали хорошо, дружно. Не справился бы без вашей помощи  Иван-царевич.  Вот срочное письмо. Так от кого же оно?  От Елены Премудрой.

                                                                       Письмо 3.

          Дорогие ребята! Спасибо, что помогли Ивану-царевичу. За это поведаю я вам историю

           Историческая справка.  

В старину на Руси каждая монета имела своё название: 3 коп.- алтын;

5 коп. – пятак; 10 коп. – гривенник;  20 коп. – двугривенный; 25 коп. – четвертак;  15 коп. – пятиалтынный; 50 коп. – полтинник.

А вы знаете, что были монеты меньше одной копейки:

одна вторая копейки – грош, а как называли одну четвёртую копейки?

Задание:      

Каждому правильному ответу соответствует буква. Решите пример, найдите в таблице ответ, замените буквой, получите зашифрованное слово.

  • 0,6 · 0,7 = 0,42            
  • 5,2 · 0,2 = 1,04            
  • 0,5 · 1,6 = 0,8              
  • 0,07 · 0,8 =  0,056      
  • 58,6 · 1,4 = 82,04      
  • 7,3 · 0, 03 = 0,219      
  • 0,3 · 0,06 = 0,018         

   0,056

   0,018

    0,42

     0,8

    1,04

   82,04

   0,219

       У

      А

      П

      Л

       О

     Ш      

      К

         Читаем следующее письмо.

                                                                    Письмо 4.                                                   

         Ребята, здравствуйте. У меня что-то произошло с пропеллером, а мне необходимо слетать к малышу. Я без него очень скучаю, к тому же так хочется варенья, плюшек, ватрушек. Все неполадки с пропеллером сразу исчезнут как только вы найдете пропавшую запятую.                                                                                 Карслон

Работа в парах

        4,2                        0,245                  0,79                

        3,8                          0,08                    4,9

        336                    001960                   711

      126                                                   316

      1596                                                 3871

 [На «крылышке» доски с обратной стороны данные примеры заранее заготовлены. После окончания работы в парах учитель открывает доску и приглашает к доске троих ребят поставить на место «пропавшую» запятую]      

         Давайте ещё разок повторим правило умножения десятичных дробей.

                                                   [Учащиеся отвечают правило]        

  1. Физкультминутка.

        Ребята, вы хорошо работали. Наверное, немножко устали, а наше путешествие по стране сказок ещё не закончилось, поэтому давайте немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста, вытяните перед собой руки. Теперь отвечайте на мои вопросы так: если хотите ответить «да», поднимите руки вверх, если хотите ответить «нет», опустите руки вниз.

1) У козы было 5 козлят.          (-)

2) Старик поймал в море одну золотую рыбку       (+)

3) У сестрицы Алёнушки был братец Иванушка.   (+)

4) Старик Хоттабыч летал на вертолете.     (-)

5) Золушка была добрая и трудолюбивая    (+)

6) У Змея Горыныча одна голова и три хвоста.   (-)

7) Емеля-дурачок лежал на диване.      (-)

VII.   Cамостоятельная работа.

         Читаем последнее письмо.

                                                                             Письмо 5.

       Ребята, пишет вам Незнайка. Я был на Луне, теперь хочу слетать на Марс. Знайка сказал, что жители нашего города помогут мне осуществить мечту, если я возьмусь за ум. Честно вам скажу, что я не очень-то и знаю, как надо за него браться, но на умножение десятичных дробей я решил примеров много. Даже за самостоятельную работу, которую вы будете сейчас писать, Знайка мне поставил «5». Скорее выполните задания и сверьте свои ответы с моими.         

                                                                                                                     Незнайка

Самостоятельная работа

1 вариант

 Выполните умножение:

                           1) 3,5 х 1,2

а) 4,2          б) 42            в) 0,42         г) 420           д) 0,042

                           2) 14 х 2,3

а) 3,22         б) 322         в) 32,2         г)23,3           д) 0,322

                           3) 7,4 х 0,3

а) 21,2         б) 222         в) 0,222        г) 22,2         д) 2,22

                           4) 0,31 х 0,2

а) 0,62         б) 0,062      в) 6,2            г) 0,061       д) 0,0062

                           5)  0,85 х 0,24

а) 0,24         б) 0,0204    в) 2,04          г) 0,204       д) 20,4

2 вариант

Выполните умножение:

 1)  2,8 х 1,5

а) 42             б) 4,2          в) 0,0042       г) 4,1          д) 0,42

                                   2)  32 х 1,6

а) 5,12          б) 0,512      в) 512            г) 51,2        д) 41,2

                                   3)  3,7 х 0,2

а) 0,74          б) 0,0074     в) 7,4            г) 0,074      д) 74

                                  4)  0,42 х 0,3

а) 1,26          б) 12,6         в) 0,126        г) 0,0126    д) 0,226

                                  5)  0,76 х 0,35

а) 0,0266      б) 26,6         в) 0,276        г) 2,66        д) 0,266

(Учащиеся выполняют самостоятельную работу, меняются тетрадями, сверяют свои ответы с ответами на доске, ставят оценки: «5» за 5 правильно выполненных задания, «4»  за 4 правильно выполненных задания, «3» за 3 правильно выполненных задания )

Ответы  самостоятельной работы

       1 вариант                                                    

а

б

в

г

д

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

              2 вариант

а

б

в

г

д

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

VIII.  Итоги урока.

        Ребята, вот и закончилось наше путешествие в страну сказок. Я вами довольна и благодарю за урок. А теперь ответьте, пожалуйста, на следующие  вопросы.

          Что на уроке вы сегодня узнали?

          Что больше всего вам на уроке понравилось? Запомнилось?

          Я хочу вас похвалить за то, что вы помогли сегодня многим сказочным героям. Хорошие дела всегда пользу приносят. Доброта, ум, желание помочь – качества благородных людей. Желаю вам всегда быть щедрыми на добрые поступки.

Домашнее задание.

        Хорошо! Молодцы! Думаю, что и дома вы с подобными примерами справитесь без проблем.

Запишите в дневники домашнее задание:  п.36  №1405, дополнительно №1312 (по желанию).

Все дети очень любят сказки и игры.

Урок построен в форме общения со сказочными героями с помощью писем. Каждое письмо вложено в конверт (формат А-4), на лицевой стороне которого помещен рисунок, сделанный заранее кем-то из учащихся. Доставка писем осуществляется почтальоном – подготовленным учеником. Таким образом, учащиеся изучают и закрепляют новый материал, выполняя предложенные задания и помогая любимым героям  выйти из затруднительного положения.

как перемножить десятичные дроби. (слайд 5)

Учитель озвучивает:

Умножая дроби десятичные,

К запятым их будьте безразличными,

Надо их, могу сказать заранее,

Умножать как числа натуральные.

А в произведении полученном,

Справа, запятую в каждом случае,

Отделяйте знаков столько,

                                  три, пять, шесть…

Сколько их во множителях вместе есть.

Учитель раздает памятки каждому ребенку.

  1. Первичное закрепление.

1) Решение примеров с комментарием учителя:

     а) 0,254 · 0,03 = 0,00762

б) 0,25 · 7,8 = 1,95                      (слайд 7)

2) Выполни умножение устно:        (слайд 9)

  • 0,6 · 0,8 =    (0, 48)
  • 0,4 · 0,9 =    (0,36)
  • 0,2 · 0,07 =  (0,014)
  • 0,09 · 0,5 =  (0,045)
  • 1,3 · 0,3 =    (0,39)             Ответы даны в скобках.

3) Выполни умножение самостоятельно:        (слайды 10, 11)

а) 16,3 · 0,5 = 8,15

б)  5,86 · 1,45 = 8,497

4) Используя нули и запятые, запишите правильный ответ:  (слайд 12)

3,9 · 0,5 = 195     (1,95)

0,586 · 0,6 = 3516   (0,3516)

0,42 · 0,15 = 63     (0,0630)

5) рубрика «Это интересно»:    (слайд 13)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА  «УМНОЖЕНИЕ  ДЕСЯТИЧНЫХ  ДРОБЕЙ – 1».

В а р и а н т  1.                               С – 37.

  1. Выполните  умножение

             

  1. Какова  масса  деревянного  кубика  объемом  3,2 дм3,  если  масса  1 дм3  этого  дерева  0,45 кг
  2. Найдите  значение  выражения

     

В а р и а н т  2.                                           С – 37.

  1. Выполните  умножение

             

  1. Масса  1 л  нефти  0,85 кг.  Найдите  массу  7,4 л нефти.
  2. Найдите  значение  выражения

     

В а р и а н т  3.                          С – 37.

  1. Выполните  умножение

              

  1. Какова  масса  15,6 л  бензина,  если  масса  1 л  бензина  0,75 кг
  2. Найдите  значение  выражения

     

В а р и а н т  4.                           С – 37.

  1. Выполните  умножение

             

  1. Какова  масса  2,85 л машинного  масла,  если  масса  1 л  этого  масла  0,9 кг
  2. Найдите  значение  выражения

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .

Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...

Композиция художественного произведения. Компазиционный анализ произведения.

Композиция – своеобразная программа процесса восприятия произведения читателем. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и соотношением художественных образов выражает художест...

Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь" и "Класс коррекции" для учащихся 8 класса.В произведениях

В произведениях Е. Мурашовой поднимаются важные социально-нравственные проблемы милосердия, толерантности, дружбы, взаимопонимания. Дети познакомятся с биографией писательницы, поразмышляют о современ...

Батальный жанр в произведениях художников. Тема: «Изображение войны в произведениях русских художников».

Урок изобразительного искусства по теме "Изображение войны в произведениях русских художников"...

Зачетная работа по теме: Квадратный корень из произведения, произведение корней. Квадратный корень из дроби.

Зачетная работа по теме: Квадратный корень из произведения, произведение корней. Квадратный корень из дроби.   ...