Введение элементов теории вероятностей и комбинаторики в 5 классе.
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему

Фролова Маргарита Васильевна

Задачи по теории вероятностей и комбинаторики, которые можно ввести на уроках математики в 5 классе при изучении арифметических действий и целых чисел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Введение элементов теории вероятностей и комбинаторики в 5 классе.

  • Существуют 2 способа решения задач.

 

  Один из них – перебор возможных вариантов.

Этот способ могут освоить ученики 5х классов.

Примеры.

Стадион имеет четыре входа: A, B, C, D. Укажите все возможные способы, какими посетитель сможет войти через один вход, а выйти через другой. Сколько таких способов?

 A  B  C  D

AB. AC. AD.         3 · 4  =12

ВА.BC. BD.

CА. СВ.CD.

DА.DB.DC.

Задача. Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 2, 3, 4?

                   

3

3

3

                      n = 3 · 3 · 3 = 27.

Задача. Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 2, 3, 4, при условии, что цифры в числе не повторяются?

   

3

2

1

                    n = 3 · 2 · 1 = 6.

 

Задача. Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 3?

Поскольку трёхзначное число не может начинаться с нуля, то во множестве сотен остаётся только два элемента.

         

2

3

3

                     n = 2 · 3 · 3 = 18.

Задача.  Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 3, при условии, что цифры в числе не повторяются?

2

2

1

                         

                     n = 2 · 2 · 1 = 4.

Задача (из учебника Зубаревой И.И., 5 класс). Несколько стран решили использовать для своего государственного флага  символику в виде трёх горизонтальных полос одинаковой ширины разных цветов – белого, синего, красного. Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны – свой флаг?

П -  полоса.

                   

                  П - 1                            П – 2                         П - 3

3

2

1

                          n = 3 · 2 · 1 = 6.

Задача (из учебника Зубаревой И.И., 5 класс). Сколько двузначных чисел можно составить из цифр   0, 2, 4, 6, 8?

                             

4

5

                n = 4 · 5 = 20.

Решение. № 1

а)

5

5

 

    n = 5 · 5 = 25.                  

   

б)

5

4

   n = 5 · 4 = 20.

№ 2

 

а)

3

3

3

  n = 3 · 3 · 3 = 27.

б)

3

2

1

  n = 3 · 2 · 1 = 6.

№ 3

а)

2

3

3

  n = 2 · 3 · 3 = 18.

б)

2

2

1

 n = 2 · 2 · 1 = 4.

№ 4

а)

4

4

4

 n = 4 · 4 · 4 = 64.

б)

4

3

2

 

n = 4 · 3 · 2 = 24

№ 5

а)

3

4

4

 

n = 3 · 4 · 4 = 48.

б)

3

3

2

n = 3 · 3 · 2 = 18.

Задача (из учебника Зубаревой И.И., 5 класс). В 5 «А» классе в среду 4 урока: математика, информатика, русский язык, английский язык. Сколько можно составить вариантов расписания на среду?

4

3

2

1

n = 4 · 3 · 2 · 1 = 24.

Задача (из учебника Виленкина Н.Я., 9 класс). Сколько вариантов расписания на один день можно составить, если количество уроков в день равно 6, а количество предметов – 10? Уроки не повторяются.

Поскольку уроков 6, то чертим 6 ячеек.

10

9

8

7

6

5

n = 10 · 9 · 8 · 7 · 6 · 5 = 15120.

Задача (из учебника Виленкина Н.Я., 6 класс). Сколько чётных четырёхзначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 3, 4, 5?

4

5

5

3

 

n = 4 · 5 · 5 · 3 = 300.

Задача.

Из 5 чайных чашек, 6 блюдец и 7 чайных ложек надо накрыть стол на 3 персоны, дав каждому по одному блюдцу, одной чайной ложке и одной чашке. Сколькими способами это можно сделать?

Пусть A, B, C – персоны;  n (А), n (В), n (С) – количество вариантов для каждой персоны. Б – блюдца, Л – ложки, Ч – чашки.

               А                                              В                                                       С

6

7

5

5

6

4

4

5

3

Б        Л           Ч                                  Б           Л         Ч                             Б          Л           Ч    

n(A) = 6 · 7 · 5                                n(B) = 5 · 6 · 4                                n(C) = 4 · 5 · 3

                         

                         n = n (A) · n (B) · n(C) = 6 · 7 · 5 · 5 · 6 · 4 · 4 · 5 · 3.      

Задача. Из 10 кроликов необходимо выбрать 4 и посадить в 4 клетки  ,  , , . Сколькими способами это можно сделать?

                                           

10

9

8

7

n = 10 · 9 · 8 · 7.

Задача. Сколькими способами могут сесть в автомобиль 5 человек, если:

а) Каждый из них может быть шофёром?

5

4

3

2

1

 n = 5!

б) Только один человек может быть шофёром?

1

4

3

2

1

n = 1 · 4 · 3 · 2 · 1 = 24.

Задача. Сколько трёхзначных чисел можно образовать из цифр 1, 3, 4, 6, 8, 9, если не допускать повторения?

6

5

4

n = 6 · 5 · 4 = 120.

Сколько из них меньше 500?

3

5

4

n = 3 · 5 · 4 = 60.

Сколько из них больше 700?

2

5

4

n = 2 · 5 · 4 = 40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинаторика. Элементы теории вероятностей и статистики.

ТЕМА  №10. Комбинаторика. Элементы  теории  вероятностей  и  статистики.Вариант №1.1.Вычислите:   1)  ...

Проектная работа «Мини-задачники по теории вероятности и комбинаторике» Работу выполнили ученики 5 а класса Руководитель проекта: учитель математики Яхина Ольга Анатольевна

Цель проекта.1. Научиться решать комбинаторные задачи различными способами (метод древовидной схемы, метод графов, метод таблиц); научиться решать задачи на определение вида событий (достоверное, случ...

Комбинаторика и элементы теории вероятностей и статистики в задачах ГИА

Систематизирован теоретический материал, решены задачи по теме, подобраны задачи для самопроверки...

Рабочая программа кружка «Элементы теории вероятностей и статистики» 8 класс

Данную рабочую прогрмму можно использовать при работе кружка, факльтатива, при ведении элективного курса...

Курс по выбору "Элементы теории вероятностей и комбинаторики"

Знакомство с данным материалом способствует принятию нестандартных решений, помогает творчески мыслить, хорошо ориентироваться в обычных житейских ситуациях и производственной деятельности....