Урок математики в 6 классе КГБС(К)ОУ по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Урок математики в 6 классе КГБС(К)ОУ по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smesh_chisla_kosmos.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ «Ключевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Конспект урока математики
в 6 классе

«
Сложение и вычитание смешанных чисел»

учитель математики

 Горовая В.И.

Ключи 2014г.

Урок  математики в 6 классе

по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел», с применением игровой технологии обучения.

Цель:  обобщить и закрепить знания по теме:  «Сложение  и  вычитание смешанных чисел».

Задачи

1.Обучающие:

выработать прочные умения и навыки по теме, через использование в различных ситуациях;

активизация познавательной деятельности учащихся через различные виды работ.

2.        Коррекционно-развивающие: вырабатывать навыки прочного
запоминания;

развивать устную речь учащихся через последовательное объяснение производимых действий.

3.        Воспитательные: воспитание самостоятельности, активности.

Тип урока: урок-игра, урок систематизации знаний.

Оборудование: задания ЦУП (центра управления полетом), путевые листы, жетоны-звездочки, компютер, мультимедийная презентация.

                                           

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

№ слайда

I. Организация учащихся на урок

Учитель встает перед классом, дети около своих парт. Учитель, с улыбкой на лице, обращается к детям с предложением встать красиво, расправив плечи и улыбнуться окружающим так, как делает это он. (Показ учителя для создания в классе доброжелательной атмосферы).

-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь.

 Дети смотрят на учителя, стараются улыбнуться друг другу и присутствующим гостям, что снимает напряжение, возникающее у детей при виде большого количества посторонних взрослых, пришедших на урок.

Прием предупреждения негативизма у расторможенных и негативных детей. Приучение к комфортному взаимодействию с посторонними на уровне мимики и телодвижений.

II. Проверка домашнего задания

 Проверим ваше домашнее задание –

 Учащиеся проверяют по слайду и помечают неверные ответы карандашом.

Слайд 1

III. Мотивация.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова

выдающегося  французского ученого Блеза Паскаля: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».

 -А, что может быть занимательнее путешествия?   Вы любите путешествовать?  

Так вот, сегодня на уроке я предлагаю совершить путешествие в Космос

В путешествие лишнее не берут, поэтому у вас на партах (обращаю  внимание, пожалуйста, возьмите в руки): путевые листы, ручки, документы с заданием из Центра управления  полётом.    Отложите всё на край парты.

Цель нашего путешествия мы сформулируем чуть позже. Отправимся мы сегодня на планету М и Ф (Математика и Фантазия). Обратите внимание – это жители планеты МиФ. Что это за жители?

Вы уже знаете их обычаи, законы, изучали их на предыдущих уроках.

(дети отвечают)

Учащиеся отвечают Числа: целые, дробные, смешанные.

IV. Устный счет

Я командир корабля и я набираю команду. Всем вам нужно пройти комиссию, для этого ответить на вопросы Блиц-разминки. Отвечайте устно, учитываю скорость и правильность ответа. За каждый правильный ответ вручаю жетон-звездочку, вопросы дублируются на слайде. Удачи!

Блиц-разминка.

  1. Как образуется дробь?
  2. Как в дроби называется число, записанное над чертой?
  3. Какая дробь называется правильной?
  4. Каким действием находится сумма чисел?
  5. Как называется в дроби число, записанное под чертой?
  6. Что показывает знаменатель дроби?
  7. Что обозначает дробная черта?
  8. Как называется число  ?

Молодцы! Но перед полетом необходимо пройти  тренировочные испытания: устно составить и решить примеры с дробями записанными в геометрических фигурах:

  1. Найди сумму чисел в прямоугольниках.
  2. Найди разность чисел в остроугольных треугольниках.
  3. Найди сумму чисел в шестиугольниках.
  4. Найди разность чисел в кругах.
  5. Найди разность чисел в квадратах.

Молодцы! Вам присвоено звание «Летчиков –космонавтов».

Какие действия выполняли? Какой пример лишний? Почему?

V. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока сегодня «Сложение и вычитание смешанных чисел» и мы продолжим закреплять навыки сложения и вычитания смешанных чисел.

- Кто из вас расскажет правило сложения (вычитания) смешанных чисел.

- Откройте тетради, запишите число и классная работа, соблюдая правила орфографического режима.

Записывают число в рабочих тетерадях.

VI. Актуализация опорных знаний.

  1. Операция «Бортовой компьютер».

- И так, экипаж на борту, но у бортового компьютера требуется  проверить  «блок памяти». Решив задания, а их два, мы исправим неполадки, в его системе. Будьте внимательны, читайте каждое задание.

1) Какому целому числу равна каждая из дробей?

        

2) Заполните пропуски:

     

Сверьте свои ответы. Если ваш ответ правильный, поставьте «+», если нет «-». Подведите, промежуточный итог по операции «Компьютер».

Учащиеся самостоятельно выполняют предложенные задания, затем проверяют и выставляют себе оценку.

Пальчиковая гимнастика. Развитие тактильных ощущений.

Работа в парах.

На каждой парте лежит раздаточный материал – фасоль.

Первая парта выкладывает правильную дробь, вторая парта неправильную дробь.

Учащиеся выполняют задание, развивая при этом тактильные ощущения.

Закрепление материала.

  1. Операция «Открытый космос»

- Мы в полете. Экипаж во время полета выполняет текущие задачи на борту космического корабля. Вам предоставляется возможность выйти в Открытый Космос, к доске. Каждый из вас по очереди , без ожидания команды с моей стороны может выйти к доске и решить пример, записанный на доске. Ошибки товарищей устраняет без моего участия. Вашу работу я оцениваю жетонами. Начали…

Подсчитайте количество жетонов, занесите в путевой лист.

Физминутка. Снятие физического напряжения.

Под музыку – 1мин.

- Полет проходит в автоматическом режиме, весь экипаж отправляется на отдых. Отложите ручки. Сядьте ровно, выпрямите спины и представьте перед собой большой белый экран. Мысленно раскрасьте этот экран сначала желтым цветом, потом оранжевым, зеленым, синим и закончите раскрашивание своим любимым цветом.

Откройте глаза. Приготовьтесь, к  высадке на планету МиФ.

Решение задачи.

  1. Операция «Цветочная поляна»

- Поздравляю, вы прилетели на планету МиФ и первой нашей остановкой будет «Цветочная поляна». Вам необходимо выполнить задания которые записаны под большими (крупными) цветами. Можно консультироваться с соседом по карте. Оценка будет общая.

1 цветок. Решаем задачу № 449    с.121

Чтение и разбор задачи.

-Чтение задачи учителем.

- Чтение задачи учеником.

- О ком говорится в задаче?

- Что делали ребята?

- Можно сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

- Что означает число ?

- А сколько было капусты? Как найти?

- А как найти сколько всего капусты и картофеля собрали ребята?

Составляем краткую запись.

Картофеля -

Капусты - ? на  меньше

  1. - = 8ц – собрали капусты.
  2. +

Ответ: 19 ц.

Физминутка

Сейчас я буду называть дроби. Вы,  если дробь правильная – приседаете, если неправильная – хлопаете в ладоши, если  смешанное число – поднимаете  руки вверх.

Продолжаем путешествовать по планете МИФ, задание под первым цветком мы выполнили, теперь 2 задание.

2 цветок. Найдите значение выражения.

(5

Ответ:

  1. Операция «Музей истории»

–Мы подошли к Музею истории дробей. Войдем туда и узнаем много интересного о происхождении дробей.

  1. С незапамятных времен при дележе добычи охотники имели дело с долями целого. Трудно было обходиться без дробей и при измерении различных величин. Древние египтяне использовали лишь единичные дроби, т.е. дроби у которых числитель равен 1, а знаменатель был разным.
  2. Все вычисления с дробными числами производились с помощью этих единичных дробей, что было очень сложно. Поэтому их могли выполнять только специально обученные писцы.
  3. Современная форма записи обыкновенных дробей стала применяться лишь в 18 веке. Первым дробную черту стал применять арабский ученый ал-Халар. В Европе дробную черту для записи обыкновенных дробей использовал итальянский математик Леонардо Пизанский, названный также Фибоначчи (т.е. сын Боначчи).
  4. Долгое время действия с дробными числами считались по праву очень сложными. Недаром у немцев сохранилось выражение «попасть в дробь», что означает попасть в тупик, в трудное положение. Даже еще в 18 веке овладение действиями с дробными числами, которые иногда называли ломаными числами, считалось очень трудным делом. Поэтому математики искали другие формы записи дробных чисел, которые позволяли бы упростить действия над ними. Такой формой оказалась десятичная запись дробных чисел.

- С такими дробями мы будем встретимся позже.

Учащиеся зачитывают некоторые исторические сведения, которые получили заранее.

Домашнее задание.

  1.  Операция  «Космодром».

-  Мы закончили знакомство с планетой  М и Ф, пора возвращаться на Землю.

Домашнее задание: №445 (2-1,2 столбик) с.120

Итоги урока. Выставление оценок.

Посмотрите на критерии оценок, оцените свою работу на уроке, поставьте оценку.

Критерии оценок:

 За каждый правильный ответ присуждается звездочка.

Если вы набрали жетонов:

  • 10 и  более   - ваша оценка  «5»
  • 5–  9 – ваша оценка  «4»
  • 4 и  менее  - «3»

Рефлексия

Оцените свое настроение от урока!

  • Мне было очень трудно.

 Мне нужна помощь!

  • Мне было трудно, но я

 cправился с заданиями.

 Я вполне доволен собой!

  • Урок прошел удачно.

 Я доволен собой!

Урок окончен!

Задания  Центра Управления Полётом  (ЦУП)

 «Бортовой компьютер»

       

  1. Какому целому  числу равна каждая из дробей?

       

  1. Заполните пропуски:

     

 «Цветочная поляна»

2.Цветок: Найти значение выражения:

        

                                                     

1)

     2)

Дополнительные задания.

ПУТЕВОЙ    ЛИСТ

Название операции

Количество

правильных ответов

1

Тренировочное  испытание

2

«Бортовой  компьютер»

3

«Открытый  космос»

4

«Цветочная поляна»

Задача

Пример

5

«Музей истории»

6

                   ИТОГО:

        

ПУТЕВОЙ    ЛИСТ

Название операции

Количество

правильных ответов

1

Тренировочное  испытание

2

«Бортовой  компьютер»

3

«Открытый  космос»

4

«Цветочная поляна»

Задача

Пример

5

«Музей истории»

6

                   ИТОГО:

ПУТЕВОЙ    ЛИСТ

Название операции

Количество

правильных ответов

1

Тренировочное  испытание

2

«Бортовой  компьютер»

3

«Открытый  космос»

4

«Цветочная поляна»

Задача

Пример

5

«Музей истории»

6

                   ИТОГО:

 ИСТОРИЯ   ДРОБЕЙ

1)        С незапамятных времен при дележе добычи охотники имели дело с долями целого. Трудно было обходиться без дробей и при измерении различных величин. Древние египтяне использовали лишь единичные дроби, т.е. дроби у которых числитель равен 1, а знаменатель был разным.

2)        Все вычисления с дробными числами производились с помощью этих единичных дробей, что было очень сложно. Поэтому их могли выполнять только специально обученные писцы.

3)        Современная форма записи обыкновенных дробей стала применяться лишь в 18 веке. Первым дробную черту стал применять арабский ученый ал-Халар. В Европе дробную черту для записи обыкновенных дробей использовал итальянский математик Леонардо Пизанский, названный также Фибоначчи (т.е. сын Боначчи).

4)        Долгое время действия с дробными числами считались по праву очень сложными. Недаром у немцев сохранилось выражение «попасть в дробь», что означает попасть в тупик, в трудное положение. Даже еще в 18 веке овладение действиями с дробными числами, которые иногда называли ломаными числами, считалось очень трудным делом. Поэтому математики искали другие формы записи дробных чисел, которые позволяли бы упростить действия над ними. Такой формой оказалась десятичная запись дробных чисел.

        


Уравнения записаны на рыбках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"

Открытый урок по математике в 5 классе подготовила и провела учитель МОУ сош с. Пышлицы  Рещикова Марина Васильевна....

презентация и конспект урока математики 5 класс (Виленкин) "Буквенная запись свойств сложения и вычитания"

архив содержит презентацию и подробный конспект урока . презентация построена с помощью триггеров и гиперссылок . В презентации присутствует физкультминутка....

Конспект урока и презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

При проведении урока используются информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие  технологии,  наглядные методы обучения. Использование презентации позволяет ативизировать де...

Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел" с презентацией. Урок по ФГОС.

Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел" с презентацией. Урок по ФГОС. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов де...

Урок математики 5 класс по теме "Сложение и вычитание смешанный чисел. Технологическая карта урока"

Сложение и вычитание смешанный чисел. Технологическая карта урока...