Главные вкладки

    Обобщающий урок по теме: Сложение и вычитание положительных чисел и чисел с противоположным знаком, 6 класс Н, Я. Виленкин
    план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

    Никитина Лидия Павловна

    Всякое учение и всякое обучение основано на некотором уже ранее имеющемся знании. Аристотель

    Положительные и отрицательные числа

    Ни египтяне, ни вавилоняне, ни даже древние греки чисел этих не знали. Впервые с отрицательными числами столкнулись китайские ученые во II веке до н.э.  в связи с решением уравнений. Знаки «плюс» и «минус» они тогда не употребляли, а изображали положительные числа красным и отрицательные чёрным цветом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок повторения, закрепления и совершенствования знаний по теме:

    «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
     

    «Математику  уже затем учить следует, что ум в порядок приводит»  

                                                                                        М.В.Ломоносов
    Учитель: Никитина Лидия Павловна

    Тип урока: урок повторения, закрепления и совершенствования знаний.
    Класс: 6 класс.
    Учебник: Математика. 6класс: учебник  Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. М., Мнемозина.
    Цели урока:
     Образовательные: обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме.
    Развивающие: способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления; проверить степень усвоения учащимися материала; обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме; развивать математическую культуру речи и письма.
    Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учебному труду; умение преодолевать учебные трудности; умение работать в коллективе.
    Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями

    Ход  урока:

    1. Организационный момент: сообщение темы и целей урока.
    2. Актуализация опорных знаний

      Игра «Верно ли утверждение». Слайд 1.

    1. Два числа, отличающиеся только знаками,    называются положительными.

    2. Для каждого числа есть два противоположных ему числа.

    3. Сумма противоположных чисел равна нулю.

    4. Модуль числа 0 равен  нулю.

    5. Модуль числа может быть отрицательным.

    6. Противоположные числа имеют разные модули.

    7. Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого меньше.

    8. Нуль меньше любого отрицательного числа.

    9. Нуль меньше любого положительного числа.

    10. Если к любому числу прибавить нуль,  то число не изменится.

    3.Закрепление умений и навыков

     Слайд 2.Установите правило, по которому записаны числа в строках

    -6

    3

    ?

    5

    7

    -2

    -4

    ?

    11

    8

    -6

    14

    -5

    12

    ?

    1. Слайд 3. Найти сумму  чисел  на координатной прямой
    2. 2 + (- 6)=
    3. -2 + (- 6) =
    4. 0 + (- 3) =

    Ученик 6-го класса расставил числа на координатной прямой. Правильно ли он это выполнил?

    Слайд 4. Рене Декарт. Историческая справка

    Слайд 5.

    Подберите такое число, чтоб получилось верное равенство:

    а)    -6 +  … = -8;      

    б)   …   + (-3,8) = -4;

    в)   -6,5 +   …    = - 10;

    г)    … + (-9,1) = -10,1;

    д)   …   + (-3,9)= -13,9;

    е) – 0,2 +   …  = - 0,4.

    Слайд 6. Исправьте  ошибки

    • а)   0 - (- 80,2) = - 80,2;
    • б)  - 2,7 - 2,7 = 0;
    • в)   -2,7 - (-2,7) = 5,4;
    • г)    l х l = -3;
    • д) -9 – 4 = -9 +( -4)=13

    Слайд 7.Вычислите и узнайте имя математика

    Б)  -11  -  3=

    У)  -10,5  +20,5=           Р)  -19  +10=

    Х)  6,9  +  (-6,9)=

    П)  -(-  7)  +4,5

    А)  (-8,5)  +  3,5=

    Г)  -4  -  (-10)=

    т)  -24  +  49=

    М)  2,5  +  0,5=

    Если вы все решите правильно, то получится имя индийского математика 7 века

     БРАХМАГУПТА

    Брахмагупта – индийский  математик,  который  жил  в  VII веке.

    Одним  из первых  он  начал  использовать  положительные  и  отрицательные  числа.  Положительные  числа  он  называл  «имущество», отрицательные – «долги».

    Правила арифметических действий

    • «Имущество  и  имущество  есть  имущество».
    • «Сумма  двух  долгов  есть  долг».
    • «Сумма  имущества  и  нуля  есть  имущество».
    • «Сумма  двух  нулей  есть  ноль».

    Слайд 8.

    http://900igr.net/datas/matematika/Matematika-6-klass-Protivopolozhnye-chisla/0010-010-Simvoly-i-kak-matematicheskie-znaki-vvjol-v-15-veke-cheshskij.jpg

    Хорошо поработали, теперь отдохнем.

    Слайд 9. Физкультминутка

    1.Сложите руки в замок и положите на затылок. Отклоняйте голову назад, слегка сопротивляясь (считая до 5 раз).

    2.Сложите в кулак кисти рук и уприте в подбородок. Наклоните  голову вперед, слегка сопротивляясь рукам.

    3.Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите так.

    4.Крепко зажмурьте глаза, досчитайте до трех, откройте их и посмотрите вдаль, считая до пяти.

    Молодцы! Отдохнули, продолжим свою работу.

    Слайд10. Работа в парах

    А как вы сами оцениваете свои знания? Молодцы.

    -13 +(-44)=                           -12 + (-13 ) =

                                           59 + ( - 27)

    -80 -11=                                  -80 – 11 =

    -13 - (-44)=                             -13 – (- 44)

    -(1,7 )+1,8=                          ( - 1,7) + 1,8

    А как вы сами оцениваете свои знания?

    Работаем со вторым вариантам.    Сколько ошибок вы нашли? оцените работу одноклассника. «5» - все правильно, «4» - 1-2 ошибки, «3» -3-4 ошибки, более 4 ошибок «2».
    Поменялись работами. Первый вариант приступает к проверке второго. Молодцы.

    -15 + 8                          -15

    •  
    • -2,3 - 4,5                 -2,3
    •  
    • 25 – 73                    - 73
    • - 9,1 + ( - 2)            - 2

    Слайд 12. Решите уравнение

    1.│х│=3                                   2.│х+1│=2

                                                         х+1=2  и  х+1=-2

    х=3  и х=-3                                х=2-1   и х=-2-2    

     Ответ: -3;3                               х=1   и   х=-4

                                                  Ответ:  х=1   и   х=-4

    Работа с учебником ( рабочая тетрадь).

     Вычислить, сначала найти сумму положительных чисел, отрицательных чисел, а потом найти их общую сумму  .

    Слайд 13.Рефлексия

    Как вы сами оцениваете свои знания? Молодцы.

    Кому поставили оценку «отлично», «хорошо»?

    Что нового узнали  с урока?

    Домашнее задание.

     Подготовиться к контрольной работе. Рабочая тетрадь №№ 4,5:6


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Сложение и вычитание отрицательных чисел и чисел с разными знакам + -

    Слайд 2

    1. Два числа, отличающиеся только знаками, называются положительными. 2. Для каждого числа есть два противоположных ему числа. 3. Сумма противоположных чисел равна нулю. 4. Модуль числа 0 равен нулю. 5. Модуль числа может быть отрицательным. ВЕРНО ЛИ ?

    Слайд 3

    6. Противоположные числа имеют разные модули. 7. Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого меньше. 8. Нуль меньше любого отрицательного числа. 9. Нуль меньше любого положительного числа. 10. Если к любому числу прибавить О , то число не изменится.

    Слайд 4

    Сс Установите правило, по которому записаны числа в строках -6 3 ? 5 7 -2 -4 ? 11 8 -6 14 -5 12 ?

    Слайд 5

    Сложите числа на координатной прямой а) 2 + (- 6 )= б) -2 + ( - 6 ) = 0 + ( - 3 ) =

    Слайд 6

    Рене Декарт (1596- 1650) Современное толкование отрицательных чисел , основанное на откладывании отрезков на координатной оси влево от нуля, было дано в XVII веке в работах знаменитого французского математика.

    Слайд 7

    Подберите такое число, чтоб получилось верное равенство: а) -6 + … = -8; б) … + (-3,8) = -4; в) -6,5 + … = - 10; г) … + (-9,1) = -10,1; д ) … + (-3,9)= -13,9; е) – 0,2 + … = - 0,4.

    Слайд 8

    Исправьте ошибки а) 0 - ( - 80,2) = - 80,2; б) - 2,7 - 2,7 = 0; в) -2,7 - (-2,7) = 5,4; г) l х l = -3; х = д ) -9 – 4 = -9 +( -4)=13.

    Слайд 9

    Вычислите и узнайте имя математика Б) -11 - 3= У) -10,5 +20,5= А) (-8,5) + 3,5= Г) -4 - (-10)= т ) -24 + 49= М) 2,5 + 0,5= Р) -19 +10= Х) 6,9 + (-6,9)= П) -(- 7) +4,5= .

    Слайд 10

    Если вы все решите правильно, то получится имя индийского математика 7 века ответ - 14 -9 -5 0 3 -5 -14 10 11,5 25 -5 Соответ . буква Б Р А Х М А Г У П Т А

    Слайд 11

    Брахмагупта – индийский математик, который жил в VII веке. Одним из первых он начал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа он называл «имущество» , отрицательные – «долги» .

    Слайд 12

    Это интересно . Правила арифметических операций Брахмагупта « Имущество и имущество есть имущество». «Сумма двух долгов есть долг». «Сумма имущества и нуля есть имущество». «Сумма двух нулей есть ноль».

    Слайд 13

    Сумма двух долгов есть долг. - 12+(-8) -20

    Слайд 14

    Сумма двух имуществ есть имущество. 25+18 43

    Слайд 15

    Сумма имущества и долга равна их разности. - 12+5 9 -7 1 8 +(-9)

    Слайд 17

    Физкультминутка 1.Сложите руки в замок и положите на затылок. Отклоняйте голову назад, слегка сопротивляясь (считая до 5 раз). 2.Сложите в кулак кисти рук и уприте в подбородок. Наклоняйте голову вперед, слегка сопротивляясь. 3.Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите так. 4.Крепко зажмурьте глаза, досчитайте до трех, откройте их и посмотрите вдаль, считая до пяти .

    Слайд 18

    Работа в парах -13 +(-44)= 59 +(-27)= -80 -11= - 13 - (- 44 )= -(1,7 )+1,8= -12 + (-13)= 28 +(-27)= -34 -49= -27,6 - (-4)= -(22,5) +3,7=

    Слайд 19

    Работа в парах -25 1 -83 -23,6 -18,8 -57 32 -91 31 1,1

    Слайд 20

    СРАВНИТЕ ВЫРАЖЕНИЯ -15 + 8 -15 -2,3 - 4,5 -2,3 25 – 73 - 73 - 9,1 + ( - 2) - 2

    Слайд 21

    Решите уравнение 1. │х│=3 2.│х+1│=2 х+1=2 и х+1=-2 х=3 и х=-3 х=2-1 и х=-2-2 Ответ: -3;3 х=1 и х=-4 Ответ: х=1 и х=-4

    Слайд 22

    Всё понятно … Есть вопросы Непонятно!

    Слайд 23

    Спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по теме: " Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" и презентация к уроку.

    «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».Урок для учащихся шестого класса. Урок-турнир. Эта форма проведения урока предполагает сочетание групповой и индивидуальной работы на у...

    Конспект нестандартного урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитание Положительных и отрицательных чисел».

    Конспект нестандартного урока по математике  для 6 класса на тему: «Сложение и вычитаниеПоложительных и отрицательных чисел»....

    Открытый урок в 6 классе на тему: Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

    Закрепление изученного материала, выработка навыков сложения и вычитания чисел, проверка степени усвоения учащимися материала.Развитие вычислительных навыков, мышления, речи, творчества.Воспитание сам...

    Конспект открытого урока по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

    Конспект открытого урока по математике в 6 классе на тему "Сложение и вычитание чисел с разными знаками" с презентацией...

    Обобщающий урок по теме сложения, умножения, деления отрицательных чисел и чисел с разными знаками.

    Урок - лабиринт по теме: "Сложение, умножение, деление отрицательных чисел и чисел с разными знаками". Формы подачи задач в виде таблиц, схем, блок - схем, лабиринтов. Содержатся вопросы, направленные...

    Урок по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

    Обобщение и закрепление темы “Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел ”, используя различные виды работы....

    конспект урока на тему Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

    конспект урока на тему Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел...