Рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов авторов С.А. Козловой, А.Г. Рубина, В.Н. Гераськина, В.А. Гусева, П.В. Чулкова.

Программа предусматривает обучение учеников разного уровня развития. Рассчитана на пять часов (5 ч.) в неделю (175 ч. за учебный год).

Количество контрольных работ – 12 часов, проверочных работ – 28 штук, практических – 8 шт.

Цель программы

обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_2100.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов авторов С.А. Козловой, А.Г. Рубина, В.Н. Гераськина, В.А. Гусева, П.В. Чулкова.

Программа предусматривает обучение учеников разного уровня развития. Рассчитана на пять часов (5 ч.) в неделю (175 ч. за учебный год).

Количество контрольных работ – 12 часов, проверочных работ – 28 штук, практических – 8 шт.

Цель программы

обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»:

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких).

Обучение осуществляется по учебнику «Математика» (5 класс) в 2-х частях, авторов:  С.А. Козлова, А.Г. Рубин М.: Баласс, 2011 г. (Образовательная система «Школа 2100»)

Задачи программы

Сформированы как линия развития личности ученика средствами предмета «Математика»:

  • производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
  • читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
  • строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения;
  • узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними.

Оценивание уровня образованности учащихся осуществляется с помощью устных опросов, математических диктантов, проверочных работ, тестов, практических работ и контрольных работ.

По окончанию курса должны быть достигнуты результаты:

а) предметные

Учащиеся должны знать:

  • название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 100000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  • как образуется каждая следующая счетная единица;
  • названия и последовательность разрядов в записи числа;
  • названия и последовательность первых трех классов;
  • сколько разрядов содержится в каждом классе;
  • соотношение между разрядами;
  • сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
  • как устроена позиционная десятичная система счисления;
  • единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;
  • функциональную связь между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях;
  • выполнять проверку правильности вычислений;
  • выполнять умножение и деление с 1000;
  • вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них;
  • раскладывать натуральное число на простые множители;
  • находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное нескольких чисел;
  • решать простые и составные текстовые задачи;
  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трех высказываний;
  • выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
  • находить вероятности простейших случайных событий;
  • читать информацию, записанную с помощью линейных, столбчатых и круговых диаграмм;
  • строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы.

б) личностные

Интеллектуальные умения:

  • самостоятельно определять, какая информация необходима для решения конкретной задачи
  • самостоятельно отбирать для решения предметных задач необходимые источники информации
  • сопоставлять и отбирать полученную информацию
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и  обобщать и факты. Выстраивать доказательства, логически выстраивая цепочки умозаключений
  • предоставлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. Передавать информацию в сжатом, выборочном или развернутом виде

Организационные умения:

  • учиться формулировать цель деятельности в совместной работе с другими учащимися при помощи педагога
  • составлять план действий по решению проблемы (задачи) в совместной работе с другими учащимися при помощи педагога
  • действовать согласно плану, намеченному в совместной работе с другими учащимися при помощи педагога
  • в диалоге с учителем и другими детьми совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими при оценке и самооценке своей деятельности. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам

Коммуникативные умения:

  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументами факты. Учиться критично относиться к своему  мнению
  • понимать точку зрения другого. Формировать умение работать с научным текстом
  • участвовать в организации учебного взаимодействия. Прогнозировать последствия своих и коллективных решений

в) метапредметные

Результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать  (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать математические модели;

– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации.

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Система оценки.

Критерии ошибок

К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

К негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;

К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях

Оценка устных ответов учащихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5» но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированносгь основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка письменных работ учащихся.

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).        

Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся .владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.


Тематическое  планирование

№ урока п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Входной тест

1

Раздел I. Числа

Глава 1. Натуральные числа и нуль

12

Плоскость, прямая, луч, отрезок

1

Длина отрезка. Единицы измерения длины

1

Натуральные числа и нуль. Запись и чтение чисел

1

Натуральные числа и нуль. Запись и чтение чисел

1

Единичный отрезок, координаты, числовой луч

1

Единичный отрезок, координаты, числовой луч

1

Сравнение чисел

1

Сравнение чисел

1

Округление натуральных чисел

1

Округление натуральных чисел

1

Контрольная работа № 1

1

Анализ контрольной работы

1

Глава 2. Действия с натуральными числами и их свойства

31

Сложение. Свойства сложения

1

Сложение. Свойства сложения

1

Вычитание

1

Вычитание

1

Умножение. Свойства умножения

1

Распределительное свойство

1

Деление

1

Упрощение вычислений

1

Устное и письменное сложение и вычитание чисел

1

Устное и письменное сложение и вычитание чисел

1

Устное и письменное умножение чисел

1

Устное и письменное умножение чисел

1

Степень числа. Квадрат и куб числа

1

Степень числа. Квадрат и куб числа

1

Деление с остатком

1

Устное и письменное деление чисел

1

Устное и письменное деление чисел

1

Контрольная работа № 2

1

Анализ контрольной работы

1

Выражения. Порядок действий в выражениях

1

Буквенные выражения

1

Уравнение

1

Уравнение

1

Уравнение

1

Задачи на части

1

Задачи на части

1

Задачи на части

1

Нахождение двух чисел по их сумме и разности

1

Перебор возможных вариантов

1

Занимательные задачи

1

Контрольная работа № 3

1

Анализ контрольной работы

1

Повторение раздела I

1

Итоговый тест

1

Исторические страницы

Любителям математики

Жизненная задача

Глава 3. Делимость чисел

27

Входной тест

1

Делимость. Свойства делимости

1

Делимость. Свойства делимости

1

Признаки делимости

1

Признаки делимости

1

Признаки делимости

1

Простые и составные числа

1

Простые и составные числа

1

Делители и кратные

1

Делители и кратные

1

Наибольший общий делитель

1

Наибольший общий делитель

1

Наибольший общий делитель

1

Наименьшее общее кратное

1

Наименьшее общее кратное

1

Наименьшее общее кратное

1

Контрольная работа № 4

1

Анализ контрольной работы

1

Единицы измерения времени

1

Задачи на движение

1

Задачи на движение

1

Задачи на движение

1

Задачи на движение

1

Углы. Измерение углов

1

Углы. Измерение углов

1

Ломаные и многоугольники

1

Ломаные и многоугольники

1

Контрольная работа № 5

1

Анализ контрольной работы

1

Глава 4. Таблицы и диаграммы

6

Чтение и составление таблиц

1

Чтение и составление линейных и столбчатых диаграмм

1

Чтение и составление линейных и столбчатых диаграмм

1

Опрос общественного мнения

1

Занимательные задачи

1

Контрольная работа № 6

1

Анализ контрольной работы

1

Итоговый тест

1

Исторические страницы

Любителям математики

Жизненная задача

Проекты

Раздел III. Дроби

Входной тест

1

Глава 5. Дроби

13

Понятие дроби

1

Понятие дроби

1

Нахождение части от целого и целого по его части

1

Нахождение части от целого и целого по его части

1

Натуральные числа и дроби

1

Натуральные числа и дроби

1

Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю

1

Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю

1

Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю

1

Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю

1

Сравнение дробей

1

Сравнение дробей

1

Контрольная работа № 7

1

Анализ контрольной работы

1

Глава 6. Действия с дробями

31

Сложение дробей. Свойства сложения

1

Сложение дробей. Свойства сложения

1

Сложение дробей. Свойства сложения

1

Вычитание дробей

1

Вычитание дробей

1

Вычитание дробей

1

Умножение дробей. Свойства умножения

1

Умножение дробей. Свойства умножения

1

Умножение дробей. Свойства умножения

1

Деление дробей

1

Деление дробей

1

Деление дробей

1

Задачи на совместную работу

1

Задачи на совместную работу

1

Задачи на совместную работу

1

Задачи на совместную работу

1

Контрольная работа № 8

1

Анализ контрольной работы

1

Понятие смешанной дроби

1

Понятие смешанной дроби

1

Понятие смешанной дроби

1

Сложение и вычитание смешанных дробей

1

Сложение и вычитание смешанных дробей

1

Сложение и вычитание смешанных дробей

1

Сложение и вычитание смешанных дробей

1

Умножение и деление смешанных дробей

1

Умножение и деление смешанных дробей

1

Умножение и деление смешанных дробей

1

Занимательные задачи

1

Занимательные задачи

1

Занимательные задачи

1

Контрольная работа № 9

1

Анализ контрольной работы

1

Итоговый тест

1

Исторические страницы

1

Любителям математики

1

Жизненная задача

1

Раздел IV. Геометрические фигуры

Входной тест

1

Глава 7. Геометрические фигуры на плоскости

10

Треугольники и их виды

1

Равенство геометрических фигур

1

Равенство геометрических фигур

1

Окружность и круг

1

Окружность и круг

1

Центральные углы и дуги

1

Центральные углы и дуги

1

Круговые диаграммы

1

Круговые диаграммы

1

Контрольная работа № 10

1

Анализ контрольной работы

1

Глава 8. Площади и объёмы

15

Единицы измерения площадей.

1

Площадь прямоугольника.

1

Площадь прямоугольного треугольника

1

Геометрические фигуры в пространстве

1

Геометрические фигуры в пространстве

1

Геометрические фигуры в пространстве

1

Объём параллелепипеда. Единицы измерения объёма

1

Единицы измерения объёма

1

Понятие о вероятности

1

Понятие о вероятности

1

Понятие о вероятности

1

Занимательные задачи

1

Занимательные задачи

1

Занимательные задачи

1

Контрольная работа № 11

1

Анализ контрольной работы

1

Итоговый тест

1

Повторение

12

Повторение. Натуральные числа и нуль

1

Повторение. Действия с натуральными числами и их свойства

1

Повторение. Делимость чисел

1

Повторение. Делимость чисел

1

Повторение. Таблицы и диаграммы

1

Повторение. Дроби

1

Повторение. Дроби

1

Повторение. Геометрические фигуры на плоскости

1

Повторение. Геометрические фигуры на плоскости

1

Повторение. Площади и объёмы

1

Повторение. Площади и объёмы

1

Повторение. Понятие о вероятности

1

Итоговая контрольная работа

1

Исторические страницы

Любителям математики

Жизненная задача

Проекты


Перечень учебно-методического обеспечения

а) Литература и пособия:

  1. Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика. Учебник для 5–го класса. В 2-х частях. – М.: Баласс, 2012.
  2. Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика. 5 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012.
  3. Козлова С.А. Дидактический материал  к учебнику «Математика» для 5-го класса. – М.: Баласс, 2012
  4. Козлова С.А. Контрольные работы к учебнику «Математика» , 5 кл. – М. : Баласс, 2012
  5. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. 5 – 6 класс. – М.: Просвещение, 2007
  6. Математика. Тесты для промежуточной аттестации учащихся 5 – 6 классов /под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов–на–Дону: Легион, 2008
  7. Занимательная математика на уроках и внеклассных занятиях. 5 – 8 классы  /авт. – сост.    Ю.В. Щербакова. – М.: Глобус, 2008
  8. Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий   /авт. – сост.  В.В. Трошин. – М.: Глобус, 2008
  9. Математика: приложение к газете «Первое сентября»
  10. Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал

б) Оборудование и приборы:

  1. таблицы;
  2. набор инструментов;
  3. карточки для контрольных работ, тестов, самостоятельных работ;
  4. геометрические фигуры.

Рассмотрено на                                                           Согласовано:

заседании                                                                     Заместитель директора по УВР 5-8 классов

методического объединения                                      Момотова Л.А________________

учителей математики                                                  Дата

протокол №          от______
подпись руководителя МО

_____________(Ключко О.Ю.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...