Методическая разработка урока по теме "НОД и НОК чисел"
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Муратова Светлана Алексеевна

Урок разработан в виде игры "Поле чудес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_nestandartnogo_uroka.doc84 КБ

Предварительный просмотр:


Методическая разработка нестандартного урока "Поле чудес" по математике в 6-м классе на тему: "НОД и НОК чисел"

Муратова С.А., учитель математики

Статья отнесена к разделу: Преподавание математики

Известный советский математик и педагог А.Я. Хинчин писал: “Перед учителем математики стоит нелегкая задача – преодолеть в сознании учеников со стихийной неизбежностью возникающее представление о “сухости”, формальном характере, оторванности от жизни и практики его науки”. Одним из способов решения этой проблемы является проведение нестандартных и занимательных уроков математики.

Нестандартные формы проведения уроков появились на определенном этапе развития системы народного образования, теории дидактики и методики обучения предмета. Они появились вследствие реакции учителей на новые цели общеобразовательной школы, связанные с развитием личности учащихся, на сложившийся шаблон в проведении уроков, вызывающих у учащихся равнодушие к учебе, откровенную скуку. В центре учебного процесса стоит ученик. Поиск средств развития личности учащихся заставил обратиться к педагогической теории, потребовал знаний психологических механизмов, действующих в учебном процессе, глубокой переработке материала. Такие нестандартные формы несут и воспитательные моменты: ребята радуются успехам своих товарищей.

Используя в своей работе нестандартные формы обучения, я пришла к выводу, что они необходимы, а также привлекают внимание ребят необычностью своего проведения. Но самое главное, что такие уроки отличаются интересным содержанием и участвуют в них все ученики класса, особенно увлекают их уроки, пришедшие из средств массовой информации, из телевидения (уроки-состязания, КВНы, театрализованные представления, “Поле чудес” и другие). Мною были разработаны уроки на примере телевизионной программы “Поле чудес”. Один из них я вам и представляю. За участие в игре, ученик может получить оценку, на этом же уроке он может получить еще и вторую оценку, если отгадает зашифрованное высказывание, записанное на доске.

Девиз игры: Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!

Цели игры:

  • Образовательные:
  • способствовать формированию построения алгоритма нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного чисел;
  • формировать навыки нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного чисел с помощью разложения на простые множители.
  • Развивающие:
  • развивать навыки мыслительных операций;
  • повышать уровень математической культуры;
  • расширение кругозора учащихся.
  • Воспитательные:
  • формировать интерес к математике; умение высказывать свои мысли, слушать других, отстаивать свою точку зрения;
  • воспитание внимания, развитие сообразительности, находчивости, тренировка памяти.

Форма проведения: личное соревнование между учениками в решении примеров, знание правил на нахождение Н.О.Д. и Н.О.К. чисел.

– Здравствуйте! Вот и сбывается ваша мечта. Сегодня вы зрители и участники игры “Поле чудес”. Мне помогают два учащихся вашего класса на некоторых этапах игры, они попробуют свои силы в роли ведущих. Каждый из них за что-то отвечает.

Дима  – фиксирует полученные игроками оценки, следит за подсказками из зала. 
Вика – выставляет на табло картонные карточки, подсчитывает количество букв в слове, открывает отгаданные буквы, проводит игры в секторе “А”.

Любая игра имеет свои правила, которых придерживаются все игроки. Нарушение недопустимо. Правила нашей игры все-таки отличаются от телевизионного капитал-шоу “Поле чудес”. Капиталом у нас служат оценки. С тем как они выставляются, нас познакомят помощники.

  • Оценка “3”ставится тому игроку, который правильно называет буквы два раза подряд, при этом он остается играть дальше, но ход передается другому.
  • Оценка “4” ставится тому игроку, который правильно отгадал слово.
  • Оценку “5” получает тот игрок, который дойдет до супер-игры.

Игрок может отказаться от супер-игры, он и так – победитель.

В чем заключается супер-игра? Игроку-победителю через 15 секунд нужно либо показать отгаданное слово, либо дать формулировку отгаданному понятию.

Во время игры в тройках, если игрок называет слово неправильно, выбывает из игры. За подсказку зрителю ставится оценка “2”, а слово заменяется.

Ну а теперь познакомимся с секторами. Сначала познакомимся со счастливыми секторами, их немного.

СЕКТОР “Ш” – попросить любого сидящего в кабинете ученика назвать результат или букву.

СЕКТОР “А” – (Альтернатива) играете с кубиком, бросаете его по 2 раза, помощники открывают выпавшие буквы; если правильно ответили, через 15 сек, то получаете “5” и ход передается другому

СЕКТОР “2” (Ход дважды ) – не пугайтесь это не оценка “2” вы имеете возможность, два раза подряд назвать буквы, даже если первая буква была названа неверно.

СЕКТОР “Т” (“Тема”) – вы помните в объявление, было указано несколько тем, с которыми будут связаны слова. Когда выпадает этот сектор, ведущей делает подсказку, которая поможет вам отгадать слово. Каждая такая “подсказка” все “ближе и ближе” подводят игрока к заданному слову, сначала подсказки общие, затем становятся более конкретными.

СЕКТОР “В” (Вариант) – как видите, у нас нет секторов с числами. Вместо них СЕКТОР “В”. Когда выпадает этот СЕКТОР, вы называете первые буквы, если правильно, то повторяете ход, если нет, то ход переходит к другому игроку.

СЕКТОР “П” (“Приз”) – ну а это объяснять не надо.

Теперь познакомим вас с “несчастными секторами”

СЕКТОР “0” – переход хода

СЕКТОР “Б” – точнее “банкрот дважды”, пропускаете этот и следующий ходы.

– Вот наши правила. Я и мои помощники желаем вам удачи в игре. Желающие сыграть в первой “тройке”, займите, пожалуйста, место у игрового стола.

1. Задание для первой тройки игроков.

Найдите Н.О.К. (9 и 14) = ? (126)

С

Т

О

 

Д

В

А

Д

Ц

А

Т

Ь

 

Ш

Е

С

Т

Ь

СТО

ДВАДЦАТЬ

ШЕСТЬ

3

8

5

2. Задание для второй тройки игроков.

Найдите Н.О.К. (180 и 120) = ? (360)

Т

Р

И

С

Т

А

 

Ш

Е

С

Т

Ь

Д

Е

С

Я

Т

ТРИСТА

ШЕСТЬДЕСЯТ

6

10

3. Задание для третьей тройки игроков.

Найдите Н.О.К. (360 и 420) = ? (2100)

Д

В

Е

 

Т

Ы

С

Я

Ч

И

 

С

Т

О

ДВЕ

ТСЯЧИ

СТО

3

6

3

4. Финал игры.

Найдите Н.О.К. (110 и 330)  = ? (330)

Т

Р

И

С

Т

А

 

Т

Р

И

Д

Ц

А

Т

Ь

ТРИСТА

ТРИЦАТЬ

6

8

5. Супер-игра и задание для нее.

С помощью чего в настоящее время составляют таблицы простых чисел

Р

Е

Ш

Е

Т

О

 

Э

Р

А

Т

О

С

Ф

Е

Н

А

(решето (6 букв) Эратосфена (10 букв))

– Задание для ребят, которые не будут задействованы в тройках и могут также получить оценку за урок лучше записать на доске. Это зашифрованное высказывание, выполняя задание, вы узнаете, что за поговорка здесь написана.

Т
840

А
72

Б
45

З
240

М
54

У
120

К
126

И
80

Н
360

Е
60

БЕЗ МУКИ НЕТ И НАУКИ.

1) НОК (15 и 9) = ?
2) НОК (10 и 12) = ?
3) НОК (80 и 120) = ?

4) НОК (18 и 27) = ?
5) НОК (30 и 24) = ?
6) НОК (9 и 14) = ?
7) НОК (80 и 16) = ?

8) НОК (90 и 40) = ?
9) НОК (20 и 15) = ?
10) НОК (35 и 24) = ?

11) НОК (20 и 16) = ?

12) НОК (360 и 45) = ?
13) НОК (36 и 24) = ?  
14) НОК (15 и 8) = ?
15) НОК (18 и 7) = ?
16) НОК (16 и 5) = ?

45
60
240

54
120
126
80

360
60
840

80

360
72 
120
126
80

– Ребята, которым выпадает приз, должны сначала решить задание и если правильно скажут, что зашифровано, то получают свой подарок. 
Отгадайте, какой приз разыгрывается?

1)

  • НОД (2 и 8) = ? Л – 3
  • НОД (3 и 9) = ? П – 2
  • НОД (5 и 25) = ? И – 5
  • НОД (7 и 14) = ? А – 4
  • НОД (14 и 28) = ? К – 14
  • НОД (4 и 16) = ? Т – 7

2)

  • НОД (6 и 12) = ? К – 4
  • НОД (7 и 49) = ? Р – 5
  • НОД (5 и 15) = ? Ш – 6
  • НОД (3 и 12) = ? А – 7
  • НОД (4 и 44) = ? И – 3

3)

  • НОД (6 и 18) = ? Ч – 5
  • НОД (3 и 15) = ? К – 11
  • НОД (5 и 30) = ? А – 7
  • НОД (11 и 22) = ? Р – 6
  • НОД (7 и 28) = ? У – 3

4)

  • НОД (25 и 125)=? В – 4
  • НОД (4 и 8) = ? Ч – 17
  • НОД (3 и 36) = ? К –  7
  • НОД (17 и 34) = ? Ж – 25
  • НОД (7 и 28) = ? А – 3
  • НОД (3 и 45) = ?

5)

  • НОД (8 и 16) = ? Ь – 6
  • НОД (3 и 6) = ? Т – 5
  • НОД (5 и 10) = ? Я – 3
  • НОД (6 и 12) = ? П – 8

– Вот и истекло время игры. Все оценки вы узнаете чуть позже. Спасибо всем за игру.

Литература:

1. Виленкин Н.Я. и др. Учебник математики для шестого класса средней школы. -   М., Просвещение, 2001.

2. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Просвещение, 2005.

Тема урока:« НОД И НОК чисел » 
Цель урока: обобщение и закрепление знаний по теме 
Ситникова Ольга Владимировна, учитель математики « МБОУ СОШ №10 » 
Пифагор. 
Цель урока: 
Отработка навыков нахождения НОД и НОК чисел. Применение полученных знаний для решения задач. Развитие интереса к предмету. Обобщение знаний по данной теме. 
УСТНАЯ РАБОТА 
1. Что называется наибольшим общим делителем чисел а и в ?2. Как найти НОД чисел ?3. А если нет общих множителей, чему равен НОД чисел ?4. Как называются эти числа ? Приведите пример взаимно-простых чисел. 5. Что называется наименьшим общим кратным чисел а и в ? 
УСТНАЯ РАБОТА 
6. Как найти НОК чисел ?7. Какие числа называются простыми ? Приведите примеры простых чисел.8. Какие числа называются составными ? Приведите примеры составных чисел.9. А 1 – это какое число ? Почему ? 
Решение задач 
№1. Найдите НОД и НОК чисел 8 и 12 методом перебора. №2. Найдите НОД чисел 252 и 264 мето - дом разложения на простые множители. №3. Найдите НОД и НОК чисел наиболее удобным способом : а) 12 и 40 б) 9 и 40 в) 12 и 72 
Работа над задачей 
1. НОД (13,39) = 3 2. 16 - кратное числа 3 3. НОК (9,18) = 18 4. 5 - кратное числа 6 5. 7 – делитель числа 14 6. НОД(2,15)=1 7. Каждое число имеет делитель 1 8. НОК (2,3) = 6 
НАИБОЛЬШЕЕ НАТУРАЛЬНОЕ ЧИСЛО КРАТНОЕ 5 87635 

Задача 1.Ребята получили на новогодней елке одинаковые подарки. Во всех подарках вместе было 123 апельсина и 82 яблока. Сколько ребят присутствовало на елке? Сколько апельсинов и сколько яблок получил каждый? 
Задача 2.Из речного порта одновременно 1 мая 2011 года вышли два теплохода . Продолжительность рейса одного из них – 15 суток, а продолжительность рейса второго – 24 суток. Через сколько дней теплоходы снова одновременно отправятся в рейс? Сколько рейсов за это время сделает первый теплоход? А сколько второй? 
ОТВЕТЫ 
Вариант 1а) НОД(12,18)=6 НОК(12,18)=36б) НОД(13,39)=13 НОК(13,39)=39в) НОД(11,15)=1 НОК(11,15)=165 
Вариант 2 а) НОД(10,15)=5 НОК(10,15)=30 б) НОД(19,57)=19 НОК(19,57)=57 в) НОД(7,12)=1 НОК(7,12)=84 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики "Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд"

Данная разработка урока для обучающихся 5 класса школ VIII  вида. ...

Методическая разработка урока по теме"Сложение рациональных чисел" 6класс

На данном уроке учащиеся знакомятся с правилами сложения рациональных чисел.Это урок изучения нового материала....

Методическая разработка урока по математике в 5 классе " УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ "

Урок-путешествие. Первый урок математики в 5 классе позволяет повторить знания, полученные в начальной школе,с использованием игровых технологий....

Методическая разработка урока по теме "Умножение натуральных чисел"

1. Маршрутный лист ученика2. Презентация3. Конспект урока...

Методическая разработка урока по теме "Сложение целых чисел"

Методическая разработка урока математики в 6 классе, содержащая подробный конспект с использованием игровых технологий....

Методическая разработка урока по теме: ««Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.»

Материал содержит конспект урока комплексного применения знаний  в 6 классе....

Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Умножение и деление рациональных чисел"

В данной презентации представлен  обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Умножение и деление  рациональных чисел".При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Ж...