Методическая разработка урока по теме "НОД и НОК чисел"
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему
Урок разработан в виде игры "Поле чудес"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка нестандартного урока "Поле чудес" по математике в 6-м классе на тему: "НОД и НОК чисел"
Муратова С.А., учитель математики
Статья отнесена к разделу: Преподавание математики
Известный советский математик и педагог А.Я. Хинчин писал: “Перед учителем математики стоит нелегкая задача – преодолеть в сознании учеников со стихийной неизбежностью возникающее представление о “сухости”, формальном характере, оторванности от жизни и практики его науки”. Одним из способов решения этой проблемы является проведение нестандартных и занимательных уроков математики.
Нестандартные формы проведения уроков появились на определенном этапе развития системы народного образования, теории дидактики и методики обучения предмета. Они появились вследствие реакции учителей на новые цели общеобразовательной школы, связанные с развитием личности учащихся, на сложившийся шаблон в проведении уроков, вызывающих у учащихся равнодушие к учебе, откровенную скуку. В центре учебного процесса стоит ученик. Поиск средств развития личности учащихся заставил обратиться к педагогической теории, потребовал знаний психологических механизмов, действующих в учебном процессе, глубокой переработке материала. Такие нестандартные формы несут и воспитательные моменты: ребята радуются успехам своих товарищей.
Используя в своей работе нестандартные формы обучения, я пришла к выводу, что они необходимы, а также привлекают внимание ребят необычностью своего проведения. Но самое главное, что такие уроки отличаются интересным содержанием и участвуют в них все ученики класса, особенно увлекают их уроки, пришедшие из средств массовой информации, из телевидения (уроки-состязания, КВНы, театрализованные представления, “Поле чудес” и другие). Мною были разработаны уроки на примере телевизионной программы “Поле чудес”. Один из них я вам и представляю. За участие в игре, ученик может получить оценку, на этом же уроке он может получить еще и вторую оценку, если отгадает зашифрованное высказывание, записанное на доске.
Девиз игры: Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!
Цели игры:
- Образовательные:
- способствовать формированию построения алгоритма нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного чисел;
- формировать навыки нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного чисел с помощью разложения на простые множители.
- Развивающие:
- развивать навыки мыслительных операций;
- повышать уровень математической культуры;
- расширение кругозора учащихся.
- Воспитательные:
- формировать интерес к математике; умение высказывать свои мысли, слушать других, отстаивать свою точку зрения;
- воспитание внимания, развитие сообразительности, находчивости, тренировка памяти.
Форма проведения: личное соревнование между учениками в решении примеров, знание правил на нахождение Н.О.Д. и Н.О.К. чисел.
– Здравствуйте! Вот и сбывается ваша мечта. Сегодня вы зрители и участники игры “Поле чудес”. Мне помогают два учащихся вашего класса на некоторых этапах игры, они попробуют свои силы в роли ведущих. Каждый из них за что-то отвечает.
Дима – фиксирует полученные игроками оценки, следит за подсказками из зала.
Вика – выставляет на табло картонные карточки, подсчитывает количество букв в слове, открывает отгаданные буквы, проводит игры в секторе “А”.
Любая игра имеет свои правила, которых придерживаются все игроки. Нарушение недопустимо. Правила нашей игры все-таки отличаются от телевизионного капитал-шоу “Поле чудес”. Капиталом у нас служат оценки. С тем как они выставляются, нас познакомят помощники.
- Оценка “3”ставится тому игроку, который правильно называет буквы два раза подряд, при этом он остается играть дальше, но ход передается другому.
- Оценка “4” ставится тому игроку, который правильно отгадал слово.
- Оценку “5” получает тот игрок, который дойдет до супер-игры.
Игрок может отказаться от супер-игры, он и так – победитель.
В чем заключается супер-игра? Игроку-победителю через 15 секунд нужно либо показать отгаданное слово, либо дать формулировку отгаданному понятию.
Во время игры в тройках, если игрок называет слово неправильно, выбывает из игры. За подсказку зрителю ставится оценка “2”, а слово заменяется.
Ну а теперь познакомимся с секторами. Сначала познакомимся со счастливыми секторами, их немного.
СЕКТОР “Ш” – попросить любого сидящего в кабинете ученика назвать результат или букву.
СЕКТОР “А” – (Альтернатива) играете с кубиком, бросаете его по 2 раза, помощники открывают выпавшие буквы; если правильно ответили, через 15 сек, то получаете “5” и ход передается другому
СЕКТОР “2” (Ход дважды ) – не пугайтесь это не оценка “2” вы имеете возможность, два раза подряд назвать буквы, даже если первая буква была названа неверно.
СЕКТОР “Т” (“Тема”) – вы помните в объявление, было указано несколько тем, с которыми будут связаны слова. Когда выпадает этот сектор, ведущей делает подсказку, которая поможет вам отгадать слово. Каждая такая “подсказка” все “ближе и ближе” подводят игрока к заданному слову, сначала подсказки общие, затем становятся более конкретными.
СЕКТОР “В” (Вариант) – как видите, у нас нет секторов с числами. Вместо них СЕКТОР “В”. Когда выпадает этот СЕКТОР, вы называете первые буквы, если правильно, то повторяете ход, если нет, то ход переходит к другому игроку.
СЕКТОР “П” (“Приз”) – ну а это объяснять не надо.
Теперь познакомим вас с “несчастными секторами”
СЕКТОР “0” – переход хода
СЕКТОР “Б” – точнее “банкрот дважды”, пропускаете этот и следующий ходы.
– Вот наши правила. Я и мои помощники желаем вам удачи в игре. Желающие сыграть в первой “тройке”, займите, пожалуйста, место у игрового стола.
1. Задание для первой тройки игроков.
Найдите Н.О.К. (9 и 14) = ? (126)
С | Т | О |
| Д | В | А | Д | Ц | А | Т | Ь |
| Ш | Е | С | Т | Ь |
СТО | ДВАДЦАТЬ | ШЕСТЬ |
3 | 8 | 5 |
2. Задание для второй тройки игроков.
Найдите Н.О.К. (180 и 120) = ? (360)
Т | Р | И | С | Т | А |
| Ш | Е | С | Т | Ь | Д | Е | С | Я | Т |
ТРИСТА | ШЕСТЬДЕСЯТ |
6 | 10 |
3. Задание для третьей тройки игроков.
Найдите Н.О.К. (360 и 420) = ? (2100)
Д | В | Е |
| Т | Ы | С | Я | Ч | И |
| С | Т | О |
ДВЕ | ТСЯЧИ | СТО |
3 | 6 | 3 |
4. Финал игры.
Найдите Н.О.К. (110 и 330) = ? (330)
Т | Р | И | С | Т | А |
| Т | Р | И | Д | Ц | А | Т | Ь |
ТРИСТА | ТРИЦАТЬ |
6 | 8 |
5. Супер-игра и задание для нее.
С помощью чего в настоящее время составляют таблицы простых чисел
Р | Е | Ш | Е | Т | О |
| Э | Р | А | Т | О | С | Ф | Е | Н | А |
(решето (6 букв) Эратосфена (10 букв))
– Задание для ребят, которые не будут задействованы в тройках и могут также получить оценку за урок лучше записать на доске. Это зашифрованное высказывание, выполняя задание, вы узнаете, что за поговорка здесь написана.
Т | А | Б | З | М | У | К | И | Н | Е |
БЕЗ МУКИ НЕТ И НАУКИ.
1) НОК (15 и 9) = ? 4) НОК (18 и 27) = ? 8) НОК (90 и 40) = ? 11) НОК (20 и 16) = ? 12) НОК (360 и 45) = ? | 45 54 360 80 360 |
– Ребята, которым выпадает приз, должны сначала решить задание и если правильно скажут, что зашифровано, то получают свой подарок.
Отгадайте, какой приз разыгрывается?
1)
- НОД (2 и 8) = ? Л – 3
- НОД (3 и 9) = ? П – 2
- НОД (5 и 25) = ? И – 5
- НОД (7 и 14) = ? А – 4
- НОД (14 и 28) = ? К – 14
- НОД (4 и 16) = ? Т – 7
2)
- НОД (6 и 12) = ? К – 4
- НОД (7 и 49) = ? Р – 5
- НОД (5 и 15) = ? Ш – 6
- НОД (3 и 12) = ? А – 7
- НОД (4 и 44) = ? И – 3
3)
- НОД (6 и 18) = ? Ч – 5
- НОД (3 и 15) = ? К – 11
- НОД (5 и 30) = ? А – 7
- НОД (11 и 22) = ? Р – 6
- НОД (7 и 28) = ? У – 3
4)
- НОД (25 и 125)=? В – 4
- НОД (4 и 8) = ? Ч – 17
- НОД (3 и 36) = ? К – 7
- НОД (17 и 34) = ? Ж – 25
- НОД (7 и 28) = ? А – 3
- НОД (3 и 45) = ?
5)
- НОД (8 и 16) = ? Ь – 6
- НОД (3 и 6) = ? Т – 5
- НОД (5 и 10) = ? Я – 3
- НОД (6 и 12) = ? П – 8
– Вот и истекло время игры. Все оценки вы узнаете чуть позже. Спасибо всем за игру.
Литература:
1. Виленкин Н.Я. и др. Учебник математики для шестого класса средней школы. - М., Просвещение, 2001.
2. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Просвещение, 2005.
Тема урока:« НОД И НОК чисел »
Цель урока: обобщение и закрепление знаний по теме
Ситникова Ольга Владимировна, учитель математики « МБОУ СОШ №10 »
Пифагор.
Цель урока:
Отработка навыков нахождения НОД и НОК чисел. Применение полученных знаний для решения задач. Развитие интереса к предмету. Обобщение знаний по данной теме.
УСТНАЯ РАБОТА
1. Что называется наибольшим общим делителем чисел а и в ?2. Как найти НОД чисел ?3. А если нет общих множителей, чему равен НОД чисел ?4. Как называются эти числа ? Приведите пример взаимно-простых чисел. 5. Что называется наименьшим общим кратным чисел а и в ?
УСТНАЯ РАБОТА
6. Как найти НОК чисел ?7. Какие числа называются простыми ? Приведите примеры простых чисел.8. Какие числа называются составными ? Приведите примеры составных чисел.9. А 1 – это какое число ? Почему ?
Решение задач
№1. Найдите НОД и НОК чисел 8 и 12 методом перебора. №2. Найдите НОД чисел 252 и 264 мето - дом разложения на простые множители. №3. Найдите НОД и НОК чисел наиболее удобным способом : а) 12 и 40 б) 9 и 40 в) 12 и 72
Работа над задачей
1. НОД (13,39) = 3 2. 16 - кратное числа 3 3. НОК (9,18) = 18 4. 5 - кратное числа 6 5. 7 – делитель числа 14 6. НОД(2,15)=1 7. Каждое число имеет делитель 1 8. НОК (2,3) = 6
НАИБОЛЬШЕЕ НАТУРАЛЬНОЕ ЧИСЛО КРАТНОЕ 5 87635
Задача 1.Ребята получили на новогодней елке одинаковые подарки. Во всех подарках вместе было 123 апельсина и 82 яблока. Сколько ребят присутствовало на елке? Сколько апельсинов и сколько яблок получил каждый?
Задача 2.Из речного порта одновременно 1 мая 2011 года вышли два теплохода . Продолжительность рейса одного из них – 15 суток, а продолжительность рейса второго – 24 суток. Через сколько дней теплоходы снова одновременно отправятся в рейс? Сколько рейсов за это время сделает первый теплоход? А сколько второй?
ОТВЕТЫ
Вариант 1а) НОД(12,18)=6 НОК(12,18)=36б) НОД(13,39)=13 НОК(13,39)=39в) НОД(11,15)=1 НОК(11,15)=165
Вариант 2 а) НОД(10,15)=5 НОК(10,15)=30 б) НОД(19,57)=19 НОК(19,57)=57 в) НОД(7,12)=1 НОК(7,12)=84
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-345999-1384864840.jpg)
Методическая разработка урока математики "Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд"
Данная разработка урока для обучающихся 5 класса школ VIII вида. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-374155-1390202497.jpg)
Методическая разработка урока по теме"Сложение рациональных чисел" 6класс
На данном уроке учащиеся знакомятся с правилами сложения рациональных чисел.Это урок изучения нового материала....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-561496-1420886305.jpg)
Методическая разработка урока по математике в 5 классе " УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ "
Урок-путешествие. Первый урок математики в 5 классе позволяет повторить знания, полученные в начальной школе,с использованием игровых технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/10/picture-684360-1444464792.jpg)
Методическая разработка урока по теме "Умножение натуральных чисел"
1. Маршрутный лист ученика2. Презентация3. Конспект урока...
Методическая разработка урока по теме "Сложение целых чисел"
Методическая разработка урока математики в 6 классе, содержащая подробный конспект с использованием игровых технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-291483-1378486079.jpg)
Методическая разработка урока по теме: ««Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.»
Материал содержит конспект урока комплексного применения знаний в 6 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/15/picture-1204384-1671074947.jpg)
Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Умножение и деление рациональных чисел"
В данной презентации представлен обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Умножение и деление рациональных чисел".При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Ж...