Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме: "Уравнение".
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Курбатова Татьяна Николаевна

Урок закркпления навыков решения уравнений, использование уравнений при решении задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_uravneniya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 429

Петродворцового района Санкт-Петербурга

имени Героя Российской Федерации М.Ю. Малофеева

Методическая разработка урока математики в 5 классе

по теме:

«Уравнение».

Учитель математики

Курбатова Татьяна Николаевна

Цели урока:

Обучающая: 

  • Закрепление навыка решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия;
  • формирование навыка составления уравнения для решения задачи;
  • совершенствование навыка устного счета.

 Развивающие: 

  • развитие навыков поиска, обработки и представления информации;
  • развитие мыслительных операций;
  • развитие аналитических умений, жизненной смекалки и интуиции;
  • развитие коммуникативных умений.

Воспитательные:

  • формирование целостной картины знаний, получаемых в школе, путем использования знаний по математике, информатике;
  • формирование понимания значимости математики как способа познания окружающего мира;
  • воспитание сотрудничества, грамотной математической речи, аккуратности;
  • формирование значимости коллективной и индивидуальной работы.

Ход урока.

I. Попросить учащихся, прослушав стихотворение, «догадаться» о теме урока.

 Совсем замучил брата Икс,

Ему не привыкать.

Он целый вечер ищет Икс,

Не может отыскать.

              Мне брата жаль, во двор иду

              Собаку в комнату веду:

              Ну, Икс противный трепещи,

              Твой номер не пройдет,

               Сейчас я крикну: «Рекс, ищи!»

               И он тебя найдет.

Отыщет всех твоих дружков

По кличке Игрек, Зет

Раз мучил ты учеников

Тебе прощенья нет!

II. Устная работа.

1. а). Назвать слагаемые, вычитаемое и уменьшаемое в выражениях.

    б). Упростить выражения.

а) (45+х)+25;    б) 69-(у+49);     в) (х+278)-116.

2. Укажите букву, под которой записано уравнение:

а) х+20;         г) 7+х=15;

б) 21-4=17;    д) (х+5)-40

в) 42-4х;

Вопросы:

-Какое выражение называется буквенным?

-Какое выражение называется числовым?

-Дать определение уравнения и его корня.

-Сформулировать правило нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого.

3. Найти ошибку в решении уравнения:

49-х=15                        х-13=39                   28+х=57

х=49+15                      х=39-13                    х=57-28

х=64                            х=26                          х=39

4. Составьте выражение по условию задачи:

1) В одной бригаде х человек, а в другой на 5 человек больше. Сколько человек во второй бригаде?

2) В ящике х карандашей. Сначала в ящик добавили 12 карандашей, а затем вынули 7 карандашей. Сколько карандашей стало в ящике?

3) Рост Пети х см. Петя выше Вани на 5 см и ниже Коли на 3 см. Чему равны рост Вани и рост Коли?

5. Контрольный устный счет (карточка) с последующей проверкой ответов. 5 мин.

III. Решение задач.

1. 4 человека решают уравнения у доски на оценку:

                                 (у-28)-164=31

                                  246-(х+54)=45

                                  58-(х-97)=12

                                  (у-36)+73=218

2. Остальные учащиеся самостоятельно решают уравнения. Ответы к уравнениям зашифрованы.

5 учащихся, правильно выполнивших задание, получают оценку «5».

                                    40-(х+8)=18        (14) – В

                                     (х+98)+14=169  (57) – И

                                    96+(17-х)=100    (13) – Е

                                    175-(х-88)=79     (184) – Т

           И                         Т                    Н                        В                      Е

           57                       184                 56                       14                    13

3. Исторический экскурс.

Кто и когда придумал первое уравнение?

По-видимому, ответить на этот вопрос невозможно. Задачи, приводящие к решению простейших уравнений, люди решали на основе здравого смысла с того времени, как стали людьми. Ещё за 3-4 тысячи лет до н.э. Египтяне умели решать простейшие уравнения.

Большой вклад в изучение уравнений внес среднеазиатский математик Мухаммед аль Хорезми (IX век). В дальнейшем многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик: Франсуа Виет. Жил он в XVI веке. Более подробно о некоторых его работах мы поговорим в 8 классе, а сейчас познакомимся с интересным эпизодом из его жизни.

Громкую славу Ф.Виет получил при короле Генрихе III во время франко-испанской войны. Испанские инквизиторы изобрели очень сложную тайнопись, благодаря которой испанцы вели переписку с врагами Генриха III. Напрасно французы пытались найти ключ к шифру, и тогда король обратился к Виету. Рассказывают, что Виет нашел за две недели непрерывной работы ключ к шифру, после чего, неожиданно для Испании, Франция стала выигрывать одно сражение за другим. Будучи уверенными, что шифр разгадать невозможно, испанцы обвинили Виета в связи с дьяволом и приговорили к сожжению на костре. К счастью, он не был выдан инквизиции и вошел в историю как великий математик.

4. Решение задачи на составление уравнения всем классом с комментированием с мест.

В классной комнате было несколько учеников. После того как 7 учеников вошли и 9 вышли, в комнате их стало 23. Сколько учеников было в классной комнате первоначально?

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание:

Придумать задачи, решением которых будут выражения:

А) (х+11)-8=37;         б) 70-(х+29)=24;             в) 612-х=242.

Карточка

с+10=90

370-а=240

а-5=45

у+27=81

40+у=80

95-х=76

в+5=100

186+у=186

х-280=720

78-х=53

с-270=0

64+х=99

84-в=56

55+у=66

с-125=875

а-37=63

1000-у=750

26-в=17

84+в=100

15-х=8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики , 5 класс на тему "Уравнения"

Цели урока:повторить основные компоненты действий, ввести понятие уравнения, формировать умение решать уравнения;Совершенствовать вычислительные навыки учащихся; Воспитывать ответственное отношен...

Методическая разработка урока математики 5 класса

отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей, углубление полученных знаний и навыков при решении примеров и задач;развитие логического мышления, математической речи, умения обобщать и срав...

Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС

Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изуч...

Конспект урока математика 5 класс по теме "Уравнения"

Конспект урока урока математика 5 класс по теме "Уравнения"...

Конспект урока математики 6 класс по теме:"Уравнения"

Первый урок по теме "Уравнения" по учебнику Мерзляк А.Г., ПолонскийВ.П., Якир М.С....