Тема «Формирование познавательных интересов во внеурочной деятельности»
статья по алгебре (7 класс) на тему

Лопухова Наталья Николаевна

Актуальность: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся.

Объект изменений: процесс формирования познавательных  интересов учащихся

Предмет изменений: подбор и использование заданий для формирование познавательного интереса к математике во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt1.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Формирование познавательных интересов  во внеурочной деятельности»

Актуальность: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся.

Объект изменений: процесс формирования познавательных  интересов учащихся

Предмет изменений: подбор и использование заданий для формирование познавательного интереса к математике во внеурочной деятельности.

Понятийный аппарат:

 Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. Познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, находит применение своей пытливости в любой обстановке, в любых условиях. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими школьник, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес, - все это формирует и развивает личность школьника.

Познавательный интерес выступает и как сильное средство обучения. Характеризуя интерес как средство обучения, следует оговориться, что интересное преподавание - это не развлекательное преподавание, насыщенное эффективными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными задачами и рассказами и т. д., это даже не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено и ученику остается только запомнить. Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях.[20]

      Олимпиадные задачи в математике — термин для обозначения круга задач, для решения которых обязательно требуется неожиданный и оригинальный подход.[21]

Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.[22]

Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная - учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе.[23]

Анализ ресурсов: умк , интернет, интерактивная доска с ПО, ноутбуки

Цель: формирование познавательных интересов по математике во внеурочной деятельности по средствам решения олимпиадных задач

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по созданию программы.
  2. Разработать
  3. Отработать пакет педагогических методик
  4. Разработать программу внеурочной деятельности

Целевая аудитория: учащиеся 7 класса «А», 6 класса «В» ГБОУ СОШ с. Утевка м.р. Нефтегорский

Срок реализации проекта: сентябрь 2014 года – май 2015 года

Этапы реализации проекта (сроки)

Этапы проекта

Сроки исполнения

Задачи этапа

1. Подготовительный

Сентябрь - 2014г

1. Изучить опыт коллег

2.Изучить психолого-педагогическую

 литературу по проблеме.

3.Изучить литературу по подготовке к математическим олимпиадам

4. Диагностика психолога

2.Основной

Октябрь 2014 г-

Апрель 2015г

1.  Осуществить апробацию программы

2. Оценить  промежуточные  результаты.

5.Итоговый

Май 2015

1. Анализ деятельности

 2. определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.

Основные направления реализации проекта: 

Основные направления: консультативные, диагностические

Механизм, средства и способы реализации проекта:

Содержание работы

Форма реализации

Целевая группа

Сроки

1.

Диагностическая

Тест

6-7 кл.

Сентябрь 2014

2.

Практика – ориентированная

Тест

6-7 кл.

Октябрь 2014 – апрель 2015

3.

Аналитическая

тест

6-7 кл.

Май 2015

Ожидаемые результаты проекта:

- создание банка олимпиадных задач по математики, исследовательских и творческих работ;

- увеличение доли обучающихся, участников олимпиад, НПК на различных уровнях;

- увеличение числа победителей в предметных олимпиадах, НПК.

Критерии оценки результатов реализации проекта:

Критерии  и показатели формирования учебно-познавательной компетентности:

Критерии

Показатели

Достижение заданного качества

образования

  • познавательные умения (умения распознавать виды текстовых задач и др.);

Самостоятельная  познавательная деятельность обучающихся

  • умение самостоятельно получать знания из различных источников информации;
  • умение выделять главное из потока информации;

Личностные достижения обучающихся

  • рост творческих достижений (участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.);
  • развитие интеллектуально-логических способностей  (умение предложить несколько способов решения задачи)    

Способы представления результатов:  портфолио обучающегося, таблица результатов обучающихся, диаграммы результатов

Ресурсное обеспечение: умк , интернет, интерактивная доска с ПО, ноутбуки, для реализации проекта потребуется дополнительное финансирование, т. к. не которые олимпиады, конкурсы платные

Список использованных источников и литературы (включая Интернет - ресурсы):

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. -Волгоград: «Учитель», 2007г.
  2. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике.- Саратов: «Лицей», 2002 г.
  3. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. -М.: «Панорама», 2006 г
  4. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. -М.: Академкнига/Учебник, 2002 г.
  5. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. -М.: Посев, 2003г. С.128.
  6. Сухин И. Г. Занимательные материалы. -М.: «Вако», 2004 г.
  7. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы.- М., 2004 г.
  8. Фарков А. В. Математические олимпиады: методика подготовки.5-8 классы.- М.:ВАКО, 2015г. – 176С. – (Мастерская учителя математики)
  9. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи.-М.: «Грамотей», 2004г.
  10. Белошистая А.В. Индивидуальный подход в формировании и развитии математических способностей младшего школьника. / Начальная школа. Плюс до и после. 2001, №7.
  11. Бура М. Как научиться решать задачи // Начальная школа, 2002, № 9.
  12. Возлинская М.В. Задачник. Нестандартная математика в школе. – М., “Лайда”, 1993.
  13. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. - Киев, 1992.
  14. Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике (1-4 классы). – М., “Первое сентября”, 2003.
  15. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2004.
  16. Левитас Г. Нестандартные задачи на уроках математики // Начальная школа, № 41-2001, № 12,22-2002.
  17. Петерсон Л.Г. Нетрадиционные задачи и способы их решения // Начальная школа, № 6-2002.
  18. Смирнова В.В. Упражнения на развитие логического мышления при решении задач. // Начальная школа. Плюс до и после. 2003, №4.
  19. Тонких А.П. Теоретические основы решения нестандартных и занимательных задач в курсе математики начальных классов. // Начальная школа. Плюс до и после. 2002, №7.
  20. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д; «Феникс», 2005. – 448с.
  21. Петраков И.С. Математические олимпиады школьников: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1982.- 96с.
  22. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: голоссарий. http://standart.edu.ru/
  23. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997.
  24.  Сайт Меташкола  [Электронный ресурс]  http://metaschool.ru/
  25. Сайт Центра развития одаренности  [Электронный ресурс]  http://xn--80ajjpgff2a1byc.xn--n1adr.xn--p1ai/
  26. Сайт Инфоурок  [Электронный ресурс] http://infourok.ru/matematika.htm
  27.   СайтОписание: Главная[Электронный ресурс] http://mathkang.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Формирование познавательных интересов во внеурочной деятельности»

Актуальность: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся.Объект изменений: процесс формирования познавательных  ...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...

Презентация на тему "Пути формирования УУД во внеурочной деятельности".

Презентация на тему "Пути формирования УУД во внеурочной деятельности" (по курсу "Страноведение. Англоязычные страны: культура и традиции")...

Статья на тему "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в целях формирования математического мышления обучающихся"

Под математическим мышлением понимается «способность к оперированию совокупностью математических, логически взаимосвязанных понятий и суждений, различными структурами, знаковыми системами матема...

Проектная деятельность как способ формирования УУД во внеурочной деятельности

Информация о проектной деятельности, как о способе формирования УУД во внеурочной деятельности...