Квадратный трехчлен и его свойства. Решение квадратных и рациональных уравнений.
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Сивкова Татьяна Владимировна

Данная методическая разработка дает представление об идеях и методах решения основных классов  задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №49 Приморского района г.Санкт-Петербурга

 

Квадратный трехчлен

и его свойства

                                                             

                                                                                                   Составила:

                                                                          Сивкова  Татьяна Владимировна

                                                                               ( учитель математики, методист)

 

Данная методическая разработка позволит учителю обеспечить поэтапное формирование  у школьника представлений об идеях и методах решения основных классов задач и  оказать помощь родителям в организации домашних заданий с детьми.

1. Решение неполных квадратных уравнений.

Квадратным уравнением   называется уравнение вида :   аx2 + bх + с = 0,

            где  x переменная, a, b  и с некоторые числа, причем   a.

Числа а, b и с коэффициенты квадратного уравнения. 

 Число    a   называют старшим коэффициентом,

b - вторым коэффициентом ,

с — свободным членом .

Заметим, что квадратное уравнение называют еще уравнением второй степени, так как его левая часть есть многочлен второй степени.

  • Если в квадратном уравнении  аx2 + bх + с = 0,   хотя бы один из коэффициентов  

  b  или  с  равен нулю, то такое уравнение называют неполным квадратным уравнением. 

  • Если a=1, то квадратное уравнение называется приведенным квадратным уравнением.

Неполные квадратные уравнения бывают трех видов:

1)   ах2 + с = 0, где с  0;

2) aх2 + bх = 0, где Ь 0;

                                                         3) ах2 = 0.

  • При  решении неполного квадратного уравнения вида    ах2 + с = 0, где с  0:

1) переносят свободный член уравнения в правую часть:

2)  делят обе части уравнения на а: 

2 = -с

х 2 =  -с/а

Уравнение   х2 =   равносильно уравнению    ах2 + с = 0. Так как с  0, то   0.

Если 0 , то уравнение имеет два корня  x1  =  и   x1  = 

Если 0 , то уравнение  не имеет корней.

  • Решите неполное квадратное уравнение:  

ПРИМЕР 1 

- 8 х2 + 64 = 0 - 8 х2=- 64  х2= 8 и   .

Ответ:  

ПРИМЕР 2  . Решите неполное квадратное уравнение: 

2 + 28 = 0  6 х2 = - 28 х2 =                                                                                                                                          (Так как квадрат числа не может быть отрицательным числом, то получившееся уравнение не имеет корней, следовательно, не имеет корней и равносильное ему уравнение 2 + 28 = 0) Ответ: Корней нет.

  • При  решении неполного квадратного уравнения вида    2 + bх = 0, где Ь 0:

1) раскладывают левую часть уравнения на множители:

2)  приравниваем каждый из множителей к нулю:

Необходимо помнить:

Произведение  некоторого числа множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю.

x (aх + b) = 0

x=0 ,  ax+b =0

Решая уравнение ax+b = 0  , где  a0,  находим :  ax = -b , x = .

Следовательно корнями уравнения являются два числа:   0   и.

Таким образом квадратное уравнение вида    2 + bх = 0, где Ь  0  всегда имеет два корня.

  • Решите неполное квадратное уравнение:

ПРИМЕР 3  . 

  9х2 - 121 = 0 (3x-11)(3x+11)  = 0

Ответ:        ; .

ПРИМЕР 4  . Решите неполное квадратное уравнение: 

 - х2 + 10 =0   - х2 =-10   х2 = 10   = 10                                                                                     

Ответ:

  • Неполное квадратное уравнение вида   ах2 = 0  равносильно уравнению   х2 = 0  и поэтому имеет единственный корень 0.

Задания для самостоятельного решения.

Решите неполное квадратное уравнение: 

1

-6x2  + 32 = 0

6

x2  -   = 0

2

8x2 + 13 =0

7

3x2 + 7x =0

3

169x2 – 25 =0

8

2x2 - 3x =0

4

- x2 + 6 =0  = 6

9

3x2  + 2x =0

5

12x2 + 48 =0

10

-5x + 8x=0

                        

2. Решение квадратных уравнений с использованием выделения полного квадрата.

Выражение   аx2 + bх + с = 0, если астоящее в левой части квадратного уравнения, называют также квадратным трехчленом.

В квадратном трехчлене всегда можно выделить полный квадрат двухчлена:

аx2 + bх + с  =a

.

Таким образом,            а 2 + b + с =

Аналогично для приведенного квадратного трехчлена  + p +q   имеем:

        + p +q= .

  • Выделите квадрат двухчлена в трехчлене:

ПРИМЕР 5.

  + 4 = + 2 2 + –  = + 4 +4 – 4 =

ПРИМЕР 6.

3 =2 =2= (

ПРИМЕР 7.

4= 2(2)= 2( =2(

 2 ( (=2(

ПРИМЕР 8.

14+36 = +  36 = +  - 49+36 = -13

Задания для самостоятельного решения.

Выделите квадрат двухчлена в трехчлене:

1

+ 6=

6

- 4 =

2

- 27

7

 =

3

6+8 =

8

4

2 + 2=                                                  

9

4  5- 6 =

5

=

10

=

  • Решите квадратные уравнения, предварительно выделив квадрат двухчлена.

ПРИМЕР 9.

14+49 =0 14+ 49 =  ,  откуда , ,

                                                          Ответ: 7.

ПРИМЕР 10 .

6= 0 6 = 2 -16 ,  откуда , ,

,  

=7.                                                 Ответ:  -1 ;  7.

ПРИМЕР 11 .

2= 0 2 = 0  

 =0⟺ ;.

1)нет решений при  a ;

2), при  a;

3)  , при  a.        

 Ответ:  нет решений при  a ;, при  a;  , при  a.         

ПРИМЕР 12 .

2= 2= 0  

 =0⟺ ;

 1), при  a;

2), при  a.           Ответ:  , при  a;, при  a.              

                                          Задания для самостоятельного решения.

Решите квадратные уравнения, предварительно выделив квадрат двухчлена.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

2= 0

1)нет коней  при  a ;

2), при  a;

3)   , при  a.     

2=

1), при  a; 

              2), при  a.             

        3.Решение  полного квадратного уравнения.

Решим квадратное уравнение     аx2 + bх + с = 0 .

Разделив обе части на а , получим равносильное ему приведенное квадратное уравнение                         .

Преобразуем это уравнение:

.

Число корней последнего уравнения зависит от знака дроби     .

Так как  a,  – положительное число, поэтому знак этой дроби определяется знаком числителя, т.е.      .    

Это выражение называется  дискриминантом квадратного уравнения    аx2 + bх + с = 0.

 Его обозначают буквой D , т.е.  

                                                          D = .

Запишем уравнение в виде    или           .

Рассмотрим теперь различные возможные случаи.

1. Если  D          ,             то        ,

                                             ,

                                             ,                     

Таким образом, в этом случае уравнение  аx2 + bх + с = 0  имеет два корня:

                                             ,                     

Принята следующая краткая запись   ,    которую называют  

формулой корней квадратного уравнения.

2. Если  D , то исходное уравнение примет вид      , откуда  ,  .

В этом случае уравнение имеет два совпадающих корня: .

Действительно, при  D эта формула принимает вид:     ,откуда

3. Если D , то значение дроби    -  отрицательно и поэтому уравнение 

           не имеет смысла.

Следовательно, уравнение  аx2 + bх + с = 0 не имеет корней.

Таким образом, в зависимости от дискриминанта квадратное уравнение может иметь два корня

(при D ) , один корень ( при   D) или не иметь  корней (при  D  .

                                          Задания для самостоятельного решения.

  • Найдите дискриминант квадратных уравнений

1

0

2

0

3

0

4

0

5

0

6

0

7

0

8

0

9

0

10

0

           

          4.Разложение квадратного трехчлена на линейные множители.

  1. Если  D  ,то  квадратный трехчлен можно представить в виде  произведения линейных множителей:      аx2 + bх + с  = a ()() ,

               где        или         -

                                                                                           корни   квадратного   уравнения        аx2 + bх + с =0.

ПРИМЕР 13 .    Сократите дробь:.

Решение: Разложим на множители числитель и знаменатель дроби:

1)  , корни уравнения    и , откуда в числителе

)( ) =2)( )= (,

2)

Далее получим:          =   =                       

  Ответ:           

ПРИМЕР 14 .    Сократите дробь: .

Решение: Разложим на множители числитель и знаменатель данной дроби:

1)

Далее получим:

  Ответ:

                                          Задания для самостоятельного решения.

  • Разложите на множители квадратный трехчлен:

1

2

3

4

5

6

7

        

8

9

                                          Задания для самостоятельного решения.

  • Сократите дробь:

1

2

3

4

                                             5.Теорема Виета.

При D  корни        и      квадратного уравнения    аx2 + bх + с =0   удовлетворяют следующим

условиям:  

Верно и обратное утверждение: если числа   m и  n  таковы, что их сумма равна   -p ,

произведение равно    q ,  то эти числа являются корнями уравнения   x2 + pх + q =0 .  

Теорема 1. Если сумма коэффициентов квадратного уравнения равна  0 , то один из корней уравнения равен 1, а второй находится по формуле  .

Теорема 2. Если сумма cтаршего  коэффициента и свободного члена  квадратного уравнения равна  второму коэффициенту, то один из корней уравнения равен   , а второй находится по формуле  .

Задания для самостоятельного решения.

  •  Используя теоремы о сумме коэффициентов,  найдите корни квадратного уравнения.                                     

1.

=0

2.

=0

3.

=0

4.

5.

=0

6.

7.

=0

8.

=0

ПРИМЕР 15 .    Один из корней квадратного уравнения равен -3. Назовите коэффициент k и второй корень уравнения : .

Решение:     По теореме Виета имеем:    и    откуда  и  .

  Ответ: ,      .

                                          Задания для самостоятельного решения.

  • Один из корней квадратного уравнения  равен  -3,  назовите коэффициент k и второй корень  :

 ,    

,    

,    

ПРИМЕР 16 .    Пусть         и         - корни квадратного уравнения x2 + pх + q =0 .   Не решая квадратного уравнения, вычислите: .

Решение:  По теореме Виета     ,

откуда  

                                          Задания для самостоятельного решения.

  • Пусть         и         - корни квадратного уравнения x2 + pх - 15 =0 .   Выразите через коэффициент   p  сумму:

Задание

Ответ

 + 30

                                          Задания для самостоятельного решения.

  • 1.Сократи дробь     и найди ее значение при .

                                                                       Ответ :      .

  • 2. Сократи дробь     и найди ее значение при  

                                                                      Ответ :      .

  • 3. Сократи дробь     и найди ее значение при .

                                                                     Ответ :      .

  • 4. Сократи дробь     и найди ее значение при .

                                                                                                        Ответ :      .

                                      Задания для самостоятельного решения.

  • Составьте квадратное уравнение, если его корни равны:

-3  и  4

- 3 и 

-1 и 7

        

-3  и  

             

-1  и  -12

3  и  - 

        

Задания для самостоятельного решения.

ПРИМЕР   17.         Дано квадратное уравнение    x2 + pх + q =0,      и         -  его  корни . Не решая уравнения, составьте квадратное уравнение    , имеющее следующие корни:     и    .

Решение: По теореме Виета имеем :  +    = - p   ;     = q.    

Следовательно   +  , откуда по обратной теореме Виета числа    и              x2 + kpх +q =0.

Ответ: x2 + kpх +q =0.

                                      Задания для самостоятельного решения.

  • Дано квадратное уравнение    x2 + pх + q =0,      и         -  его  корни . Не решая уравнения, составьте квадратное уравнение    , имеющее следующие корни.

1.

+ 

x2 + (p-q)х -pq =0,

2.

  • Числа   и       - корни квадратного уравнения x2 + pх + q =0. Найдите коэффициенты  

                         p и q, если:

1.

=3   и    = 5

P=-8,  q=15

2.

= - 2  и    = 0

P=2,  q=0

3.

=   и    =

P=0,  q=-7

  • Определите, при каких значениях параметра a один из корней уравнения равен нулю.

1.

2.

3.

ПРИМЕР   18.      Определите, при каких значениях параметра a оба корня уравнения равны нулю.

 .

                       Решение: По теореме Виета параметр a является решением системы:

           , тогда a =1                       Ответ: a =1                     

ПРИМЕР   19.     Определите, при каких значениях параметра a оба корня уравнения равны нулю.  

  Решение: По теореме Виета параметр a является решением системы:

    , тогда   a =                                            Ответ: a = .

ПРИМЕР   20.  Определите, при каких значениях параметра a корни уравнения равны по модулю.

    Решение. Корни уравнения равны по модулю тогда, когда  =  или =        

Тогда по теореме Виета параметр a является решением совокупности с

                             

Первая система решений не имеет, а решением второй является a=0.

                                                                                                   Ответ: a=0

                                      Задания для самостоятельного решения.

  • Определите, при каких значениях параметра a корни уравнения равны по модулю.

1

a =

2

a =

3

a = )

6.Решение систем уравнений с использованием свойств квадратного трехчлена.

ПРИМЕР   21.  Решите систему уравнений. 

Решение. По обратной теореме Виета числа       и   являются корнями квадратного уравнения  

откуда   

       Ответ:  (-8; -2) ; (-2 ; -8)

                                  Задания для самостоятельного решения.

По обратной теореме Виета числа       и   являются корнями квадратного уравнения. ⟺   Ответ:  ( 4; --1) ; ( -1 ; 4 )        

                            Ответ: ( 1; 6 ) ; ( 6 ; 1 )

                             Ответ:( 7; -3 ) ; ( -3 ; 7 )

ПРИМЕР   22.  Решите систему уравнений. 

Решение. и- корни квадратного уравнения

  

откуда ,   и   ( нет решения) ,

Тогда и

                                                                       Ответ:  ( 49; -3 ) .

                                       Задания для самостоятельного решения.        

  • Решите систему уравнений. 

                              Ответ: ( -1 ;  16 )

Тогда       и       - корни квадратного уравнения………..                                                                            

                                                                            Ответ: ( -2 ;  -3 ) , ( 6 ;  1 )

        

        Решение.   и  корни квадратного уравнения…………….

                                                                             Ответ: (;   )  ,  ( 2 ;  5 )

Решение.  и- корни квадратного уравнения

                                                                       Ответ:  ( 36 ; 1 ) .

                         

        Ответ:   ( 1 ; 36 ).

7. Решение квадратных уравнений методом подстановки.

ПРИМЕР   23.  Решите уравнение.

     

        Решение.  Сделав замену : ,  получим квадратное уравнение

             корнями которого являются числа 4 и 9. Тогда  ,    и    ;

  ,           и   

        Ответ:   ±2 ;  ±3.

                                               Задания для самостоятельного решения.        

  • Решите уравнения.

1.

±2;   ± 5

2.

±6

3.

±

ПРИМЕР   24.  Решите уравнение.          

Решение.  Пусть   , тогда  ,  

Выполнив замену, получим квадратное уравнение:  , ,

 корнями которого являются числа 0 и .

Далее сделаем обратную подстановку:  так как    ;     (решений нет);
 ,         ,     ,  

        Ответ:   ;  .

                                     

Задания для самостоятельного решения.

  • Решите уравнения.

1.

   

2.

   

3.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры 8 класс "Решение дробно-рациональных уравнений"

Приводится конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение дробно-рациональных уравнений"...

Решение дробных рациональных уравнений

Презентация содержит демонстрационный материал к обяснению нового материала по теме "Решение дробных рациональных уравнений". Учебник Макарычева Ю.Н. и др. "Алгебра 8"...

Решение дробно - рациональных уравнений с модулем.

Данная презентация разработана для подготовки учащихся 10 классса к КДР, может быть полезна для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ....

Способы решения систем рациональных уравнениий

В данном документе представлены способы решения рациональных уравнений. Подобран теоретический, практический метериал. Материал оформлен в форме буклетов....

Урок алгебры в 8-м классе "Решение дробно-рациональных уравнений"

Урок закрепления изученного материала проводится в форме игры "Лабиринт". Задания в лабиринте дифференцированы по уровням сложности, что позволяет учащимся выбрать наиболее походящий для себя режим ра...

Урок в 8 классе"Решение дробных рациональных уравнений"

Урок формирования умений и навыков....

Разработка урока по теме "Решение дробных рациональных уравнений"

Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных, зная при этом результаты некоторых дей...