Избранные вопросы математики 10 класс
учебно-методический материал по алгебре (10 класс) на тему

Яковлева Лариса Владимировна

Групповые занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izbr_vopr_mat_10.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицея № 20»

Рассмотрено на

заседании МО.

Рекомендовано

к утверждению на педсовете.

Протокол №__1__

«27» августа 2014 г.

Руководитель МО:________ Л.В.Яковлева  

Утверждено на

педагогическом совете.

Протокол №_1__

«29» августа  2014 г.

Директор Лицея № 20

И.Г. Бозина___________

Рабочая программа   

Избранные вопросы математики

Разработана МО учителей физико-математического отделения

Лицея №20

Для 10 класса

Количество часов в учебном году: 34, в неделю 1 час.

Учебник:  

1. Н.А. Ким Элективный курс «Неравенства: через тернии к успеху. Алгебра 10-11 классы. Издательский-торговый дом Корифей; Волгоград.

2. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике: Решение задач. – М.: Просвещение, 1991.

Дополнительная литература для учащихся:

Задачи по алгебре и началам анализа для 10-11 классов / С. М. Саакян, А. М. Гольдман, Д. В. Денисов. М.: Просвещение, 2004.

Междуреченск,  2014 г.

Пояснительная записка

Данный курс предназначен для учащихся 10 классов, обучающихся в профильных классах и собирающихся после окончания школы поступать в высшие учебные заведения, в которых предъявляются достаточно высокие требования к математической подготовке абитуриентов.

Целью данного курса является углубление и расширение знаний учащихся, проявляющих интерес и способности к математике, связывающих с математикой свою будущую профессию, выбирающих ВУЗ с высокими требованиями к математической подготовке учащихся. Рассматриваются три основные темы школьного курса алгебры достаточно важные и трудные:

1) преобразование иррациональных выражений;

2) решение иррациональных уравнений;

3) решение иррациональных неравенств.

На данные темы в школьном курсе отводится недостаточно часов, что не позволяет учащимся чувствовать себя достаточно уверенными при решении любых задач, содержащих радикалы. Однако умение грамотно и быстро преобразовать иррациональные выражения широко используется при решении геометрических задач, в частности в стереометрии, к тому же, упрощение выражений, содержащих радикалы, существенно облегчает решение уравнений.

 В данном курсе предлагаются и рассматриваются способы решения иррациональных уравнений и неравенств различного вида. Есть возможность дополнить материал, не входящий в программу курса математики средней школы. Ведь, решая иррациональные уравнения и неравенства можно легко распознать, в какой мере учащиеся владеют такими понятиями, как область определения, область допустимых значений, а также множество решений уравнения и неравенства и многими другими.

Иррациональные выражения, уравнения и неравенства часто встречаются  в вариантах работ ЕГЭ, поэтому для успешного выполнения заданий с радикалами требуются более глубокие знания в данной области.

Цель элективного курса:

Дать целостное представление о теме и способствовать осознанному выбору профиля обучения в ВУЗе.

Задачи:

  • Обобщение и систематизация знаний
  • Расширение спектра задач, доступных учащимся.
  • Формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление их математических способностей.
  • Ориентация на профессию, существенным образом связанную с математикой, подготовка к сдаче ЕГЭ, подготовка к обучению в вузе

Методический инструментарий

Методы

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Частично-поисковый
  • Словесно-наглядно практический
  • Рассказ с элементами беседы и с демонстрацией средств наглядности
  • Самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом.

Средства

  • предметные: вспомагательные средства
  • практические: составление алгоритма, письменные упражнения. построения графиков,тестирование.
  • интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение.
  • эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Формы обучения

Сочетание групповой, коллективной и парной работы.

Планируемые результаты.

В результате прохождения курса учащиеся смогут

  1. Применять изученные алгоритмы для решения соответствующих задач
  2. Применять рациональные приёмы вычислений и тождественных преобразований
  3. Правильно проводить логические рассуждения
  4. Обладать уверенностью в решении задач эвристического плана
  5. Успешно сдать ЕГЭ
  6. Осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения и успешно обучатся в нём

Учащиеся будут владеть теоретическим материалом и уметь решать задачи на уровне требований, предъявляемых при сдаче экзаменов.

Содержание программы 

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретённых программных знаний.

Программа содержит три основных блока, связанных с понятием «иррациональности».

В первом блоке  рассматриваются различные преобразования выражений, содержащих радикалы второй, третьей и выше степеней. Основное назначение данного блока – применение знаний об арифметическом корне в выполнение различных преобразований. Объём нового материала невелик и излагается он в ходе рассмотрения примеров. Так хорошо известный из школьного курса алгебры вид преобразований - освобождение от иррациональности в знаменателе дроби, дополняется и углубляется, вводится понятие сложного корня, предлагаются упражнения на доказательство выражений, в запись которых входят радикалы, задания на сравнения иррациональных выражений.

Все эти преобразования предполагают свободное владение формулами сокращённого умножения, в том числе (a+b)³; (a-b)³;a³-b³; a³+b³, выделение полного квадрата, а также применение свойств арифметического корня n-степени,

тождества √х² =|х|, решение уравнений с модулем,

использование теоремы Виета (прямой и обратной), так что параллельно происходит и активизация знаний, связанных со свойствами корней квадратного уравнения.

Второй блок элективного курса посвящён иррациональным уравнениям, различным способам их решения.

Наряду с хорошо известными методами решения, такими как

  • возведение обеих частей в одну и ту же степень
  • введение новых переменных
  • графический способ
  • вводятся новые и оригинальные способы( умножение  на сопряжённое выражение, способ подбора и другие)

Здесь же разбираются методы решения систем уравнений

В третьем блоке идёт речь об иррациональных неравенствах, рассматриваются различные способы их решения. Разбираются

  • иррациональные неравенства стандартного вида
  • решение иррациональных неравенств нестандартного вида
  • решение иррациональных неравенств графическим способом
  • решение иррациональных неравенств с параметрами

Календарно-тематическое планирование

блока

п/п

Наименование разделов тем.

Количество часов

Форма деятельности

1

1

2

3

4

5

Актуализация знаний. Экскурс в историю.

Преобразование иррациональных выражений

Сравнение значений иррациональных выражений.

Исключение иррациональности в знаменателе ( числителе) дробного выражения.

Преобразование сложного корня

Доказательство выражений, в запись которых входят радикалы.

Некоторые приемы упрощения иррациональных выражений.

1

2

3

2

2

3

Составление опорного конспекта.

Проведение теста

Групповая форма работы

Обучающая самостоятельная работа.

Работа в парах. Самостоятельная работа (проверочная).

Работа в парах

Групповая форма работы.

2

1

2

3

4

5

Решение иррациональных уравнений

Традиционные способы решения уравнений.

Графический способ.

Способ сопряжённого умножения.

Оригинальные способы решения уравнений

Решение систем иррациональных уравнений.

2

1

2

2

2

Лекция. Практикум.

Самостоятельная работа

Семинар. Индивидуальная работа.

Работа в парах.

Лекция. Практикум.

Проведение теста.

Групповая форма работы

3

1

   2

   3

4

5

Решение иррациональных неравенств

Виды иррациональных неравенств.

Решение иррациональных неравенств нестандартного типа.

Основные сведения о функциях.

Преобразование графиков функций, содержащих знак радикала. Построение графиков функций.

Графическое решение иррациональных неравенств.

Решение иррациональных неравенств с параметрами.

1

2

2

         2

3

Лекция. Практикум .Групповая работа.

Семинар-практикум.

Составление опорного конспекта.

Самостоятельная работа (групповая форма)

Работа в парах

Обучающая самостоятельная работа

Проверка усвоения знаний

2

Зачетная работа

Список литературы:

  1. Горнштейн П.И., Полонский В.Б.  Задачи с параметрами. – Москва, 2005.
  2. Математика. 2200 задач для школьников и поступающих в ВУЗы.- М.: Дрофа,2000.
  3. Ким Н.А. Элективный курс  «Неравенства: через тернии к успеху. Алгебра 10-11 классы. Волгоград: Корифей, 2007.
  4.  Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике: Решение задач. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Шахмейстер А.Н. Иррациональные уравнения и неравенства МЦНМО,   Петроглиф, 2008.
  6. Алгебра: задачник для 8 класса с углубленным изучением математики/ Л.И.  Звавич, А.Р. Рязановский – М.: Мнемозина, 2009.
  7. Ястребинецкий Г.А. Уравнения и неравенства, содержащие параметры. Пособие для учителей./  М.»Просвещение», 1986.
  8. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 9 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 9 класса...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Программа факультативного курса по математике в 9 классе «Избранные вопросы математики»

Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра - 9» и «Геометрия - 9», а также приобретение новых знаний, необходимых для успешного усвоения математик...

Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса

  Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).    Данный курс направлен на коррекцию знаний у...

Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории

Программа элективного  курса «Избранные вопросы математики»   9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории...

Программа предметного курса по математике 10 класс «Избранные вопросы математики»

Предметный курс позволяет систематизировать и углубить отдельные темы школьной математики....