Главные вкладки

    Рабочие программы по математике 5-6 классы
    рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему

    Томалова Елена Алексеевна

    Рабочая программа по математике 5 класс, линия УМК  "Сфера" по математике  в соответствии с ФГОС ООО,  авторы учебника Бунимович Е.А., Суворова С.Б.. 2014г.

    Рабочая программа по математике 6 класс, УМК Дорофеев Г.В.,  2014г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл m-5_dorofeev_g.v.rar198.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по математике составлена для 5а,в классах МКОУ “СОШ № 7” г.п. Талинка.

    Рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения в рамках опережающего введения ФГОС  ООО.

          В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, и коммуникативных качеств личности. 

          В основе рабочей программы заложена идея обеспечения  функциональной  грамотности и социальной адаптации обучающихся на основе приобретения ими  компетентного  опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций, что предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Важнейшие особенности рабочей программы образовательной области «Математика в 5-6 классах» выражаются в следующем:

    - высокий теоретический уровень ;

    - отслеживание развития математических способностей учащихся в течение всего года через проведение различного рода диагностических работ;

    - соответствие с возрастными особенностями учащихся;

    -  значительное место отводится комплексному применению З.У.Н., которое открывает возможность формировать у учащихся специальные математические умения и навыки;

    - увеличение удельного веса арифметической составляющей курса;

    - включение в курс наглядно - деятельностной геометрии.

           В соответствии с учебным планом ООО в курсе математики выделяют два этапа – 5-6 классы и 7-9 классы, у каждого из которых свои самостоятельные функции.  В 5-6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», в 7-9 классах – два предмета «Алгебра» и «Геометрия». Курс 5-6 классов, с одной стороны, является непосредственным продолжением  курса математики начальной школы, систематизирует, обобщает и развивает полученные там знания, с другой стороны, позволяет учащимся адаптироваться к новому уровню изучения предмета, создаёт необходимую основу, на которой будут базироваться систематические курсы 7-9 классов.

    В качестве приоритетных целей  курса математики  на этапе 5-6 классов  выдвигаются следующие:

    - подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;

    - развитие интереса к математике, математических способностей;

    - формирование знаний и умений . необходимых для изучения курсов математики 7-9 классов, смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.

    Срок реализации программы - 2014-2015 учебный год.

    Математическое образование играет роль в практической и духовной жизни общества.

    • Практическая сторона связана с формированием способов деятельности
    • Духовная – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

    Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную  в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять алгоритмы и др.

    В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Всё больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связанный с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.).

    В процессе школьной математической деятельности происходит овладение такими мыслительными операциями как индукция, дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирование вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умения действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходже решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

    Обучение математике даёт возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности,  символические, графические) средства.

    Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, отличие математического метода от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.

    История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, входит в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

    Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идей симметрии.

    Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь освоения программы основного общего образования:

    в личностном направлении:

    • Знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, десятичных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
    • Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
    • Умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка  на  математический и наоборот;
    • Ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
    • Формирования коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
    • Умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

    в метапредметном направлении:

    • Умение планировать свою деятельность при решении учебных задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
    • Умение работать с математическим  текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты и пр.);
    • Умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров  неверные утверждения;
    • Умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
    • Применение приемов самоконтроля при решении учебных задач;
    • Умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
    • Умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
    • Развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, со сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
    • Формирования учебной и общеобразовательной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ( ИКТ-компетентности);
    • Умения самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения учебных математических задач;
    • Способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

    в предметном направлении:

    • Владения базовым понятийным аппаратом по  основным разделов содержания;
    • Владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятинными дробями, положительными и отрицательными числами;
    • Умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя разные стратегии и способы рассуждений;
    • Усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур, приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
    • Приобретение опыта измерения длин отрезков, величин, углов, вычисления площадей и объемов; понимание идеи измерения длин, площадей, объемов;
    • Знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать  и изображать равные и симметричные фигуры;
    • Умение производить несложные практические расчеты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
    • Использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием « буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием « уравнение»;
    • Знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
    • Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы, столбчатой и круговой диаграммы;
    • Умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

    В рабочей программе  для оценивания результатов обучения используются текущий и итоговый контроль. Контроль за освоением ключевых компетенций на уроках осуществляется   в форме контрольных работ по арифметической и по геометрической частям курса,  рассчитанных на 40 минут,  тестов с использованием заданий тетради-экзаменатора с выбором учащимся уровня выполнения работы;   в  виде самостоятельныхи практических работ на 10 – 15 минут с  дифференцированным оцениванием.  Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала;  содержание  определяется учителем с учетом степени сложности изучаемого материала.

    Обозначение видов контроля:

    ОР - обучающая работа, МД – математический диктант, ФО- фронтальный опрос, УС- устный счет, Прак.- практическая работа, ЛР- лабораторная работа, ПР- проверочная работа,  КР- контрольная работа, РО- работа над ошибками, УО- устный опрос, ТЭ- тетрадь- экзаменатор, ТТ - тетрадь-тренажер,  КДЗ- контроль домашнего задания.

    Общая характеристика курса математики 5 класса

    В основу рабочей программы взята программа предметной линии учебников « Сферы» для 5-6 классов  авторов  Е.А. Бунимовича, Л.В.Кузнецовой, С.С.Минаевой, Л.О.Рословой, С.Б.Суворовой издательства «Просвещение», 2011г.

    Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

    Содержание математического образования применительно к основной школе представлено в виде следующих содержательных разделов:  арифметика; алгебра;  вероятность и статистика; геометрия.

    В 5-6 классах содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни,  развитию понятия о числе.  Способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач арифметическими методами из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык математики подчеркивает ее значение как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.

    Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших  прикладных задачах.

    При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

    Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем рассмотрения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера.

    Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний.

    Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования

    В рабочей программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Много внимания  уделяется использованию  в обучении  и  во  внеклассной работе  компьютеров и информационных технологий.

    Формы проведения уроков:

    • Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
    • Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
    • Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
    • Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
    • Урок- самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
    • Урок- контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.

    Базовыми технологиями, которые будут применяться при реализации данной программы, являются: технология уровневого дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения,  информационно-коммуникативные технологии.

    Информационно-коммуникативные технологии:

    Мультимедийные демонстрации (слайды) используются с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенные  внимание и интерес у учащихся.При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.

    Тренажёры дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

    Виртуальные лаборатории позволяют выстроить в электронной составляющей учебника свою систему интерактивных заданий, естественным образом дополняющую систему упражнений из его бумажной части. Их выполнение требует от учащихся использования иного, компьютерного, инструментария, а иногда и принципиально других подходов к решению.

    Использование компьютерных технологий в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.

    Уровневая дифференциация реализуется при выполнении домашнего задания, самостоятельных и контрольных работ.

    Используемые методы и формы обучения:

    формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, парная, индивидуально-групповая;

    методы работы: рассказ,  объяснение, лекция, беседа, дифференцированные задания, самостоятельная работа, взаимопроверка, дидактическая игра, решение проблемно-поисковых задач;

    формы и  методы контроля усвоения материала: устный контроль (индивидуальный опрос, устная проверка знаний); письменный контроль (контрольные работы, письменный зачет, математические и графические диктанты, тесты); лабораторно-практический контроль (контрольно-лабораторные работы, практические работы).

    Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме. Для организации занятий по решению задач используются дидактические материалы (самостоятельные работы, проверочные работы,  контрольные работы, геометрические диктанты).

    Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

    Предмет математика входит в образовательную область “Математика”.

    В Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №7»г. п. Талинка преподавание предмета «Математика» в 5-6 классах ведется на базовом уровне.

    Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа в 2014-2015 учебном году предусматривает 35 учебных недель, по 5 часов в неделю. Таким образом,  планируется проведение 175 часов в 5 классе.  

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

       Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь освоения программы основного общего образования:

    в личностном направлении:

    • Знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, десятичных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
    • Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
    • Умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка  на  математический и наоборот;
    • Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
    • Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
    • Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

    в метапредметном направлении:

    • Умение планировать свою деятельность при решении учебных задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
    • Умение работать с математическим  текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты и пр.);
    • Умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров  неверные утверждения;
    • Умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
    • Применение приемов самоконтроля при решении учебных задач;
    • Умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
    • Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
    • Развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, со сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
    • Формирование учебной и общеобразовательной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ( ИКТ-компетентности);
    • Умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения учебных математических задач;
    • Способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

    в предметном направлении:

    • Владение базовым понятийным аппаратом по  основным разделов содержания;
    • Владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятинными дробями, положительными и отрицательными числами;
    • Умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя разные стратегии и способы рассуждений;
    • Усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур, приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
    • Приобретение опыта измерения длин отрезков, величин, углов, вычисления площадей и объемов; понимание идеи измерения длин, площадей, объемов;
    • Знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать  и изображать равные и симметричные фигуры;
    • Умение производить несложные практические расчеты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
    • Использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием « буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием « уравнение»;
    • Знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
    • Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы, столбчатой и круговой диаграммы;
    • Умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

    Планируемые результаты обучения математики.

    В результате изучения курса математики обучающиеся 5 класса научатся:

    - правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: цельное, дробное, выделение целой части из неправильной дроби; решать три основные задачи на дроби;

    - проводить несложные практические вычисления, использование прикидки и оценки; выполнять необходимые измерения;

    -строить на координатной прямой точки по заданным координатам, определять координаты точек;

    - сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой;

    - выполнять арифметические действия с натуральными числами и обыкновенными дробями; округлять натуральные числа;

    - распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;

    - изображать фигуры на плоскости; вычислять площади и объёмы фигур;

    - использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;

    - использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;

    - владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;

    - находить числовые значения буквенных выражений;

    - выработать вычислительные навыки, решать текстовые задачи арифметическим способом;

    В результате изучения курса математики 5 класса обучающиеся получат возможность:

    -познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

    -научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;

    -научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

    -углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

    -научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов;

    - научиться читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графическом виде;

    -научиться решать комбинаторные задачи перебором вариантов, с помощью составления «дерева» вариантов;

    -использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для подсчёта комбинаций случайных событий.

    Содержание курса

    1. Линии (9 часов)

    Линии на плоскости. Замкнутые и незамкнутые линии. Самопересекающиеся линии. Прямая, отрезок, луч. Ломаная. Длина отрезка, метрические единицы длины. Окружность. Построение конфигураций из прямой, ее частей, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге.

    Основные цели – развить представление о линиях на плоскости и пространственное воображение учащихся, научить изображать прямую и окружность с помощью чертежных инструментов.

    2. Натуральные числа (13 часов)

    Десятичная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления. Натуральный ряд. Изображение натуральных чисел точками на координатной прямой. Сравнение натуральных чисел.

    Решение комбинаторных задач перебором всевозможных вариантов.

    Основные цели – систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах.

    3. Действия с натуральными числами (21 час)

    Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению. Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению. Возведение числа в степень с натуральным показателем. Вычисление значений числовых выражений; порядок действий. Решение задач арифметическим методом.

    Основные цели – закрепить и развить навыки выполнения действий с натуральными числами.

    4. Использование свойств действий при вычислениях (10 часов)

    Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; преобразование сумм и произведений. Распределительное свойство умножения относительно сложения; вынесение общего множителя за скобки. Примеры рациональных вычислений. Решение задач арифметическим способом.

    Основные цели – сформировать начальные навыки преобразования выражений.

    5. Углы и многоугольники (9 часов)

    Угол. Прямой, острый, тупой углы. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Ломаные и многоугольники. Выпуклые многоугольники. Периметр многоугольника.

    Основные цели – познакомить с новой геометрической фигурой – углом, новым измерительным инструментом – транспортиром, развить измерительные умения, систематизировать представления о многоугольниках.

    6. Делимость чисел (17 часов)

    Делители и кратные числа; наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Простые и составные числа. Разложение числа на просты множители. Делимость суммы и произведения. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Деление с остатком; разбиение натуральных числе на классы по остаткам деления.

    Основные цели – познакомить учащихся с простейшим понятием теории делимости.

    7. Треугольники и четырехугольники (10 часов)

    Треугольники и их виды. Прямоугольник, квадрат. Равенство фигур. Площадь прямоугольника, единицы площади.

    Основные цели – познакомить учащихся с классификацией треугольников по сторонам и углам, свойства прямоугольника и его диагоналей, научить строить прямоугольник на нелинованной бумаге, сформировать понятие равенства фигуры, продолжить формирование метрических представлений.

    8. Дроби (19 часов)

    Представление дроби как способе записи части величины. Правильные и неправильные дроби. Изображение дробей точками на координатной прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей. Запись натурального числа в виде дроби.

    Основные цели – сформировать у учащихся понятие дроби, познакомить с основным свойством дроби и применением его для преобразования дробей, научить сравнивать дроби.

    9. Действия с дробями (35 часов)

    Сложение и вычитание дробей. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной и выделение целой части числа из неправильной дроби. Умножение и деление дробей; взаимно обратные дроби. Нахождение части целого и целого по его части. Решение задач арифметическим способом.

    Основные цели – выработать прочные навыки выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями.

    10. Многогранники (11 часов)

    Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Пирамида. Развертки многогранников.

    Основные цели – развить пространственные представления учащихся путем организации разнообразной деятельности с моделями многогранников и их изображениями.

    11. Таблицы и диаграммы (9 часов)

    Чтение таблиц с двумя входами. Использование в таблицах специальных символов и обозначений. Столбчатые диаграммы. Простейшие примеры сбора и представления информации.

    Основные цели – сформировать умение извлекать информацию из несложных таблиц и столбчатых диаграмм.

    Повторение (9 часов)

    Внеурочная деятельность по предмету (3 часа)

    Тематическое планирование ( 5 класс)

    Так как в авторской программе планирование составлено  на 34 учебных недели, но  согласно учебного плана  школы, учебный год составляет 35 недель, возникла необходимость внести изменения в тематическое распределение количества часов: в планирование включены входная контрольная работа - 1 час, контрольная работа за 1 полугодие - 1 час, на итоговую контрольную работу отведен 1 час, на внеурочную деятельность по предмету - 3 часа.

    № п/п

    Разделы, темы

    Авторская программа

    Рабочая программа

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    19.

    20.

    21.

    22.

    23.

    24.

    25.

    26.

    Глава1. Линии

    Входная контрольная работа

    Глава2. Натуральные числа

    Контрольная работа №1

    Глава 3. Действия с натуральными числами

    Контрольная работа №2

    Глава4. Использование свойств действий при вычислениях

    Контрольная работа №3

    Глава 5.Углы и многоугольники

    Контрольная работа  № 4

    Глава 6. Делимость чисел

    Контрольная работа № 5

    Контрольная работа за I полугодие

    Глава7. Треугольники и четырехугольники

    Контрольная работа № 6

    Глава 8. Дроби

    Контрольная работа № 7

    Глава 9. Действия с дробями

    Контрольная работа № 8

    Глава 10. Многогранники

    Контрольная работа № 9

    Глава 11. Таблицы и диаграммы

    Контрольная работа №10

    Итоговое повторение.

    Итоговая  контрольная работа

    Внеурочная деятельность по предмету

    Итого:

    9

    11

    1

    20

    1

    9

    1

    8

    1

    15

    1

    9

    1

    18

    1

    34

    1

    10

    1

    8

    1

    7

    2

    170

    9

    1

    11

    1

    20

    1

    9

    1

    8

    1

    15

    1

    1

    9

    1

    18

    1

    34

    1

    10

    1

    8

    1

    8

    1

    3

    175

    Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

    Нормативные документы, программы:

    1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 ( в ред. От 27.12.2009)

    2.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/Под ред. А.М. Кондакова , А.А.Кузнецова. М.: Просвещение,2008.

    3. Примерные программы основного общего образования. Математика. – М.: Просвещение,  2011. – (Стандарты второго поколения);

    4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [cоставитель Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение,  2011. – (Стандарты второго поколения);

    5.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение,2011.

    6.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010

    7.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / [составитель А.Г.Асмолов].-М.: Просвещение, 2011.-(Стандарты второго поколения);

    8.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. — М.: Просвещение,  2010. – (Стандарты второго поколения);

    Учебно-методический комплекс:

    • Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2012 г.
    • Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., «Просвещение» 2012 г.
    • Математика. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-экзаменатор. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., «Просвещение» 2012 г.
    • Е.А.Абрамович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова, С.Б.Суворова. Рабочие программы. Математика. Предметная линия учебников « Сферы». Просвещение. 2011г.
    • Электронное приложение к учебнику для учащихся, для учителя.
    • Кузнецова Л.В. Математика. Поурочное тематическое планирование 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.  Просвещение.2010г.

    Методическая литература для учителя

    1.Е.А.Абрамович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова, С.Б.Суворова. Рабочие программы. Математика. Предметная линия учебников « Сферы». Просвещение. 2011г.

    2.Кузнецова Л.В. Математика. Поурочное тематическое планирование 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.  Просвещение.2010г.

    3.Сборник рабочих программ. Математика. 5-6 классы / [cоставитель Т. А. Бурмистрова]. – М. Просвещение, 2011

    Список дополнительной литературы

    1. Асмолов А.Г.  Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового

    поколения. М. Педагогика, 2009

    2. Б.Д.Фокин. Арифметика. Занимательные задачи. Пособие для учащихся.

    3. Г.Б.Полтавская. Математика 5 класс, Математические  диктанты, самостоятельные

    работы, тесты. Волгоград.  2012г.

    4. Дорофеев Г. В. и др.  Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике.  М., «Дрофа», 2001г.

    5. Е.А.Седова, С.Д.Троицкий. Математика. Тестовые задания к основным учебникам. Москва 2010г.

    6. Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.-  2000. – № 2. – с.13-18.

    7.Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестникобразования» -2002- № 6 - с.11-40.

    8. Т.Д.Гаврилова. Занимательная математика 5-11 классы. Волгоград, «Учитель», 2010г.

    Интернет-ресурсы

    http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm - тестирование 5-11 классы

    http://interneturok.ru/ru - видеоуроки по предметам

    http://www.bymath.net/ - средняя математическая интернет-школа

    Технические средства обучения:

    компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

    Печатные пособия: портреты выдающихся деятелей математики, справочные таблицы

    Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль; комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных); комплект для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин); дидактический материал, тестовые задания.

    Планируемые результаты освоения учебного курса

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Раздел

    Выпускник научится

    Выпускник получит возможность

    1

    Линии

    Приобретёт опыт измерения длин отрезков. Понимать идею измерения длин. Проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения.Применять приёмы самоконтроля при решении учебных задач.

    Работать с учебным математическим текстом. Познакомиться с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики, происхождение геометрии из практических потребностей людей. Научиться строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.Видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

    2

    Натуральные числа.

    Использовать буквы для записи уравнений; осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение». Познакомится с идеей координат на прямой. Проводить несложные практические расчёты, выполнять  необходимые измерения,  использовать прикидку и оценку. Решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов. Проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения. Применять приёмы самоконтроля при решении учебных задач.

    Работать с учебным математическим текстом. Познакомится с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики: изобретение десятичной нумерации. Научиться строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот. Видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

    3

    Действия с натуральными числами.

    Владеть навыками вычислений с натуральными числами. Осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение». Научится  решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения, планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения. Уметь проводить несложные практические расчёты, выполнять  необходимые измерения,  использовать прикидку и оценку. Проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения. Применять приёмы самоконтроля при решении учебных задач.

    Работать с учебным математическим текстом. Научиться строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот. Действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений.  Видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

    4

    Использование свойств действий при вычислениях.

    Научится использовать буквы для записи общих утверждений, формул, выражений. Будет оперировать понятием «буквенное выражение». Уметь  решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения. Проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения. Применять приёмы самоконтроля при решении учебных задач.

    Работать с учебным математическим текстом. Научиться строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот. Действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений.  Видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

    5

    Углы и многоугольники.

    Приобретёт опыт измерения величин углов. Научится понимать идею измерения величин углов. Приобретёт опыт измерения длин отрезков. Проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения. Применять приёмы самоконтроля при решении учебных задач.

    Работать с учебным математическим текстом. Научиться строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот. Действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений. Видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

    6

    Делимость чисел.

    Владеть навыками вычислений с натуральными числами. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения, уметь  планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения. Проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения. Применять приёмы самоконтроля при решении учебных задач.

    Работать с учебным математическим текстом. Научиться строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот. Действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений. Видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

    7

    Треугольники и четырёхугольники.

    Познакомится с идеями равенства фигур, симметрии, научится  распознавать и изображать равные и симметричные фигуры. Будет понимать идею измерения площади. Приобретёт опыт вычисления площадей. Усвоит на наглядном уровне знания о свойствах плоских фигур, приобретёт навыки их изображения; научится использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира. Проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения.

    Применять приёмы самоконтроля при решении учебных задач.

    Работать с учебным математическим текстом. Научиться строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот. Действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений. Видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

    8

    Дроби.

    Уметь приводить дроби к общему знаменателю, сравнивать дроби. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения. Проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения. Применять приёмы самоконтроля при решении учебных задач.

    Работать с учебным математическим текстом. Познакомится с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики: изобретение обыкновенных дробей. Научиться строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот. Действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений. Видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

    9

    Действия с дробями.

    Владеть  навыками вычислений с обыкновенными  дробями. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения. Будет проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения. Применять приёмы самоконтроля при решении учебных задач.

    Работать с учебным математическим текстом. Научиться строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот. Действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений. Видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

    10

    Многогранники.

    Приобретёт опыт вычисления объёмов. Усвоит на наглядном уровне знания о свойствах пространственных фигур, приобретёт навыки их изображения, научится использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира. Научится решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения. Будет проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения. Применять приёмы самоконтроля при решении учебных задач.

    Работать с учебным математическим текстом. Научиться строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот. Действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений. Видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

    11

    Таблицы и диаграммы.

    Понимать и использовать информации, представленной в форме таблицы, столбчатой или круговой диаграммы. Проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения.

    Применять приёмы самоконтроля при решении учебных задач.

    Работать с учебным математическим текстом. Научиться строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот. Действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений. Видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике в 5 классе. Учебник "Математика 5 класс", авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.

    Рабочая программа по математике в 5 классе. Учебник "Математика 5 класс" , авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И....

    Рабочая программа по математике для 6 класса по учебнику "Математика, 6" авт. Никольский С.М.

    Настоящая рабочая программа по математике для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (пр...

    План составления рабочей программы /на примере рабочей программы по математике для 4 класса (VIII вида)

    Презентация в помощь при создании рабочих программ по учебным предметам...

    Рабочая программа по математике для 5 класса по математике

    Общая характеристика программы Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (второго...

    Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

    Рабочая программа по математике 5-9 классы + математика 5 класс и 6 класс

    Рабочая программа составлена с учетом ФГОС. Автор учебника Истомина Н.Б....

    РАБОЧАЯ программа по математике в 5 классе (индивидуальное обучение).паспорт рабочей программы по математике в 5 классе (индивидуальное обучение)

    Иногда бывает очень трудно составить паспорт рабочей программы по предмету. Я представляю вашему вниманию паспорт рабочей программы по математике в 5 классе индивидуального обучения по учебнику Виленк...