Решение уравнений с одной переменной, сводящихся к линейным
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему

Лапухина Наталья Михайловна

На этом уроке показан деятельностный подход в обучении математике.

Постановка цели урока, выход на проблему, поиск решения проблемы в самостоятельной, групповой и парной работах.

Использована интерактивная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока математики

1.Пояснение.

Урок в 7 классе по учебнику Ю.М.Макарычева. Работаю в данном классе третий год. Класс общеобразовательный с углубленным изучением математики. Следующие особенности обучающихся:

  • По качеству знаний по математике выделяются две группы детей из 27: 21 учащийся на базовом уровне, 6 учащихся на повышенном уровне;
  • Не любят работать в парах и группах, предпочитают индивидуальную работу – 3 учащихся, остальные работают с удовольствием;
  • Отличная и хорошая оценка в журнале для многих ребят данного класса очень важна, она важнее фактических знаний и умений (качество, которое требует корректировки – перевода на адекватную самооценку)
  • Весь класс владеет ИКТ;
  • Темп работы класса достаточно высокий.

Данный урок  шестой в разделе «Уравнение с одной переменной». Предыдущее домашнее задание по теме «Линейное уравнение с одной переменной», п.17, стр.105-106, № 527 (а; б); № 528; №529(а) – на повторение (для подготовки к изучению нового материала); № 525 – для сильных.

2.Дата проведения урока: 28 ноября 2014

3.Тема урока: «Решение уравнений с одной переменной, сводящихся к линейным».

4. Тип урока: Изучение нового материала.

5. Источники информации и оборудование урока:

  •  «Алгебра» для 7 класса, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений для углубленного изучения алгебры в 7 классе, авт.-сост. Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов. 12- изд., исправленное, Москва, 2012, «Мнемозина».
  • Алгебра «Рабочая тетрадь», 7 класс, С.С.Минаева, Л.О.Рослова, Москва, «Просвещение», 2013.
  • Дидактические материалы по алгебре, 7 класс, Л.И.Звавич, Н.В.Дьяконова, Москва, издательство «Экзамен», 2014.
  • Контрольно-измерительные материалы, 7 класс, Москва «ВАКО», 2013.
  • Презентация по теме «Уравнения с одной переменной, сводящиеся к линейным».
  • Интерактивная доска.

6. Цели урока: 

Образовательная: Обучающиеся должны знать алгоритм решения уравнений, сводящихся к линейным, должны уметь применять этот алгоритм при решении уравнений.

Воспитательные: способствовать развитию познавательного интереса, самостоятельности, навыков учебного труда.

Развивающие: развивать умение наблюдать, проводить рассуждения, способствовать развитию мышления, речи.

7. Задачи урока:

  1. Выявить проблемы в выполнении домашнего задания с тем, чтобы разрешить их;
  2. Проверить знания учащихся по пройденной теме «Линейные уравнения и его корни;
  3. Закрепить умение постановки собственной цели, исходя из темы, сформулированной учителем;
  4. Работая в группах, составить алгоритм решения уравнений, сводящихся к линейным;
  5. Использовать полученный алгоритм на практике;
  6. Организовать рефлексию собственной деятельности по изучению новой темы.

8.Предполагаемый конечный результат: к концу урока все обучающиеся должны научиться сопоставлять собственную цель и конечный результат, должны уметь применять алгоритм решения уравнений, сводящихся к линейным на втором уровне,  «сильные» учащиеся – на повышенном уровне.

Технологическая карта урока математики

Этапы урока

Формирование ОУУН

Наглядность и оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Самоопределение к деятельности (организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне

Учебно-организационные:

умение организовывать себя на работу; умение создать условия для работы (подготовка рабочего места)

Слайд №1 – тема урока

Слайд №2 – цели урока

Слайд №3:  эпиграф «С малой удачи начинается большой успех»

Высказывает добрые пожелания ученикам.

Предлагает проверить в домашнем задании №529(а), которое понадобится при изучении новой темы. На экране готовое решение.

Выясняет, есть ли неясные вопросы по домашнему заданию, объясняют.

Ученики высказываются.

Самопроверка

Задают вопросы

II.Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания

Познавательные: практические умения

Слайд 4.Интеллект-карта

Слайды №5 и №6: устные упражнения, задания на слайде и у каждого ученика раздаточный материал:

1.Какие из чисел 3; -2; 2 являются корнями уравнений:

А)3х=6;                   Б)3х+2=-2+х;  

В)х+3=6;                

2.Являются ли уравнения равносильными? Если да, то сформулируйте, по какому свойству уравнений.

а)3х+4=2 и 3х=-2;

б)120х=-10 и 12х=1;

(проверка на ИД)

Предлагает вопросы по изученной теории, затем выполнить устно задание.

-Какое уравнение называется линейным с одной переменной?

- что называется корнем уравнения?

- что значит решить уравнение?

- какими свойствами обладают уравнения?

-какие уравнения называются равносильными? От чего зависит количество корней уравнения вида ах=в?

Ученики решают задание устно, записывают ответы в тетради.

Взаимопроверка и взаимооценка  - работа в парах (критерии обучающиеся знают)

В это время индивидуально ученики: Миценко, Донов, Тарасова решают по карточкам.

Самооценка, в оценочный лист

III.Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить

IV. Открытие нового знания.

Цель: решение учебной задачи

Учебно-организационные: умение контролировать, регулировать и анализировать свою деятельность.

Поисково-информативные: умение работать с учебной  и дополнительной литературой

Слайд №7

Задания входного теста на экране и на листочках:

1.Найти корень уравнения:

1-в: 2-(5+8у)=3у-8;

1);2)-;3)1;4)среди ответов нет верного.

2-в.: 10у+6=2+7у+3+3у;

1)1; 2)-1; 3)любое число; 4)среди ответов нет верного.

2.

 1-в.: При каком значении у значение выражения  –  равно3?

1)10; 2)9; 3)18; 4)среди ответов нет верного.

2-в: При каких значениях х разность выражений 0,1х+4 и 0,5х – 2 равна 5?

1)-2; 2)2.5; 3)7.5; 4) среди ответов нет верного.

(проверка на ИД)

Предлагает входной тест, в котором есть задания, вызывающие затруднения у обучающихся.

Задаёт вопрос: почему возникли трудности? Чего мы ещё не знаем?

Учитель объявляет тему урока  и предлагает сформулировать цель урока.

Учитель предлагает высказать своё мнение, каким способом можно достичь цели.

Задаёт вопрос: где можно получить необходимую информацию?

Предлагает поработать с учебником в группах, стр.108-109: разобрать решение уравнений и каждой группе составить алгоритм решения уравнения, сводящегося к линейному.

Для «сильных» учащихся предлагает изучить теорию решения линейных уравнений с модулем, используя раздаточный материал.

Класс работает самостоятельно, определяют, какие возникли трудности.

Ученики формулируют проблему в форме вопроса

Формулируют цель урока (ученики должны осознать цель: планируемые результаты)

Высказывают свои предложения.

Высказывают предложения.

1;3; 5гр. разбирает решение примера №1 п.18;

2;4;6 гр. - №2;

 7гр.- «сильные учащиеся» - дифференцированное задание.

(обучающиеся распределили роли в группах самостоятельно)

V. Первичное закрепление.

Коллективная деятельность:

Умение распределять функции и обязанности для достижения общей цели

Слайд №8:  

Алгоритм №1

1.Раскрыть скобки.

2.Перенести неизвестные члены уравнения влево, а известные вправо (рассортировать).

3.Упростить левую и правую части уравнения.

4.Разделить обе части уравнения на коэффициент при неизвестном.

5.Записать ответ.

Слайд №9

1.Умножить обе части уравнения на НОЗ.

2.Выполнить сокращение.

3.Выполнить преобразования, как в алгоритме №1.

Предлагает «тьюторам» от групп записать решение каждого примера.

Предлагает проверить полученный алгоритм.

Раздаёт отпечатанный алгоритм каждому ученику и предлагает вклеить его в справочники по математике.

Предлагает вернуться к входному тесту и решить те задания, в которых возникли трудности, применяя алгоритм.

«тьюторы» от групп  (пока кроме гр.№7)на доске записывают рассмотренный пример, проговаривая каждый шаг по алгоритму.

Класс записывает решения в свои тетради.

Предлагают свои варианты.

К доске выходят по очереди два ученика, решают задания, объясняя каждый шаг. Класс решает вместе с ними в тетрадях.

VI.Углубление изученного материала.

Цель: познакомить обучающихся с решением линейного уравнения с модулем.

Учебно-организационные: умение передать свои знания одноклассникам.

Учебно-коммуникативные:

Умение слушать  и слышать.

Слайд №10; 11; 12; 13 – обучающиеся записывают решение уравнений.

Слайд №14 – физминутка  для

глаз.

Слайд №15 – решение уравнений с модулем - устно

Предлагает группе «сильных»  ребят показать решение уравнений с модулем.

К доске выходят по одному ученику, записывают решение уравнений.

Класс записывает решение в свои справочники

VII.Закрепление.

Познавательные: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданного алгоритма.

Предлагает решить из учебника № 541 (а; б);

№543 (а; б)

Учитель работает индивидуально с тремя учениками у доски

У доски решают ученики № 541(а) – проговаривая;

№541 (б)(по очереди)

№543(а; б) – у доски одновременно три ученика работают молча

VIII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: Каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет.

Рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности

Слайд №16 – самостоятельная работа

Предлагает самостоятельную работу (раздаточный материал)

Класс работает самостоятельно.

Самопроверка и самооценка

IX. Домашнее задание

Цель: закрепление изученного материала

Учебно-организационные: умение выполнять задание учителя быстро и организованно.

Слайд №17

П.18 стр.108; № 541 (в); № 543(в);

для «сильных» №568 (а; б)

Записывают домашнее задание в дневники

X.Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, оценки результатов деятельности своей и всего класса.

Рефлексивная деятельность:  оценивание своих учебных достижений, поведения.

Слайд №18 - рефлексия

Задаёт вопросы:

- Какую цель ставили?

- Удалось ли её достичь?

- Каким способом?

- Какие получились результаты?

- Где можно применить новое знание?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать?

Собирает оценочные листы и предлагает членам экспертной группы помочь выставить оценки за урок.

Отвечают на вопросы, выставляют оценки в оценочный лист, сдают учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией "Решение линейных уравнений с одной переменной"

Данная презентация может быть использована для повторения и обобщения материала по теме "Решение линейных уравнений с одной переменной". Приводятся различные формы работы класса: индивидуальная, групп...

Урок "Решение линейных уравнений с одной переменной"

Урок математики с использованием технологии развития критического мышления...

Урок алгебры по теме «Решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к линейным»

Оборудование и материалы для урока: интерактивная доска SMART Board, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в ПО SMART Notebook 11.0.583.0, колонки, учебники, рабочие тетради, ручки с зелен...

Презентация "Решение линейных уравнений с одной переменной"

В презентации даны основные сведения по решению линейных уравнений. Приведены примеры решения уравнений. Презентация предназначена для уроков итогового повторения в 9 классе....

Урок алгебры в 7 классе "Решение линейных уравнений с одной переменной"

Урок алгебры в 7 классе с применением компьютера...

Презентация Решение линейных уравнений с одной переменной

Данная презентация является приложение к уроку алгебры 7 класс по теме " Линейное уравнение с одной переменной"...

Решение линейных уравнений с одной переменной

В презентации представлены основные определения данной темы и рассмотрены подробно примеры с решением....