Разработка урока в 6 классе "Мартовская мозаика" по теме: "Умножение и деление чисел с разными знаками" ( с элементами ФГОС)
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Урок математики в 6-м классе «Мартовская мозаика»

по теме

"Умножение и деление чисел с разными знаками"

 

Подготовила: учитель математики МБОУ ООШ№7 Герасимова Н.А.

I квалификационная категория

 

Предметные цели:

- повышение заинтересованности в изучении предмета математики;

- закрепление  и усовершенствование вычислительных  навыков  работы с положительными и  отрицательными числами;

-  усиление прикладной и практической направленности изученной темы;

Метапредметные цели:

- развитие мотивации в обучении;

- формирование умения проводить анализ и синтез объектов,  наблюдать и делать выводы; - развитие умения искать и обрабатывать необходимую информацию;

- развитие логического мышления, памяти, внимания.

Личностные цели:

- воспитание самостоятельности, самооценки, активности, любознательности.

- привитие любви к природе, музыке, живописи; повышение  интереса к народным приметам.

Тип урока: Урок повторения и обобщения.

Продолжительность урока: 45 минут.

Учебник: Математика. 6класс: учебник для учащихся общеобразоват. Учреждений

 /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. М., Мнемозина, 2013г.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация (Microsoft Power Point); карточки для рефлексии, справочная литература.

 

 

 

План урока

  1. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
  3. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  4. Включение в систему знаний и повторения (тестирование на компьютерах, работа в группах, работа со справочной литературой).
  5. Физкультминутка.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  7. Рефлексия учебной деятельности.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности, целеполагание)

/ Обучающиеся проходят в класс  и на «дереве настроения» прикрепляют смайлики, выражающие их душевное состояние. Звучит музыка. Демонстрация презентации./

– Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас! О вашем сегодняшнем настрое нам расскажет «дерево настроения». Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.  

 У меня к вам вопрос: «Какой месяц сейчас по календарю?» (Март)

А какие интересные события произошли уже в марте? ( Масленица, Международный женский день)

Какая связь между мартом и нашей темой прошлых уроков? /температура марта меняется: то положительная (выше нуля), то отрицательная (ниже нуля) /

Чем мы занимались на предыдущих уроках? (Умножением и делением положительных и отрицательных чисел.)

– Сегодня мы продолжим работать над умножением и делением положительных и отрицательных чисел. Задача каждого из вас – разобраться в том, как он освоил эту тему, и если потребуется – доработать то, что еще не совсем получается. А поможет нам в этом самый первый месяц весны  - МАРТ!  

Весну  воспевали в  своих  великих произведениях и творениях  наши талантливые писатели, художники, композиторы. Не случайно вас сегодня встретили великие картины русских художников А.К. Саврасова, Левитана  и  очаровательная музыка А. Вивальди.  

Кроме того, сегодня  вы узнаете много интересного о первом месяце весны – марте.

 Как бы вы назвали сегодняшний урок? (дети предлагают свои названия)

Давайте остановимся на теме «Мартовская мозаика» (Слайд 1-5).

 

 

 

 

 

2. Актуализация знаний.

Ни костяшек, ни ручек, ни мела –

Устный счет. Мы творим это дело

Только силой ума и души!

«Разминка для ума» - устный счет / слайды/

Учащиеся в маршрутных листах ставят №1 и записывают вариант. На слайде /распечатка/ приготовлены задания по вариантам. Учащиеся записывают в столбик одни ответы-числа, которые они вставят вместо многоточия, чтобы получилось верное равенство, и пытаютсярасшифровать слова, закодированные с помощью полученных результатов.

Каждому числу  соответствует определённая  буква  (дешифратор приготовлен на плакате  или слайде).

1 вариант      2 вариант

1 вариант

2 вариант

-2+…=19

-13+…=8

8+…=3

17+…=-2

5-…=6

6-…=-11

24-…=-1

5-…=-1

…-1=-2

…+14=-9

Дешифратор:

Учащиеся получили следующий результат:

Результат

-1

-5

6

-17

-19

21

-23

25

Буква

а

д

е

п

с

у

х

ч

 

1 вариант

2 вариант

21

у

21

у

-5

д

-19

с

-1

а

-17

п

25

ч

6

е

-1

а

-23

х

-Ребята! Давайте проверим результаты. Посмотрите, какие хорошие слова вы расшифровали. Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений, новых открытий, пусть и далее на уроке вам сопутствуют успех.

3.       Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

3.1.  Повторить правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел нам поможет мнемоническое правило. / слайд /

3.2. «Лесенка»

 / работа по вариантам с последующей проверкой,

 учащиеся по цепочке выполняют упражнения, комментируют свое решение/

 

image

image

 

3.3. Определить знак произведения  /слайд/ - сигнальные карточки

1) «+» • «–» • «–» • «+» • «–» • «–»             (+)

2) «–»•«–»•«–»•«+»•«+»•«+»•«–»•«–»       (-)

3) «–»•«+»•«–»•«–»•«+»•«+»•«–»•«+»•«–»•«–»•«+»     (+)

/Учащиеся ставят ответы в маршрутных листах и поднимают сигнальные карточки./

 

4. Включение в систему знаний и повторения (тестирование на компьютерах, работа в группах, работа со справочной литературой). Выполнение теста / слайд/

 

4.1 Математический диктант. /Тестирование «Проверь себя»/

( два /четыре ученика выполняют тестирование на компьютере)

Вариант 1                                                                                          Вариант 2

3,6:(-0,4);

-7•(-1,2);

-9,6:4;

-3•11/42;

-35/51: (-7).

 

4,9: (-0,7);

-2•(-3,4);

-5,2:26;

-2• 17/52;

-32/71: (-4).

 

 

Учащиеся выполняют работу в маршрутных листах.

5. Физкультминутка

-Когда-то в старину на Руси отсчет лет вели с 1 марта, с начала сельскохозяйственной весны, с первой весенней капели. Март был “зачинателем” года. Название месяца “март” идет от римлян. Они назвали этот месяц в честь одного из своих богов, узнать, что это за бог, вам поможет тест - загадка

-625: (-25);
-0,45:0,9;
-1,5·2;
-204:20;
-50: (-25);
3,2: (-2);
-0,25·(-2).

и

у

а

р

с

м

т

2

-1,6

-0,5

-3

0,5

25

-10,2

ОтветМартиус

-У римлян один месяц года в честь бога войны Марса был назван мартиусом.

 На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы (Слайд ).

 

В народе говорят: “ Март неверен, то плачет, то смеется”.

 С мартом связано много народных примет. Некоторые дни его имеют свои названия. Давайте сейчас все вместе  составим народный месяцеслов на март. Для этого разделимся на две команды. Каждый участник команды получает свое задание  (ученики сами распределяют задания  в группе с учетом своих возможностей).  Учитель лишь консультирует и координирует работу. Каждой группе предоставляется справочная литература  - «Народный календарь примет на март», из которого ученики, согласно своим ответам,  должны выбрать нужную примету, а затем озвучить ее.

(флэш - ролик про весну на фоне красивой релаксационной музыки)

6. Решение упражнений.

Учащиеся в группе  решают примеры, ответы которых являются числами месяца.

На доске появляется пример, а затем день месяца с названием и народной приметой, которую зачитывают учащиеся. (Слайды)

1) -5,4y=-21,6

4 марта – Архип. На Архипа женщинам полагалось весь день провести на кухне. Чем больше она наготовит всякой еды, тем богаче будет дом.

2) y·(-2,5)=-15

6 марта – Тимофей-весновой. Коли в Тимофеев день снежок за дулинами, то урожай на яровые.

3) -50, 4:x=-4, 2

12 марта – Прокоп-перезимний дорогу рушит.

4) -0,25:5·(-260)

13 марта – Василий-капельник: с крыш каплет. Птицы гнезда завивают, а перелетные летят из теплых мест.

5) -29,12: (-2,08)

14 марта – Евдокия (Авдотья-плющиха) – снег плющит настом. Вторая встреча весны (первая на Сретение). Какова Евдокия – таково и лето. Евдокия красна – и весна красна; на Евдокию снег – к урожаю.

6) (-6-3,6·2,5) ·(-1)

15 марта – Федот. На Федота ветер и метель – долго травы не будет.

7) -81,6:48·(-10)

17 марта – Герасим-грачевник – грачей пригнал. Грачи на пашню садятся, а коли прямо на гнезда  летят – дружная весна будет.

8) 7,15·(-4): (-1,3)

22 марта – Сороки – день равен ночи. Зима кончается, весна начинается, прилетают жаворонки. По старинному обычаю из теста пекут жаворонков и куликов.

9) -12,5·50: (-25)

25 марта – Феофанов день. Если он туманный, то урожай на лен добрый будет.

10) 100+(-2,1:0,03)

30 марта – Алексей-теплый. С гор вода, а рыба со стану (с зимовья). Каковы в этот день ручьи (большие или малые), такова и пойма (разлив).

7. Рефлексия.

– Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

- У кого настроения во время  урока улучшилось?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что мы повторили?

Составим синквейн на умножение и деление.

Числа ( два числа)

Положительные, отрицательные

Умножать, делить

Одного знака –  результат положительный

Разного знака – результат отрицательный

Понятно!

Продолжи фразу:

            Сегодня я узнал…

            Было интересно…

            Было трудно…

            У меня получилось…

            Меня удивило…

            Я смог…

            Теперь я могу…

9.Домашнее задание: 

тест № 26,27 ( по вариантам) – тетрадь на печатной основе (Слайд)

– Я предлагаю вам подготовить самим месяцеслов на апрель. Вы должны найти приметы апреля и составить примеры с ответами, соответствующими дню месяца

/ на фоне музыки/

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя, учить и учиться, играя.

Но если с учебой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье!

Спасибо за урок!

Скачать:


Предварительный просмотр:

____________________

Фамилия, имя  ученика

Маршрутно-оценочный лист

№1.       «Разминка для ума»

№2.     «Лесенка»

№3. «Определи знак»

№4. «Тест -загадка»

№5. «Народный календарь примет»

№6. «Математический диктант»

Самооценка учащегося:

Отметка учителя:

  1. -5,4y=-21,6

  1. y×(-2,5)=-15

  1. -50,4:x=-4,2

  1. -0,25:5×(-260) =

  1. -29,12 : (-2,08) =

  1. (-6-3,6×2,5)×(-1) =

  1. -81,6:48×(-10) =

  1. 7,15×(-4):(-1,3) =

  1. -12,5×50:(-25) =

  1. 100+(-2,1:0,03) =