Рабочая программа по математике
рабочая программа по алгебре на тему

Инжеваткина Татьяна Вячеславовна

Рабочая программа по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pl_mat_avt_2013-14_uch_god.doc630 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный институт развития образования

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МАТЕМАТИКА

для профессий начального профессионального

образования


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МАТЕМАТИКА

для профессий начального профессионального образования

Программа разработана в соответствии с  «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007  03-1180).

© ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины «Математика»  предназначена  для изучения математики в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. 

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180)  математика в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) изучается с учетом профиля  получаемого профессионального образования.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественно-научных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования базового уровня.

В программе учебный материал  представлен в форме чередующегося развертывания основных содержательных линий:

 алгебраическая линия, включающая систематизацию сведений о числах; изучение новых и обобщение ранее изученных операций (возведение в степень, извлечение корня, логарифмирование, синус, косинус, тангенс, котангенс и обратные к ним); изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и прикладных задач;

 теоретико-функциональная линия, включающая систематизацию и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;

 линия уравнений и неравенств, основанная на построении и исследовании математических моделей, пересекающаяся с алгебраической и теоретико-функциональной линиями и включающая развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований для решения уравнений, неравенств и систем; формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных и специальных дисциплин;

 геометрическая линия, включающая наглядные представления о пространственных фигурах и изучение их свойств, формирование и развитие пространственного воображения, развитие способов геометрических измерений, координатного и векторного методов для решения математических и прикладных задач;

 стохастическая линия, основанная на представление о вероятностно-статистических закономерностях окружающего мира.

Развитие содержательных линий сопровождается совершенствованием интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.

Математика является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся. Реализация общих целей изучения математики традиционно формируется в четырех направлениях – методическое (общее представление об идеях и методах математики), интеллектуальное развитие, утилитарно-прагматическое направление (овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями) и воспитательное воздействие.

Изучение математики как профильного учебного предмета обеспечивается:

–  выбором различных подходов к введению основных понятий;

– формированием системы учебных заданий, обеспечивающих эффективное осуществление выбранных целевых установок;

– обогащением спектра стилей учебной деятельности за счет согласования с ведущими деятельностными характеристиками выбранной профессии.

Профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке  обучающихся в части:

– общей системы знаний: содержательные примеры использования математических идей и методов в профессиональной деятельности;

–  умений: различие в уровне требований к сложности применяемых алгоритмов;

–  практического использования приобретенных знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении математических моделей, выполнении исследовательских и проектных работ.

Таким образом, программа ориентирует на приоритетную роль процессуальных характеристик учебной работы, зависящих от профиля профессиональной подготовки, акцентирует значение получения опыта использования математики в содержательных и профессионально значимых ситуациях по сравнению с формально-уровневыми результативными характеристиками обучения.


 Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии      190631.01 Автомеханик;

Организация-разработчик: ГБОУ НПО ПУ 69

Разработчики:

Инжеваткина Т.В., преподаватель ГБОУ НПО ПУ №69 Московской области.

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МАТЕМАТИКА

1.1. Область применения программы

Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 190631.01 Автомеханик.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Математика» обучающийся должен

знать/понимать:[1]*

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира.

АЛГЕБРА

уметь:

  • выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
  • находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
  • выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.

Функции и графики

уметь:

  • вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
  • определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
  • строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
  • использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.

Начала математического анализа

уметь:

  • находить производные элементарных функций;
  • использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
  • применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
  • вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.

Уравнения и неравенства

уметь:

  • решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
  • использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
  • изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
  • составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для построения и исследования простейших математических моделей.

СТАТИСТИКА  И  ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

уметь:

  • решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
  • вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
  • анализа информации статистического характера.

ГЕОМЕТРИЯ

уметь:

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  383 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  295 часов;

самостоятельной работы обучающегося 88  часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

383

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

295

в том числе:

     лабораторные занятия

     практические занятия

     контрольные работы

24

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

88

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

домашняя работа

индивидуальное задание

Итоговая аттестация в форме

для специальностей 190631.01 Автомеханик  экзамена

 


2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины

«Математика»  

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. 

Алгебра

1 курс

Тема 1.1

Повторение базисного материала курса алгебры основной школы.

Содержание учебного материала

10

1

Алгебраические действия над числами, обыкновенными и десятичными дробями.

2

2

Свойства степени. Стандартный вид числа.

3

Тождественные преобразования алгебраических выражений.

4

Решение упражнений.

5

Основные приемы решения уравнений и неравенств.

6

Решение упражнений.

7

Решение систем уравнений с двумя неизвестными.

8

Решение систем неравенств с одной переменной.

9

Решение упражнений.

10

Контрольная работа.

Контрольные работы

1

1

Контрольная работа по теме «На знание базисного материала»

Самостоятельная работа обучающихся

6

         1. Чтение дополнительной литературы по программе.

         2.Работа с учебником.

        3.Формулы сокращенного умножения.

        4.Квадратные уравнения и неравенства.

Тема 1.2.

Развитие понятия о числе

Содержание учебного материала

6

1

 Целые и рациональные числа.

2

Действительные числа.

3

Решение упражнений.

4

Приближенные вычисления.

5

Решение упражнений.

6

Контрольная работа.

Контрольные работы

1

1

Контрольная работа по теме «Развитие и понятие чисел»

Самостоятельная работа обучающихся

4

        1. Комплексные числа.

       2. Приближенное значение величины и погрешности приближений.

Тема 1.3.

Функции, их свойства и графики.

Содержание учебного материала

13

2

2

1

Функции. Область определения и множество значений.

2

Построение графиков функций.

3

Выполнение упражнений и построение графиков функций.

4

Свойства функции.

5

Решение задач.

6

Возрастание и убывание функции.

7

Экстремумы.

8

Исследование функций.

9

Понятие об обратной функции.

10

Решение упражнений.

11

Преобразование графиков.

12

Решение упражнений.

13

Контрольная работа.

Контрольные работы

1

1

Контрольная работа по теме «Функции, их свойства и графики»

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат.

2.Растяжение и сжатие вдоль осей координат.

Тема 1.4.

Корни, степени и логарифмы.

Степенная, показательная, логарифмические функции.

Содержание учебного материала

37

1

Корень n-ой  степени и его свойства.

2

Решение упражнений.

3

Иррациональные уравнения.

4

Решение иррациональных уравнений.

5

Решение систем иррациональных уравнений.

6

Иррациональные неравенства.

7

Решение иррациональных неравенств.

8

Степени с рациональным показателем, их свойства.

9

Решение упражнений.

10

Степени с действительными показателями.

11

Решение упражнений.

12

Подготовка к контрольной работе.

13

Контрольная работа.

14

Степенная функция, ее свойства и график.

15

Решение упражнений.

16

Показательная функция, ее свойства и график.

17

Решение упражнений.

18

Решение показательных уравнений.

19

Решение упражнений.

20

Решение показательных неравенств.

21

Решение упражнений.

22

Системы показательных уравнений и неравенств.

23

Решение упражнений.

24

Контрольная работа.

25

Логарифмы и их свойства.

26

Решение упражнений.

27

Логарифмическая функция, ее свойства и график.

28

Решение упражнений.

29

Десятичные и натуральные логарифмы.

30

Решение упражнений.

31

Правила действий с логарифмами.

32

Решение упражнений.

33

Решение логарифмических уравнений.

34

Решение упражнений.

35

Решение логарифмических неравенств.

36

Решение упражнений.

37

Контрольная работа.

Контрольные работы

1

Контрольная работа по теме «Корни и степени»

2

Контрольная работа по теме «Степенная, показательная функция»

3

Контрольная работа по теме «Логарифмы»

Самостоятельная работа обучающихся

12

1.Свойства степени с действительным показателем.

2. Основное логарифмическое тождество.

3. Переход к новому основанию.

Тема 1.5.

Тригонометрические выражения.

Содержание учебного материала

13

1

Синус, косинус, тангенс, котангенс.

2

Основные формулы тригонометрии.

3

Решение упражнений.

4

Формулы двойного аргумента.

5

Формулы приведения.

6

Формулы сложения.

7

Формулы половинного аргумента.

8

Формулы понижения степени.

9

Применение тригонометрических формул в вычислениях и преобразованиях.

10

Решение задач по теме.

11

Решение задач по теме: «Формулы тригонометрии».

12

Самостоятельная работа: «Формулы тригонометрических выражений».

13

Контрольная работа.

Контрольные работы

1

Контрольная работа по теме «Тригонометрические выражения»

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

1. Основные тригонометрические тождества.

2. Повторение формул тригонометрических выражений.

Тема 1.6.

Тригонометрические функции.

Содержание учебного материала

9

1

Тригонометрические функции. Основные понятия.

2

Тригонометрические функции и их графики.

3

Построение графиков тригонометрических функций.

4

Периодичность функций.

5

Возрастание и убывание тригонометрических функций.

6

Решение задач.

7

Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания.

8

Решение задач.

9

Контрольная работа.

Контрольные работы

1

Контрольная работа по теме «Тригонометрические функции»

Самостоятельная работа обучающихся

4

1. Свойства тригонометрических функций.

2. Гармонические колебания.

Тема 1.7.

Тригонометрические уравнения и неравенства.

Содержание учебного материала

20

1

Арксинус, арккосинус  и арктангенс.

2

Простейшие тригонометрические уравнения.

3

Решение простейших тригонометрических уравнений.

4

Решение уравнений.

5

Самостоятельная работа.

6

Простейшие тригонометрические неравенства.

7

Решение простейших тригонометрических неравенств.

8

Решение упражнений.

9

Примеры решения тригонометрических уравнений.

10

Решение уравнений методом замены переменной.

11

Решение упражнений.

12

Решение однородных тригонометрических уравнений.

13

Решение упражнений.

14

Решение тригонометрических неравенств способом подстановки.

15

Решение неравенств.

16

Решение упражнений.

17

Решение тригонометрических систем.

18

Решение задач по теме «Тригонометрия».

19

Контрольная работа.

20

Зачет.

Контрольные работы

1

Контрольная работа по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства»

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

1. Графическое решение тригонометрических уравнений.

2. Решение более сложных тригонометрических неравенств.

Раздел 2. 

Геометрия

2 курс

2

Тема 2.1.

Параллельность прямых и плоскостей.

Содержание учебного материала

14

1

Простейшие геометрические фигуры и их свойства.

2

Аксиомы стереометрии.

3

Следствия из аксиом.

4

Решение задач.

5

Параллельные прямые в пространстве.

6

Параллельность трех прямых.

7

Параллельность прямой и плоскости.

8

Скрещивающиеся прямые.

9

Угол между прямыми.

10

Параллельность плоскостей.

11

Свойства параллельных плоскостей.

12

Решение задач.

13

Контрольная работа.

Контрольные работы

1

1

Контрольная работа по теме «Параллельность прямых и плоскостей».

Самостоятельная работа обучающихся

2

        1.Решение задач по теме «Параллельность в пространстве».

Тема 2.1.

Перпендикулярность прямых и плоскостей.

Содержание учебного материала

10

1

Перпендикулярные прямые в пространстве.

2

Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

3

Теорема о прямой, перпендикулярной плоскости.

4

Расстояние от точки до плоскости.

5

Теорема о трех перпендикулярах.

6

Угол между прямой и плоскостью.

7

Двугранный угол. Свойства двугранного угла.

8

Перпендикулярность плоскостей.

9

Решение задач.

10

Контрольная работа.

Контрольные работы

2

1

Контрольная работа: «Перпендикулярность прямых и плоскостей».

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.Решение задач по теме «Параллельность в пространстве».

2.Решение задач по теме «Перпендикуляр и наклонная. Свойства перпендикулярности прямой и плоскости».

Тема 2.2.

Координаты и векторы

Содержание учебного материала

14

1

Понятие вектора в пространстве.

2

Равенство векторов.

3

Сложение и вычитание векторов.

4

Умножение вектора на число.

5

Разложение вектора  по направлениям.

6

Прямоугольная система координат в пространстве.

7

Координаты вектора.

8

Простейшие задачи в координатах.

9

Решение задач.

10

Угол между двумя векторами.

11

Скалярное произведение векторов.

12

Вычисление углов между прямыми и плоскостями.

13

Решение задач.

14

Контрольная работа.

Контрольные работы

1

1

Контрольная работа по теме «Координаты и векторы»

Самостоятельная работа обучающихся

4

1. Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов».

2. Решение задач по теме «Вычисление углов между прямыми и плоскостями».

Раздел 3. 

Алгебра

Тема 3.1.

Начала математического анализа

Содержание учебного материала

29

2

1

  Числовые последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей.

2

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.

3

Решение задач.

4

Приращение функции.

5

Понятие о производной.

6

Понятия о непрерывности и предельном переходе.

7

Правила вычисления производных.

8

Решение упражнений.

9

Производная сложной функции.

10

Правила вычисления производной сложной функции.

11

Решение задач.

12

Производная показательной функции. Число е.

13

Решение задач по теме «Производная показательной функции».

14

Производная логарифмической функции.

15

Решение задач по теме «Производная логарифмической функции».

16

Производная степенной функции.

17

Решение задач по теме «Производная степенной функции».

18

Производная тригонометрической функции.

19

Решение задач на нахождение производной тригонометрической функции.

20

Контрольная работа.

21

Применения непрерывности.

22

Решение задач к применению непрерывности.

23

Касательная к графику функции.

24

Решение задач.

25

Производная в физике и технике.

26

Решение задач.

27

Решение задач на повторение.

28

Подготовка к контрольной работе.

29

Контрольная работа.

Контрольные работы

2

1

Контрольная работа по теме «Производная».

2

Контрольная работа по теме «Применения непрерывности и производной».

Самостоятельная работа обучающихся

4

1. Производные сложной функции.

2. Правила дифференцирования.

Тема 3.2.

Применение производной.

Содержание учебного материала

13

1

Признак возрастания (убывания) функции.

2

Нахождение промежутков монотонности функций.

3

Решение упражнений.

4

Критические точки функции, максимумы и минимумы.

5

Решение задач.

6

Примеры применения производной к исследованию функций.

7

Построение графиков функции.

8

Наибольшее и наименьшее значение функции.

9

Решение задач.

10

Исследование функции с помощью производной.

11

Решение задач по теме.

12

Подготовка к контрольной работе.

13

Контрольная работа.

Контрольные работы

1

Контрольная работа по теме «Применение производной».

Самостоятельная работа обучающихся

2

       1. Механический смысл производной.

Тема 3.3.

Первообразная.

Содержание учебного материала

7

1

Определение первообразной.

2

Решение задач по теме «Определение первообразной».

3

Основное свойство первообразной».

4

Три правила нахождения первообразной.

5

Решение упражнений.

6

Решение задач по теме «Первообразная».

7

Контрольная работа.

Контрольные работы

1

Контрольная работа по теме «Первообразная».

Самостоятельная работа обучающихся

2

         1.Решение задач.

Тема 3.4.

Интеграл.

Содержание учебного материала

9

1

Площадь криволинейной трапеции.

2

Решение задач по теме «Площадь криволинейной трапеции».

3

Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница.

4

Решение задач по теме «Формула Ньютона- Лейбница».

5

Применение интеграла для нахождения объема тела.

6

Решение задач по теме «Интеграл».

7

Решение задач.

8

Подготовка к контрольной работе.

9

Контрольная работа.

Контрольные работы

1

Контрольная работа по теме «Интеграл».

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.Применения интеграла.

2.Решение задач с помощью интеграла.

Раздел 4. 

Геометрия

2

Тема 4.1.

Многогранники.

Содержание учебного материала

10

1

Вершины, ребра, грани  многогранника.

2

Призма.  

3

Прямая призма.

4

Паралллелепипед.

5

Пирамида.

6

Правильная пирамида. Усеченная пирамида.

7

Сечения куба, призмы и пирамиды.

8

Правильные многогранники.

9

Решение задач.

10

Контрольная работа .

Контрольные работы

1

1

Контрольная работа по теме «Многогранники».

Самостоятельная работа обучающихся

4

        1.Элементы симметрии правильных многогранников.

Тема 4.2.

Тела и поверхности вращения.

Содержание учебного материала

8

1

Цилиндр.

2

Решение задач.

3

Конус.

4

Решение задач.

5

Сфера и шар.

6

Касательная плоскость к сфере.

7

Решение задач.

8

Контрольная работа.

Контрольные работы

1

Контрольная работа по теме «Тела и поверхности вращения».

Самостоятельная работа обучающихся

4

          1.Взаимное расположение сферы и прямой.

Раздел 5

Алгебра

Тема 5.1.

Элементы комбинаторики, теории вероятности и математической статистики.

Содержание учебного материала

12

1

Перестановки.

2

Перестановки.

3

Размещения.

4

Размещения.

5

Сочетания.

6

Сочетания.

7

Понятия вероятности события.

8

Свойства вероятности события.

9

Относительная частота события.

10

Условная вероятность. Независимые события..

11

Случайные величины.

12

 Контрольная работа.

Контрольные работы

1

Контрольная работа по теме «Элементы теории вероятностей».

Самостоятельная работа обучающихся

4

         1. Статистическая вероятность.

Раздел 6

Геометрия

Тема 6.1.

Объемы и площади поверхностей многогранников и тел вращения.

Содержание учебного материала

17

1

Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда.

2

Решение задач.

3

Объем прямой призмы.

4

Объем наклонной призмы.

5

Объем пирамиды.

6

Решение задач.

7

Контрольная работа.

8

Объем цилиндра, конуса.

9

Объем конуса, усеченного конуса.

10

Решение задач.

11

Объем шара.

12

Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.

13

Площадь боковой поверхности цилиндра.

14

Площадь боковой поверхности конуса.

15

Площадь сферы.

16

Контрольная работа.

17

Зачет.

Контрольные работы

1

1

Контрольная работа по теме «Объемы многогранников».

2

Контрольная работа по теме «Объемы тел».

Самостоятельная работа обучающихся

8

1.Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла.

2.Подобие тел.

Раздел

                Алгебра

3 курс

Итоговое повторение

Содержание учебного материала

33

2

1

Действительные числа.

4

2

Тождественные преобразования.

6

3

Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств.

12

4

Функции.

4

5

Производная, применение производной.

3

6

Первообразная  и интеграл.

3

7

Контрольная работа.

1

Контрольные работы

1

Итоговая  контрольная работа.

Самостоятельная работа обучающихся

4

        1.Решение задач на повторение.

Раздел

Геометрия

Итоговое повторение.

Содержание учебного материала

11

2

1

Параллельность прямых и плоскостей.

1

2

Перпендикулярность прямых и плоскостей.

2

3

Многогранники.

2

4

Тела и поверхности вращения.

2

5

Объемы и площади поверхностей многогранников и тел вращения.

3

6

Контрольная работа.

1

Контрольные работы

1

1

Итоговая контрольная работа.

Самостоятельная работа обучающихся

4

          1.Решение задач на повторение.

                                                                                                    Всего

383 часа

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математики»

3.1.1. Оборудование учебного кабинета:

     - посадочные места по количеству обучающихся;

     - рабочее место преподавателя

- наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал,    

  комплекты практических работ).

3.2.   Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет ресурсов, дополнительной литературы.

            Основные источники:

  1. Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008.
  2. Атанасян Л.С. и др. Геометрия 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008.

Дополнительные источники:

Дидактические материалы:

  1. Ивлев Б.М. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса- М.: Просвещение, 2003.
  2. Ивлев Б.М. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса- М.: Просвещение, 2003.
  3. Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса- М.: Просвещение, 2003.
  4. Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса- М.: Просвещение, 2003.

Методические материалы:

  1. Журнал «Математика в школе».
  2. Газета «Математика», приложение к газете «Первое сентября».
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестник образования»- 2002- №6- с.11-40.
  4. Компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике // «Вестник Федеральный образования»- 2004 – № 14- с.107-119.

Учебно- тренировочные материалы:    

  1. Единый государственный экзамен: Математика: 2004-2005. Контрольно измерительные материалы/ Л.О.Денищева, Г.К.Безрукова и др., М.: Просвещение, 2005.
  2. Лысенко Ф.Ф. , Кулабухова С.Ю. Математика. Подготовка к ЕГЭ – Ростов-на-Дону: Легион. 2011
  3. Семенова А.Я. , Ященко И.В.  Математика. Подготовка к ЕГЭ – Москва: издательство «Экзамен». 2013

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знания:

значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

Текущий контроль:

практические занятия;

самостоятельная работа.

Промежуточный контроль:

практические занятия;

контрольные работы.

Итоговый контроль:

зачет;

контрольная работа.

значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

Текущий контроль:

практические занятия;

самостоятельная работа.

Промежуточный контроль:

практические занятия;

контрольные работы.

Итоговый контроль:

зачет;

контрольная работа.

универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

вероятностный характер различных процессов окружающего мира.

Текущий контроль:

практические занятия;

самостоятельная работа.

Промежуточный контроль:

практические занятия;

контрольные работы.

Итоговый контроль:

зачет;

контрольная работа.

Умения:

выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения; находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости вычислительные устройства; выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;

Текущий контроль:

практические занятия;

самостоятельная работа.

Промежуточный контроль:

практические занятия;

контрольные работы.

Итоговый контроль:

зачет;

контрольная работа.

находить производные элементарных функций; использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков; решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения; вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;  решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы; использовать графический метод решения уравнений и неравенств; решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;  

Текущий контроль:

практические занятия;

самостоятельная работа.

Промежуточный контроль:

практические занятия;

контрольные работы.

Итоговый контроль:

зачет;

контрольная работа.

распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей; анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач; решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

 

Текущий контроль:

практические занятия;

самостоятельная работа.

Промежуточный контроль:

практические занятия;

контрольные работы.

Итоговый контроль:

зачет;

контрольная работа.

Критерии оценок по математике

Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике

Опираясь на эти  рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

  1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на  практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
  2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются  письменная контрольная  работа  и  устный опрос.
    При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
  3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность  считается  ошибкой, если  она  свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
    К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
    Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
  4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
    Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
    Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и  преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
  5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна  из отметок: 1 (плохо), 2   (неудовлетворительно), 3  (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
  6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

Критерии ошибок:

  • К    г р у б ы м    ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • К    н е г р у б ы м   ошибкам относятся:  потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
  • К    н е д о ч е т а м    относятся:  нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.

Оценка устных ответов учащихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

 



[1]*         Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....