урок на действия с обыкновенными дробями
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

материал по теме "Действия с обыкновенными дробями"  с элементами краеведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_urok_goda_2014.doc392 КБ

Предварительный просмотр:

Материал на районный конкурс «Урок – 2014»

учителя  математики и физики  МБОУ «Чулковская СОШ»

Сибриной Ольги Владимировны.

Номинация конкурса: урок с применением ИКТ

  1. Общие сведения.

Фамилия, Имя, Отчество

Сибрина Ольга Владимировна

Стаж работы

29 лет

Квалификация, категория

1

Предмет (группа ДОУ)

математика

УМК

Математика, 5,Н.Я. Виленкин,В.И. Жохов, А.С. Чесновов, С.И. Шварцбург; Москва: Мнемозина, 2012 г

ФИО автора учебника

Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесновов, С.И. Шварцбург.

Тема урока, занятия

Действия с обыкновенными дробями с элементами краеведения.

Класс, группа

5

Краткая характеристика класса, группы

Процесс адаптации пятиклассников к этому времени  закончился. Уровень подготовки  детей довольно низкий, о чем  свидетельствует низкое качество знаний, основная оценка «3». Работоспособность класса не очень высокая. Дисциплина в классе хорошая.

  1. Пояснительная записка к уроку (определение особенностей и место урока в курсе).

Данный урок  –  обобщающий  на действия с обыкновенными дробями с элементами краеведения. Проводится в конце изучения темы «Обыкновенные дроби» и предполагает проверить уровень овладения действиями  с обыкновенными дробями, а также познакомить учащихся с умельцами Гороховецкого края (в том числе и с умельцами – односельчанами), используя материалы школьного музея (тема выпадает на декабрь, в связи с единым днем краеведения).  

Цель

деятельности

 учителя

Определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний, умений, навыков.

Цели и педагогические задачи урока

- закрепить навыки  в действиях с обыкновенными дробями;

- повысить  активность учащихся на уроке, привить интерес к предмету  с помощью интересных форм работы;

- привить любовь к малой родине, используя краеведческий материал.

-развить умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность

Тип урока

урок систематизации  знаний

Планируемые результаты образования

Предметные: владение базовым математическим аппаратом по теме, овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических и нематематических задач, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику.

Метапредметные: умение видеть математическую задачу в окружающей жизни,  умение планировать учебные действия, контролировать их в форме сличения способа действия и его результата с  эталоном, умение слушать собеседника и вести  диалог, оценивание  своих  достижений на уроке, умение находить в различных источниках информацию.

Личностные: умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач, умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

Методы и формы обучения

Частично – поисковый, практический; индивидуальная работа и фронтальная

Образовательные ресурсы

Презентация к уроку

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска,  у учащихся карточки красного, зелёного, жёлтого, голубого, фиолетового цветов

Наглядно – демонстрационный материал

Раздаточный материал, стенд с книгами о Гороховецком крае, лапти, рушник, резные доски, резьба по дереву, мультимедийная презентация «Умельцы земли Гороховецкой»

Основные понятия и термины

  1. Сценарий урока:

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

1.Организационный момент

Создание  благоприятного психологического климата, эмоциональный настрой на работу.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

 

Включаются в работу на уроке.

Фронтальная

Личностные: мотивация учения

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Наблюдение

2. Подготовка к восприятию нового материала Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала  и принятие ими целей урока.

Организовывает самостоятельную работу – тест для повторения действий с обыкновенными дробями.

Учитель: «Зная все действия с обыкновенными дробями, мы можем попасть в гости к мастерам и умельцам Гороховецкого края».

Организовывает класс на  устный счет: 

Учитель: «Покажем всем умельцам  плести лапти, что и мы не лыком шиты».

1) найти лишнее слово в каждом столбике и показать цвет той карточки, против которой записано это слово.

Дополнительные вопросы:

 - Дайте общее название каждому столбику.

 - Какой столбик в тему « Дроби» попал случайно?

2)  каждому примеру из левого столбика поставить в соответствие правильный ответ из правого. Начинает показ презентации. Учитель делает акцент на значимость изучаемой темы, мотивируя учащихся к постановке цели урока.  

Читает стихотворение, записанное на доске:

Над жёлтой нивой - купол голубой.

Плывет, как лебедь  парус  у причала.

К огромной нашей Родине любовь

Берёт от малой родины начало.

Обращает внимание детей на оформление класса: стенд книг о Гороховецком крае, стенд с материалами, сделанными руками Чулковских  мастеров.

Выполняют самостоятельную  работу – тест, в результате решения которого они получают адрес первого дома мастеров.

Участвуют в устной работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы и получают адрес второго дома мастеров. Слушают,   смотрят презентацию, участвуют в диалоге. Записывают тему урока.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: структурируют собственные знания, осознано выстраивают речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные: организовывают  и планируют  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,  учатся понимать позицию партнера,  участвовать в коллективном обсуждении вопроса.. 

Личностные:  понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность., оценивают  усваиваемость  материала. Регулятивные: целеполагание.

Устные ответы

3. Физкультминутка

Смена деятельности.

Обеспечивает   психологическую разгрузку учащихся в результате смены  деятельности

Учащиеся готовы работать дальше, т.к. поменяли вид деятельности.

Фронтальная

Наблюдение

4. Практическая деятельность.

Самостоятельная работа

Организовывает учащихся на выполнение  письменной работы. Продолжает показ презентации.

Учитель: «Лучшие учащиеся показали нам дорогу к домику №3, где живут умельцы работы по дереву».

Организовывает ребят на решение задачи в нестандартной ситуации с помощью сценки «Магистр рассеянных наук»

Учитель: Мастера дома № 3 оставили вам наказ в лице магистра рассеянных наук, но у него случилась какая – то неприятность. Надо ему помочь.

Выполняют письменную работу, попадая тем самым в дом №3.  Анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

 Слушают, смотрят презентацию.

Смотрят сценку, помогают магистру решить его проблему.  

Индивидуальная

Фронтальная

Познавательные: опираются на ранее полученные знания, формируют  интерес к данной теме, анализируют и делают выводы под руководством учителя.

Регулятивные:

контролируют и корректируют свою деятельность.

Личностные: формируют  готовность  к самообразованию, проявляют интерес к учению.

Коммуникативные: умеют правильно выражать  свои мысли в письменной и устной форме, уважают в общении партнера и самого себя.

5.Рефлексия.  Итоги урока

Обобщить полученные сведения, дать количественную оценку работы учащихся.

Подводит итоги работы  класса.

Задает вопросы:

 - Какие трудности испытали на уроке?

-Что помогло справиться с этими трудностями?

-Понравилось ли работать на уроке?

Отвечают на вопросы, делают выводы. Оценивают свою работу и работу своих товарищей. Определяют эмоциональное состояние на уроке. Слушают наказ.

Фронтальная

Личностные: формируют  позитивную самооценку, понимают личностный смысл учения. Регулятивные: умеют  самостоятельно  анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: умеют  четко выражать свои мысли, эффективно сотрудничать  с учителем и со сверстниками.

Устные ответы

Приложение 1.

Самостоятельная работа – тест:

1.    19:4.    Выберите правильный ответ:  а) 43/4;  б)  не делится;  в) 3/4

2.    Представьте   45 9/10 в виде неправильной дроби и  выберите правильный ответ:  

а)  405/10;   б) 459/10;   в)  450/9.

3. Решите уравнение:

(Х  - 1 8/9) + 3 7/9 = 4 8/9.

а) 10 5/9;    б) 3;  в) 6 7/9

4. Дана дробь 2/3. Числитель и знаменатель дроби умножили на 5. Какой знак надо поставить между получившейся дробью и исходной дробью 2/3?

а)  ˃;           б)  ˂ ;      в) =.

5. 6/12 = х/6.    Какое число надо поставить вместо х?

а) 36;     б) 12;     в) 3.

Итоги теста:

1

2

3

4

5

а

л

д

с

у

ч

б

к

а

п

о

н

в

е

ю

г

т

и

Получают слово: лапти.

Приложение 2.

Информация и фото на слайде

        1

В своё время на территории Гороховецкого  уезда  процветал лаптежный промысел. До начала 50_х_ годов лапти плели в каждой деревне. Сейчас лапти, корзины, короба плетут отдельные умельцы, такие как  В.И. Линьков ( г. Гороховец ),

С. И. Москалев и Б.В. Забелин ( д. Быкасово), С.М. Дружков ( д. Морозовка).

Лапти               

 Приложение 3.

Устный счет:

1) найти лишнее слово в каждом столбике и показать цвет той карточки, против которой записано это слово

1

2

3

Красный

числитель

прямая

Дробная черта

Зеленый

знаменатель

кривая

Представление в виде неправильной дроби

Желтый

ломаная

замкнутая

Сравнение дробей

Голубой

Смешанное число

Вычитание

дробей с одинаковыми знаменателями

Выделение целой части из неправильной дроби

Фиолетовый

Общий знаменатель

самопересекающиеся

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

Общее название столбика

Элементы обыкновенных дробей

Виды линий

Операции над обыкновенными дробями

Дополнительные вопросы:

 - Дайте общее название каждому столбику.

 - Какой столбик в тему « Дроби» попал случайно?

2)  каждому примеру из левого столбика поставить в соответствие правильный ответ из правого и соответствующую букву.

2 2/3 + 1 1/3 =

9

Л

1 – 1/5 =

3 2/7

Ы

Найти 1/3 от 27

4

М

5 : 6 =

84

Д

Выделить целую часть

из  15/7

2 1/7

Решить уравнение:

х/7 = 12

4/5

О

Представить в виде неправильной дроби

5 2/5

27/5

Ц

7 5/7 – 4 3/7 =

5/6

О

Правильные решения устных упражнений приводят к  фразе: МОЛОДЦЫ → к  дому №2

Приложение 4.

Информация и фото на слайде

В нем живут мастерицы женских ремесел, которые сохранились в Гороховецком крае лучше других. В доме живут мастерицы по изготовлению половиков, умеющие прясть шерсть, вышивать салфетки, подушки, скатерти, подзоры и занавески, шить лоскутные одеяла и другие. Среди них М.Н. Каюкова (д. Арефино) и А.И. Ганн (п. Чулково) известны далеко за пределами своих деревень. И хотя А.И. Ганн нет в живых, её дочь Валентина Ивановна Чебураева хранит  и продолжает её мастерство матери.  

Лоскутная техника печворк килт мастер класс - Master class                                                

        2

 Приложение 5.

Задания для письменной работы:

1. Выполните действия:

   4 1/9 + 3 4/9;

   1 1/8 + 5 7/8;

  7 5/7 – 4 3/7;

   9 6/12 – 7 7/12.

2.  Сравните:

    4 3/5 и 4 1/5;

   9 3/7 и 6 8/7.

3. Из 27 м ткани получилось 8 одинаковых костюмов. Сколько метров ткани пошло на один костюм?

4. Решите уравнение:

   3 5/8 – z = 2;

    х – 3 4/7 = 2 5/7.

5*.  За 3 ч. путник прошел 11 14/25 км.  За первые 2 ч. Он прошел 9 6/25 км, а за последние 2 ч. –

 6 7/25 км. Сколько километров проходил путник в каждый час?

Приложение 6.

        3

        

Гороховецкий уезд издавна славился своими плотниками и столярами. Обработка дерева является в                                       настоящее время распространенным мужским ремеслом. Наиболее известные плотники и резчики

 Г.Л. Борцов (г.Гороховец), В.Р. Чесноков (д. Выезд), В.А. Фоминых и М.А. Евдокимов (с. Фоминки),

 А.И. Ляху и И.В. Дубов (п. Чулково).

Республиканский конкурс профмастерства "Мастера Удмуртии" соберет плотников / Известия Удмуртской Республики              

Приложение 7.

Сценка: (подготовлена с учащимися заранее)

Учитель: Вышел магистр рассеянных наук на улицу, чтобы прогуляться. Вдруг видит двух плачущих детей.

Магистр: Что случилось? Вы, на верно, деньги потеряли?

Девочки: Нет! Мне мама велела купить ровно три четверти  литра молока.

Мальчик: А мне пол литра, а бутылку разбил. Куда мне теперь налить молока?

Девочка: А в банку входит только один литр.

Магистр: Вам повезло, что вы встретили меня. А математика нам поможет:

три четверти – это ¾, а

пол литра – это ½. Теперь сложим эти дроби ¾ + ½ = 4/6 ˂ 1.

А в банку входит один литр. Значит,  вы молока нальете,  и у вас останется еще 2/6 банки пустой.

Учитель: После этого дети заплакали еще громче и убежали. Почему?

(Ответ: банки на хватит, т.к. ¾ + ½ = ¾ + 2/4 = 5/4 ˃ 1)

Магистр: Спасибо, дети! А наказ у меня в моей волшебной ученой шапочке!

(Достает наказ и читает): Любите и сохраняйте традиции ваших дедушек  и бабушек, созидайте и творите сами в области культуры, включающей знания всех учебных предметов, в том числе и математики. Вы – строители своей жизни, будущее своей Родины. Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Действия с обыкновенными дробями", 6 класс

Заключительный урок по теме: "Действия с обыкновенными дробями" проводится перед написанием контрольной работы. Урок проводится в форме игры, используется дифференцированный подход....

Урок математики "Действия с обыкновенными дробями"

На уроке закрепляются знания об обыкновенных дробях и развивается навык счёта....

урок "Все действия с обыкновенными дробями" 6 класс по учебнику Виленкина

Конспект урока, технологическая карта и материалы к уроку....

Урок-сказка "Действия с обыкновенными дробями.

На этом  уроке хорошо  продуман организационный момент учебного занятия.  Урок начинается  со сказочной заставки и музыки, а, последовшая за этим разминка, распологает ребят к орга...

Презентация к уроку обобщения "Действия с обыкновенными дробями"

Решение задач по теме "Все действия с обыкновенными дробями".   Урок - сказка....

Открытый урок-игра " Действия с обыкновенными дробями"

Конспект открытого урока + карточки с заданием....