Какой он, хороший урок математики?
методическая разработка по алгебре на тему

Андреева Рена Валерьяновна

 

Что представляет собой хороший урок?

Он характеризуется качественной об­ратной связью между учениками и учителем, разнообразием способов стимулирования познавательной активности школьников, чему способствует использование многообразных форм оценивания, и многим другим, о чем мы с вами сегодня и поразмышляем…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khoroshiy_urok_matematiki.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Что представляет собой хороший урок?

Он характеризуется качественной обратной связью между учениками и учителем, разнообразием способов стимулирования познавательной активности школьников, чему способствует использование многообразных форм оценивания, и многим другим, о чем мы с вами сегодня и поразмышляем…

Какой он, хороший урок математики?

Что представляет собой хорошо организованный урок

  1. Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном для этого кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
  2. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся. Необходимо четко формулировать тему и задачу урока.
  3. Учитель должен быть готов к уроку: урок строго структурирован, план урока сообщен и понятен ученикам.
  4. Учитель должен в деталях продумать использование всего имеющегося оборудования, классной доски, ТСО, возможностей УМК.
  5. Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками, учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учеников.
  6. На хорошем уроке выводы делают учащиеся.
  7. Хороший урок - это минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
  8. Опасно, когда на уроке занимаются чем-либо эффектным, но не очень существенным, а важное ученик вынужден осваивать дома самостоятельно.
  9. Хороший урок - это времясберегающий и здоровьесберегаюший урок.
  10. В центре хорошего урока - дети!
  11. Хороший урок - это урок, данный с учетом уровня и возможностей учащихся. Определение этого уровня, его верхнего и нижнего пределов - первостепенная задача учителя. В хорошем уроке всегда учтены и такие аспекты, как профиль класса, стремления учащихся, настроение детей.
  12. На хорошем уроке детям интересно! А интересно тогда, когда они включены в работу и(или) игру, урок имеет  композицию и интригу, увлекает формой и содержанием.
  13. Хороший урок всегда демонстрирует методическое искусство учителя.
  14. Хороший урок - это урок со спланированной обратной связью не только в виде опроса или оценок, но и в виде отдачи.
  15. Книга - царица на хорошем уроке: «это я прочитал...», «об этом можно прочитать...», «прочтите, мы вместе подумаем...», «обсудите прочитанное...», «а еще можно и нужно прочесть...», «есть и другие источники, сравните их с книгой...». Учитель — читающий человек, этим и интересен.
  16. И, наконец, хороший урок - это добрый урок!

Обратная связь в обучении и педагогические приемы

Четкое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессом обучения и научения.

Приемы педагоги ческой техники поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.

Основные принципы педагогической техники:

  • свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Чем более развита система (техническая, экономическая, социальная или педагогическая), тем больше в ней механизмов обратной связи.

Урок будет успешным, если учитель учитывает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания. У учителя есть целый ряд подходов, позволяющих постоянно реализовывать приемы обратной связи в учебном процессе.

Приемы обратной связи в учебном процессе

Приемы

Формула приема

«Светофор»

При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна, так как учащийся вынужден каждый раз явно и для себя и для учителя зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания)

Опрос по цепочке

Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя, и так несколько раз до завершения ответа (применим, когда предполагается развернутый, логически связанный ответ)

Тихий опрос

Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом в то время, когда класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой (учитель может проконтролировать знание основных формул и понятий у отстающих, у тех, кто болел во время изучения материала)

Программируемый опрос

Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (редко используется в устном опросе, хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание)

Магнитофонный опрос

Ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать (порой бывает необходимо послушать себя со стороны: сообразительный, знающий ученик может отвечать иногда сумбурно)

Взаимоопрос

Ученики опрашивают друг друга по базовым листам (разновидность: ученик – эксперт, сильный – слабый, слабый – сильный)

Показательный ответ

Один ученик отвечает у доски, остальные слушают (в традиционном виде опрос у доски часто играет отрицательную роль: один отвечает, а остальные как бы слушают. И все-таки, когда ученик может продемонстрировать блестящий ответ, такой опрос нужен, чтобы сформировать у остальных образец ответа, к которому нужно стремиться)

Защитный лист

Перед каждым уроком, всегда на одном и том же месте лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин         может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят, зато учитель, подшивая эти листы в папку, держит ситуацию под полным контролем

Отсроченная реакция

Учитель приучает детей (это особенно важно в младших классах) к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика (никаких выкриков с места, вопрос – пауза в несколько секунд – ответ)

Щадящий опрос

Учитель проводит тренировочный опрос, позволяя ученикам задать 10 вопросов друг другу, готовясь к ответу учителю

Идеальный опрос

Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю

Приемы письменного контроля

Существуют разнообразные виды работ, которые способствуют накоплению оценок у учащихся, стимулируют их обучение, отражают объективную картину усвоения ими материала. Приемы письменного контроля позволяют более активно проверить знания, чем устный опрос

Приемы

Формула приема

Фактологический диктант

Диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист бумаги и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов один-два на повторение из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память

Выборочный контроль

Проверять работы учеников выборочно (можно проверить те, которые сочтет нужным учитель или отобранные случайно, «подводный камешек» - работы должны сдать все)

Тренировочная контрольная работа

Учитель проводит традиционную контрольную работу, но отметки за нее в журнал выставляются только по желанию учеников (возможны и другие послабления: например, использование учебников, справочников, словарей, тетрадей, особенно хорош подобный прием в новом классе, когда учащиеся еще не привыкли к требованиям учителя)

Блиц-контрольная

Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы (по темпу сходна с фактическим диктантом, отличие в том, что сюда входит проверка владения стандартными умениями, проверка производится сразу путем зачитывания или вывешивания верных ответов)

Релейная контрольная работа

Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач (чем больше задач решал ученик, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней)

Приемы повторения

Приемы повторения ранее изученных тем частично совпадают с приемами повторения на уроках. Глубокое усвоение материала требует неоднократного возвращения к нему и рассмотрения в разных связках и контекстах.

Приемы

Формула приема

Своя опора

Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу

Повторяем с контролем

Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу (отвечают и ученики и учитель)

Повторяем с расширением

Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу

Свои примеры

Ученики готовят свои примеры к новому материалу (сочинение своих задач, выдвижение своих идей  по применению изученного материала)

Опрос – итог

В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии

Обсуждаем домашнее задание

Учитель вместе с учащимися обсуждает, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен (прием особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, применяемые учителем, достаточно разнообразны)

Пересечение тем

Ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем (прием позволяет каждый раз посмотреть на свои знания под другим углом зрения)

Виды домашнего задания

Виды

Формула

Три уровня домашнего задания:

  1. Обязательный минимум (понятный и посильный любому ученику).
  2. Тренировочный (для желающих хорошо знать предмет и без труда осваивающих программу). По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого уровня.
  3. Творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности класса; выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой)

Учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней (при постоянном использовании данного вида целесообразно завести «дневник выбора», чтобы анализировать характер выбора заданий, обсуждать причины выбора с учеником, а возможно, и с психологом)

Задание массивом: из массива заданий ученик выбирает задания того уровня сложности, на который способен «замахнуться», и таким образом сам как бы отслеживает уровень свей компетентности

  1. Учитель может задавать массивом любой из уровней домашнего задания.
  2. Большой массив задач задается в рамках большой изучаемой или повторяемой темы

Особое задание: в классе есть ученики, которым следует иногда задавать отличные от всего класса задания: участники олимпиады, инвалиды, ослабленные дети, ученики старших классов - абитуриенты вузов, сдающие предмет как основную дисциплину и т.д.

Что и как оценивать

Хотим вам напомнить виды работ, выполнение которых может способствовать накоплению оценок, стимулировать активность школьников, отражать объективную картину усвоения ими материала. Оценки за эти и другие виды работ должны найти свое отражение в классных журналах.

При изучении математики рекомендуем оценивать следующие виды работ:

  • ведение тетради;
  • устный счет;
  • терминологический диктант;
  • самостоятельная работа;
  • проверочная работа;
  • контрольная работа;
  • домашняя контрольная работа;
  • работа по теории;
  • творческая работа.

Устные ответы учащихся необходимо оценивать на каждом уроке!

Приемы оценивания

Приемы

Формула приема

Оценка - не отметка

Учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика (главная цель оценки - стимулировать познание)                                                                                                                                

Знакомство с критериями    

Учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки (необходимо, чтобы ученик был согласен с тем, что отметка справедлива)                                                

Рейтинг

Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записывается дробь, например, 4/5, где 4 - самооценкаа ученика,

                   а 5 - отметка преподавателя (этот прием можно рекомендовать для докладов, тренировочных контрольных работ, практических и лабораторных работ, индивидуальных заданий. Оценка выставляется в дневник, в тетрадь, в ведомость учета знаний, которую может вести учитель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

15 составляющих хорошего урока

Необходимо знать и соблюдать как начинающему учителю, так и учителю с большим педагогическим стажем....

"Истинная сила искусства" (Традиции народной поэзии в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") Урок литературы в 10 классе

Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача - показать, что поэма "Кому на Руси жить хорошо" - оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что он...

Смотрится хорошо ( Урок ФЛН)

Данная презентация представляет собой подборку упражнений для урока ФЛН по УМК "Горизонты" по теме "Смотрится хорошо"...

Хороший урок в рамках ФГОС.

Учитель всегда находится в поиске.Современный лозунг "Образование на протяжении всей жизни" заставляет искать новые подходы к уроку, как элементу структуры образовательного процесса....

Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...

Презентация к уроку математики5 класс, учебник Виленкин Н. Я.

Презентация  к уроку математики по теме "Смешанные числа", 5 класс...