Главные вкладки

    Урок - деловая игра по теме "Обобщение понятия о показателе степени" 11 класс
    методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

    Морева Оксана Владимировна
    1. Одной из актуальных проблем современной методики преподавания в  школе является развитие мотивации обучающихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо. В сложившейся ситуации на помощь учителю приходят игровые технологии – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Игровые формы обучения на уроках математики дают возможность эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру. Игровая деятельность мотивирует на обучение, в ходе игры каждый обучающийся получает возможность думать самостоятельно, развивать творческое мышление и решать разнообразные проблемы (то есть применять полученные знания в конкретной жизненной ситуации).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_dlya_sayta.docx61.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 24 с углублённым изучением отдельных предметов гуманитарного профиля им. И.С.Тургенева г. Орла

    Методическая разработка урока

    «Обобщение понятия о показателе степени»

    Урок - деловая игра «Покорение вершины»

    Алгебра и начала анализа

    11 класс

    Учебник: Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 -11 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2013. – 336с.:ил. (базовый)

    Учитель математики : Морева Оксана Владимировна

     

     Аннотация работы: Одной из актуальных проблем современной методики преподавания в  школе является развитие мотивации обучающихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо. В сложившейся ситуации на помощь учителю приходят игровые технологии – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Игровые формы обучения на уроках математики дают возможность эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру. Игровая деятельность мотивирует на обучение, в ходе игры каждый обучающийся получает возможность думать самостоятельно, развивать творческое мышление и решать разнообразные проблемы (то есть применять полученные знания в конкретной жизненной ситуации).

     

    Технологическая карта урока

     1

    ФИО (полностью)

    Морева Оксана Владимировна

    2

    Место работы

    МБОУ – СОШ № 24 с углублённым изучением отдельных предметов гуманитарного профиля им. И.С.Тургенева  г. Орла

    3

    Должность        

    Учитель

    4

    Предмет

    Алгебра и начала анализа

    5

    Класс        

    11  класс

    6

    Тема и номер урока в теме

    Обобщение понятия о показателе степени (2 – ой урок)

    7

    Базовый учебник        

    Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 -11 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2013. – 336с.: ил. (базовый)

    8

    Цель  урока

    Выработать умение выполнять преобразование выражений, содержащих степени с дробным показателем

    9

    Задачи

    обучающие

    1. Актуализация опорных знаний о степени с дробным показателем
    2. Отработка навыков преобразования выражений, содержащих степени с дробным показателем

    развивающие

    Развитие:

    1. Операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
    2. Памяти и внимания;
    3. Умения применять полученные знания при решении задач.

    воспитательные

    1. Формирование навыков групповой работы;
    2. Воспитание у обучающихся  самостоятельности и ответственности за себя и других членов коллектива;
    3. Воспитание умения критически и объективно оценивать свою работу и работу товарища.

    10

    Тип урока

    Урок - деловая игра «Покорение вершины»

    11

    Формы работы учащихся

    Фронтальная, индивидуальная, групповая

    12

    Необходимое техническое оборудование

    1. Мультимедийный проектор и экран;
    2. Акустические колонки;
    3. Компьютеры.

    План урока

    1. Организационный момент (2-3 мин.)
    2. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
    3. «Покорение вершин»  (30 мин.)
    • Первая высота (самопроверка)
    • Вторая высота (групповая работа)
    • Третья высота (индивидуальная дифференцированная работа).
    1. Подведение итогов (4 - 5 мин.)
    2. Домашнее задание (2 – 3 мин.)
    3. Рефлексия достижения цели ( 1 мин.)

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    Урок начинается с прослушивания  отрывка из песни В.В.Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы»  ( слайд 2).

    Учитель:  У каждого в жизни есть вершины, которые они стремятся покорить. Кто – то хочет стать врачом, кто – то спортсменом, а кто – то может хочет стать альпинистом. Ведь высота всегда манила людей. Вспомните Икара, ведь его мечтой было полететь к Солнцу. И он осуществил свою мечту. Сущность человека  состоит в том, чтобы  всегда добиваться намеченной цели.                      Эпиграфом к нашему уроку   подходят слова из прослушанной вами песни.

    Как вечным огнем сверкает днем
    Вершина изумрудным льдом,
    Которую ты так и не покорил.

    В.В.Высоцкий

    Сегодня на уроке я приглашаю вас в экспедицию  на покорение горных вершин. Вам предстоит перевоплотиться  в спортсменов-альпинистов,  покоряющих вершину знаний под названием «Степень с дробным показателем» (слайд 3).

    Деятельность обучающихся:   Обучающиеся записывают тему урока в рабочую тетрадь.

    1. Актуализация опорных знаний

    Учитель: Перед каждым из вас лежит карточка – счётчик,  в которую вы будете заносить свои успехи в  покорении горных вершин (приложение 1). Впишите в верхнюю строку свои фамилию и имя. В этой карточке вы будете фиксировать прохождение каждой высоты в баллах. В конце урока вы самостоятельно подсчитаете  набранные за урок баллы и   выясните: удалось ли вам покорить “горную высоту» или нет.

      Проверка снаряжения: “Что возьмем с собой в дорогу?” (слайд4).

    Учитель: Как известно, экспедиции всегда предшествует тщательная подготовка, поэтому в начале,  я предлагаю вам проверить свою готовность к покорению горной вершины.

    1) Продолжите фразу: Если  - обыкновенная дробь( q ≠1) и a ≥ 0, то под ap/q понимают…

    2) Вычислите устно : 16¼  , 271/3   , 81¼  , 8-1/3   ,  (-144)½ (Задания можно заранее записать на доске или оформить в виде карточек)

     3) Продолжите следующие свойства  (Задания можно заранее записать на доске)

    as  ∙ at = …

    as  : at =  …

    (as)t =  …

    (ab)s =  …

    ()s = …

       4) Вычислите устно:         (Задание можно заранее записать на доске)  

    Учитель:    Итак, снаряжение собрано. Мы отправляемся в горы на покорение горных вершин.   

    1. Покорение вершин

     Первая высота “Снежная лавина”  (Самопроверка)

    Учитель:  Любые горы насколько прекрасны, настолько и опасны. В горах альпинистов поджидает множество опасностей. Первое, с чем нам придётся столкнуться в горах – это снежная лавина (слайд 5). Чтобы выбраться из – под снежного завала, необходимо выполнить следующее задание.

    Деятельность обучающихся:  Обучающиеся получает задание  на два варианта и самостоятельно выполняют его в рабочих тетрадях. (Каждый ученик получает своё задание на карточке). Два ученика  работают с обратной стороны доски. На выполнение задания отводится  5 – 7 минут.

    Вариант 1

    1. Вычислите:  161/2 + 27-1/3 + 813/4 -85/3
    2. Упростите выражение: а) (32x-10)3/5;  б)

    Вариант 2

    1. Вычислите: 271/3 -25-1/2 +163/4 -274/3
    2. Упростите выражение: а) (125х-6)-2/3; б) (a∙a-1/3)1/6∙a8/9

     По окончании работы обучающиеся, работавшие у доски, отворачивают доску.  Их работу проверяет учитель. Обучающиеся, работавшие в тетрадях, осуществляют самопроверку. То есть каждый ученик самостоятельно проверяет правильность выполнения своего задания, опираясь на решение на доске. Каждое верно выполненное задание оценивается в 2 балла. Набранные баллы за прохождение «Снежной лавины» записываются в карточку-счетчик.        

    Физкультминутка.

    Учитель:  Покорение горных вершин дело очень трудное. Все мы очень устали освобождаясь из – под снежного завала. Предлагаю сделать привал.

    Упражнение «А ну, попробуй!»: 

    Учитель предлагает  учащимся вытянуть вперед руку  раскрытой ладонью вверх. Прижмите к ладони большой палец. Остальные пальцы должны быть развернуты. А теперь прижмите мизинец. Получилось? Не тут-то было!

     Вторая высота “Ледовая трещина” (работа в группах)  

    Учитель: Пока мы отдыхали, на нашем пути образовалась ледовая трещина (слайд 6). Знаете ли вы как альпинисты поступают в такой ситуации?

    Примерные ответы обучающихся: Альпинисты помогают друг другу…  Чтобы поднять альпиниста из трещины  они бросают ему верёвку… Работают  в связке…. Одному выбраться очень трудно, нужна помощь друга…….

     Учитель: Из ваших ответов  следует, чтобы выбраться из ледовой трещины, нужно работать в команде. Вот и мы с вами следующее задание будем выполнять в группах.

    Деятельность обучающихся:  Класс делится  на группы по 4 – 5 человек. Каждая группа получает карточку с заданиями, в решении которых допущены ошибки. Обучающиеся должны их  найти и исправить. На выполнение задания отводится  5 – 7 минут.

    Карточка 1

    Найдите ошибки

    1. (1211/2 +1285/7-815/4)∙125-1/3 = (11+32-81∙3)∙(-5) = -200∙(-5) = 1000
    2. p-q = (p2/3-q2/3)( p2/3+2p1/3 q1/3+ q2/3)

    Карточка 2

    Найдите ошибки

    1. (a1/2+2b1/2)2 = a + 4b
    2. 8-1/3∙161/3: = 2-1∙24/3:21/3 = 2-1+4/3+1/3 = 24/3 =

    Карточка 3

    Найдите ошибки

    1. (x1/4+1) (x1/4-1)(x1/2-1) = (x1/4-1)2(x1/2-1) = (x1/2-1)(x1/2-1) = (x1/2-1)2
    2. (-625)-1/4 = 6251/4 = 5

    Карточка 4

    Найдите ошибки

    1. x-y = (x1/4 – y1/4) (x1/4 +y1/4)
    2.  =   = 32,5 : 31,2 ∙ 30,5  = 31,8 = 39/5 =

         По окончании работы, обучающие сообщают учителю найденные и исправленные ими ошибки. Учитель проверяет правильность выполнения задания. За каждую исправленную ошибку начисляется 2 балла каждому члену группы. Набранные баллы за прохождение «Ледовой трещины» записываются в карточку-счетчик.

      Третья высота “Камнепад”  (индивидуальная дифференцированная работа).

    Учитель: Не успели мы выбраться из  ледовой трещины, как на нас обрушился камнепад (слайд 7). Нужно расчистить завал. Все камни разные:   большие и маленькие.     Кто – то будет носить маленькие камни, а кто – то большие. Каждый выберет себе задание по силам.

    Деятельность обучающихся:   Обучающиеся  получают на выбор дифференцированные  задания различного уровня сложности.  

               Те, кто выбрали «большие камни», получают задания повышенного уровня  на индивидуальных карточках. По результатам выполнения этого  задания они смогут заработать до 8 баллов. Каждое верно выполненное задание оценивается в 2 балла.

    Вариант 1

    Сократите дробь:

    а) ;  b) ;  c) ;  d)

    Вариант 2

    Сократите дробь:

    1. ;  b) ;  c) ;  d)

    По окончании работы, учитель проверяет правильность выполнения задания.

     А те, кто выбрал «маленькие  камни», выполняют  задания  базового уровня   в виде   теста ( см. интерактивный тест  на диске или в приложении 2). По результатам выполнения этого  задания они могут заработать до 5 баллов.  

    Набранные баллы за прохождение «Камнепада» записываются в карточку-счетчик.

    1. Подведение итогов игры:   

     Учитель:  Дорогие «альпинисты»!  Давайте подсчитаем баллы, набранные вами по результатам трёх испытаний.

    Деятельность обучающихся:   Обучающиеся подсчитывают набранные ими баллы и записывают из в графе «Общий результат».

    Учитель:  Давайте подведём итоги (слайд 8). Если вы набрали  18-20 баллов, то вы покорили самую высокую вершину – молодцы (отметка отлично)! Если вы набрали 15 – 17 баллов – покорили  вторую высоту, хорошо (отметка хорошо). Если 11 - 14 баллов –вы пока одолели только первую высоту, это тоже неплохо (отметка удовлетворительно). Если вы набрали менее 11 баллов, то вы  остались у подножия вершины. Но не огорчайтесь! Вам еще раз нужно пройти подготовку и повторить восхождение, ваша вершина  у вас еще впереди!

    Деятельность обучающихся:   Обучающиеся  согласно рейтингу   выставляют себе отметку за урок в графе «Отметка» и сдают свою карточку – счётчик учителю.

    Учитель  (по своему усмотрению) переносит эти отметки в журнал.

    1. Домашнее задание: § 37; № 37.28; № 37.30аг; № 37.39*б

    № 37.28. Сократите дробь: а) ; б) ; в) ; г) .

    № 37.30аг. Упростите выражение: а) (1 + )2 - 2; г)  +  - ( + )2

    № 37.39*б. Упростите выражение: б) ( + )  

     

    1. Рефлексия достижения цели:

    Учитель: А теперь я попрошу вас продолжить одну или несколько фраз (слайд 9)

    • было интересно…
    • было трудно…
    • я выполнял задания…
    • у меня получилось …
    • урок дал мне для жизни…

    Деятельность обучающихся:   Обучающиеся по желанию продолжают одну или несколько фраз.

    Учитель: Наш урок начался с песни, а закончить его я хочу стихами (слайд 10). Читает стихотворение.

    Почетно стремление сердца к вершине,

    Приятно на землю смотреть свысока.

    Взошел... Ты герой, победитель отныне

    И, кажется, мир поднебесный в руках.

    Вершина – пустыня, лишь мудрые камни

    Спокойно взирают сияние звёзд…

    Для них ты никто, заблудившийся странник,

    Иллюзии пленник, сомнительных грёз…

    Вершина дает ощущенье полета,

    Свободу от вечной мирской суеты,

    Открыты к иному познанью ворота…

    Волнительна зрелость ее чистоты…

    Приложение к плану-конспекту урока  «Обобщение понятия о показателе степени»

    Приложение  1.

    Карточка – счётчик __________________________ (Фамилия, имя)

    Высота

    Баллы

    1. Снежная лавина

     

    2. Ледовая трещина

     

    3. Камнепад

     

    Общий результат

     

    Отметка

     

    Приложение  2.

    Тест

    Выберите один из предложенных ответов.

    1. Упростите выражение: (1 – с1/2)(1 + с1/2)
    • (1 – с1/2)2
    • 1 – с
    • 1 – 2с1/2 + с
    1. Упростите выражение: (1 – а1/2)2
    • 1 – а + а2
    • – 2а + а2
    • 1 – 2а1/2 + а
    1. Разложите на множители: в3/4 – в1/2
    • в3/4 (1 – в)
    • в1/2 (в1/4 – 1)
    • в1/2 1/2 – 1)
    • разложить нельзя

    1. Разложите на множители: а – в
    • ав (а1/2 – в1/2)
    • (а – в1/2)( а + в1/2)
    • разложить нельзя
    • 1/2 – в1/2) (а1/2 1/2)

     

           Оценивание теста: 1 правильный ответ – 2 балла; 2 правильных ответа – 3 балла;   3 правильных ответа – 4 балла;  4 правильных ответа – 5 баллов.  

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока-деловой игры по теме "Четырехугольники". 8 класс

    Существует различные пути формирования учебно- познавательной компетенции, одним из которых являются нестандартные уроки. Приведем пример деловой игры.На таких уроках моделируется реальная ситуа...

    План- конспект урока(деловой игры) по химии и географии в 10 классе по теме "Нефтехимия"

    Урок - деловая игра по теме "Нефтехимия проводится в 10 классе в форме телешоу программы "Химия сегодня" с участием телеведущего, тележурналиста и представителей фирмы "НЕГРУСЬ"...

    Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

    Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

    Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

    деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

    Обобщающий урок- деловая игра "Пресс- конференция" по теме "Дроби" 6 класс

    Технологическая карта  обобщающего урока - деловая игра "Пресс- конференция" по теме "Дроби" 6 класс...

    Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

    Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...

    Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

    Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...