От системы работы учителя - к высоким результатам на ЕГЭ
статья по алгебре (11 класс) на тему

Что необходимо сделать учителю-предметнику, чтобы качество знаний учащихся стало выше? Используются ли наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бондарец Светлана Михайловна,

учитель математики БОУ СОШ № 5

ст. Пластуновской, Динского района

От системы работы учителя - к высоким результатам на ЕГЭ

В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества.

Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: «Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?»

С 2003 года наши выпускники сдают экзамены в форме и по материалам ЕГЭ. На протяжении этих лет вырабатывалась стратегия подготовки выпускников к итоговой аттестации. Немного о наших достижениях. За последние 4 года все выпускники нашей школы перешагивали порог успешности, показывая результаты выше среднерайонных и среднекраевых: 2010 – 2 место, 2012 – 1 место в районном рейтинге. Салямов Роман, выпускник нашей школы 2012 года, на экзамене по математике набрал 81 балл – один из лучших результатов в районе.

Результаты неплохие, считаю, а слагаемые успеха таковы: дифференцированный подход к обучению, индивидуальный подход плюс использование на уроках новых технологий и передового опыта учителей-новаторов, выработанная эффективная система подготовки к ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ требует от учителя и ученика полной выкладки, это труд на протяжении нескольких лет обучения. Чтобы ученик успешно сдал ЕГЭ в 11 классе, начинаю готовить его с 5-го класса, внедряю в учебный процесс разноуровневые тематические тесты, для проверки уровня подготовленности через тестирование.

Начиная работу с 10 классом, я тщательно анализирую уровень знаний, умений и навыков учащихся; постепенно формируются 3 группы, назовем их условно: А (сильные), В (средние), С (слабые). Очень важно правильно сориентировать ребят: на каком уровне они будут изучать материал  (на какой балл они претендуют), какие и сколько заданий им надо уметь решать на этот уровень, для каждого выстраиваю индивидуальную траекторию подготовки к ЕГЭ. Даю краткий справочник  по каждой теме (основные определения, формулы, теоремы и пр.), примеры с решениями, тренировочные упражнения (на базовом и повышенном уровнях) и тесты.

Ключевым моментом по подготовке к ЕГЭ считаю ведение "Тематических тетрадей" по темам в соответствии с "Кодификатором элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена". Таким образом, к концу 1 полугодия у одиннадцатиклассников имеется полный комплект материалов по основным темам программы. Такой приём позволяет иметь всю информацию в одном месте и вместе с тем даёт возможность быстро находить нужный раздел. Во втором полугодии организую итоговое обобщающее повторение, в рамках которого закрываются проблемные зоны в знаниях учащихся, шлифуются общие навыки решения задач различных типов. При проведении уроков обобщающего повторения "Тематические тетради" стали незаменимыми помощниками. Ученики быстро и правильно определяют тематику заданий КИМов, верно выбирают способ действий. К концу учебного года тетради заметно увеличиваются в объёме от множества разнообразных заданий, собранных в них.

Каждый учащийся имеет портфолио "Мониторинг подготовки к ЕГЭ по математике". Заполняется оно учителем совместно с учеником. Наряду с самостоятельными и зачётными работами, результатами успеваемости по предмету, в портфолио имеются индивидуальные диагностические карты учета уровня овладения математическими умениями и навыками, а также ведётся диагностика успешности учащегося. Уверена, что ведение диагностических карт с последующим сравнительным анализом достижений с показателями предыдущих работ и с результатами других учеников является одним из важных приемов формирования мотивации в учебной деятельности.

При подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике активно использую ресурсы сети Интернет: открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий, тренировочные работы по системе stadgrad, обучающую систему Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ» и др. Всё более востребованным учащимися становится тестирование в режиме он-лайн.  Такая форма работы позволяет вырабатывать навыки самоконтроля и в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.

Важнейшей задачей в процессе подготовки выпускников к итоговой аттестации считаю работу со слабоуспевающими учащимися. Индивидуальное оценивание помогает таким учащимся увидеть даже незначительный прогресс в собственной деятельности, поверить в свои силы. Для этой категории учащихся создаю на уроке ситуации успеха и ориентацию на самооценку, руководствуясь словами Сухомлинского: «Интерес к учению проявляется только тогда,  когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

Итак, для успешной подготовки учащихся к ЕГЭ по математике, необходимо совершенствовать процесс преподавания: активнее включать  идеи дифференцированного обучения, использовать практические разработки по индивидуализации обучения, развивать уровень познавательных способностей учащихся, в частности, через использование ИКТ, повышать интерес и мотивацию учеников к изучению математики; вырабатывать навыки их самостоятельной деятельности.

Самое важное при подготовке к ЕГЭ:

  1. Умение  внимательно читать и анализировать  условия задачи, выделяя самое главное; сделать краткую запись; все вычисления аккуратно проводить на черновике; по возможности сделать проверку (в уравнении обязательно)
  2. Постоянно работать  над совершенствованием  вычислительных навыков (ни в коем случае не пользоваться калькулятором).
  3. Обязательное знание и систематическое повторение правил и формул.
  4. Жёсткий контроль времени выполнения работы
  5. Проверка знаний независимым экспертом (через Интернет)
  6. Заинтересованность положительными результатами  учителя+выпускника+родителей.
  7. Составление личного плана подготовки к ЕГЭ каждым выпускником.
  8. Очень важна работа учителей  для подготовки к ЕГЭ в команде. Желательно подключить к работе учителей-предметников химии и физики.

  Система подготовки к ЕГЭ по математике возникла не на пустом месте, а благодаря тесному сотрудничеству с информационно-методическим центром нашего района и кафедры физико-математических дисциплин ККИДППО, их учебно-методическому сопровождению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии.

Система работы педагога, позволяющая учитывать индивидуальные особенности учащихся и формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности....

Система работы учителя по проверке результатов обучения учащихся в коррекционной школе (из опыта работы)

Повторение и проверка исторический фактов,  и понятий на уроках истории....

«Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур для повышения качества математического образования».

В статье рассматриваются приемы формирующего оценивания, используемые в практике обучения математике....

Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур (контрольных, проверочных работ, ОГЭ) для повышения качества образования

Доклад на педагогический совет "Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур (контрольных, проверочных работ, ОГЭ) для повышения качества образования"...

Система работы учителя биологии с детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам выявления, обучения, поддержки и сопровождения одарённых детей.  Система работы учителя биологии с детьми, имеющими высокие интел...

Система работы учителя, направленная на получение объективных результатов знаний обучающихся.

Описана система работы учителя, направленная на получение объективных результатов знаний обучающихся....

«Система работы учителя и педагога дополнительного образования над повышением качества образовательного результата»

ldquo;Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.Киплинг          В ...