Рабочая программа математического кружка "Эврика"
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме

ГЛУЩЕНКО НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА

Рабочая программа  математического кружка "Эврика" , рассчитанная на 34 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ – Средняя общеобразовательная школа с. Карпёнка

Краснокутского района Саратовской области

ПРИНЯТО                                                               УТВЕРЖДАЮ

 МС точных наук                                                           Директор МОУ – СОШ с.Карпёнка

 ________________ Г.И.Михайлова                                  __________С.В.Чанкина                                

Протокол № _____ от «___» ___ 2014 г.                    Приказ №  ____ от «___» ___2014г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________М.В.Козловская

 «___» _____________ 2014 г.

Рабочая программа

кружка

математического кружка

«Эврика»                                                                                                                                                                                                                                                                           

на 2014-2015 учебный год

        Составитель:

Н.С.Глущенко,

учитель математики

первой квалификационной категории

2014 год.

Пояснительная записка

       Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

        Достижению данных целей позволяет организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Для реализации поставленных целей и задач разработана программа кружковых занятий по математике «Эврика» в 6,8,10-11 классах. Реализация данной программы возможна в течении одного года.

         Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

          При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы:

-  доступности,

- преемственности,

- перспективности,

- развивающей направленности,

- учёта индивидуальных способностей,

- органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Статус документа

Рабочая программа кружка «Эврика» выполняет две основные функции.

Информационно - методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данных кружковых занятий.

Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала. Определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Общая характеристика программы

Кружок состоит из 4 секций:

1.Учебно-исследовательская (учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, пишут исследовательские работы, занимаются разработкой проектов на математические и историко-математические темы;).

2.Любители решения задач (решение задач, самостоятельное составление задач; графические иллюстрации задач; проведение конкурсов, олимпиад).

3.Подготовка к ЕГЭ и ГИА по математике.

4.Организация и проведение математических игр и праздников (разработка и проведение математических игр, марафонов,  викторин, ребусов; организация и проведение математических праздников, олимпиад, конкурсов, вечеров; математические фокусы, загадки-шутки, математические иллюзии).

           Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся.

          Цель: Выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

-   учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам;

-   учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения  решения задач;

Развивающие:

     -   повышать интерес к математике через работу в различных секциях;

-   развивать мышление через  усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

     - формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением задач;

    -  развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;

    - формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.

 

Воспитательные:

- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие через работу в секциях кружка;

- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач;

  - формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.

        - стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через  организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.

           Программа рассчитана на 35 часа, из расчета 1 часа в неделю.

 

Ожидаемые результаты:

         В результате обучения в математическом кружке учащиеся должны приобрести основные навыки  самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения математических знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии  при изучении математики, развить интерес к математике.

Учебно-тематическое планирование

математического кружка «Эврика»

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол. часов

 

       Учебно-исследовательская секция

 

1.

Вводное занятие, выбор темы проекта

1

2.

Работа над проектом (консультации, практические занятия)

8

3.

Защита проекта

2

.

Секция любителей решения задач

 

4

Числовые  ребусы

2

5.

Свойства геометрических фигур.

1

6.

Логические или текстовые задачи.

2

7.

Задачи на составление уравнения.

1

8

Построение графиков функций

1

9

Преобразование алгебраических выражений.

1

10

Основные элементы треугольника.

1

11

Подготовка и проведение конкурса буклетов «Интересная задача»

2

 

Секция организации и проведения математических игр и праздников

 

12

Разработка и оформление буклета «Викторина» к неделе математики

2

13

Подготовка и проведение математического праздника «Математические фокусы, загадки-шутки, математические иллюзии».

2

14

Разработка и проведение математической игры в 7 -9 классах к неделе математики

3

 

Секция подготовки к ГИА и ЕГЭ по математике.

 

15

Уравнения и неравенства с модулем

3

    16

Уравнения и неравенства с параметром

3

 

ИТОГО.

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание и краткое описание тем занятий

№ п/п

Тема

 

Краткое описание

1

Работа над проектами

Выбрав тему проекта, ребята индивидуально или по группам разрабатывают его и готовят защиту - продукт проектной деятельности - в виде исследовательской работы или доклада и презентуют его во время защиты.

2

Числовые ребусы

Математическими ребусами называют задания на восстановление записей вычислений. Условие математического ребуса содержит либо целиком зашифрованную запись (цифры заменены буквами), либо только часть записи.

Записи восстанавливаются на основании логических рассуждений. При этом нельзя ограничиваться отысканием только одного решения. Испытание нужно доводить до конца, чтобы убедиться, что нет других решений, или найти все решения. Есть математические ребусы, имеющие несколько решений. Провести практикум по решению различных ребусов.

3

Свойства геометрических фигур. Основные элементы треугольника.

Рассмотреть практические задачи на разрезание фигур, на нахождение основных элементов треугольника.

4

Четность

Рассмотреть свойства четности и примеры решения задач, применяя эти свойства. Провести практикум по решению задач на четность.

5

Логические или текстовые задачи.

Ввести понятие высказывания, как предложения, о котором можно сказать - истинно оно или ложно. Привести примеры. Предложить учащимся назвать высказывания. Потренироваться в построении отрицаний высказываний, особенно со словами «каждый», «любой», «хотя бы один» и т. д. После этого перейти к объяснению методов решения логических задач: с помощью применения таблиц и с помощью рассуждения. Объяснение данных методов провести на примерах. 

Текстовые задачи на взвешивания рассмотреть на примерах.

6

Задачи на составление уравнения.

Вспомнить понятие уравнения, его элементов, рассмотреть разные типы  задач, решаемых уравнением.

7

Построение графиков функций

Рассмотреть теоретические сведения о свойствах линейной функции, научиться строить графики линейных и кусочно-заданных функций.

8

Преобразование алгебраических выражений.

При выполнении заданий по преобразованию выражений используются различные свойства степени Вычисления и преобразования требуют повышен-

ной концентрации внимания.

Рассмотреть преобразования выражений многошагово, применяя различные методы разложения выражений на множители.

9

Делимость натуральных чисел

По теме «Делимость» следует сформулировать и на примерах пояснить основную теорему арифметики, а

также вспомнить признаки делимости на 2, 5, 10, 4, 25, 3, 9, 11. Закрепление материала провести в виде решения задач и практических заданий.

10

Олимпиада по математике

Провести, используя разработку, предложенную РМО математиков для школьных олимпиад.

11

Подготовка и проведение конкурса буклетов «Интересная задача»

Для конкурса буклетов организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка. Буклеты оформить в компьютерном классе.

12

Уравнения и неравенства с модулем

Вспомнить определение модуля, его свойства. Решение уравнений и неравенств рассмотреть на примерах.

13

Уравнения и неравенства с параметром

Решить уравнение (неравенство) с параметром - это значит установить соответствие, позволяющее для любого значения параметра найти соответствующее множество решений уравнения (неравенства).рассмотреть решение линейных, квадратных уравнений и неравенств.

14

Разработка и оформление буклета «Викторина» к неделе математики

Работу секции математических игр и праздников организовать  в соответствии с планом проведения недели математики.

15

Подготовка и проведение математического праздника «Математические фокусы, загадки-шутки, математические иллюзии».

16

Разработка и проведение математической игры в 6 классе к неделе математики

17

Разработка и проведение математической игры в 8 классе к неделе математики

18

Разработка и проведение математической игры в 10-11 классах  к  недели математики

18

Разработка и проведение математической игры в 10-11 классах к неделе математики

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

      В результате изучения математики на занятиях кружка ученик должен

знать/понимать:

Что называют числовыми ребусами, свойства геометрических фигур, основные элементы треугольника, свойства четности, понятие об истинном и ложном высказывании, свойства линейной функции, признаки делимости на 2, 5, 10, 4, 25, 3, 9, 11.

Уметь:

Решать числовые ребусы, задачи на четность, делимость чисел, задачи на составление уравнений, строить графики линейных и кусочно-заданных функций, решать уравнения и неравенства с параметром и модулем, разрабатывать и оформлять буклеты; выполнять исследовательские проекты, презентовать и защищать их; разрабатывать и проводить математические игры и праздники.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

                                                    Формы контроля

 

№п/п

Контроль

Форма контроля

1.

Решение задач

Участие в олимпиаде

2.

Проекты, исследовательские работы

Участие в конференции НОУ «Поиск»

3.

Подготовка к ЕГЭ и  ГИА

Пробные ЕГЭ, ГИА

4.

Разработка викторин, математических праздников, игр, математических марафонов и т.д.

Неделя математики

 

Методическое обеспечение

            Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на задачах.

          Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях:

  • наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические практические задачи, решение которых даёт им новые знания;
  • с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными математическими теориями
  • усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

         Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей.

         Обсуждение решений задач с учащимися необходимо проводить в виде эвристической беседы.

        Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры -современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях математического кружка необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

       При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

      Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем, работой над проектом, разработкой математических игр, придумыванием задач.

       Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. В данном случае будет уместно оценивание результатов в виде проведения рефлексии самими учащимися.

        В процессе подготовки и проведения занятий, в процессе рефлексии у учащихся развиваются и улучшаются навыки самостоятельной работы с литературой, формируется речевая грамотность, четкость, достоверность и грамотность изложения материала, собранность и инициативность.

         В работе кружка широко применяется метод проектов.

          Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность. Совместно-распределенная деятельность учителя и учащихся при организации исследовательской деятельности в рамках метода проектов включает в себя три основных этапа: мотивационный, операционно-познавательный, рефлексивно-оценочный.    

          На первом, мотивационном, этапе осуществляется создание учебно-проблемной ситуации - мотивирующая задача, совместное целеполагание, прогнозирование предполагаемого результата (продукта проекта), распределение учащихся по парам или группам (в случае парного или группового проекта), планирование исследовательской деятельности, а также актуализация знаний и умений, необходимых для выполнения проекта.        

        На втором, операционно-познавательном, этапе учащиеся осуществляют план проекта посредствам сбора, анализа и систематизации фактического материала, выдвижения, доказательства или опровержения   гипотез, а также определяют форму продукта проекта и непосредственно готовят сам продукт.       

        На третьем, рефлексивно-оценочном, этапе в процессе презентации результатов исследовательских проектов (продуктов) осуществляется анализ и самоанализ планировавшихся и достигнутых результатов, анализируется собственная деятельность, определяется содержание корректирующей деятельности. Этап может завершаться постановкой задачи по окончательной доработке продукта проекта.

          Преобладающей деятельностью учащихся является исследовательская, поэтому основная задача учителя - создать условия для включения школьника в деятельность, направленную на самостоятельное выдвижение гипотез и на поиск их доказательств.

         Таким образом, использование метода проектов  в кружковой работе позволяет, придерживаясь традиционной системы учебных занятий, избегать их отрыва от реальной деятельности, пробуждает интерес к познанию, а также способствует достижению требований современного информационного общества.

           На занятиях также применяются:

- педагогические способы взаимодействия с детьми;

словесные методы (рассказ, беседа);

- практические методы (упражнения, тесты);

- методы стимулирования и мотивации; поощрения;

- учебно-познавательные игры, занимательные материалы;

- участие в школьных математических играх и олимпиадах;

- организация логических операций; заинтересованность в результатах;

- самооценка деятельности и коррекции.

 

Список литературы:

1.Данкова И.Н., Бондаренко Т.Е., Емелина Л.Л., Плетнева О.К. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике: общие положения, программы курсов, структура портфолио, сценарии занятий. – М.: «5 за знания», 2006.

2.Коннова Е.Г.Математика. Поступаем в вуз по результатам олимпиад. – Ростоа на Дону: Легион, 2008.

3.Кочагина М.Н., Кочагин В.В. «Малое ЕГЭ» по математике. Подготовка учащихся к итоговой аттестации – М.:Эксмо, 2007.

4.Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы.- М.: Фийрис – пресс, 2008.

5.Школьная олимпиада по математике 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...