РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ НА ЛИНЕЙНЫЕ МНОЖИТЕЛИ. ТЕОРЕМА ВИЕТА ДЛЯ ПРИВЕДЁННОГО МНОГОЧЛЕНА n-Й СТЕПЕНИ
учебно-методический материал по алгебре (10 класс) по теме
В данной работе рассматривается метод разложения многочленив n-й степени на линейные множители, решение приведённых уравнений n-й степени. Даны алгоритмы решения и краткости рассуждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ponomaryovoy_o.f._.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья/Физика и математика – Математика
Пономарёва О.Ф.
РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ НА ЛИНЕЙНЫЕ МНОЖИТЕЛИ. ТЕОРЕМА ВИЕТА ДЛЯ ПРИВЕДЁННОГО МНОГОЧЛЕНА n-Й СТЕПЕНИ
МКОУ Кумылженская СОШ № 1 имени Знаменского А.Д.
В данной работе рассматривается метод разложения многочленов n-й степени на линейные множители, решение приведённых уравнений n-й степени. Даны алгоритмы решения и краткости рассуждений.
Ключевые слова: разложение многочленов n-й степени на линейные множители, соотношения между корнями и коэффициентами приведённого многочлена третьей и четвёртой степеней.
Практическое значение имеет умение быстро производить разложение многочленов n-й степени на линейные множители. В своей практике считаю весьма важным и даже необходимым добиваться от учащихся именно такого способа решения приведённых уравнений n-й степени.
Повторив определение и свойства приведённого квадратного трёхчлена:
- Р(х) = х2 + pх + q — приведённый квадратный трёхчлен.
- Разложение квадратного трёхчлена на множители:
если х1 , х2 — корни приведённого квадратного трёхчлена, то х2 + pх + q = (х — х1) (х — х2 ).
На основании этого свойства можно составить квадратный трёхчлен по его корням.
Задание 1. Составить квадратный трёхчлен по его корням х1 = 3; х2 = 5.
Решение.
х1 = 3; х2 = 5, то (х — 3) (х — 5) = х2 — 8х + 15.
Ответ: х2 — 8х + 15.
- Теорема Виета для приведённого квадратного трёхчлена.
Если х1 , х2 — корни многочлена х2 + pх + q, то p = — (х1 + х2), q = х1 • х2.
Решая приведённые квадратные уравнения, отыскиваются корни среди делителей свободного члена.
Задание 2. Решить уравнение х2 — 5 х + 6 = 0.
Решение.
х2 — 5 х + 6 = 0, х1 = 2; х2 = 3,
так как — (х1 + х2) = — 5, х1 • х2 = 6.
Ответ: х1 = 2; х2 = 3.
Подумайте над следующим вопросом: «Справедливы ли эти свойства для произвольного многочлена n-й степени?» Используя сравнение и аналогию, учащиеся дают определение приведённого многочлена n-й степени и формулируют для него свойство, аналогичное свойству II. «Если х1, х2, х3,..., хn — корни приведённого многочлена Р(х) степени n, то Р(х) = (х — х1) (х — х2)... (х — хn)».
Задание 3. Составить приведённый многочлен Р(х) 3-й степени,
если х1 = 1, х2 = 2, х3 = ―1.
Решение.
Так как Р(х) = (х — х1 ) (х — х2 )... (х — хn ),
где х1, х2, х3,…, хn — корни приведённого многочлена Р(х) степени n,
то Р(х)= (х — 1 ) (х — 2 ) (х + 1 ).
Произведя раскрытие скобок, имеем: Р(х) = х3 — 2 х2 — х + 2.
Ответ: х3 — 2 х2 — х + 2.
Задание 4. Составить приведённый многочлен Р(х) 4-й степени, если х1 = х2 = √2, х3 = х4 = ―√2.
Решение.
Так как Р(х) = (х — х1 ) (х — х2 )... (х — хn ),
где х1, х2, х3,…, хn — корни приведённого многочлена Р(х) степени n,
то Р(х)= (х — √2) (х — √2) (х + √2) (х + √2).
Используя формулу сокращённого умножения (а2 — в2) =(а — в) (а + в),
имеем: Р(х) = (х2 — 2)2, Р(х) = х4 — 4 х2+ 4.
Ответ: х4 — 4 х2+ 4.
Используя разложение приведённого многочлена n-й степени на множители, выведем соотношения между корнями и коэффициентами
приведённого многочлена третьей степени, четвёртой степени.
- Если многочлен х3 + pх2 + qx + r имеет корни х1, х2, х3, то верны равенства: р = ― (х1 + х2 + х3), q = x1х2 + х2х3 + х1х3, r = ― х1 х2 х3.
- Если многочлен х4 + pх3 + qx2 + rх + s имеет корни х1, х2, х3, х4, то верны равенства: р = ― (х1 + х2 + х3 + х4), q = x1х2 + x1х3 + x1х4 + х2х3 + х2х4 +х3 х4, r = ― (х1 х2 х3 + х1 х2 х4 + х2 х3 х4), s = х1 х2 х3 х4.
Задание 5. Числа х1, х2, х3 ― корни многочлена D(х) = 3х3 + 5х2 + х + 4.
Определить: 1) х1 + х2 + х3; 2) х1 х2 х3; 3) 1/ х1 + 1/х2 + 1/х3.
Решение.
Так как D(х) = 3х3 + 5х2 + х + 4, то Р(х) = х3 + 5/3 • х2 + 1/3 • х + 4/3,
где х1, х2, х3 — корни приведённого многочлена Р(х) степени 3-й.
х1 + х2 + х3 = — р, то 1) х1 + х2 + х3 = — 5/3.
Используя r = ― х1 х2 х3 , имеем: 2) х1 х2 х3 = ― 4/3.
3) Преобразуем: 1/ х1 + 1/х2 + 1/х3 =
х2 х3 : (х1 х2 х3) + х1 х3 : (х1 х2 х3) + х1 х2 : (х1 х2 х3) =
(х1 х2 + х1 х3 + х2 х3) : х1 х2 х3 = 1/3 : (― 4/3) = ― 1/4.
Ответ: — 5/3; ― 4/3; ― 1/4.
Задание 6. Решить уравнение х3 — 5 х2 — х + 21 = 0.
Решение.
х3 — 5 х2 — х + 21 = 0,
Так как х1 + х2 + х3 = 5; x1х2 + х2х3 + х1х3 = — 1; х1 х2 х3 = — 21.
Решая систему из трёх уравнений с тремя неизвестными,
отыскиваем корни данного уравнения: х1 = 1 — 2√2; х2 = 3; х3 = 1 + 2√2.
Ответ: х1 = 1 — 2√2; х2 = 3; х3 = 1 + 2√2.
Применяя данный метод разложения приведённого многочлена n-й степени на множители, от учащихся не нужно требовать подробной записи, после условия исходного приведённого многочлена n-й степени можно сразу записывать разложение на множители.
Отметим, что рассмотренный метод позволяет быстро определять корни приведённых уравнений n-й степени и уравнений общего вида n-й степени, что имеет важное практическое значение для учащихся во время проведения внешних аттестаций, различного типа исследований качества знаний.
Литература:
- Алгебра и начала математического анализа. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / под ред. А. Б. Жижченко.– 3-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 368 с.
- Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.