РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ НА ЛИНЕЙНЫЕ МНОЖИТЕЛИ. ТЕОРЕМА ВИЕТА ДЛЯ ПРИВЕДЁННОГО МНОГОЧЛЕНА n-Й СТЕПЕНИ
учебно-методический материал по алгебре (10 класс) по теме

В данной работе рассматривается метод разложения многочленив n-й степени на линейные множители, решение приведённых уравнений n-й степени. Даны алгоритмы решения и краткости рассуждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ponomaryovoy_o.f._.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Статья/Физика и математика – Математика

Пономарёва О.Ф. 

РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ НА ЛИНЕЙНЫЕ МНОЖИТЕЛИ. ТЕОРЕМА ВИЕТА ДЛЯ ПРИВЕДЁННОГО МНОГОЧЛЕНА n-Й СТЕПЕНИ

МКОУ Кумылженская СОШ № 1 имени Знаменского А.Д.

        В данной работе рассматривается метод разложения многочленов n-й степени на линейные множители, решение приведённых уравнений n-й степени. Даны алгоритмы решения и краткости рассуждений.

        Ключевые слова: разложение многочленов n-й степени на линейные множители, соотношения между корнями и коэффициентами приведённого многочлена третьей и четвёртой степеней.

        Практическое значение имеет умение быстро производить разложение многочленов n-й степени на линейные множители. В своей практике считаю весьма важным и даже необходимым добиваться от учащихся именно такого способа решения приведённых уравнений n-й степени.

Повторив определение и свойства приведённого квадратного трёхчлена:

  1. Р(х) = х2  + pх + q — приведённый квадратный трёхчлен.
  2. Разложение квадратного трёхчлена на множители:

если х1 , х2  — корни приведённого квадратного трёхчлена, то х2  + pх + q = (х — х1) (х —  х2 ).

На основании этого свойства можно составить квадратный трёхчлен по его корням.

Задание 1. Составить квадратный трёхчлен по его корням  х1 = 3; х2 = 5.

Решение.

х1 = 3; х2 = 5, то (х — 3) (х — 5) = х2 — 8х + 15.

Ответ: х2 — 8х + 15.

  1. Теорема Виета для приведённого квадратного трёхчлена.

Если  х1 , х2  — корни многочлена  х2  + pх + q, то p =  — (х1 + х2), q =  х1  • х2. 

Решая приведённые квадратные уравнения, отыскиваются корни среди делителей свободного члена.

Задание 2. Решить уравнение  х2  — 5 х + 6 = 0.

Решение.

х2  — 5 х + 6 = 0, х1 = 2; х2 = 3,

так как  —  (х1  + х2)  = — 5, х1  • х2  = 6.

Ответ: х1  = 2; х2  = 3.

Подумайте над следующим вопросом: «Справедливы ли эти свойства для произвольного многочлена n-й степени?» Используя сравнение и аналогию, учащиеся дают определение приведённого многочлена n-й степени и формулируют для него свойство, аналогичное свойству II. «Если х1, х2, х3,..., хn — корни приведённого многочлена  Р(х) степени n, то Р(х) = (х — х1) (х —  х2)... (х — хn)».  

Задание 3. Составить приведённый многочлен Р(х) 3-й степени,

если х1 = 1, х2 = 2, х3 = ―1.

Решение.

Так как Р(х) = (х — х1 ) (х —  х2 )... (х — хn ),

где х1, х2, х3,…, хn — корни приведённого многочлена Р(х) степени n,

то Р(х)= (х — 1 ) (х — 2 ) (х + 1 ).

Произведя раскрытие скобок, имеем: Р(х) = х3 — 2 х2  —  х + 2.

Ответ: х3 — 2 х2  —  х + 2.

Задание 4. Составить приведённый многочлен Р(х) 4-й степени, если х1 =  х2 = √2, х3 = х4 = ―√2.

Решение.

Так как Р(х) = (х — х1 ) (х —  х2 )... (х — хn ),

где х1, х2, х3,…, хn — корни приведённого многочлена Р(х) степени n,

то Р(х)= (х —  √2) (х — √2) (х + √2) (х + √2).

Используя формулу сокращённого умножения (а2 — в2) =(а — в) (а + в),

имеем: Р(х) = (х2 — 2)2, Р(х) = х4  — 4 х2+ 4.

Ответ: х4  — 4 х2+ 4.

Используя разложение приведённого многочлена n-й степени на множители, выведем соотношения между корнями и коэффициентами

приведённого многочлена третьей степени, четвёртой степени.

  1. Если многочлен х3 + pх2 + qx + r имеет корни х1, х2, х3, то верны равенства: р  =  ― (х1 + х2 + х3),  q = x1х2 + х2х3 + х1х3, r =  ―  х1 х2 х3. 
  2. Если многочлен х4 + pх3 + qx2 + rх + s имеет корни х1, х2, х3, х4, то верны равенства: р = ― (х1 + х2 + х3 + х4),  q = x1х2 + x1х3 + x1х4 +  х2х3 + х2х4 +х3 х4, r = ― (х1 х2 х3 + х1 х2 х4 + х2 х3 х4),  s = х1 х2 х3 х4.   

   Задание 5. Числа х1, х2, х3 ― корни  многочлена D(х) = 3х3 + 5х2 + х + 4.

Определить: 1) х1 + х2 + х3; 2) х1 х2 х3; 3) 1/ х1 + 1/х2 + 1/х3.

Решение.

Так как D(х) = 3х3 + 5х2 + х + 4, то Р(х) = х3 + 5/3 • х2 + 1/3 • х + 4/3,

где х1, х2, х3 — корни приведённого многочлена Р(х) степени 3-й.

х1 + х2 + х3 = — р, то  1) х1 + х2 + х3 = — 5/3.

Используя r = ― х1 х2 х3 , имеем: 2) х1 х2 х3 = ― 4/3.

3) Преобразуем: 1/ х1 + 1/х2 + 1/х3 =

х2 х3 : (х1 х2 х3) + х1 х3 : (х1 х2 х3) + х1 х2 : (х1 х2 х3)  =

 (х1 х2 + х1 х3 + х2 х3) :  х1 х2 х3 = 1/3 : (― 4/3) =  ― 1/4.

Ответ: — 5/3; ― 4/3; ― 1/4.

Задание 6. Решить уравнение  х3 — 5 х2 — х + 21 = 0.

Решение.

х3 — 5 х2 — х + 21 = 0,

Так как х1  + х2  + х3 = 5;  x1х2 + х2х3 + х1х3 = — 1;  х1 х2 х3 = — 21.

Решая систему из трёх уравнений с тремя неизвестными,

отыскиваем корни данного уравнения:  х1 = 1 — 2√2; х2 = 3; х3 = 1 + 2√2.

Ответ: х1 = 1 — 2√2; х2 = 3; х3 = 1 + 2√2.

Применяя данный метод разложения приведённого многочлена n-й степени на множители, от учащихся не нужно требовать подробной записи, после условия исходного приведённого многочлена n-й степени можно сразу записывать разложение на множители.  

Отметим, что рассмотренный метод позволяет быстро определять корни приведённых уравнений n-й степени и уравнений общего вида n-й степени, что имеет важное практическое значение для учащихся во время проведения внешних аттестаций, различного типа исследований качества знаний.

Литература:

  1. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / под ред. А. Б. Жижченко.– 3-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 368 с.
  2. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Разложение многочленов на множители различными способами» в 7 классе по учебнику А.Г. Мордковича

Урок направлен на закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении темы «Разложение многочленов на множители»; на то, чтобы учить детей  на основании логических рассуждений ...

Методы разложения многочленов на множители

Презентация к уроку "Методы разложения многочленов на множители"...

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе по теме "Разложение многочленов на множители способом вынесения общего множителя за скобки и способом группировки"

Урок закрепления и обобщения знаний и способов учебных действий. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, по цепочке, фронтальная. В конце урока использован эффект незавершенного действия....

«РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ НА ЛИНЕЙНЫЕ МНОЖИТЕЛИ. ТЕОРЕМА ВИЕТА ДЛЯ ПРИВЕДЁННОГО МНОГОЧЛЕНА n-Й СТЕПЕНИ»

Проектно-исследовательская работа, в которой выявлены новые методы разложения многочленов n-й степени на линейные множители. Данный проект расширяет возможности для обучения новым методам решения прив...

Презентация по теме "Теорема Виета. Разложение на множители квадратного трехчлена".

Работа с презентацией на уроке помогает развивать навыки использования теоремы Виеты и обратной теоремы Виета для решения приведенных квадратных уравнений.Для работы необходим набор разноцветных карто...

Конспект урока с технологической картой по теме "Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки"

Научить учеников раскладывать многочлены на множители гораздо сложнее, чем научить умножать многочлены. Овладеть приёмами разложения многочлена на множители очень важно. Такого рода преобразования буд...